Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конкуренция. Рыночная власть. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Монополия. Антимонопольное регулирование




Конкуренция:

Сущность конкуренции

 

В повседневной жизни мы все чаще встречаем слова: "конкуренция", "конкурентная борьба", "конкурентоспособность", "конкурентный рынок". Этим строкам иногда предоставляются разные значения, но все они могут быть сведены до двух понятий - "конкурентная борьба" и "конкурентный рынок". Первое касается способов поведения отдельных фирм на рынке, второе - рыночных структур и охватывает все аспекты рынка любых товаров, которые влияют на поведение и деятельность фирм (количество фирм на рынке, технологию производства, типы товаров, которые продаются и т.д.).

 

Конкурентность рынка определяется теми границами, в рамках которых отдельные фирмы способные влиять на рынок, то есть на условия реализации своей продукции, прежде всего на цены. Чем меньше отдельные фирмы влияют на рынок, где они реализуют свою продукцию тот более конкурентным считается рынок. Высочайшая степень конкурентности рынка достигается тогда, когда отдельная фирма на него не влияет совсем. Это возможно лишь в случае если на рынке товаров действует так много фирм, что любая из них в частности никак не может повлиять на цену товара, и воспринимает ее как такую, что определяется рыночным спросом и предложением. Такой рынок называется целиком конкурентным. А фирмы, которые действуют в условиях целиком конкурентного рынка, не ведут между собою конкурентной борьбы. Если же отдельные фирмы имеют возможность влиять на условия реализации своей продукции (в первую очередь на цены), то они ведут между собою конкурентную борьбу, но рынок, где эта возможность реализуется, целиком конкурентной уже не считается.

 

Итак, конкуренция - категория явным образом противоречивая. С одного стороны существует утверждение, которое без конкуренции рынка не бывает, а с другого – целиком конкурентным есть тот рынок, на котором участники (фирмы) не ведут между собою конкурентной борьбы. И дальше. Если конкурентная борьба существует, такой рынок не считается целиком конкурентным. Больше того, чем более сильная конкуренция, тем полнее формируются условия для ее ограничения. Но рынок двигается уже не к целиком конкурентному, а к монопольному. Эта противоречивость конкуренции выступает предпосылкой самых разных оценок ее роли в экономике. Одни экономисты утверждают, что конкуренция - это большое благо (между прочим, эта точка зрения есть характерной для современных украинских реформаторов), другие настаивают на потому, что конкуренция, противопоставляя субъектов рынка и порождая монополию – большое зло для экономики. Где правда?

 

Отвечая на этот вопрос, следует, очевидно, начинать с элементарного: что такое конкуренция. Конкуренция - это форма экономических отношений между субъектами рыночного хозяйства, в которой выражается соперничество за наиболее выгодные условия производства, продажи и купли товара. Как и почему возникает конкуренция? Оптимального положения на рынке хозяйствующие субъекты достигают в результате получения ними экономической самостоятельности. То есть, если они получают право владения, пользование и распоряжение выработанной продукцией. В то же время экономическая самостоятельность порождает стремление выделяться среди равных, доказать свои преимущества, утвердить свое господство, обеспечить себе более выгодное положение, большая прибыль и т.д. Это порождает между экономически самостоятельными и отделенными хозяйственными единицами определенное соперничество, борьбу, которая и получила название конкуренции. Причем конкуренцию не следует рассматривать как соревнование по олимпийскому принципу: важная не победа, а участие. Это жестокий и конфликтный метод взаимодействия рыночных субъектов: достижение поставленных предпринимателем своих целей возможное лишь за счет поражения интересов других деловых людей.

 

Суть конкуренции проявляется и в том, что она. с одной стороны, создает такие условия, за которые покупатель на рынке имеет великое множество возможностей для приобретения товаров, а продавец - для их реализации. С другой стороны, в обмене принимают участие две стороны, любая из которых ставит свой интерес выше интереса партнера. В результате и продавец, и покупатель при заключении соглашения должны идти на взаимный компромисс при определении цены, иначе соглашение не состоится, а каждый из них понесет убытки.

