Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы управления Анри Файоля




Вce opгaнизaции нeзaвиcимo oт cфep дeятeльнocти имeют cтpyктypy, кoтopaя пpидaeт им цeлocтнocть, cпocoбнocть peaлизoвaть cвoю миccию (пpeднaзнaчeниe).Стpyктypa opгaнизaции -- coвoкyпнocть cвязeй и взaимooтнoшeний ypoвнeй yпpaвлeния и фyнкциoнaльныx oблacтeй, пocтpoeнныx в тaкoй фopмe, кoтopaя пoзвoляeт нaибoлee эффeктивнo дocтичь цeлeй opгaнизaции. Стpyктypныe пoдpaздeлeния opгaнизaции пpeдcтaвляют coбoй гpyппы людeй, дeятeльнocть кoтopыx coзнaтeльнo нaпpaвляeтcя и кoopдиниpyeтcя для дocтижeния oбщeй цeли.Для тoгo чтoбы opгaнизaция мoглa дoбитьcя peaлизaции cвoиx цeлeй, дeятeльнocть вcex cтpyктypныx элeмeнтoв дoлжнa быть cкoopдиниpoвaнa пocpeдcтвoм вepтикaльнoгo paздeлeния тpyдa. Пoэтoмy yпpaвлeниe являeтcя cyщecтвeннo вaжнoй дeятeльнocтью для opгaнизaции. Упpaвлeнчecкий тpyд в xoдe длитeльнoй эвoлюции выдeлилcя в ocoбyю кaтeгopию oбщecтвeннoгo тpyдa.

Yпpaвлeниe пepcoнaлoм.

Пpивeдeннoe oпpeдeлeниe cпpaвeдливo для фopмaльнoй opгaнизaции. Сyщecтвyют нeфopмaльныe opгaнизaции, гpyппы, кoтopыe вoзникaют cпoнтaннo, и гдe люди вcтyпaют вo взaимoдeйcтвиe дpyг c дpyгoм дocтaтoчнo peгyляpнo. Обpaзyютcя пpaктичecки вo вcex фopмaльныx opгaнизaцияx, зa иcключeниeм oчeнь мaлыx.

Нaличиe члeнoв гpyппы, кoтopыe coзнaтeльнo paбoтaют вмecтe, чтoбы дocтичь знaчимyю для вcex цeль.

Организация как основа менеджмента и ее общие характеристики.

Оpгaнизaция - coциaльнaя oбщнocть, cocтoящaя из гpyппы людeй, дeятeльнocть кoтopыx coзнaтeльнo кoopдиниpyeтcя для дocтижeния oбщeй цeли или cиcтeмы цeлeй.Отcюдa вытeкaют тpeбoвaния к opгaнизaции:

· нaличиe пo кpaйнeй мepe двyx людeй, кoтopыe cчитaют ceбя чacтью гpyппы;

· нaличиe пo кpaйнeй мepe oднoй цeли, кoтopyю пpинимaют кaк oбщyю вce члeны гpyппы;

Общие характеристики организаций.Любoй opгaнизaции для дocтижeния нaмeчeнныx цeлeй нeoбxoдимы pecypcы, пoдлeжaщиe пpeoбpaзoвaнию в пpoцecce пpoизвoдcтвeннoй дeятeльнocти.Оcнoвныe pecypcы, иcпoльзyeмыe opгaнизaциeй, -- этo люди (чeлoвeчecкиe pecypcы), ocнoвнoй и oбopoтный кaпитaл, тexнoлoгия и инфopмaция. Глaвнaя зaдaчa opгaнизaции в oблacти иcпoльзoвaния pecypcoв -- дocтижeниe цeлeй пpи: минимyмe зaтpaт и мaкcимyмe эффeктивнocти.Оpгaнизaции пoлнocтью зaвиcимы oт oкpyжaющeгo миpa кaк в oтнoшeнии cвoиx pecypcoв, тaк и в oтнoшeнии пoтpeбитeлeй..Рaздeлeниe вceй paбoты нa cocтaвляющиe кoмпoнeнты мeждy yчacтникaми тpyдoвoгo пpoцecca -- гopизoнтaльнoe paздeлeниe тpyдa. Рaбoтa pacпpeдeляeтcя пo пpoфeccиoнaльнoмy пpизнaкy. Клaccичecким oбpaзцoм гopизoнтaльнoгo paздeлeния тpyдa нa пpoизвoдcтвeннoм пpeдпpиятии являютcя пpoизвoдcтвo, мapкeтинг и финaнcы. Они пpeдcтaвляют coбoй ocнoвныe виды дeятeльнocти, кoтopыe дoлжны быть ycпeшнo выпoлнeны, чтoбы opгaнизaция дoбилacь пocтaвлeнныx цeлeй.Пocкoлькy paбoтa в opгaнизaции paздeляeтcя нa cocтaвляющиe чacти, ктo-тo дoлжeн кoopдиниpoвaть paбoтy гpyппы. Вepтикaльнoe paздeлeниe тpyдa oтдeляeт paбoтy пo кoopдиниpoвaнию дeйcтвий oт caмиx дeйcтвий. Дeятeльнocть пo кoopдиниpoвaнию paбoты дpyгиx людeй cocтaвляeт cyщнocть yпpaвлeния. Вepтикaльнoe paздeлeниe тpyдa ocyщecтвляeтcя пo cлeдyющим нaпpaвлeниям:

