Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сутра 2.30. ахимса/сать/ястейя/брамхачарь/япариграха / ямаха




ахимса - раз, сатья – два, астейя – три, брахмачарья – четыре, апариграха – пять.

Ахимса – невреждение. Это, напоминаю всем присутствующим, пятерку клеш. Одна из клеш – это отвращение, неприязнь. Ахимса, невреждение – это некоторое ограничение в сфере, где может действовать неприязнь, где твое поведение обусловлено неприязнью.

Напишу ахимса здесь - пишет ахимсу внизу по вертикали. Т.е. это минус (неприязнь). Минус неприязнь – это мое толкование, а не перевод. «Не совершай некоторых действий, мотивом которых является стремление причинить вред». Это есть ахимса.

Второе – сатья. Нужно иметь ввиду, что слово сатья в санскрите имеет два значения. Первое – то, что есть. Второе – клятва. Удержание – я буду приходить ежедневно туда-то. Это будет сатья (правда), если я обязуюсь и буду выполнять. Здесь сатья подразумевает оба этих оттенка. Кроме того – это такая сатья, что я всегда буду эту сатью блюсти. И это чему соответствует? Это соответствует отказу от поведения… звучит это как позитивное, дескать будь правдив, держи обязательства. На самом деле имеется ввиду – не ври. Это отрицательный признак. Ведь не сказано о чем надо говорить правду. Тогда это было бы некоторое побуждение. А тут – не ври и все. По смыслу в соответствии с клешами – это отказ от неведения, т.е. от шибок, от введения в заблужление. Поэтому сатья будет в центре (отмечает ее по середине вертикали), как у нас неведение было в центре. Т.е. отказ от транслирования, тиражирование нереального. Так ведь?

К. Можно на секундочку вернуться к ахимсе. Нет в переводе каких-то тонкостей непричинения вреда: себе, другим, морально, физически…

Ничего такого нет. Это уже не в слове, а в том что будет задача перена______. Химс – вредить

К. Любому?

Вредить, пакостить. А «а» - обычное отрицание. Разве что лингвистически можно пояснить – это вторичный корень «химс» ассоциируется, вызывает ощущение сокращенной желательной формы от другого корня «вредить». Т.е. это не только не вредить, но и не желать вредить.

Дальше идет астейя – это третий компонент по порядку стоит. Тот же порядок.

Астейя (третий компонент) и апариграха (пятый компонент), они находятся вот здесь (рисует горизонталь).

Астей – не брать того… не воровать. Да? Астей – это кража. Не кража, не воровать – означает, что я воздерживаюсь от того, чтобы активно забрать что-то не мое.

К. А я еще слышала такой комментарий, такой перевод – не брать на себя больше, чем можно себе позволить.

Это другое. А вот апариграха – вот это примерно это. Тебе дают, а ты говоришь: «Спасибо, не надо». И помните, у нас была парочка асмита и абхинивеша. Это чувство себя – «пусть я буду», а привязанность к жизни – «пусть не будет так, что я помру». И здесь точно такая же пара. Поэтому астейя стоит здесь (слева) и она подобна тому, что было асмитой в пяти клешах. А апариграха неприятие (даров) стоит здесь (справа) соответствует тому, что было боязнью смерти (абхинивеша), пятый номер. Кажется в Цигуменов как-то поясняет, в каком-то грубом комментарии говорится «апариграха – это значит иметь только то, что нужно для целей йоги»…

Р. То, что необходимо для поддержания жизни. «Апариграха – это видя, что приобретение, хранение и утрата вызывает из-за привязанности к ним беспокойство__________ рекомендовали воздерживаться от жажды приобретательства, а также ограничиваться тем, что необходимо для поддержания жизни».

К. Желания сострадания.

Р. По буддийски

Я как-то давно приглашал домой, сейчас ныне покойного, старого ламу. Он совершал дома пуджу ____. Он так мало денег взял – а больше не надо. Хотя это совсем другая традиция, но тем не менее. Он удивил, как мало…

А здесь (на верху вертикали) – брахмачарья.

Р. То, что вызывает больше всего вопросов. Надо пояснить в силу естественного подхода…

В силу естественной молодости большинства людей, занимающихся йогой.
Р. Молодые, здоровые, теоретически подкованные.

Первое. По смыслу, исходящему из этой конструкции – это отказ от поведения, которое мотивировано влечением.