 

Непременным условием конкуренции есть независимость субъектов рыночного отношения от определенных "высших" и внешних" сил. Эта независимость проявляется, во-первых, в возможности самостоятельно принимать решение о производстве или купле товаров или услуг; во-вторых, в свободе выбора рыночных партнеров. В процессе конкуренции хозяйствующие субъекты как бы взаимно контролируют друг друга. Конкуренция также есть важным инструментом регулирования пропорций общественного производства в условиях рынка.

 

2 Функции конкуренции.

 

Функция регулирования. Для того чтобы устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель (суверенитет потребителя). Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.

 

Функция мотивации. Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно:

 

-предприятия, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или производят ее с меньшими производственными затратами, получают вознаграждение в виде прибыли (позитивные санкции). Это стимулирует технический прогресс;

 

-предприятия, которые не реагируют на пожелания клиентов или нарушения правил конкуренции своими соперниками на рынке, получают наказание в виде убытков или вытесняются с рынка (негативные санкции).

 

Функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.

 

Функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.

 

Политика в области конкуренции призвана заботиться о том, чтобы конкуренция могла выполнять свои функции. Руководящий принцип "оптимальной интенсивности конкуренции" в качестве целей политики в области конкуренции предполагает, что:

 

- технический прогресс в отношении изделий и процессов быстро внедряется (инновация под давлением конкуренции);

 

- предприятия гибко адаптируются к меняющимся условиям (например, склонности потребителей), (адаптация под давлением конкуренции).

 

Масштаб интенсивности конкуренции определяется тем, как скоро преимущества в прибыли теряются в результате успешного воспроизведения инноваций конкурентам. В первую очередь это зависит от того, насколько быстро конкуренты реагируют на рывок вперед предприятия-пионера и насколько динамичен спрос.

 

В соответствии с руководящим принципом оптимальной интенсивной конкуренции благоприятные условия для нормального функционирования соперничества появляются тогда, когда имеют дело с "широкой" олигополией с "умеренной" индивидуализацией продукции. "Узкая" олигополия с сильной индивидуализацией продукции, напротив, уменьшает интенсивность конкуренции.

 

В каждой рыночной экономике существует опасность того, что участники конкурентной борьбы попытаются уклониться от обязательных норм и риска, связанных со свободной конкуренцией, прибегая, например, к сговору о ценах или имитации товарных знаков. Поэтому государство должно издавать нормативные документы, которые регламентируют правила конкурентной борьбы и гарантируют:

 

- качество конкуренции;

 

- само существование конкуренции;

 

- цены и качество изделий должны быть в центре внимания конкуренции;

 

- предлагаемая услуга должна быть соразмерной по цене и другим договорным условиям;

 

- защищенные правовыми нормами товарные знаки и марки помогают покупателю различать товары по их происхождению и своеобразию, а также судить о некоторых их качествах;

 

- ограниченная по времени патентная защита (20 лет) и зарегистрированные промышленные образцы, а также образцы промышленной эстетики.

Рыночная власть:

Рыночная власть заключается в способности продавцов или покупателей воздействовать на рыночную ситуацию, складывающуюся в связи с реализацией определенного вида товара, не имеющего заменителя, посредством цены товара или объема выпуска.

 

Рыночная власть имеет две формы проявления: монополия и монопсония. Эти понятия противоположны совершенной конкуренции.

 

Монополия означает исключительное право на конкретную деятельность в определенной области государства. В нашем случае монополия предполагает сосредоточение в руках одного производителя (продавца) всех сре дств вл ияния на ценообразование. При этом он производит товар, не имеющий близких заменителей. В условиях монополии производитель способен полностью контролировать объем предложения товара, что позволяет ему выбирать любую цену из возможных в соответствии с кривой спроса, рассчитывая при этом на максимальную прибыль. Когда продавцы назначают цену выше своих предельных издержек, говорят о наличии монопольной власти.

 

Монопольная власть определяется величиной, на которую цена превышает предельные издержки, и частично зависит от количества конкурирующих на рынке фирм. Монополии по их образованию можно классифицировать следующим образом:

 

Естественные монополии. Образуются в результате технологических особенностей производственного процесса, который требует определенного уровня концентрации производства. Существование естественных монополий объясняется "эффектом масштаба" производства, т. е. эффектом экономии ресурсов в результате укрупнения производства. Естественные монополии — положительное явление для общества, хотя в силу монополистической природы их деятельность необходимо постоянно контролировать. К естественным монополиям относят предприятия, эксплуатирующие в основном уникальные природные ресурсы, продукт деятельности которых связан с общественным пользованием (электрические, газовые компании, водоснабжения, линии связи и транспортные фирмы).