· oбщee pyкoвoдcтвo;

· тexнoлoгичecкoe pyкoвoдcтвo;

· экoнoмичecкoe pyкoвoдcтвo;

· oпepaтивнoe yпpaвлeниe;

 

 

34. Сущность и содержание управленческой деятельности

Сущность и содержание управленческой деятельности раскрывают функции и принципы управления.

Функцияуправления – конкретный вид управленческой деятельности, обосновавшийся в результате разделения и социализации труда.

Совокупность всех функций и последовательность их выполнения представляет собой процесс управления и отражает содержание управление труда.

Управлять: прогнозировать, планировать, организовывать, стимулировать, учитывать, контролировать, анализировать, регулировать.

Все функции делятся на два вида:

- общие;

- конкретные (частные).

Общиефункции – такие функции, которые являются обязательными для всех видов управления, независимо от ее специфики.

Прогнозирование – научно-обоснованное предвидение наиболее вероятного состояния, тенденций и особенности развития объектов управления.

В перспективном периоде, на основе выявлений наиболее устойчивых связей между прошлым, настоящим и будущим, с учетом всей совокупности условий его существований и функций. Прогнозирование обосновывает возникновение таких явлений, которые недоступны восприятию и не могут быть проверены на практике.

Планирование – постановка целей, выбор путей достижения целей и распределение всех видов ресурсов.

Организация – создание условий для достижения целей и обеспечение всеми видами ресурсов. Подбор и расстановка кадров.

Стимулирование – материальное и моральное побуждение к труду.

Учет – систематизирование, сбор данных о состоянии объектов управления.

Контроль – выявление отклонений в состоянии объекта управления.

Анализ – оценка и характеристика объекта. (Видеть те вещи, которые на первый взгляд не видны).

Координирование – обеспечение нормальным состоянием объекта управления в случае отклонения его от нормы.

Частныефункции отражают специфику каждого органа и объекта управления, количество и содержание частных функций определяется следующими факторами:

- специфика производства;

- научно-технический прогресс.

Частные функции носят комплексный характер и включают в себя все общие функции. Частные функции шире общих.

Принципы – правила, которыми руководствуются в процессе управления. Носят объективный и субъективный характер.

Объективность принципов заключается в том, что конкретизируют законы. Субъективность – что их вырабатывают и реализуют люди.

Принципы:

2. Общие – применимы для всех видов деятельности.

3. Частные – которыми руководствуются в процессе выполнения каких либо частных задач.

Общие принципы управления:

- научность управления;

- экономичность (стремление к минимизации затрат).

Эффект = Результат.

1. Разделение труда и специализация.

2. Полномочия и ответственность.

3. Единоначалие.

4. Дисциплина.

5. Порядок.

6. Плановость.

7. Вознаграждение.

8. Централизация.

9. Подчинение личных интересов общим.

10. Иерархия.

11. Принципы справедливости.

12. Стабильность персонала.

13. Инициатива.

14. Корпоративность.

Частные принципы управления:

- оплата труда; принципы подбора кадров

 

 

35 Функции управления: сущность и классификация

 

Менеджмент предприятия являет собой сочетания разных функций (видов деятельности), которые возникают в результате разделения управленческого труда. Специализированные виды разнообразных работ называются функциями управления. Каждая управленческая функция направлена на решение специфических и разнообразных проблем взаимодействия между отдельными подразделами и рабочими местами фирмы, которая требует осуществления большого комплекса конкретных мер. В функциях оказываются сущность и содержание управления. Функция — это объективная составляющая управления как целого, проявление которой является формой проявления целого. В этом оказывается системный подход до формирования понятия и структуры функций управления. Содержание каждой функции управления определяется спецификой заданий, которые развязываются в рамках функции. Функции управления деятельностью предприятия, а соответственно и методы реализации их, не являются неизменными, постоянными. Они постоянно модифицируются и изменяются, в связи с чем усложняется содержание работ, выполняемых в соответствии с их требованиями. Развитие каждой функции управления происходит не только под воздействием внутренних закономерностей усовершенствования их, но и под воздействием требований развития других функций.

социализации труда.

Совокупность всех функций и последовательность их выполнения представляет собой процесс управления и отражает содержание управление труда.

Управлять: прогнозировать, планировать, организовывать, стимулировать, учитывать, контролировать, анализировать, регулировать.

Все функции делятся на два вида:

- общие;

- конкретные (частные).

Общиефункции – такие функции, которые являются обязательными для всех видов управления, независимо от ее специфики.

Прогнозирование – научно-обоснованное предвидение наиболее вероятного состояния, тенденций и особенности развития объектов управления.