Р. А в самом термине... Брахмачарья, насколько я помню, – это ученик брахмы

Нет. Ученик будет не так. Чарья – это поведение, все-таки. Вот чаарин – это ведущий себя. Брахма – это, во-первых, обобщенное слово для брахманского сословия. Во-вторых – это священнословие в текстах священных. В-третьих, мифологически, – это что-то вроде ангела. И брахмачарья – это ангельское житие

Р. Ангелоподобие.

К. Я слышала переводят как «проставление творения». Что-то такое слышала…

Ну, забурились куда-то. В обычном языке, не специальном, имело два значения: либо целомудрие, либо довольствование своей женой.

К. Т.е. безбрачие…, довольствование своей женой?

Да. Т.е. супружеская верность – это тоже брахмачарья.

К. А безбрачие? И целомудрие…

Это не перевод. Вот целомудрие – гораздо ближе к исконному смыслу брахмачарья, потому что, если человек чужд половой жизни, но, например любитель эротической литературы – назвать его целомудренным тоже нельзя. Потому что здесь имеется ввиду «обрубание хвостов» в поведенческих программах, которые связаны с подпиткой тех самых клеш – неприязни, влечения, поддержание себя… Если я хочу быть, то хочу, чтобы меня было больше, подгребать под себя разные вещи, в конце концов в тенденции – это будет воровство. Чтобы не было воровства… говорится, что не-воровство несколько ослабляет клешу – асмиту. А апариграха несколько ослабляет клешу, связанную с привязанностью к жизни. Заметьте как трудно умирать людям, которые скопили богатство, они понимают, что его с собой не возьмут. А вот тут (апариграха) не берет ничего лишнего.

Р. Все-таки, эта речь не о том, чтобы быть подобным Брахме, индуистской троицы.

Нисколько, Никоим образом. Никак.

Р. Здесь это часто приходится читать. Это, значит, совершенно не понимают о чем идет речь

Совершенно. Это на таком уровне, что успение – это попадание куда-то вовремя, а не кончина святого. Успение – это кончина святого, преимущественно богородицы. А так успение – значит успел. Эта именно такая же трактовка (на таком же уровне), брахмачарья.

Сутра 2.31 джати/деша/кала/самай/янаваччхинаха / сарва/бхаума / маха/вратам

К. «Эти пять обетов, не ограниченных положением человека, местом, временем или обстоятельствами, образуют великий обет (махавратам)».

Да, великий обет. Обет или блюдения какие-то… Сказано «все уровневые» или «любого уровня», «не связанные с рождением». Не только с рождением, с кастой. Дальше «с местом, временем». «Обстоятельствами» - это очень хорошо (перевод хороший).

Р. Фактически надо все это соблюдать, независимо от места и времени.

В некоторый текстах есть пояснение. Допустим кто-то берет обет. Он берет обет, например, не драться. Но он подрался и объясняет – я взял обет, но это был такой возмутительное оскорбление, что нельзя было не подраться. Значит, границы его обета – вот такая степень оскорбления. После этого обет не имеет силы. Здесь имеется ввиду, если хочешь достичь кайвальи, имеет (ввиду)… абсолютность.

Сутра 2.32 шауча/сантоша/тапас/свадхьяй/ешвара/пранидханани / ниямаха

К. «Нияма (или соблюдение требований) – это чистоплотность, удовлетворенность, аскетичность, изучение писаний и стойкая преданность Ишваре».

Первое, что заметим – последние три компонента у нас были введены в самые первые сутры первой главы. И называлась это – процедурная йога. А теперь к этому добавились чистота и удовлетворенность (сантоша). Что есть, то есть.

У нас было уже, по-моему, семь пятерок. Пятерка вритти, пять способов режима работы читты, пятерка клеш, пятерка ямы и еще какие-то. В принципе можно предложить участникам, в качестве упражнения, наложить пятерку ниямы на пятерку ямы. Перед этим могу дать такую вот подсказку. Если введена отдельная тройка (она была введена тапасом, свадхьяя и ишварой пранидханой), то всегда, когда из пятерки выбирается еще какая-то тройка, то это тройка помещается сюда (показывает на вертикали – верх-низ-центр). Лучший способ – научить решать задачи. Да?

