Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Билет 10 философия нового времени. 7 страница




Билет 34.

Общество и личность.

Об –во невозможно без людей. Личность и об-во. Понятие «ч-к» более многообразно, чем «личность» - един ч-к, ч-во в целом, эталон бытия. «Личность» – отдельный ч-к. как личность ч-к внутренне связан с об-вом. Об-во задает ч-ку:

- исходную жизненную ценность

- шкалу запретов и разрешений

- объем культуры, к-рый ч-к м усвоить

- набор деят-тей, в к-ром ч-к м себя реализовать как личность, ч-к опрел соц об-венный тип, хар-р

Ч-к, как личность – индивидуальность. Связано это с:

- генетически обусловлена

- неповторимость его жизненного опыта, ситуаций

- с развитием об-ва растет многообразие ч-кой культуры, деят-ти => разнообразие людей

 

Индивидуальность – это не просто непохожесть на других, а выражение какой-то силы, энергии в развитии ч-кой личности. Богатство способностей ч-ка, рост жизненной энергии, умение нестандартно мыслить.

Ч-к как личность обладает кач-вом свободы:

- способность и энергия быть самим собой

- способность давать самому себе з-н и принцип действия

- способность к выбору, энергия реализовать свой выбор

- наличие возможностей развить и реализовать свой потенциал.

Билет 35.

Проблема индивидуальности и свободы личности.

Однако прежде всего нам предстоит ответить на вопрос: что такое свобода? Хотелось бы сразу предостеречь изучающих социальную философию от соблазна сводить свободу только к тому, о чем чаще всего говорят и пишут средства массовой информа­ции — к свободе политической. В действительности же свобода личности есть понятие многоплановое, многогранное.

Прежде всего следует иметь ввиду свободу экономическую, т.е. в значительной степени свободу от эксплуатации, которая, в свою очередь, тоже не может быть сведена только к неравноправ­ным отношениям между владельцами средств производства и лишенными таковых собственниками рабочей силы. Неэквива­лентный обмен был и остается характерным для взаимоотно­шений между регионом развитых стран и третьим миром сегодня, зачастую он встречается и в отношениях между городом и де­ревней. Переход к патриархату, означавший всемирно-истори­ческое поражение женщин, свидетельствовал о появлении еще одного вида эксплуатации — дискриминации половины челове­чества, ограничения прав женщин в обладании собственностью, в получении образования и профессии, в оплате труда и т.д.

Но экономическая свобода по своему объему значительно превышает свободу от эксплуатации, включая в себя, в частно­сти, такой важный момент, как свободу принятия экономиче­ских решений, свободу экономического действия. Индивид (и только он) вправе решать, какой вид деятельности для него предпочтительней (предпринимательство, труд по найму и т.д.). какая форма собственнического участия ему представляется наиболее целесообразной, в какой отрасли и в каком регионе стра­ны он проявит свою активность.

Крайне важна свобода политическая, т.е. такой набор граж­данских прав, который обеспечивает нормальную жизне­деятельность индивида. При этом политическая свобода не может рассматриваться только как средство реализации других сво­бод — экономической, идеологической и т.д. Будучи средством, политическая свобода в то же время обладает самоценностью, ибо немыслимо цивилизованное общество (тем более современное) без всеобщего и равного избирательного права, справедливого национально-государственного устройства, прямого уча­стия народа в решении кровно затрагивающих его вопросов. Потребность в политическом комфорте, обеспечиваемом демо­кратией, является неотъемлемой чертой менталитета современ­ного цивилизованного человека.

Еще одна сторона социального комфорта обеспечивается сво­бодой духовной — свободой выбора мировоззрения, идеологии, свободой их пропаганды. Особое место в системе духовной сво­боды занимает то, что и в официальных документах, и в обще­ствоведческой литературе именуется «свободой совести». Хотя этимологически этот термин претендует на более широкое по­нимание, однако обычно при его употреблении имеется в виду

Билет 36.

Общество как система.

Система – взаимосвязанное мн-во каких-то эл-тов, к-рое выступает как целостность.