 

Агломераты. Образуются в результате объединения малых по объему и аналогичных по характеру производства предприятий.

 

Государственные монополии. Образуются вследствие того, что государство создает привилегированные условия для отдельных производств, защищая их от конкуренции (монополии на производство соли, разработку минеральных ресурсов и др.).

 

В случае возникновения монополии со стороны потребителя говорят о наличии монопсонии.

 

Монопсония предполагает наличие одного покупателя на рынке. Если покупатель может предложить цену, которая ниже предельной оценки товара, говорят о наличии монопсонной власти.

Монопсонная власть определяется величиной, на которую предельная оценка превышает цену товара.

 

Величина рыночной власти (монопольной и монопсонной) является предметом научного анализа.

 

Рыночная власть одной фирмы (чистая монополия) зависит от эластичности рыночного спроса. Чем меньше эластичность спроса, тем большей монопольной властью обладает фирма.

 

Рыночная власть нескольких фирм зависит не только от эластичности рыночного спроса, но и от взаимодействия фирм. Чем более агрессивно они конкурируют, тем меньшей монопольной властью обладает каждая из них.

 

Рыночная власть одного покупателя (чистая монопсония) зависит от эластичности рыночного предложения. Чем менее эластично предложение, тем большей монопсонной властью обладает покупатель.

 

Рыночная власть нескольких покупателей зависит не только от эластичности предложения, но и от конкуренции покупателей за предложение.

 

Основная проблема фирм-монополистов и монопсонистов — использование своей рыночной власти как можно эффективнее, т. е. с учетом характеристик рыночного спроса, издержек производства, определения оптимальных объемов выпуска, качества продукции и цены.

 

Основная цель рыночной стратегии фирм с рыночной властью — захватить потребительский излишек и превратить его в дополнительную прибыль. Наиболее распространенным способом такого превращения является диверсификация цен.

 

Диверсификация цен может принять три формы в зависимости от дохода покупателя, объема потребления, категории товара:

 

Практика назначения для каждого покупателя резервированной цены (максимальной для данного покупателя) называется идеальной диверсификацией цен в зависимости от дохода покупателя.

 

Практика назначения разных цен за разное количество одного и того же товара (услуги) называется диверсификацией цен в соответствии с потребляемым количеством.

 

Разделение потребителей на две или больше групп с различными кривыми спроса для каждой группы называется диверсификацией цен в зависимости от предложенного качества товара (например, стоимость авиабилетов в разных классах, алкогольные напитки разных сортов).

 

Распространенной формой стратегии ценообразования является и диверсификация цен по времени, тесно связанная с диверсификацией цен по категориям товаров. При этом распределение потребителей по различным категориям приводит к установлению различных цен в разных временных отрезках. Формой диверсификации цен по времени является ценообразование при максимальном спросе. Так, для некоторых товаров максимум спроса достигается в определенные периоды времени (для автотранспорта — в часы пик, для лыж, санок и аналогичных товаров — зимой). Поэтому цены на эти товары в такие периоды будут выше.

В современных условиях чистая монополия, как и чистая конкуренция, — теоретическая абстракция. В реальном мире преобладает монополистическая (несовершенная) конкуренция, т. е. такая, которая не является ни совершенно конкурентной, ни совершенно монополистической.

Теория монополистической конкуренции, разработанная английским экономистом Дж. Робинсоном и американским ученым Э. Чемберлином, предполагает взаимодействие двух моделей — совершенной конкуренции и чистой монополии.

 

Монополистическая конкуренция возникает при наличии многих продавцов, реализующих тесно связанные, но не идентичные товары.

 

Монополистическая конкуренция аналогична совершенной конкуренции: существует много продавцов и покупателей; свободен вход и выход фирм из отрасли; каждая отдельная фирма непосредственно не влияет на цены других фирм. Отличие состоит в том, что при монополистической конкуренции наблюдается дифференциация товаров, вследствие чего спрос на них понижается. Каждая фирма продает особый тип (или вариант) товара. Величина монопольной власти зависит от успешности дифференциации фирмой собственных товаров по сравнению с товарами других фирм. Дифференцированные товары имеют высокую норму взаимозамещения, но не абсолютно взаимозаменяемы. Другими словами, эластичность спроса по цене у этих товаров велика, но не бесконечна. Таким образом, монополистическая конкуренция предполагает, что фирмы на таком рынке вступают в своеобразное соперничество не столько посредством цен, сколько путем всемерной дифференциации выпускаемой ими продукции.

