Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальный конфликт: понятие и виды




Противоречия пронизывают все сферы жизни: социально-экономическую, политическую, духовную. Социальное напряжение нередко перерастает в конфликт. Конфликт – это столкновение противоположных целей, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Социологи марксистской и неомарксистской ориентации придерживаются мнения, что конфликт – это всего лишь временное состояние общества, которое может быть преодолено рациональными средствами, и, следовательно, возможно достижение такого уровня общественного развития, когда социальные конфликты исчезнут. Большинство же социологов немарсксистской ориентации склоняются к мнению, что существование общества без конфликтов невозможно. Они придерживаются точки зрения, согласно которой конфликт является неотъемлемой частью бытия, главным двигателем общественного прогресса. А это значит, что конфликт – это не дисфункция, аномалия, а норма отношений между людьми, необходимый элемент социальной жизни, который дает выход социальной напряженности. Наиболее ярко эта позиция представлена в работах социологов Зиммеля, Дарендорфа, Козера. Основное положение теории конфликта Зиммеля заключается в том, что конфликт, хотя и является одной из форм разногласия, представляет собой социализирующую силу, объединяющую противоборствующие стороны и способствующие стабилизации общества. Л. Козер подчеркивал, что конфликт не только несет деструктивную функцию, в нем заложен позитивный потенциал. Конфликт – это повсеместное явление. Каждое общество, каждая социальная группа, социальная общность подвержены конфликтам в той или иной степени. Широкое распространение этого явления и обострение к нему внимания общества и ученых способствовали возникновению специальной отрасли социологического знания – конфликтологии. Важно отметить, что социальный конфликт – это всегда борьба, порожденная конфронтацией общественных и групповых, но не индивидуальных интересов.

Стадии конфликта:

-предконфликтная

-конфликтная

-разрешения конфликта

-послеконфликтная

Виды конфликтов:

1. по сферам проявления:

- политический – это конфликт по поводу распределения власти, доминирования влияния

-экономические – конфликты по поводу жизнеобеспечения, уровня заработной платы и т.д.

-национально-этнические – конфликты на основе борьбы за права и интересы этнических и национальных групп и др.

2. по времени действия:

-затяжные

-скоротечные

3. по масштабам действия

-региональные

-локальные

4. по формам проявления:

- явные и скрытые

- мирные и немирные

5. по характеру последствий

-позитивные и негативные

-конструктивные и деструктивные

 

43. Функции соц. институтов

Каждый институт выполняет характерную для него соц. функцию. Совокупность всех соц. функций складывается в общие социальные функции социальных институтов как определенных видов социальной системы. Эти функции очень многообразны. Социологи пытались классифицировать их, представить в виде определенной упорядоченной системы. Наиболее полную и интересную классификацию представила так называемая институциональная школа. Ее представители Липсет и Ландберг выделили четыре основных функции соц. институтов:

1. воспроизводство членов общества. Главным институтом, выполняющим эту функцию является семья, но к ней причастны и другие, например, государство

2. социализация – передача индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности (институты семьи, образования, религии)

3. производство и распределение (обеспечиваются экономическими институтами распределения и контроля, органами власти).

4. функции управления и контроля осуществляются через систему соц. норм и предписаний, реализующих соответствующие типы поведения, моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения и т.д.

Все функции социальных институтов можно подразделить на явные и латентные. Если явная, осознаваемая, признанная функция соц. института носит произвольный («управляемый») характер, то латентная функция является непреднамеренной, часто неосознаваемой. Если явной функцией введения государством в сфере экономики многократных необоснованных или малообоснованных запретов, многочисленных контролирующих инстанций лишает экономического смысла занятие соответствующей предпринимательской деятельностью в рамках закона, реализуется латентная функция подобного рода государственного контроля: предпринимательство неизбежно переходит в сферу теневой экономики и сопровождающей ее коррупцией. Вскрытие подобного рода латентных функций изучаемых соц. институтов – важная задача социологического анализа. Но некоторые авторы считают, что латентные функции – это те, которые не наносят вреда, чем и отличаются от дисфункций. Спорный вопрос.

Протекающие в обществе процессы постоянно меняют потребности индивидов, групп, слоев и меняют, следовательно, характер отношений соц. институтов с социальной средой. Вследствие этого может возникнуть ситуация, когда изменившиеся социальные потребности не найдут адекватного отражения в структуре и функциях соответствующих соц. институтов. В результате этого несоответствия в деятельности соц. института могут возникнуть дисфункции, которые могут сказываться как в сфере внешней, материальной структуры соответствующих учреждений, так и в характере, в содержании деятельности соц. института. С содержательной точки зрения дисфункция выражается в неясности целей деятельности института, неопределенности его функций, падении его социального престижа и авторитета. Одним из явных выражений дисфункции соц. института является персонализация его деятельности. Персонализация соц. института означает, что он перестает действовать в соответствии с объективными потребностями и объективно установленными целями меняя свои функции в зависимости от интересов отдельных лиц, их персональных качеств и свойств.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 384; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.