1) система – это мн-во Эл-тов

2) связь этих Эл-тов

3) нечто целое

любая система существует в определенной среде. Система сохраняет свое кач-во, если энергия ее внутр связей превосходит энергию внешних взаимодействий, иначе система рассыплется.

Для понимания об-ва важно различение систем органич и неорганич.

Органич системы м воспроизводить себя. Функционируя, органич системы м создавать предпосылки своего бытия.

Неорганич система не воспроизводит себя. Функционируя об-во воспроизводит ч-кий потенциал своей жизни, материально-технич ресурс, информационный и т д. В сист органических возможно – изменение и развитие. Об-во – развивающаяся система. Структуру об-ва, как системы, м характеризовать в разных планах.

- взаимосвязанная совокупность сфер жизни. Каждая из сфер необходима. Имеет своюспецифику и связана сдр сферами

1) эколог сфера об-ва – совокупность процессов пр-ва необходимых для жизни благ, движения и распределения, потребления благ.

2) соц сфера – совокупность процессов разделения об-ва на различные группы-касты, классы, профес группы, возраст. Совокупность отношений м/у группами

3) властно-управленческая – совокупность процессов управления об-венными делами, формирования и функционирования власти.

4) духовная – совокупность процессов создания духовных ценностей, их исп-я, хранения, трансляция.

м/у сферами жизни существует связь завис-ти. Экономич условия сказываются на соц разделении об-ва. Отношения власти и управления зависят от соц структуры об-ва. Есть и обратная связь. Дух сфера сказывается на всех др сферах.

Сферы в об-ве взаимно проникают, существуют друг в друге.

- система деят-ти людей об-ва – взаимосвязь деят-ти живой и деят-ти опредмеченной. Живая – деят-ть в процессе

Опредмеченная – деят-ть, застывшая в рез-те. Созданные людьми предметы, технич устройства, добытые и зафиксированные знания, организации и ритуалы.

Богатство об-ва – совокупность опредмеченных рез-тов деят-ти.

Опредмеченная деят-ть – есть необходимое условие живой деят-ти. Живая – потребление рез-тов опредмеченной деят-ти.

Какое отношение имеет ч-к?

1) живая деят-ть – деят-ть людей. Люди субъекты деят-ти.

2) Люди опредм рез-ты деят-ти. Люди – важнейшая часть об-венного богатства.

Об-во взаимосвязь живой и опредмеч деят-ти людей. Об-во м продолжаться, воспроизводиться на расширенной основе.

- взаимосвязь предметно-преобразовательной активности и совокупности об-венных отклонений.

Предметно-преоб активность (ппа) совершается ч/з деятельные производные силы об-ва.

Деят произв-ые силы:

1) люди

2) материально-технич ср-ва

3) рецепты, способы действия, технологии

4) знания.

Уровень развития об-ва опред-ся комплексом деят-ных произ-ых сил.

Деятельные производные силы связаны с об-венными отношениями деят-ти. Они хар-ют отношение людей к деят-ти, распределение ролей м/у людьми в деят-ти, возможность людей польз-ся рез-тами деят-ти. Включает в себя:

1) отношение соб-ти: кто владеет ср-вами деят-ти

2) отношение разделения труда в об-ве, комбинирование и кооперация труда в об-ве.

3) Отношение облика деят-ти и ее рез-та (рынок и т д)

4) Организация управления и власти в об-ве.

5) Нарвственные отношения м/у людьми

М/у деят произ-ыми силами и об-венными отношениями деят-ти существует связь. Обществ отношения зависят и меняются от деят произ-ых сил.

Революция, реформы – решение задачи по преодолению противоречия м/у деят силами и об-венными отношениями

 

Билет 37.

Проблема закономерности в истории. Фатализм и волюнтаризм.

История, как процесс изменения об-ва имеет свои внутр связи, закономерности. Они неустранимы, от них нельзя убежать. Закономерности: обусловленность жизнедеят-ти об-ва геогр связями; приемственность; рост об-ого разделения труда.

Место и возможности людей в ист. Имеют люди власть над ист?