 

Уровень концентрации в отрасли характеризуется показателем "доля четырех крупнейших фирм", который вычисляется как процент от общего объема производства отрасли, приходящийся на четыре крупнейшие фирмы.

 

Кривая спроса фирмы-монополиста совпадает с кривой рыночного спроса на данный товар и имеет "классический" нисходящий характер. Такая конфигурация кривой свидетельствует о том, что любые изменения объемов выпуска продукции будут влиять на цену товара (в соответствии с действием закона спроса). Это принципиальное положение, поскольку в условиях совершенной конкуренции, когда фирма не могла в рамках выпускаемого объема продукции воздействовать на цену товара, кривая ее спроса была горизонтальной.

 

Нисходящий характер кривой спроса фирмы-монополиста существенно видоизменяет кривые среднего и предельного доходов. Если фирма-монополист сама устанавливает цену для всех единиц товара, то средний доход и будет ценой товара. В этом случае кривые спроса и среднего дохода будут совпадать. Предельный доход фирмы-монополиста всегда будет меньше цены на товар (а значит, и среднего дохода), поэтому кривая предельного дохода всегда находится ниже кривой спроса.

Как указывалось в теме 7, в условиях краткосрочного периода правило максимизации прибыли требует равенства предельного дохода и предельных издержек. Данное правило применимо и для деятельности фирмы в любых рыночных условиях, поэтому и для фирмы-монополиста, максимизирующей свою прибыль, необходимо совместить эти предельные величины. В данном случае спрос по цене для фирмы-монополиста будет эластичным: Ed > 1.

 

Таким образом, фирма, максимизирующая свою прибыль, никогда не будет расширять объемы продаж до такого уровня, при котором спрос по цене становится неэластичным.

 

Поскольку одному и тому же количеству товара могут соответствовать разные цены, для фирмы-монополиста нельзя найти закономерной связи между рыночной ценой и предложением товара, т. е. построить кривую предложения.

 

Деятельность фирмы-монополиста в долгосрочном периоде рассматривается с учетом того, что она является единственным представителем по производству данного товара и сама является отраслью по его выпуску. Поэтому равновесие в краткосрочном периоде будет равновесием и в долгосрочном периоде. Следовательно, фирма-монополист до тех пор будет максимизировать прибыль, пока будет оставаться монополистом. Этого она сможет достичь, если сумеет поставить надежные барьеры на пути вхождения других фирм в отрасль.

 

Таким образом, теория монополистической конкуренции основывается на трех положениях:

 

Кривая спроса отдельной фирмы носит нисходящий характер; ее эластичность превышает эластичность кривой спроса отрасли, поскольку на рынке продаются товары-заменители, производимые другими фирмами. Нисходящий характер кривой спроса позволяет фирме получать монопольную прибыль в краткосрочном периоде ее функционирования.

 

Возможность свободного входа и выхода из отрасли приводит к тому, что в долгосрочном периоде деятельности всех фирм отрасли их экономическая прибыль установится на нулевом уровне. Таким образом, вход новых фирм в отрасль прекратится, установится равновесие отдельных фирм в отрасли. Последнее предполагает, что цена продаваемого товара (т. е. средний доход) сравняется со средними суммарными издержками.

 

В условиях монополистической конкуренции каждая отдельная фирма проводит собственную ценовую политику, не принимая во внимание реакции конкурентов.

 

Как показывает практика развитых стран, последнее условие часто не выполняется, что связано с образованием новой рыночной структуры, которая называется олигополией.

 

Олигополия — рынок, на котором несколько фирм продают стандартизированные или дифференцированные товары; рынок, доступ на который для других фирм затруднен, контроль над ценами на продукцию ограничен взаимозависимостью фирм (за исключением случаев сговора) и на котором обычно действует сильная неценовая конкуренция.

