Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные категории, характеризующие трудовую сферу. Экономически активное население. Занятое население. Влияние технологии на занятость




Сущность и основные инструменты денежно-кредитной политики. Экспансионистская и рестрикционная ДКП.

Денежно-кредитная политика – это совокупность мероприятий ЦБ, направленных на изменение денежной массы в обращении, объёма кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.

Задачи ДКП:

1. Закрепление и развитие тенденций устойчивого роста экономики.

2. Последовательное повышение уровня жизни населения.

3. Снижение инфляции.

4. Развитие институциональной..

 

Субъекты ДКП:

1. ЦБ.

2. Коммерческие банки.

3. МинФин.

 

Инструменты административного регулирования:

1. Регулирование процентных ставок.

2. Селективная кредитная политика государства

· Установление количественных параметров на кредиты, направляемые..

· Создание специализированных кредитно-финансовых учреждений..

· Распространение различных льгот на банковские учреждения..

3. Портфельные ограничения

4. Валютные ограничения

· Требование продажи части валютной выручки от экспорта товаров и услуг ЦБ по..

· Запрет на ввоз и вывоз валютных ценностей без специальных разрешений

Инструменты денежно-кредитной политики:

1. Изменение нормы обязательных резервов, депонируемых коммерческими банками в ЦБ (процент, показывающий, какую долю своих депозитов коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в ЦБ).

2. Изменение учётной ставки (ставки рефинансирования) (ставка, по которой ЦБ выдаёт кредиты коммерческим банкам).

3. Проведение операций на открытом рынке (купля-продажа ЦБ-ом гос. цен. бумаг, обычно на вторичном рынке, т.к. в некоторых странах на первичном рынке – запрет).

4. Проведение валютных интервенций (операции по купле-продаже иностранной валюты на валютном рынке).

5. Эмиссия ЦБ-ом собственных облигаций.

Рестрикционная ДКП – ограничительная и ли политика «дорогих денег». Направлена на ограничение денежно-кредитной эмиссии, ужесточение и ораничение объёма денежной массы и, соответственно, повышение ставки процента в целях сдерживания инфляционного роста ВВП.

Экспансионистская ДКП – политика «дешёвых денег». Направлена на расширение масштабов кредитования. Связана с увеличением денежного предложения (денежной массы) и, соответственно, снижением цены денег (ставки процента) в целях активизации экономической активности в стране.

 

Рынок труда – система отношений, связанных с предложением и наймом ресурсов труда.

Одним из основных факторов производства является труд, под которым в экономической теории понимают вклад в процесс производства в виде расходования работниками физической и умственной энергии. Термином «труд» также обозначают трудовые ресурсы — важнейший элемент богатства общества, качество и количество которых в значительной мере определяют уровень развития хозяйства отдельных стран.

Спрос на рынке труда представляет собой совокупность спроса на ресурсы труда страны при любой цене на них.

Предложение на рынке труда — это совокупное предложение ресурсов труда работников в стране при всех возможных ценах на труд.

Спрос на рынке труда зависит от:

  • деловой конъюнктуры и фазы экономического цикла;
  • технического уровня производства;
  • ситуации в инвестиционной сфере;
  • сложившегося уровня заработной платы;
  • налоговой политики.

Предложение на рынке труда зависит от:

  • демографической ситуации (численности и половозрастного состава населения);
  • внутренней и внешней миграции трудоспособного населения;
  • уровня заработной платы;
  • альтернативной стоимости труда, возможности получения дохода из иных источников, кроме работы по найму.

Кроме того, на спрос и предложение на рынке труда влияют профсоюзы, государственная политика в области занятости, уровень развития системы образования и профессионального обучения. Немаловажное значение имеют национальные особенности образа жизни.

Экономически активное население – часть населения, обеспечивающего предложение на рынке труда, т.е. занятых в экономике и безработных, согласно методике международной статистики.

«Трудовые ресурсы» — часть населения, обладающая физическим развитием, умственными способностями, знаниями, квалификацией, навыками трудовой дисциплины, необходимыми для успешного развития общественного производства.