В этой тройке, в том, что располагается по такой вертикальной оси, у нас есть

- аспекты: тело, речь и мысли,

- аспекты: влечения, отвращения и нейтрального отношения

и нужно понять тело, речь, мысль влечение, отвращение и нейтральное отношение и посвящение себя господу богу, чтение и повторение мантр и текстов, они как-то с этим связаны. Да?

Ну вот что, наверное, будет правильно – свадхьяя (отказ от неправдивости) связан с речью и есть такое предположение, что повторение мантр или изучение методичек находится здесь.

Отказ от нанесения вреда относится к другим… А что такое тапас – это то, что имеет видимость нанесение себе вреда, но не является нанесением себе вреда. Но именно связан с вредом.. Поэтому тапас очевидно должен находится здесь (где располагалась ахимса, показывает на низ вертикали). Т.е. – это очень хитрый вариант невреждения по отношению к самому себе. Если ты бережешься от любой простуды, ты себе вредишь. Если ты закаляешься, ты себе, по видимости, вредишь, скажет обыватель, а на самом деле делаешь что-то хорошее. И, в конце концов, «с той поры, сгорев душой, он на женщин не взирал»– здесь располагается ишвара пранидхана (показывает на верх вертикале, располагалось брахмачарье). Это всем понятно. И это место страсти (верх вертикали), это место ненависти (низ вертикали), это место дури, глупости. Сперва вместо дури -не говорить дурь, не увеличивать количества дури и заблуждений в мире, а потом говорить «ом» или еще что-то или что-то читать по делу. И осталась у нас только пара.

Р. Сантоша с апариграха ямах стыкуется

Совершенно верно. Доволен тем, что есть. И шауча соответствует – чист, аспект еще того что безупречен. Рисует по горизонтали слева шауча (чистоплотность), а справа сантоша (удовлетворенность).

И вот, если мы так расположили и время от времени подходить к такого рода конструкции, чертежу и думать, у нас появятся какие-то личные, но свои полезные соображения, как эти вещи тренируются, если нам надо их тренировать, или как людям это тренировать. Одно дело опираться на слова русского языка, переведенные не очень точно с другой культуры. Другое дело, когда мы имеем конструкцию, какую-то схему, в которой компоненты, ибо эта конструкция сделана хорошо, (компоненты) взаимно отграничены друг от друга. Всегда.

К. Интересны, конечно, все эти схемы… Неужели Патанджали…

Р. Это некоторая реконструкция.

Такого рода схематизмы от той эпохи не остались. Но они есть просто в тантрических мандалах, позже. И в легендах, в смысле картографии, в легендах мандал. Когда мы видим каких-то существ, какие-то цвета распределенные, и будем читать комментарии к тантрам, то там подобные вещи будут.

Сутра 2.33.витарка/бадхане / пратипакша/бхаванам,

К. «Когда неподобающие мысли тревожат ум, надо сосредотачиваться на том, что противоположно им (пратипакша-бхавана)».

Ну, не совсем так. «При том, что тебя теснят помыслы тренируй (ну так примерно) противоядие».

Классический раннебуддийский пример: «очень соблазнительная бабенка – думай о том, что у нее в кишечнике». Помогает, наверное.

Р. Такая духовная кастрация.

К. А вот, пратипакша-бхавана, как переводится?

Бхавана – это тренировка, протипакша – здесь я переведу как противовес. Хотя на самом деле пратипакша – это крыло с другой стороны. Вот пакша (машет правой рукой), а вот пратипакша (машет левой рукой).

К. Имеется ввиду – напротив.

Имеется ввиду, в моем примере – не нужно додумывать до того, что милые дамы будут вызывать у тебя отвращение. Если тебя одолело неконтролируемое влечение, вот тогда подумай, что там в толстом кишечнике. А так не надо. Просто, чтобы уравновесить. Считать, что противоестественное, лучше естественного – это несколько чересчур.

Сутра 2.34.витарка / химс/адайях / крита/карит/анумодита / лобха/кродха/моха/пурвака мриду/мадхья/адхиматра / духкх/аньян/ананта/пхалах / ити / пратипакша/бхаванам,

К. «Поскольку неподобающие мысли и чувства, также как и насилие, когда исполняются, подготавливаются или обдумываются, когда проявляются в желании, страхе или обмане, будь то в мягкой, умеренной или сильной форме, имеют результатом бесконечную боль и несчастье, следует размышлять над тем, что противоположно».

Это кто написал?

К. Это Свенсон.