- фатализм – ход истории предопределен

а) провидение – божественный промысел

б) неумалимые з-ны истории

в) в мире господствует случай

Люди – марионетки исторической драмы

- волюнтаризм – ход истор событий и рез-ты истории опред-ся волей и энергией людей. В истории нет ничего предопределенного.

Фатализм и волюнтаризм – крайности, к-рые ведут к абсурду. В истории распространены и имеют свои основания.

ФАТАЛИЗМ

а) если бы люди могли все решать по своему усмотрению и воле, то фатализма не было бы. В ч-кой жизни есть то, что от людей не зависит.

-природная среда

- историческое наследие от предков

- люди связаны действиями и поступками

- суммирование мн-ва выборов людей дает такой рез-т, к-рый не ожидали

- прошедшую историю нельзя изменить

ВОЛЮНТАРИЗМ

Если бы в ч-кой жизни все было предопределено, то для волюнтаризма базы бы не существовало. Несмотря на, то, что многое от нас не зависит, мы можем влиять на свою жизнь. Личная инициатива и пример влияют на историю.

Фатализм акцентирует объективный момент истории.

Волюнтаризм – субъективный момент

Акцентируя одну сторону, забывает другую. Задача истории видеть обе стороны, уметь понять их связь. Люди сами делают историю не по произволу, а в определенных условиях. Суд над историей, когда деятелем прошлого мы выставляем оценки – это плохая манера отношения. Понять условия, задачи, что они могли. Возможности ч-кого выбора и инициативы в истории изменяются и зависят от людей.

Волюнтаризм

Трудности теоретического овладения

рассмотренным выше парадоксом исторического процесса приводят к тому, что мы зачастую в процессе наших размышлений (а затем и дейст­вий) осознанно или неосознанно разводим основополагающие стороны этого парадокса, а затем абсолютизируем одну из них. И тогда в качестве одного из возможных вариантов «разре­шения» парадокса появляется волюнтаризм (от лат. voluntas воля), объявляющий просто несуществующей одну из сторон парадокса — объективный характер законов общест­венного развития. По сути дела перед нами феномен субъек­тивно-идеалистического толка, который возводит в абсолют волю субъекта, его свободу и сводит к нулю необходимость, т.е. зависимость деятельности субъекта, ее результатов от объ­ективных законов общественного развития. В истории рево­люционного движения волюнтаристами были народники в России и других странах, эсеры, сегодня таковыми являются различного рода ультралевые, анархистские движения на За­паде. Значительные элементы волюнтаризма встречались и до сих пор дают о себе знать в социально-политической прак­тике нашей страны в виде игнорирования объективных ус­ловий и попыток волевого, произвольного решения назрев­ших проблем. Так, именно на волевой основе, а не на основе экономической целесообразности, в течение многих десяти­летий строились взаимоотношения государства с пред­приятиями, причем не только с так называемыми «общена­родными», но и с колхозно-кооперативными. В результате подрывались условия для нормального производства, науч­но-технического прогресса и т.д.

Широкое распространение субъективно-идеалистических, во­люнтаристских взглядов характерно для исторической науки, при­чем не только античной и средневековой, но и относящейся к нашему времени. Особый всплеск в этом отношении мы наблюдаем со второй половины XIX в., когда под несомненным влия­нием позитивизма появляется ряд школ, отрицающих наличие объективной закономерности в истории. В Германии это — В.Виндельбанд, Г.Риккерт, М.Вебер, Э.Майер, в Англии — Б.Рассел, I.Федерн, Г.Тревельян, АТойнби, в Америке — ДДьюи, Э.Бо-г.фдус, Г.Беккер-Чейз. По Арнольду Тойнби, исторические зако­ны — это «гипотезы, которые до сих пор подтверждались»1. Тойнби почти дословно повторяет юмовское отрицание объективной природы причинности, согласно которой общественные события ни­когда, нигде и ни в чем не повторяются, не воспроизводятся вновь. Но, впрочем, в таком чистом виде отрицание исторических (закономерностей встречается все же редко. Дело в том, что сто­ронники волюнтаристских концепций тоже вынуждены обра­щаться к прошлому историческому опыту, «использовать» его для подтверждения своих взглядов на настоящее и прогнозирование будущего. Отрицание исторической закономерности со­четается у них с признанием возможных аналогий в истории. Или, точнее, — отрицание исторической закономерности при­нимает форму аналогизма. Так, под влиянием известного кан­тианца Рикхерта Эд.Мейер утверждал, что развитие человече­ского общества не подчиняется объективным закономерностям, что немыслимо выяснить причины его развития и гибели.