Занятость населения — это деятельность людей, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не запрещенная законом, приносящая (как правило) трудовой доход.

К занятым в экономике относятся лица, которые в рассматриваемый период выполняли работу по найму за вознаграждение, а также приносящую доход работу не по найму самостоятельно или с одним или несколькими компаньонами, как с привлечением, так и без привлечения наемных работников. В число занятых включаются также лица, которые выполняли работу без оплаты на семейном предприятии, а также лица, которые временно отсутствовали на работе из-за болезни, ухода за больными, ежегодного отпуска, выходных дней, обучения, учебного отпуска, отпуска без сохранения или с частичным сохранением заработной платы по инициативе администрации, забастовки.

45. Рынок труда: понятие, структура, функции. Виды рынка труда. Особенности российского рынка труда.

 

Рынок труда – система общественных отношений, социальных норм и институтов, обеспечивающих воспроизводство, обмен, использование труда.

 

Структура рынка труда:

1. Субъект рынка труда (работодатели, государство, домашние хозяйства).

2. Объект купли-продажи (рабочая сила).

3. Институты рынка труда

· Институт определения и распределения прав собственности на услуги труда.

· Институты поиска контрагента.

· Институты заключения контракта и ведения переговоров (проф. союзы).

· Институты определения мобильности и транзакционных барьеров на рынке труда.

· Институты контроля за соблюдением контрактов, защиты прав собственности.

· Институты внутрифирменного, административного распределения ресурсов.

· Институты государственного регулирования рынка труда.

 

Функции рынка труда:

1. обеспечение экономики ресурсами труда, их распределение между организациями, отраслями и регионами;

2. согласование цены и условий труда между работниками и работодателями;

3. стимулирование работников и работодателей:

    • конкуренция между наемными работниками усиливает экономическую мотивацию труда, побуждает их совершенствовать свою квалификацию, стимулирует повышение дисциплины труда;
    • конкуренция между работодателями за привлечение рабочей силы в нужном им количестве и необходимого качества стимулирует их повышать заработную плату, улучшать условия труда

 

Виды рынка труда:

1. Потенциальный рынок труда (включает в себя занятых не по найму; в подсобном личном хозяйстве; крестьяне, фермеры).

2. Внешний рынок труда (включает в себя занятых поисками работы, безработных).

3. Внутренний рынок труда (включает в себя занятных на предприятиях, фирмах).

 

46. Неоклассическая и кейнсианская модели рынка труда. Естественный уровень безработицы. Вынужденная безработица.

 

Модели рынка труда:

1. Неоклассическая: предложение труда нахоится в прямой зависимости от ставки реальной заработной платы LS = f (W;+).

Равновесие на рынке труда, интерпретация неоклассической школы: устанавливается при полной занятости при условии равенства предложения спроса на труд. LS(W;+) = LD(W;-).

2. Кейнсианская: предложение труда находится в прямой зависимости от ставки номинальной заработной платы LS = f (W;+).

Равновесие на рынке труда, интерпретация кейнсианской школы: устанавливается при наличии безработицы, если цена предложения труда не превышает цену спроса на труд, если предприниматель сможет найти необходимое ему для удовлетворения эффективного спроса количества труда.

Естественный уровень безработицы — это такой ее уровень, который соответствует полной занятости (включает фрикционную и структурную формы безработицы), обусловлен естественными причинами (текучестью кадров, миграцией, демографическими причинами), не связан с динамикой экономического роста.

 

Циклическая (вынужденная) безработица — это безработица, связанная с кризисными явлениями в экономике в ходе экономического цикла. Она носит «вынужденный » характер и превышает естественный уровень безработицы.

47. Безработица, ее причины, формы и последствия. Закон Ойкена. Хистерезис как модель объяснения перманентной и длительной безработицы.

Безработица — это социально-экономическое явление, заключающееся в том, что определенная часть экономически-активного населения не имеет работы, и соответственно, дохода (желающие работать не могут найти работу при обычной ставке заработной платы).

 

Причины безработицы:

1. Избыток народонаселения (Т. Мальтус).