Р. Зачитаю Цигуменова «Нарушение, т.е. причинение страданий и т.д. совершенных, вызванных или одобренных, которым предшествовали алчность или гнев, или ослепление. Легкие, средние или чрезмерные имеют результатом бесконечные страдания и ____. Таково созерцание противоположного.

Вот это очень грамотный перевод. Потому что сказано, что кроме того что созерцание - тренировка противоположного. Введен термин. Ну что такое тренировка противоположного?

Р. Надо его раскрыть

Думай, ну, вот в таком духе. На тебя чего-то накатило: «сейчас выпьем…», вот думай. И еще заметим, не вообще надо думать о том, какие женщины плохие и некрасивые изнутри или еще что-то, или какая водка плохая. Зачем об этом думать, «какая плохая водка», когда ты, например, гуляешь по лесу. Вот когда тебе захотелось пить водки, вот тогда думай.

К, Это очень важное пояснение, потому что часто человек, дабы избежать в дальнейшем какого-то влечения, он заранее себе … «что это плохо». И всегда будет знать, что это плохо.

Ну и дурак.

Р. Это называется – «завязавший алкоголик».

Самое главное – не пить водки.

Р. Надо просто тренировать волю. Зайду в винный отдел, но покупать водку не буду. Зайду в винный отдел, куплю, но пить не буду. Поднесу ко рту, но пить не буду. Понес ко рту и выпил.

Выпью, а пьянеть не буду.

Р. Нет. Какую же силу воли надо иметь – не хотел, а выпил.

А дальше много сутр об этой яме и нияме, что если соблюдать, то получаются какие-то хорошие результаты. Некое наставление по тому, как вести правильно бизнес. Только вот …

Сутра 2.35. ахимса/пратиштхайям / тат/саннидхау / вайра/тьягаха

К. «Когда человек утвердился в ненасилии (ахимсе), враждебность ослабевает в его присутствии»

Можно маленькое предисловие к этой сутре. Мне рассказывали есть такой известный музыкант _____, когда он приезжает и дает свои выступления, то преступность очень сильно снижается. Это зафиксировано уже очень много раз. Он, наверно, так и есть.

Я думаю, что так и есть. Но, если мы знаем подобное влияние людей, не йогов, а просто развитых в разной области, совершенно очевидно.

Р. Был человек миролюбивый и все успокоились. Все понятно.

Не то _____, а при нем неловко.

Р. Эти как раз вещи…, если мы идем дальше по тексту

«При ______ правдивости, власть над _____ действии». Совершенно точно

Сутра 2.36.сатья/пратиштхайям / крийя/пхал/ашрайятвам

«Когда человек утвердился в правдивости, последствия его поступков подвластны ему» Свенсон

«При утверждении в истине действие и результат становятся зависимыми [от него]» Рудой, Островная

Ролик 24

Р. Совершенно точно, человек сам себя_____. Если он действительно отвечает за свои слова, то он становится обладающим результатом своих действий. Он говорит – он делает.

Сутра 2.37 астейя/пратиштхайям / сарва/ратн/опастханам

К. «Все сокровища приходят к тому, кто утвердился в честности»

Р. Цигуменов «При упрочнении в правдивости – приход всех сокровищ». Собственно наставления о правильном ведении бизнеса. Он не ворует и получает

Не правдивости – не воровстве. Вообще не всех – любых там, конечно. Имеется ввиду еще вот что – любых сокровищ. Мало ли кто в мире, какие штуки может называть сокровищами. Принято называть сокровищами – золото, драгоценности, бриллианты… Для меня это не сокровища на самом деле. Я просто знаю, что так слово употребляется, потому что мне совершенно нечего с ними делать, ну абсолютно нечего. А сокровища – для кого-то сокровища. Ведь, если ты будешь не брать не нужное, то что тебе не принадлежит, то у тебя то, что для тебя является сокровищем,

К. А есть здесь какой-то скрытый смысл будет…. Не только о материальном говорит…Если человек правдив, может у него открывается что-то

Нет. Здесь нет. Здесь, пожалуй, такого нет. Потому что при претензии на большее, ____ что дальше будет говорится о внутренних аспектах явления.

Ну и поскольку, там дальше пойдет асана и пранаяма скоро…. Надо еще сказать. Если человек не блюдет яму или нияму, то усидеть в асане не может, потому что он будет дрожать, корчить, шило в попе… Ну, не может и все, Потому что у него нет довольства, например. Или потому, что у него нет тапаса: то ему жарко, то холодно, то тесно, то свободно. У него просто ничего не выйдет.

