Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Русская философия и ее основные этапы развития




Философская герменевтика.

Герменевтика – искусство и теория истолкования, имеющего целью выявить смысл текста, исходя и его объективных(значения слов) и субъективных(намерение авторов)оснований, понимание текста.Основопол-м Г. стал Шлейермахер, к-ый поставил задачу вживания в текст, дабы понять его смысл лучше, чем сам его автор, Г. здесь связана с идеями интерпретации и понимания.В 20в. Г. постепенно оформляется в одну из осн методологич процедур фил-и, сначала в рамках онтологических исканий экзистенциализма(Хайдеггер), затем в учении Гадамера Г. приобретает фун-и онтологии и критики идеологии.Они отвергают объективное научное познание, безгранично доверяя косвенным свидетельствам сознания, воплощенным в речи. Результатом оказалось замыкание фил-и в сфере языка, что Г. роднит с неопозитивистским анализом языка.У Хабермаса Г. как критика идеологии должна раскрыть на анализе языка средство господства и социальной власти, служащее оправданию отношений организованного насилия.Г. призвана на столько понять текст, сколько вложить в него новые интерпретации.Один из пред-й Г. Гадамер (Истина и метод) сделал попытку обосновать язык как онтологическую базу Г., а саму Г. как универсал-ю теорию, выявл-ю природу чел-го знания.Осн. ее понятия – горизонт, герменевтический круг, традиция и др. концентрируются у него вокруг категории понимание, к-я толкуется как объяснение идиограф-й сущности изреченного. Гадамер отрицает объективность истины, истина прямо опред-ся позицией понимающего субъекта и целиком обусловлена им. Предметом фил-го знания сделал мир чел-ка, трактуемый как область чел-го общения, где протекает повседневная жизнь людей, создаются культ-е и научные ценности.

Хайдеггер рассматривал язык как дом бытия, истинное средоточие культуры. Язык открывающий истину бытия продолжает жить прежде всего в произведениях поэтов.Искусство –хранилище бытия.Он провозгласил невозможность рационального постижения бытия, пытаясь преодолеть субъективизм и психологизм своей позиции, выдвинул на первый план бытие как таковое.

 

 


Становление русской фил-и относится к периоду расцвета Киевской Руси.Первым древнерус фил-м был киевский митрополит Иларион, давший осмысление общественной жизни конца 10-нач11веков, поставивший вопрос о месте рус. народа в мировой истории. Рус. фил-я начиная с ее ранних этапов отличалась большим интересом к социально-нравственной проблематике, практич-й этике.(Поучение Владимира Мономаха и т.д.) Господство церкви не исключало идеологич-х противоречий, споров, появления течений, противостоявших церковной ортодоксии и феодальному гнету – радикальные ереси(содержали элементы рационализма, соединялись с оппозиц-и народными движениями, выр-ли тенденции реформ-о-гуманист-го типа).Повышение внимания к человеку, критика пороков феод-го об-ва нашли отражение в твор-ве МаксимаГрека (16в). Подъем Рус.ф. на новый уровень был связан с открытием высших учебных заведений, где читались фил-е курсы. Со второй половины 18в. в Рус.фил-и утверждается Просвещение(Козельский, Батурин). Будучи близким к западноевроп-му оно охарак-сь прежде всего сосуществованием не только просветительских, но и возрожденческих и реформационных идей(Прокопович)Влиятельным духовно-общ-м движ-м нач.19 в. было рус. масонство, проявл-ся в различн.формах, примыкавших к просвещению(Новиков), межконфессиональному хрис-ву(Лабзин).Эпоха Просвещения положила начало той линии Рус.ф., к-я была связана с достижениями науки, поиском путей к свободе чел-ка.Заслуга в становлении этой линии принадлежит Ломоносову, к-й стал основателем материалистической традиции в Рус.ф.и Радищеву,к-й в систематич. форме изложил проблему чел-ка, положил начало философскому обоснованию в ней рев-й традиции, прояв-я во взглядах декабристов(Белинский, Герцен,Чернышевский).В 30-ег в связи с кризисом механис-го матер-ма в Рус.ф происходит переориентация в сторону идеалистич диалектики, большую известность приобрели идеи нем. клас. фил-и.Особенности соц-го развития ставят в центр внимания осмысление нац-х задач, перспектив будущего России(западники, славянофилы)Соединение фил-х идей Гегеля с теориями зап-го социализма положило нач социал-й традиции в России (Белинский,Герцен,Огарев)70-90г–фил-я народничества (Лавров, Бакунин, Ткачев, Мечников) Крупнейшим предс-м рус. идеалис-й фил-и конца19в. является Соловьев, создательф-и всеединства, оказ-й влияние на софиологиюТрубецких, богоискательство(мережковский, Бердяев,Булгаков) Получили распр-е такие напр-я как феноменология(Шпет), персонализм(Лопатин), интуитивизм (Лосский), экзестенционализм (Бердяев, Шестов).Серьезные исследования фил.проблем были в области фил-и права(Чичерин), психологии(Сеченов, Введенский,Павлов), в истории и социологии(Соловьев, Ключевский,Ковалевский)Самобытностью отмечено напр- е рус.космизм (Федороф,Циолковский, Флоренск ий)После1917г многие рус мыслители выехали или были высланы из СССР, но они продолжали свою деят в эмиграции. (Бердяев, Ильин, Лосский и т. д.)Специф-ю особенность Рус ф. составляет широкая истор геогр. Ее идейных контактов, охватывавшая как Запад так и Восток. Глубокое осмысление отеч фил-го наследия-важный фактор формир-я историч памяти, высокой нравств культуры.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.