2. Рост органического строения капитала (К. Маркс).

3. Высокий уровень заработной платы (неоклассики).

4. недостаточность совокупного спроса (Д. Кейнс).

 

Виды безработицы:

1. Фрикционная (обусловлена несовершенством в техническом функционировании рынка труда, отсутствие информации о наличии рабочих мест).

2. Структурная (связана со структурными изменениями в экономике, с нехваткой того или иного материального ресурса, с невозможностью найти работу вследствие половозрастного, национальной принадлежности).

3. Естественная (структурная + фрикционная).

4. Технологическая (текучая) (возникает в результате замены людей машинами).

5. Скрытая (вынужденные отпуска, сокращённый рабочий день).

6. Сезонная (обусловлена колебаниями в объёме производства определённы отраслей в зависимости от времени года, туризм и с/х).

7. Циклическая или вынужденная (безработица, связанная с кризисными явлениями в экономике в ходе экономического цикла. Она носит «вынужденный » характер и превышает естественный уровень безработицы).

 

Социально-экономические последствия безработицы:

1. Замедление темпов роста экономики вследствие недоиспользования производственных возможностей;

2. Лишение части населения заработков, а следовательно, средств к существованию;

3. Сокращение налогов, уплачиваемых юридическими и физическими лицами государству, вследствие уменьшения объема ВВП;

4. Устаревание знаний, потеря квалификации людьми, которые лишены возможности работать.

 

Кроме экономических, безработица имеет весьма тяжелые социальные последствия. Безработица приводит к потере людьми уверенности и уважения к себе. Она означает бездеятельность и может повлечь за собой деградацию личности. Безработная молодежь является именно тем источником, откуда криминальные круги черпают свои «кадры». Стресс, вызванный безработицей, ведет к ухудшению здоровья, возникновению различных заболеваний, на лечение которых у безработных часто не хватает денег. Если безработица превысит социально-допустимый уровень (такой критической величиной считают долю безработных в 10—12%), возможно серьезное обострение социальных конфликтов или даже социальный взрыв.

 

Соотношение безработицы и темпов роста экономики исследовал американский ученый Артур Оукен. Выявленная им закономерность, получившая название закона Оукена, характеризует потенциальные потери, связанные с циклической безработицей. Этот закон гласит: «Если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на 1%, отставание фактического ВВП от потенциального составляет 2—2,5%». В графической форме указанная закономерность представлена на рисунке (8.1).

Рис. 8.1. Закон Оукена

В условиях полной занятости объем производства равен Q 0, а норма безработицы U 0. Если занятость будет снижаться, а безработица расти, то объем производства также уменьшится. Таким образом, график отражает убывающую зависимость объема производства от нормы безработицы.

 

48. Регулирование рынка труда. Социальная поддержка безработных. Система государственной службы занятости.

 

Государственная политика на рынке труда осуществляется в двух основных формах:

1. активной — создание новых рабочих мест, повышение уровня занятости и преодоление безработицы путем обучения и переобучения работников;

2. пассивной — поддержка безработных путем выплаты пособий.

 

Государственное регулирование рынка труда:

1. Регулирование оплаты труда

· Устанавливается минимальная заработная плата.

· Регламентация ряда надбавок к заработной плате.

· Налогообложение личных доходов.

· Замораживание цен и заработной платы.

· Индексация заработной платы в связи с ростом цен.

2. Регулирование занятости

· Организация служб занятости.

· Стимулирование экономического роста (субсидии).

· Инвестиции в человеческий капитал.

· Антидискриминационное и миграционное законодательство.

3. Регулирование режима и условиё труда

· Регламентация продолжительности рабочего дня.

· Регламентация допустимого минимального возраста для приёма на работу.

· Реализация прав граждан на здоровье и безопасные условия труда.