К. Удивительные моменты в яме, нияме как терпеливость, ____

Тапас тренируйте

Сутра 2.38.брамхачарья/пратиштхайям / вирья/лабхаха

Р. Цигуменов «При упрочнении в брахмачарье – обретение энергии»

К. Свенсон «К тому, кто утвердился в брахмачарье, приходит сила».

Вообще говоря, вирья, первоначально – это мужская сила. Первоначально просто мужская сила. По латыни «вир», это тоже – мужчина, производитель. А мужество – потом. Но всем известно, что мужество – это высшая гармоника действия тестестерона. Сейчас это известно.

Р. Да сейчас, да это высшее проявление мужественности – это фактически проявление мужского полового гормона.

И в том, что мужество и духовное – это тоже.

Р. Именно поэтому, римского папу проверяют на предмет наличия яичек, перед тем как он… Это с тех пор как _Па____сса? Была.

Р. Да с тех пор. Папу, последнего Бенедикта, также проверили мануально. Надо думать. Они конечно никого не пускают. Но все епископы должны проверять мануально, есть у него яички, вообще является ли он мужчиной.

Потому что он должен быть мужественным. Он вынужден совершать поступки, а следовательно быть мужественным.

Р. Второе толкование, что – это некая сублимация половой энергии. Если человек тормозит себя по половой реализации, то начинает накапливаться энергия.

Вообще говоря, это вопрос тонкий. Простейший контраргумент – почему для всех других функций известно, что если ты их упражняешь, она делается лучше, то для половой должно быть не так. Это не верно. А вот если он не просто не бегает по бабам, но и еще что-то делает, то тогда - да. Но здесь же об этом не сказано. Т.е. я думаю, что второе.

Сутра 2.39.апариграха/стхайрье / джанма/катхамта/самбодхаха

К. «Тот, кто утвердился в необладании собственностью, приобретает знание о том, каковы были и будут перерождения». Свенсон

А вот вы видите какая системная связь, потому что апариграха стоит (показывает на справа на горизонтали) коррелирует с боязнью смерти, и именно поэтому прошлые рождения. Конечно, я конструкцию-то ввел, зная ее совершенно из других источников. Но она тут же подсказывает и объясняет, текст подсказывает, что я прав. Знание о прошлых рождениях, оно получается, когда ты что-то делаешь (изменяешь) со своей боязнью смерти. А боязнь смерти находится в том же месте этой пятерки, что и апариграха и сантоша. Именно поэтому так и получится. Отсутствие привязанности к жизни – это не есть стремление к смерти. Отсутствие цепляния за жизнь позволяет тебе вспомнить прошлые жизни. Верно и обратное, если человек помнит прошлые жизни, он не так цепляется за эту.

Сутра 2.40.шаучат / св/анга/джугупса / парайр/асамсаргаха

К. «За очищением следует выход из тела, а также прекращение контактов с другими»

Р. Здесь другое. Цигуменов «Вследствие очищения, отвращение к собственному телу и отсутствие контактов с другими телами».

К. Отвращение? Грустно – «отвращение к собственному телу». Как это комментировать?

Да, есть отвращение.

Р. Здесь сам Цигуменов комментирует так: «даже самое тщательное очищение (шауча) не может полностью очистить тело. И он будет чувствовать отвращение к нему и не имея желания контакта с другими телами, которые еще более грязны. Любовь к йоге награждается чувством дружелюбия, сострадания и сорадования, которые свободны от чувственности». Видимо имеется ввиду такой интеллигентный человек, который, если к нему подойдет грязная проститутка, то он от нее, наверно, откажется.

К. Но сострадает.

Р. Тем не менее, да.

К. А выхода из тела там нет?

Выхода из тела нет, совсем.

Р. Он выдумал.

К. Может способствует

Но это скорее тапас, если, например, долго не есть, то можно из тела выйти.

Р. Однократно

Я не знаю, ну если имеются ввиду очищения: басти и пр., какие-нибудь конкретные вещи.

К. Или имеются ввиду очищения, как все предыдущие пункты.

Нет, нет.

К. Из-за этого следует прекращение контактов с другими. Что значит? Какой-то есть комментарий?

По-моему поведение бирюка, который сидит себе занимается и ни с кем не имеет дело.