 

Олигополия подразделяется на два типа:

 

базовые отрасли с совершенно однородной продукцией и большими размерами предприятий;

 

несколько продавцов продают дифференцированные (неидентичные) товары; в одних олигопольных отраслях фирмы сотрудничают, в других — агрессивно конкурируют.

 

Для олигополии характерны три признака:

 

в отрасли присутствуют две и более конкурирующих фирм, поэтому она не является монополизированной;

 

кривая спроса каждой фирмы имеет нисходящий характер, поэтому в отрасли не действуют правила свободной конкуренции;

 

• в отрасли функционирует по крайней мере одна крупная фирма, любое действие которой вызывает ответную реакцию конкурентов, поэтому нельзя считать, что в отрасли наблюдается монополистическая конкуренция.

 

Главное отличие совершенно конкурентного рынка от олигопо-листического состоит в особенностях изменения цен. Если в первом случае цены меняются непрерывно в связи с изменениями спроса и предложения, то во втором — цены меняются не так часто, но, как правило, существенно. Фирмы-олигополисты стремятся изменять объем выпуска продукции, а не цену, что возможно в краткосрочном периоде их деятельности. Способность удерживать цену в этот период заложена в структуре фирм-олигополистов: планируя производство, они заранее подготавливают его к возможным падениям или увеличениям спроса.

 

Экономические решения на олигопольных рынках основаны на стратегических соображениях каждой фирмы: как ее действия повлияют на соперников и какую реакцию у них вызовут.

 

Фирмы получали бы более высокие прибыли, если бы договорились поднять цены. Однако антитрастовые законы запрещают реализацию такого сговора. Сотрудничество без сговора связано с расчетом цены, максимизирующей прибыль. Однако конкурент может не принять установленную цену. Каждая отдельная фирма захочет перехитрить конкурентов, снижая цену на свой товар с целью захвата рынка. Теорию игр на олигополистических рынках называют дилеммой заключенных. Она отражает проблемы, с которыми сталкиваются олигопольные фирмы.

 

Дилемма заключенных создает жесткость цен на олигопольных рынках. Лидерство в ценах является одной из форм скрытого сговора, которая позволяет обойти дилемму заключенных. Лидерство в ценах означает установление цены, за которой следуют другие.

 

Отметим, что олигополия является преобладающей формой на современном рынке.

Основные модели рынка

 

В зависимости от соотношения между количеством производителей и количеством потребителей различают следующие виды конкурентных структур:

 

1. Чистая конкуренция являет собой ситуацию когда на рынке присутствует большое количество самостоятельных производителей некоторого однородного товара и масса обособленных потребителей данного товара. Чистую, или свободную, конкуренцию принято еще называть совершенной конкуренцией, а три других типа — объединять названием несовершенная конкуренция. Последний термин принадлежит англичанке Джоан Робинсон (книга "Экономика несовершенной конкуренции", 1933 г.), которую принято считать создательницей теории несовершенной конкуренции.

 

2. Огромное число обособленных потребителей и малое количество производителей, каждый из которых может удовлетворить значительную долю общего спроса. Такая структура называется олигополией, и порождает, так называемую, несовершенную конкуренцию.

 

3. Предельным случаем является монополия. В этом случае массе потребителей противостоит единственный производитель, способный удовлетворить общий спрос всех потребителей. Когда рынок представлен относительно большим числом производителей, предлагающих гетерогенную (разнородную) продукцию, то говорят о монополистической конкуренции.

 

4. Существует также чистая монополия. В этом случае на рынке присутствует только один производитель товара и множество потребителей.

 

Рассмотрим подробнее основные из вышеперечисленных рыночных структур.

 

 

3.1 Свободная (чистая) конкуренция

 

 

Чистая конкуренция представляет собой рыночную ситуацию, когда многочисленные, независимо действующие производители продают идентичную (стандартизированную) продукцию, и ни один из них не в состоянии контролировать рыночную цену.

 

Таким идентичным, или стандартизированным, товаром может быть, например, пшеница, кукуруза, сахар, акции компании. Это означает, что все продавцы таких товаров предлагают практически одинаковый продукт; разница в потребительских свойствах отсутствует. Поэтому покупателю не стоит утруждать себя выяснением отличий в качестве, свойствах — их фактически нет. А для продавца становится практически бессмысленным вести неценовую конкуренцию. Каждый из продавцов при этом не в состоянии повлиять на цену товара, складывающуюся на рынке. Это связано с тем, что доля любого продавца в общем объеме предлагаемой на рынке продукции очень незначительна. Продавец на таком рынке является "ценополучателем".