 

Проведение активной политики, нацеленной на достижение полной занятости, является в развитых странах приоритетным направлением государственной политики на рынке труда. К основным мерам этой политики относятся:

1. Стимулирование государством инвестиций в экономику, что выступает главным условием создания новых рабочих мест;

2. Организация переобучения и переквалификации структурно-безработных;

3. Развитие служб занятости, бирж труда, осуществляющих посреднические функции на рынке труда, предоставление информации о вакантных рабочих местах с целью снижения фрикционной и структурной безработицы;

4. Содействие мелкому и семейному предпринимательству, что рассматривается во многих странах важнейшим методом обеспечения занятости населения;

5. Государственное стимулирование (налоговыми и законодательными мерами) предоставления работодателями рабочих мест определенным группам населения — молодежи, инвалидам;

6. Содействие, в случае необходимости, перемене места жительства для получения работы;

7. Международное сотрудничество в решении проблем занятости, решение вопросов, связанных с международной трудовой миграцией;

8. Создание рабочих мест в государственном секторе — в сфере образования, медицинских услуг, коммунальном хозяйстве, строительстве общественных зданий и сооружений;

9. Организация общественных работ.

 

Государственная поддержка лиц, оставшихся без работы, их социальная защита относятя к пассивной форме политики государства на рынке труда. Безработным гражданам государство гарантирует:

1. Обеспечение социальной поддержки в виде пособий по безработице, материальной помощи и прочих социальных выплат;

2. Бесплатное медицинское обслуживание.

В развитых странах финансовая помощь безработным осуществляется на основе систем страхования по безработице. Минимальная задача этих выплат — обеспечение текущих жизненных расходов безработных. Продолжительность — от нескольких месяцев, до бессрочного вспомоществования (например, в Бельгии, Австралии). Средства формируются главным образом за счет государства и предпринимателей.

 

Вопрос №49. Доходы населения и их виды. Различия в уровне доходов. Кривая Лоренца. Коэффициент фондов. Индекс Джинни. Политика доходов и заработной платы.

Доходы населения — это все материальные средства, которые домохозяйства получают как результат экономической деятельности или как трансферты. Доходы поступают населению в денежной и натуральной формах. Натуральная форма доходов включает продукцию, произведенную домохозяйствами для собственного потребления, натуральные трансферты (продукты питания, одежду).

Уровень доходов населения отражается при помощи следующих показателей.

Среднедушевые денежные доходы, которые исчисляются путем деления общей суммы денежного дохода на наличное население.

Номинальные денежные доходы населения характеризуют общее количество денег, которое получено (или начислено) за определенный период времени.

Располагаемые денежные доходы — это доходы, которые могут быть использованы на личное потребление и сбережения. Они равны номинальным доходам за минусом налогов, обязательных платежей и добровольных взносов населения.

На доходы население значительное влияние оказывает рост цен. Показателем, отражающим это влияние, является индекс потребительских цен (ИПЦ) индекс цен, рассчитанный для группы товаров и услуг, входящих в потребительскую корзину среднего городского жителя. ИПЦ рассчитывается по формуле:

 

 

Для его расчета необходима информация об изменении цен, которую получают путем регистрации цен и тарифов на потребительском рынке. В России ценовая информация собирается на предприятиях торговли и услуг всех форм собственности, а также на рынках и ярмарках на всей территории Российской Федерации: в столицах республик, центрах краев, областей, автономных округов и выборочно — в районных центрах.

Реальные денежные доходы отражают покупательную способность денежного дохода. Это номинальные денежные доходы текущего периода, скорректированные на индекс потребительских цен.

Реальные располагаемые денежные доходы определяются исходя из скорректированных на индекс цен денежных доходов текущего периода, за минусом обязательных платежей и взносов.

Основными источниками доходов населения являются:

  • факторные доходы (доходы от основных факторов производства, которыми владеют домохозяйства): заработная плата, доходы от собственности (арендная плата, проценты, дивиденды), доходы от предпринимательской деятельности (прибыль);
  • трансфертные платежи:пенсии, пособия, стипендии и т.д.
  • другие поступления: страховые возмещения, доходы от продажи иностранной валюты и пр.

В различных экономических системах существуют разные принципы распределения доходов. Обычно выделяют четыре основных принципа:

  • уравнительный;
  • рыночный (в соответствие с владением тем или иным фактором производства);
  • по накопленному имуществу;
  • привилегированное (перераспределение богатства в пользу определенных слоев общества).

