Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уровни, принципы, формы и методы научного познания. Факт науки




Наука как процесс получения нового знания, социальный институт, система знаний и особая область культуры.

Наука - это деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний. Знания позволяют объяснить и понять изучаемые процессы, осуществить предсказание на будущее и соответствующие научные рекомендации. Новое время формы мышления и в целом менталитет человека, бывшие ранее исключением, стали достоянием большинства образованных людей. Наука стала важным фактором жизни. Наука-основа становления индустриального общества. Наука отошла от обыденного знания но не может существовать без него. Наука находит в повседневном познании материал для дальнейшей обработки, без которого она не может обойтись. Примером этому может служить естественный язык. Современная наука- сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении, включающая в себя все условия и моменты этого производства: ученых с их знаниями и способностями, квалификацией и опытом, с разделением и кооперацией научного труда; научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование; методы научно-исследовательской работы; понятийный и категориальный аппарат, систему научной информации, а также всю сумму наличных знаний, выступающих в качестве предпосылки, или средства, или результата научных исследований. Эти результаты могут выступать как одна из форм общественного сознания. Наука не ограничивается естествознанием или точными науками, как сч позитивисты. Она рассматривается как целостная система знаний, включающая исторически подвижное соотношение частей, природоведение и обществоведение, философия и естествознание, метод и теорию, теоретические и прикладные исследования. Наука- необходимое следствие общ разделения труда, она возникает за отделением умственного труда от физического. В условиях НТР происходит новая коренная перестройка науки как системы. Чтобы наука могла удовлетворять потребностям совр производства, она превращается в соц институт, для того, чтобы научн знания стали достоянием большой армии специалистов, организаторов, инженеров и рабочих. Если прежде наука развивалась как отдельная часть часть социального целого, то теперь она начинает пронизывать все сферы жизни. Научные знания и научный поход необходимы в материальном производстве, в политике и общ деятельности, в управлении, в системе образования, здравоохранения, в судебной и др практике. Поэтому наука разв более быстрыми темпами, чем другие отрасли. Наука влияет даже на искусство и его формы. Наука вошла в культуру как ее неотъемлемая часть. Кроме того, наука служит формированию новой этики и эстетики.

Научное знание-сложная система с разветвленной иерархией структурных уровней. Три основных уровня: 1-локальное знание,-в научной области соотносится с теорией;2-знание-составляет целую научную область;3 знания, представляет всю науку. На науку оказывает влияние форма культуры, где она формируется. Стиль научного мышления вырабатывается на базе соц –научных и философских представлений, обобщающих развитие науки, и всей челов практики. Области науки вып. эмпирические и теоретические функции знания; в науке разл эмпир и теорет уровни исследования.; различение имеет своим основанием а). - методы познав активности;б). - характер достигаемых результатов. Эмпир исследование предполагает выработку программы исследований, организ наблюдения и экспериментов, описание и обобщение экспер данных, их классификацию, первичное обобщение. Теорет познание - сущностное познание, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков оперирует понятиями:категории, законы, гипотезы. Исторически эмпир познание предшествует теорет, но только этим путем нельзя достигнуть полного и истинного знания. Постановка проблемы и исследов программа. Проблема -вопрос, с кот мы обращаемся к самой природе, к жизни, к практике и теории. Наблюдение и эксперимент. Наблюдение -, направленное восприятие, имеющее целью выявление сущ свойств и отношений объекта познания. Наблюдение приобретает научное значение, если оно отображает объекты с наиб точностью и м/б повторено при разных условиях. Наблюдение фиксирует то, что дает жизнь, исследование требует эксперимента. Экспер. - двусторонен. С 1 стор он подтверждает или опровергает гипотезу, а с 2-содержит может выявить новые данные. Виды экс: исследовательский или поисковый, проверочный или контрольный, воспроизводящий, изолирующий, качественный или колич.,подтверждающий, опровергающий или решающий. Мысленный-особый вид между теор и эмпирич. Факт - это явление материального или дух. мира, ставшее удостоверенным достоянием нашего сознания. Самое характерное для научного факта - его достоверность. Факт д/б осмыслен, обоснован; только во взаимной связи и цельности факты служат основанием для теорет обобщения; из подобр фактов можно построить любую теорию. Описание, и объяснение. В наблюд и эксперим делается описание. Основное требование к описанию - достоверность, точность воспроизведения наблюдений и эксперимента. Объяснение -мыслит операция, для выявление причинной зависимости объекта исследов, понятия закономерностей функционирования и развития, раскрытие сущности. Гипотеза. -предположение, исходящее из фактов, проникет в сущность области мира;опред обобщение имеющегося знания: носит вероятностный характер. Теори и. Теория - высшая, обоснованная, логически непротиворечивая система научного знания, дает целостный взгляд на свойства, закономерности;различают описательные теории, математизированные, интерпретационные и дедуктивные теории. Методы научного исследования имеют три аспекта:предметно-содержательный, операциональный и аксиологический. 1-й метод содержателен, эта та же теория, но направленная на познание и преобразование объекта. 2-й зависимость метода от субъекта, уровень научной подготовки спец, его умение и опыт. 3-й степень эффективности, надежности, экономичности метода. Приемы научн мышления. Анализ - разложение на части, рассмотрение всех сторон функционирования, синтез -рассмотрение способа связей и отношений частей дает в каждой области специальные методы. Абстрагирование и идеализация. - временное мысленное вычленение из множества свойств и аспектов явления интересующих нас. отвлечение от других свойств и построение идеального объекта типа точки или прямой. Индукция- характерна для опытных наук, дает возможность построения гипотез, не дает достоверного знания, наводит на мысль. Дедукция выводит их общих теорем спец выводы; дает достоверное знание, если верна посылка. Аналогия -выдвижение гипотез о свойстве объекта на основании сходства с изученным; Моделирование. 1 объект заменяется другим с почти схожими св-вами. Позволяет получать выводы об оригинале на основании модели. При этом возможно предметное, физическое, математическое, знаковое, компьютерное моделирование в зависимости от вида модели.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 500; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.