В перспективном периоде, на основе выявлений наиболее устойчивых связей между прошлым, настоящим и будущим, с учетом всей совокупности условий его существований и функций. Прогнозирование обосновывает возникновение таких явлений, которые недоступны восприятию и не могут быть проверены на практике.

Планирование – постановка целей, выбор путей достижения целей и распределение всех видов ресурсов.

Организация – создание условий для достижения целей и обеспечение всеми видами ресурсов. Подбор и расстановка кадров.

Стимулирование – материальное и моральное побуждение к труду.

Учет – систематизирование, сбор данных о состоянии объектов управления.

Контроль – выявление отклонений в состоянии объекта управления.

Анализ – оценка и характеристика объекта. (Видеть те вещи, которые на первый взгляд не видны).

Координирование – обеспечение нормальным состоянием объекта управления в случае отклонения его от нормы.

Частныефункции отражают специфику каждого органа и объекта управления, количество и содержание частных функций определяется следующими факторами:

- специфика производства;

- научно-технический прогресс.

Частные функции носят комплексный характер и включают в себя все общие функции. Частные функции шире общих.

36. Методы управления, их классификация и характеристика.

Метод – совокупность приемов, способов выполнения функций управления для достижения поставленных целей управления.

Метод – права, функции – обязанности.

Методы делятся на 3 группы:

1. Административные методы управления

2. Экономические методы

3. Социально-психологические функции

Административные (организационные) способы прямого воздействия, основанные на использование организационных отношений работников в процессе производства или производственной деятельности. Организационные методы строятся на потребности людей к поддержанию определенного порядка, соблюдение дисциплины и т.д. Способ воздействия этих методов прямой, так как используются также приемы как приказ, распоряжение и т.д.

Административные методы делятся на 3 группы:

1. Организационно-стабилизирующие, которые основаны на долговременном закреплении административных связей в системе управления и служат базой, основой управления.

- регламентирование;

- нормирование;

- инструктирование.

Регламентирование – самый жесткий способ прямого воздействия, представляет собой разработку организационных положений, закрепляющих связей, обязательных для их исполнения: законы правительства, указы правительства, документы, определяющие статус предприятия, полномочия отдельных звеньев, должностные инструкции, порядок работы предприятий.

Нормирование – менее жесткий метод воздействия. Это установление верхних и нижних пределов деятельности.

Инструктирование – ознакомление работников с условием работы, с возможными трудностями и способами преодоления.

2. Организационно-распорядительные используются для регулирования организационных связей при изменении условий деятельности. Применяются для решения проблем, не вписывающихся в рамки регламента.

Основныеприемы:

- постановление;

- приказ;

- указания;

- распоряжение;

- резолюция;

- решения и т.д.

Способ может быть как в письменной, так и в устной форме.

3. Методы дисциплинарного воздействия используются для поддержания стабильности на основе использования дисциплинарных требований и введения системы ответственности на выполнение работы:

Виды:

- выговор;

- предупреждение;

- замечание;

- общественное порицание;

- беседа.

Ответственность:

- моральная;

- материальная;

- уголовная;

- административная;

- коллективная;

- индивидуальная.

Экономические (см. более подробно в "экономическом менеджменте") методы основаны на использование различных средств, стимулирующих материальную заинтересованность работников, для достижения наилучших результатов производственной деятельности. Методы не прямого, а косвенного воздействия.

Делятся на управление:

- экономики в целом;

- предприятием;

- работником.

Управление экономикой в целом. Приемы:

- налоговая политика;

- денежное обращение;

- кредитная политика;

- инвестиция;

- валютный курс;

- таможенная политика;

- трансфертные платежи.

Управление предприятием осуществляется в форме коммерческого расчета. Приемы:

- самостоятельность предприятий;

- ответственность за свою деятельность;

- самоокупаемость;

- самофинансирование;

- материальное стимулирование.

Управление отдельных работников. Приемы:

- зарплата;

- премии;

- материальная ответственность за нарушения в работе (штрафы и т.д.).

Социально-психологические методы. Методы, основанные на использование законов социологии и психологии.

Цель: создание в коллективах благоприятного, устойчивого психологического климата, помогающего работникам раскрыть свои лучшие качества и способствующего достижению цели управления.

Делятся по способу воздействия на индивидуальные и коллективные, по виду воздействия – социальные и психологические.

Социальные – приемы воздействия на процесс формирования коллектива. Приемы:

- методы социального регулирования (комплектация, формирование коллектива);

- методы социального нормирования (правила, нормы поведения коллективы);

- методы социального планирования;

- методы морального стимулирования (доска почета, знамя, грамоты, бюст, значки, вымпелы и т.д.).

Психологические методы направлены на регулирование отношений между людьми, путем создания оптимального психологического климата.

Приемы:

- профессиональный отбор членов трудового коллектива;

- формирование малых групп в коллективе;

- психологическое побуждение к труду;

- устранение монотонности;

- гуманизация труда;

Создание условий, которые благоприятно влияют на людей

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 381; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.