В реальной действительности эти принципы сочетаются, обусловливая характерную для данного общества дифференциацию распределения доходов. Можно назвать следующие причины неравенства доходов в современном обществе:

  • различия в факторах производства, которыми владеют домохозяйства, в размерах накопленного имущества;
  • различия в оплате труда, которые, в свою очередь, связаны с различиями в интеллектуальных и физических способностях, уровне образования и профессиональной подготовки, а также трудовой мотивации (желании много и продуктивно трудиться);
  • различия в демографических характеристиках домохозяйств: размере семьи, соотношении работающих и иждивенцев, состоянии здоровья, а также в географических и климатических условиях проживания;
  • стихийные бедствия, болезни, потеря кормильца, безработица, дискриминация по полу, возрасту, национальности или социальному положению.

Степень неравенства доходов в обществе отражается при помощи ряда показателей.

Коэффициенты дифференциации доходов населения устанавливают размер превышения денежных доходов высокодоходных групп по сравнению с низкодоходными группами населения.

Различают:

  • коэффициент фондов — соотношение между средними значениями доходов сравниваемых групп или их долями в общем объеме доходов;
  • децильный коэффициент — соотношение между средними доходами 10% самых обеспеченных граждан и 10% самых бедных.

Особо наглядно отображает степень неравенства доходов кривая Лоренца. Биссектриса угла осей координат отображает теоретическую возможность полного равенства доходов в обществе (10% всех семей владеют 10 % доходов, 20 % семей — 20 % доходов и т.д.). Кривая Лоренца показывает, сколько процентов от общих доходов фактически приходится на каждую процентную группу семей. Чем больше разрыв между линией абсолютного равенства и кривой Лоренца, тем больше степень неравенства в стране.

Степень отклонения фактического объема распределения доходов населения от линии их равномерного распределения отражается при помощи коэффициента концентрации доходов (индекса Джини), который может изменяться от нуля (полного равенства) до единицы (полного неравенства).

Нужно отметить, что чем выше уровень социально-экономического развития страны, тем ниже показатели дифференциации доходов.

 

Рис. Кривая Лоренца

 

Значительное неравенство в распределении доходов является социально опасным. В экономически развитых странах признается право людей на определенный стандарт благосостояния. Средством преодоления неравенства и бедности выступает государственная политика доходов, которая осуществляется по двум основным направлениям:

  • регулирование доходов населения;
  • перераспределение доходов через государственный бюджет.

Практика регулирования доходов предполагает:

  • установление гарантированного минимума (или ставки) заработной платы, который имеет важное значение для таких категорий населения, как малоквалифицированные рабочие, молодежь, женщины, иностранные рабочие, а также часто используется как исходная база для определения оплаты труда более высоких категорий работников, различных премий и доплат;
  • регулирование в ряде случаев верхнего предела увеличения номинальной заработной платы в целях снижения издержек производства и на этой основе сдерживания инфляции, роста инвестиций и повышения конкурентоспособности национальной продукции;
  • защиту денежных доходов населения от инфляционного обесценения путем индексации,т.е. увеличения номинальных доходов в зависимости от роста цен. Индексация может осуществляться как на уровне государства, так и на уровне фирм, будучи включена в коллективный договор, а также производиться дифференцированно в зависимости от величины доходов.

Политика перераспределения доходов включает:

  • аккумуляцию денежных средств в руках государства для проведения социальной политики путем взимания с населения прямых и косвенных налогов;
  • предоставление населению социальных гарантий путем финансирования систем образования, медицинского обслуживания, учреждений культуры, искусства и пр.
  • финансирование системы социальной защиты, включающей:

a. систему социального страхования;

b. систему государственной помощи лицам, не способным обеспечить себе доход.

Социальная защита населения предполагает выплату государством трансфертных, т.е. безвозвратных платежей. Социальные трансферты — это бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций. Они могут осуществляться в натуральной и денежной формах.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 483; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.064 сек.