 

Выделим основные характеристики чистой конкуренции:

 

а) многочисленность участников обмена — продавцов и покупателей;

 

б) тождественная, стандартизированная продукция. Этому требованию могут отвечать только простые товары, примеры которых ранее были названы;

 

в) свободный доступ к рынкам новых продавцов и возможность такого же свободного выхода с них. Если посмотреть на эту проблему несколько шире, то можно отметить, что препятствиями для входа новых субъектов в любую отрасль могут быть: технологические, ресурсные, финансовые, законодательные ограничения. Например, сложность технологии и необходимость большого стартового капитала характерны для многих производств в машиностроении, металлургии, нефтепереработке, что резко сужает число возможных претендентов на появление в этих отраслях. В то же время большинство сфер, например сельскохозяйственного производства, не имеют таких сложных условий входа для новых производителей;

 

г) наличие полной информации у участников обмена. Покупатели должны иметь сведения об имеющихся продавцах, их ценах, других условиях реализации. Экономические субъекты должны располагать примерно одинаковым объемом информации о рынке.

 

Эти условия в большинстве случаев сегодня являются трудноосу­ществимыми. Поэтому чистая, или совершенная, конкуренция — это редкостный тип конкуренции в современной экономике. Преобладают формы несовершенной конкуренции, где продавцы обладают определенным контролем над рыночной ценой.

 

 

3.2 Монополия

 

 

Происхождение названия этого типа несовершенной конкуренции связано с тем реальным обстоятельством, что очень многие продавцы, предлагая схожие товары, стремятся, в то же время, придать им уникальные, особенные свойства. Эти отличия могут быть как реальными, так и мнимыми.

 

Монополистическая конкуренция — это такая рыночная ситуация, когда многочисленные продавцы продают схожие товары, стремясь придать им реальные или мнимые уникальные качества.

 

Примеры такой конкуренции следующие: "жевательная резинка, очищающая зубы", "журнал для деловой женщины", "автомобиль для тропиков", "свежий хлеб", "шампунь, укрепляющий корни волос", "вина из лучших сортов винограда", "наши акции — всегда в цене", "у нас самый широкий выбор косметики", "наш банк осуществляет самые быстрые расчеты", "шоколадный батончик — райское наслаждение" и т. д.

 

К основным характеристикам монополистической конкуренции можно отнести:

 

а) относительно большое число некрупных производителей;

 

б) продажа схожей, но не идентичной продукции. Разные производители занимаются созданием разновидностей товара, удовлетворяющих в принципе одну и. ту же потребность. Но назвать уже их продукцию идентичной нельзя. Здесь наблюдается дифференциация продукта;

 

 

в) наличие у отдельного производителя очень ограниченного контроля над рыночной ценой. Это связано, во-первых, с тем, что производителей достаточно много, значит доля предлагаемого товара, приходящаяся на одного, — относительно небольшая. Во-вторых, спрос на такую продукцию характеризуется довольно высокой степенью эластичности: покупатели чутко реагируют на изменение цены, и в случае ее повышения могут переключиться на приобретение схожей продукции у других продавцов, проигнорировав какие-то особенности в свойствах товаров.

 

Соперничающие субъекты могут использовать здесь как ценовые, так и неценовые методы конкуренции. Возможность применения последних, в отличие от условий чистой конкуренции, связана с дифференциацией продукта: конкуренты предлагают его разновидности, стремясь убедить покупателя в превосходстве своих спецификаций товара. И поэтому здесь являются достижимыми конкурентные преимущества в результате совершенствования качества продукта, условий его продажи, дизайна, упаковки, активной рекламы и т. д.;

 

г) различные соглашения между конкурентами по ограничению конкуренции, например по проведению согласованной ценовой политики, являются практически малоосуществимыми. Все дело в том, что конкурентов довольно много, и, кроме того, размыты, неопределенны сами границы поля конкуренции, состав ее участников;

 

д) сохраняются возможности относительно легкого вступления в отрасль новых производителей. По сравнению с чистой конкуренцией трудности возрастают, но не намного. Масштабы стартового капитала, уровень технологической сложности не ставят непреодолимых барьеров для проникновения в отрасль новых конкурентов.