Р. Он очистился и вдруг к нему приходит человек, у которого пахнет изо рта. А у него изо рта не пахнет. ….(рассказывают историю о подрезании языка)

Известно, что о Будде. Один возможный ученик Будды сомневался, есть ли у Будды все признаки великого человека. Один из признаков – очень большой язык. Будды высунул язык и коснулся бровей.

К. А.В., прекращение контактов с другими – уход от социума или так как мы говорили: «вы здесь, все рядом, но для меня вас нет».

На то и текст, что это направление движения, направление твоей самоорганизации. Ведь для разных йогов, разных обстоятельств и разных стадий, это может иметь разное значение. Если что-то нельзя не конкретизировать, они конкретизируют. А если не обязательно, значит решай сам.

Сутра 2.41.саттва/шуддхи/ сау/манась / яйкагри/ ендрийя/джайя / атма/даршана / йогьятвани / ча

К. «Результатом удовлетворения являются чистота ума, однонаправленность, контроль чувств и способность видения Атмана».

Р. Тут также «….чистота саттва, раджаса, тапаса, благое состояние ума, сосредоточенность, подчинение индрий и способность созерцания атмана».

Подчинение индрий, это просто, несколько ____, но не слишком, это _____ зрелость: вижу, слышу, нюхаю и не дергаюсь по этому поводу, как дети, которые отвлекаемы, начинают зависать…

Сутра 2.42.сантошад / ануттамас / сукха / лабхаха

К. «Высшее счастье достигается через удовлетворение (сантоша)»

Р. «Вследствие удовлетворенности достижение высшего блаженства. Имеется ввиду сантоши?

Да. Сантоши. Тут все идет одно за другим, объяснение компонентов ямы и ниямы. Почему-то не только сперва ямы, потом ниямы. И так, и так. В 41 сутре, там ча – это еще пояснение очищения. Там шауча, очищение. А в 42 не удовлетворение – довольство.

К. «Высшее счастье достигается через довольство»

Да. Поясним цитатой Сократа. Сократ проходил по рынку и говорил: «Как замечательно, столько есть вещей, которых мне не надо.

Ролик 25

Сутра 2.43кай/ендрия/сиддхир/ ашуддхи/кшайят / тапасаха

К. «Посредством тапаса (очистительных действий), вследствие устранения нечистоты возрастают силы в теле и чувствах»

Р. «Вследствие тапаса, благодаря уничтожению нечистоты, совершенства тела и индрий».

От тапаса получается реализация телесных способностей (сиддхи)

Р. Правда у Цигуменова эти сиддхи расшифровываются как нечто фантастическое

Восьмерка что ли: бесконечно малое, бесконечно большое.

Р. Да бесконечно малое..

Это, вибхути. Это, в третьей главе. По крайней мере из этого текста, из самого текста йога-сутры, здесь этого не следует.

Р. Речь просто о сиддхах совершенства и прочих достижениях, которые получаются благодаря практики.. Тапас делает, и он становится…, имеет совершенное тело и соответственно контроль над индриями.

Я тут читал, какой-то товарищ в Нью Йорке на площади залез в лед и сидел там около часа.

Р. Здесь никакой сиддхи, примерно также человек залезает в игу (изо льда). Там они сидят до полугода, потому что там жарко. Поскольку лед обладает идеальной очень высокой теплоизоляцией. Когда он залез, то тепло которое он производил, никуда не девалось и поэтому во люду он мог сидеть довольно долго, если он хотя бы чуть-чуть был отделен от этого льда. А Хасан _____, конечно, известный терпило, он примерно некий аналог Порфирия Иванова, потому что К. Иванов доходился босиком до того, что у него тоже получилась гангрена. А Хасан ___ тоже получил гангрену, когда он пробежал босиком несколько десятков километров за полярным кругом. Но тут же обратился к врачам и вылечился, в отличие от П. Иванова, который решил, что он и сам себе врач…

Это типичный тапас не йоговский, а (сжав руки закряхтел, как преодолевая сквозь зубы)

К. Ради чего-то.

Р. Это не важно, потому что тапас это…

К. Нет, это важно, потому что многие йоги делают вот так. В комментарии это важно.

Р. Правильно понимаю тапас, что тапас – это фактически несвобода от стресса, резкое повышение адаптационного потенциала.

Да. Конечно. Проще говоря, закалка. По процессу – это закалка.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 370; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.124 сек.