«В течение моих многолетних исторических исследова­ний, — писал он, — мне не удалось открыть ни одного исто­рического закона, да и в сочинениях других историков мне до сих пор не попадались такие законы. Поэтому я могу сме­ло сказать, что исторические законы существуют только в идеале, в качестве постулатов. Точно также в сфере массо­вых явлений, например, в экономической истории, нет ни­каких исторических законов, а есть лишь эмпирические обоб­щения, выведенные путем аналогии»2. Отрицание историче­ской закономерности в форме аналогизма мы встречаем и у крупнейших из ныне здравствующих представителей зару­бежной философии истории. (Исключение составляет, по­жалуй, только П.Сорокин, выступивший против характер­ных для идей Риккерта — Дильтея отрицания исторической pfкономерности и возможности объективной социологии.)

фатализм

Другой исторически известный вариант теоретического разрешения рассмат­риваемого парадокса — фатализм (от лат. f аtит — рок, судьба), который в отличие от волюнтаризма совершенно исключает мо­мент свободы, свободного выбора субъекта, активную роль деятельностного человека. Уж коль скоро существуют и действуют объективные законы общественного развития, рассуждают фата­листы, то ни о какой активности человека речи быть не может, ему остается пассивно ждать, когда эти законы автоматически возьмут свое. Не оказывались ли на фаталистических позициях мы, уповая на то, что стоит нам волевым решением «обобщест­вить» средства производства — и дальше все пойдет «как по маслу»: на базисе такой «обобществленной» экономики сформируется со­циалистическое общественное сознание, а заложенные в социа­лизме как системе объективные преимущества реализуются сами собой, автоматически? И это независимо от того, как мы будем действовать — интенсивно, целеустремленно или вразвалку; куль­турно или по-варварски; со знанием дела или дилетантски.

Фатализм в объяснении исторических событий и историче­ского процесса в целом — явление весьма распространенное. При­чиной фатализма нередко считали неспособность человека по­знать законы истории. Таких оценок придерживался Л.Н.Толстой: «Фатализм в истории неизбежен для объяснения неразумных яв­лений (т.е. тех, разумность которых мы не понимаем). Чем более мы стараемся разумно объяснить эти явления в истории, тем они становятся для нас неразумнее и непонятнее». Впрочем сам Тол­стой понимал историю как процесс безличной деятельности на­родных масс, неприметно и бессознательно ее творящих. «Толь­ко одна бессознательная деятельность приносит плоды, и чело­век, играющий роль в историческом событии, никогда не пони­мает его значения. Ежели он пытается понять его, он поражается бесплодием». Отсюда толстовский вывод о бесплодности деятель­ности выдающейся личности, способной только дать свое имя событиям, и некорректируемом ходе истории, поскольку она скла­дывается из непроизвольных действий миллионов. Парадоксаль­но, но эту же неспособность познать законы истории Толстой связывал со свободой (как и с фатализмом). В истории — отмечал он — нет ни грана свободы: то, что известно нам, мы называем законами необходимости; то, что неизвестно, — свободой.


Билет 38.

Развитие всемирности истории. Глобальные проблемы современности.

История ч-ва становится все более взаимосвязанной, всемирной. Ч-во в процессе истории становится единым и противоречиво целостным. Сильное выражение единства – глобальные проблемы. Глобальные проблемы – имеющие всечеловеческое значение, затрагивают интересы всех народов и регионов.

Глобальные проблемы:

1) самосохранение ч-ва. Современное оружие вынуждает гос-ва без исп-ия этого оружия.

2) Отношения ч-ва и природы:

- экологич (активное воздействие людей на прир среду)

- ресурсов (почва, нафть)

3) внутр противоречия ч-кой жизни

- демографич (рост и вымирание стран). Экологич границы, ограниченные соц ресурсы, экономич неравенство – бедность и богатство взаимосвязаны.