 

 

3.3 Олигополия

 

Существуют рынки, на которых, как правило, действует относительно небольшое количество крупных фирм. Строго определить количество таких субъектов экономисты обычно не берутся, но можно встретить, например, такую количественную характеристику олигополистического рынка, где число конкурентов составляет от трех до пяти. Ее, видимо, можно принять в виде некоторого ориентира. Примерами такой конкурентной ситуации в Украине могут быть рынки бытовых холодильников, стиральных машин, сигарет, магнитофонов, локальные рынки ряда товаров и услуг в городах.

 

Олигополия — это господство на рынке нескольких фирм, производящих идентичные или схожие товары.

 

К основным характеристикам олигополистической конкуренции можно отнести:

 

а) немногочисленность конкурентов. Каждый из них обладает обычно довольно большой долей рынка какого-то товара или услуги;

 

б) предложение стандартизированных или дифференцированных товаров. Ряд промышленных товаров, таких, например, как сталь, алюминий, цемент, являются стандартизированными продуктами и обычно предлагаются в условиях олигополистической конкуренции. Дифференцированными товарами на олигополистических рынках могут быть, к примеру, автомобили, компьютеры, холодильники, пылесосы, телефонные аппараты. Предприятия-олигополисты — это обычно значительные по размерам структуры, ведущие крупномасштабное производство;

 

в) сложность входа в отрасль новых предприятие. Здесь уже перед потенциальными конкурентами, возможными кандидатами на вступление в отрасль встают очень серьезные проблемы. Это и формирование большого стартового денежного капитала, и технологические сложности, и доступность к важнейшим сырьевым ресурсам, и большие возможности "ветеранов" разными способами препятствовать появлению в отрасли "новичков" и другое. Пробиться новым фирмам здесь действительно сложно;

 

г) наличие стимулов к слиянию, сговорам, направленным на снижение или устранение конкуренции. Слияние конкурентов позволяет получить большую долю рынка, в большей степени использовать эффект масштаба: как "на выходе" — при продаже своей продукции (это можно делать с меньшими удельными издержками), так и "на входе" — при решении проблем, ресурсного обеспечения (закупка крупных партий ресурсов по низшим ценам). Сговоры — по ценам, местам сбыта, объемам продаж — возможны здесь потому, что количество конкурентов ограничено и они все "на виду", что создает благоприятную почву для подобных стремлений.

 

В условиях олигополии возможна как ценовая, так и неценовая конкуренция. Но ценовые методы соперничества обычно оказываются менее эффективными. Между предприятиями существует тесная взаимоза­висимость. Если один из конкурентов снизил цены, другие вынуждены будут адекватно отвечать, иначе обнаружится слишком большая потеря покупателей и прибыли. Сделав ответный ход, они, одновременно, и сведут на нет усилия ценового лидера. Поэтому ценовые методы здесь могут принести кратковременный эффект.

 

 

3.4 Чистая монополия

 

 

При такой монополии конкуренции вообще не существует. Уровень конкуренции изменяется по убывающей от чистой конкуренции до чистой монополии.

 

Чистая, или абсолютная, монополия — это такая рыночная ситуация, при которой имеется только один продавец товара, у которого нет близких заменителей. Отсутствие близких заменителей означает, что у покупателя остается выбор не между товарами, а между тем, покупать ли данный товар или отказаться вообще от удовлетворения потребности в нем. Продавец — один, и в этом случае он — король, а покупатель — слуга. У такого продавца сосредотачивается огромная власть.

 

Отметим основные характеристики чистой монополии:

 

а) единственный продавец;

 

б) товарная дифференциация отсутствует,

 

в) продавец осуществляет практически полный контроль над ценами.

 

г) очень трудные условия вхождения в отрасль новых предприятий. По сути дела, вход оказывается заблокированным финансовыми, технологическими, ресурсными, правовыми условиями.

 

Абсолютный монополист, конечно же, не выступает в роли "ценополучателя", он — "ценоустановитель". Он полностью контролирует предложение товара, ему представляется исключительная возможность выбирать на свое усмотрение любую цену из возможных в соответствии с определенной кривой спроса.