 

Выводы:

Глобальн проблемы взаимосвязаны м/у собой, внутренне напряженная противоречивая система. В глоб проблемах ч-во проявляется как единое целое. Глоб проблемы выявляют ограницы, за к-рыми открываются возможности деградации, самораспада ч-ва.

Развитые страны перенаселяют планету и природа всякими способами старается вернуть нас в эту нишу (землетрясение, наводнение, самолеты падают).

 

Билет 39.

Историчность общества. Источники и побудительные силы изменения общества.

Об- во есть сложная органич система, к-рая себя воспроизводит и воспроизводя себе об-во меняется: от поколения в поколение м говорить об истории об-ва ч-ва. С чем связано изменение людей? Жизнь полна противоречий и проблем. Это явл-ся источником перемен.

Какие противоречия имеются в об-ве, к-рые явл-ся источником изменений?

- об-во и природа. Природа сама по себе не обеспечивает условия для жизни, люди вынуждены ее изменять. Взаимодействие людей с природой сопряжено с изменением природных обстоятельств.

- производит деятельными силами об-ва и об-венными отношениями деят-ти. Разрешение противоречия – важнейшая форма изменения об-ва – революции, перестройки и т п.

- взаимодействие м/у народами, культурами, цивилизациями – войны, отношения, соперничество

противоречия в жизни об-ва и проблемы движутся и разрешаются не сами по себе, а в деят-ти и ч/з деят-ть людей. Что побуждает людей к деят-ти?

Потребности – интересы – цели

Потребности – глубинный фактор побуждающий людей к деят-ти. Нужда ч-ка, ч-ва в чем-то необходимом. Зависимость ч-ка от мира. Исходными явл-ся биологич потребности. В процессе истории исходные потребности не остаются неизменными: меняется материальное наполнение, формы и способы удовлетворения.

Формирование, изменение мн-ва форм, ритуалов по удовлетворению своих потребностей.

Вокруг первичных витальных потребностей формируется массив др потребностей: общения, самореализации и т д. С развитием об-ва этот слой вторичных потребностей все возрастает. Само об-во в процессе развития расширяет потребную базу и потенциал нарастает.

Интерес – это осознанная, оформленная потребность без потребности интереса ист. Потребности все больше выступают как интересы, нарастает объем сознания и организации деят-ти по удовлетв.

Цель – это момент ч-кого интереса, выражение в сознании интереса, образ будущего, к-рый нам нужно.

Билет 40.

Направленность истории. Проблема исторического прогресса.

Прогресс

Направленность истории один из важных моментов в истории. Направленность к единству – глобализация. Напрвл-ть истории – это вопрос о прогрессивном развитии ч-ва.

История – это многообразная совокупность изменений рассыпана в пространстве и тянется во времени. Многообразие, пестрота ист. Мн-во народов и гос-в. Существуют серьезные основания:

- природно-географ условий общинной жизни людей. Люди живут и сживаются с условиями

- многообразие этнических общностей, характеров и культур

- своеобразие ист среды, в к-рой проживают народы.

При всем многообразии в ней есть единство. Понимание единства – важная задача науки и ист.

- люди принадлежат к 1 биологич виду homo supiens

- единый способ ч-кой жизни – предметно-активная трудовая деят-ть, соц организация, культура, управление и воспитание.

- общие стадии, ч/з к-рые проходит развитие групп, стран и т п.

Этапы:

а) общественно-экономич формации

б) цивилизациооный

- связи и взаимодействие м/у различными народами, культурами. В ходе истории активность и многообразие связей нарастает.

История

Научно-технич прогресс- решение глоб проблем – технократизм.

Чтобы найти решение глоб проблем необходим комплексный подход

Концепция устойчивого развития:

- предыдущее развитие ч-ва было неустойчивым, подрывало предпосылки существования

- ч-во должно сменить тип развития à устойчивому развитию:

а) экономич рост совместим с равновесием биосферы

б) обеспеч элемент. условий жизни людей

в) решение сегодн проблем не подрывает условие жизни след поколений

г)переход нельзя совершить за счет отдельных преобразований. Смена системы ценностей.