 

Здесь следует отметить, что понятие "монополия" используется не только в строгом значении — как чистая монополия, но нередко применяется и в широком толковании. В последнем случае монополия обычно трактуется несколько расплывчато, как доминирующее положение экономического субъекта на рынке, т. е. можно, видимо, полагать, что в таком варианте понятие "монополия" вбирает в себя и чистую монополию, и олигополию.

 

Проблема ограничения или даже устранения конкуренции вызывает беспокойство во многих странах. Главная роль в ее решении отводится государству, сам рынок, как показывает прошлый и современный опыт, недостаточно дееспособный в защите конкуренции.

АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ:

Совершенная конкуренция является регулируемой, причем антимонопольное регулирование является одним из необходимых условий стабильного развития любой национальной экономики. Антимонопольное регулирование направлено на недопущение монополизации рынка и поддержку конкуренции. Во всех странах антимонопольное регулирование включает методы прямого (административного) и косвенного (экономического) регулирования.

 

Прямое регулирование основано на разработке и применении нормативных актов, ограничивающих те или иные действия фирм на рынке.

 

Косвенное регулирование основано на создании условий функционирования фирм на рынке, которые в наибольшей степени выгодны государству.

 

Первый из известных актов по антимонопольному регулированию принят в 1889 году, более известен акт 1890 г(«Закон Шермана»). З-н Шермана направлен на защиту промышленности и торговли от незаконных слияний.

 

Антимонопольные законы в настоящее время действуют почти во всех странах с рыночной экономикой (в РФ - Закон о конкуренции).

 

Антимонопольное законодательство делится на 2 типа:

 

1) Американский тип отвергает любую форму монополистического сговора или союза.

 

2) Западноевропейский тип более либерален. В нем объектом противодействия выступает не всякие монополии, а лишь те, которые ограничивают конкуренцию в определенном секторе рынка.

 

Выделяют антитрестовую и антикартельную направленность законодательства.

 

Антитрестовые законы противодействуют объединениям, в рамках которых происходит полная утрата самостоятельности входящих в объединение фирм. Антикартельные законы противодействуют сговорам фирм (о разделении сфер влияния, ценовым и т.д.). Запрещая союзы и сговоры, антимонопольные законы стимулируют не только конкуренцию, но и диверсификацию производства.

 

Во многих странах применяются законы, которые ограничивают недобросовестную конкуренцию. К ней относятся: самовольное использование чужого товарного знака, фирменного наименования, маркировки товара, копирование формы, упаковки, внешнего оформления товаров других фирм, распространение ложных сведений или точных сведений в извращенном виде, способном нанести ущерб репутации и кредитоспособности конкурента; оказание влияния на решения конкурента с целью приобретения преимущества над ним; некорректное сравнение товаров при рекламе; приобретение коммерческой тайны конкурента без его согласия; самовольное использование или разглашение конфиденциальной информации; введение в заблуждение потребителей относительно качества, потребительских свойств, способа, места изготовления товара; обман потребителей.

 

Кроме того, антимонопольные законы противодействуют монополистической практике. К ее методам относятся: навязывание партнерам дискриминационных условий контракта, изъятие товаров из обращения, а также ограничение и прекращение производства товаров для создания искусственного дефицита, предварительный сговор об искусственном снижении, повышении, поддержание уровня цен, навязывание потребителям принудительного ассортимента товаров в качестве условия реализации, предварительный сговор об отказе вести дела с потенциальными партнерами, совмещение руководящих постов одними и теми же лицами в 2 или более фирмах, производящих аналогичную продукцию.

 

В качестве способов противодействия монополизации экономики используют запреты на ведение производственно-коммерческой деятельности, разукрупнение фирм вплоть до ликвидации. Во многих странах для контроля используется понятие доминирующего положения фирмы на рынке (более 60% рынка определенных товаров). В этом случае осуществляется постоянный мониторинг деятельности такой фирмы. Если фирма занимает менее 35%, то ее положение ни при каких условиях не может быть признано доминирующим.

 

В РФ антимонопольная инфраструктура состоит из Федеральной антимонопольной службы, имеющей центральный аппарат и упр. в субъектах федерации. Она занимается также и защитой прав потребителя. Кроме того, в инфраструктуру входят Министерство Экономического развития и культуры, обладающее правом законодательной инициативы, МВД и прокуратура. В России первый антимонопольный закон был принят в 1991г.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 6220; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.19 сек.