 

Развитие цивилизации доминировал Запад. Задача: перейти от доминирования Запада к диалогу, совместного поиска пути развития.

Проблемы:

1) отношение к природе как к объекту, материалу ч-кой деят-ти. Задача: понять природу не как материал, а как систему, где ч-к – частица.

2) Понять материальное богатство как фактор ч-кого бытия

3) Индивидуалистич взгляд на ч-ка и смысл его жизни. Все прочее – это внешняя среда.

В сегодн ситуации глоб связ людей необходимо развитие форм координации и регулирования жизни ч-ва

1) сильные устраивают силовой порядок

2) взаимопонимание

 

Прогресс направленности истории. Тенденция прогрессивного решения. Трудности понимания прогресса:

- разная степень прогресса в различных областях

- противоречивость прогресса. Достижение связано с потерями

- вопрос о критериях прогресса

 

Смысл истории:

1) Платон, Маркс (коммунизм), иудаисты

Сущность – достижение идеального об-ва, при к-ром все об-венные проблемы будут решены, в том числе моральные, нравственные.

2) те философы, к-рые пытаются усмотреть объективность в истории

смысл истории в самой истории

3) сторонники религиозной философии

смысл нах-ся над историей и над временем. Они видят его в реализации ч-ком, народами и ч-вом высшей воли и промыслом божим

 

Три модели исторической направленности:

1) циклический тип: сохраняется в буддизме, иудаизме, даосизме, Геракл, Платон, Джам-Батис Вико, Данилевский.

Концепция Вико

1) божественный: «-» гос-во «+» власть жильцов

2) героический: «+» аристокр гос-во

3) человеческое: «+» демократ республика «+» представ монархия

 

2) Линейная: связана с теорией прогресса (17-19в) идея нового времени

Никола Кондорсе

Прогресс по Кондорсе – з-н о развитии ч-ких способностей, к-рые в свою очередь стимулируют прогресс, и сами актуализируются в ходе поступате развития об-ва.

 

3) Спиралевидная: имеет отношение к диалектике

Сущность – з-н отрицания

а) приемственность - органич смыкания последующих друг за другом стадий развития жизни, способных Эл-тов.

б) поступательность – последовательное продвижение вперед-вверх от простого к сложному

в) цикличность – в развитии в общем виде всегда присутствуют круг. Итог. Ступень, к-рая повторяет начальную стадию в общих чертах.

Гегель, Маркс

МАРКС

Теория экономических формаций (конкретно исторический тип об-ва, представляющий целостную соц систему…)

1) первобытно общинная

2) рабовладельческая

3) феодальное

4) капиталистич

5) коммунистич

 

способ перехода одной формации в др – соц революция

причина – разногласия м/у классами

коммунизм не есть конец истории

 

Развитие идет не по одному какому-либо пути, а по бесчисленному множеству направлений. Прогресс природы нельзя представлять в виде прямой линии. В своем развитии природа, по словам Герцена, как бы «бросается во все стороны и никогда не идет правильным маршем вперед». Этим и обусловливается бесконечное многообра­зие форм существования материальных тел и явлений. Так, развитие органической материи пошло по сотням тысяч направлений, дав­шим все богатство видов растительному и животному царствам, по­ражающим нас многообразием своих форм, и красок.

Развитие — это не прямая линия и не движение по замкнутому кругу, а спираль с бесконечным рядом витков. Тут причудливым об­разом сочетаются поступательное движение и движение по кругу. В процессе развития происходит как бы возврат к ранее пройден­ным ступеням, когда в новой форме повторяются некоторые черты уже отживших и сменившихся форм. Процесс познания иногда по­вторяет уже пройденные циклы, но всегда на новой основе.

Общими критериями прогресса являются совершенствование, дифференциация и интеграция элементов системы. Критерий прогресса состоит в расширении возможностей дальнейшего раз­вития.

 

 

1) О понятии мировоззрения. Философия и мировоззрение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 358; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.1 сек.