Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История развития коррекционной помощи




История коррекционно развивающего и востановительно обучения за рубежом и в отечестве.

Система психологической помощи детям и их родителям.

Ляля общие вещи из вопроса 1 + про инклюзию обязательно.

Модели коррекционного развивающего и восстановительного обучения. Принципы такого обучения. Один из принципов коррекционной психологии – сюда входит обучающий принцип. Обучение навыкам. Принцип учёта непрерывности и системности развития.

3 модели коррекционной психологии.

1-онтогенетически ориентированная. Обучение опирается на актуальный уровень базовых сформированных составляющих.Основополагающее – выделение этапов или периодов развития, ведущих к новообразованиям (метод замещающего онтогенеза, например. Чтоб решить те или иные проблемы, нужно спуститься по возрасту вниз и делать то, что было не сделано.). Экспериментально не помогает, но применяют. Фак май брейн.

2-системно деятельностная модель. Обучение строиться как процесс, пошагово трам парам психической деятельности, расчленение её на процедуры и операции с их последующей координацией и интериоризацией во внутренний план действия. Вынесение во вне слабого звена.

3-ориентированна на решение проблем. Бихевиоральные концепции, когнитивные теории научения. Диагностика: важно тут определение проблемного поведения, анализ условий, что было перед ним, что после него. Специфические поведенческие методы.

К основным направлениям деятельности психолога при работе с аномальными детьми относятся в первую очередь следующие.

1. Выявление и систематизация патологической симптоматики и ее психологическая квалификация.

2. Осуществление структурного анализа расстройств, выявление первичных симптомов, связанных с болезнью, а также вторичных симптомов, обусловленных аномальным развитием в условиях болезни.

3. Разработка программы психокоррекционных мероприятий в зависимости от характера, происхождения и конкретного механизма нарушений, направленной на их предупреждение, уменьшение или устранение.

4. Проведение восстановительного обучения детей с нарушениями высших психических функций, таких как речь, мышление, чтение, счет, письмо, конструктивная деятельность, имеющих место при локальных поражениях мозга.

http://bookap.info/genpsy/clinpsy/gl39.shtm полезно прочесть.

 

 

 

Все разные классификации сводятся к 4 периодам развития.

1) Описательный период. Появляется уже научный интерес. Для него характерно описание медицинских и педагогических проблем коррекции аномального дитя. Начало 19 века. Дети с умственной отсталостью. Это широкий контингент. На этом этапе неврологи пытались понять, в чём суть дефекта. Имена: Эдуард Сеген 1812-1880 года. Подчеркивал определённую роль волевой активности. Одним из первых организовал школу-интернат и методики (доски Сегена). Это условно можно считать началом психокоррекционных технологий. В России одним из первых был Трошин. «Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей», соотносил патологию с нормой. Развитие и того и другого идёт по одним и тем же закономерностям.

2) Связан с внедрением экспериментально-психологических методов. Расширяется группа детей, которая попадает в поле внимания коррекционных психологов. Исследование детей идёт с научной точки зрения. С позиций ассоциативной психологии. Клаппаред развивал. Мария Монтессори – сенсорная комната. Она делала так, чтобы у ребёнка появлялся интерес. В ребёнке надо поддерживать внутреннюю активность. Сенситивные периода. Ребёнку необходимо предоставить условия для самообучению. Нарушение восприятия корнями уходит в сенсорику. Есть понятие гетерохронии в развитии: дети механически чему-то обучаются, но не способны например понять концепцию числа. В России под влиянием концепции Монтессори работал Граппов 185-1949. Большую роль в организации коррекционной работы был Кащенко В. П. книга «Дефективные дети в школе» - первый учебник по коррекционной психологии и педагогики. Смещают благодаря времени на детей сирот, безнадзорных и т.д. Коррекционная психология остаётся пока что эмпирической. Идёт смешение наук: психологии, педагогики.

3) Связан в отечественной традиции с именем Выготского. На западе – развитие психоанализа, бихевиоризма. Выготский: единство законов нормального и аномального развития, двойственная детерминация развития ребёнка (биологические и социальные факторы). Большой интерес к социальным факторам. Это важно для коррекционной психологии. Положение о системном строении дефекта. Первичные и вторичные нарушения: биологический и психический. Второй – объект коррекции. Сам механизм возникновения вторичного дефекта различен: наследственность и среда. Время возникновения дефекта: чем в более раннем возрасте, тем в большей степени будет недоразвитие психических функций. Дефект имеет системное строение. Частный дефект – дефицит отдельной функции (гносиса, парксиса). Тут есть корковые механизмы, имеющие свою точку. А есть общий дефект – регуляторный. Нарушение регуляторных систем. В первую очередь мы говорим о лобной системе, отвечающей за произвольную регуляцию. Коррекция должна ориентировать на ЗБР. Коррекционные усилия не должны сводиться к тренировке отдельного органа. Обучение ведёт за собой развитие.

4) Этап развития теорий и практики. Со второй половины 80. Формируется практическая психология. Появляются реальные программы психологической помощи. Наступление нейропсихологии. Запрос снизу к психологии.

 

 

4. модели влияния средовых факторов на процесс развития и формирования психических функций и навыков. См сайт который скинула. Там есть более менее. Внизу выжимки из него.

В детском возрасте чувствительность отдельных сторон психики к вредоносным воздействиям определяется не столько их характером, сколько особенностями той возрастной стадии развития, на которой находится ребенок. Чем меньше ребенок, тем больше на первый план выступают признаки нарушения развития - дизонтогенеза. Чем раньше произошло поражение мозга, тем чаще в картине дизонтогенеза появляется компонент психического недоразвития. Помимо общего недоразвития в условиях болезни процесс онтогенеза характеризуется явлениями неустойчивости, асинхронии, при которых своевременно не возникают необходимые взаимодействия между отдельными системами. В этой связи вероятно появление признаков изоляции, патологической акселерации, регресса ряда психических функций. Эти изменения задерживают формирование новых психических процессов, затрудняют прогрессивные перестройки, необходимые для нормального развития.

 

Ряд проявлений дизонтогенеза, в целом менее грубых по степени выраженности и в принципе обратимых, связан с влиянием неблагоприятных социальных факторов. И в этом случае, чем раньше обнаруживаются неблагоприятные для ребенка социальные воздействия, тем более грубыми и стойкими являются нарушения развития. К социально обусловленным видам непатологических отклонений развития относится педагогическая запущенность (F84.9), то есть задержка интеллектуального и эмоционального развития, обусловленная культурной депривацией - неблагоприятными уcловиями воспитания, создающими значительный дефицит информации и эмоционального опыта на ранних этапах развития. К социально обусловленным видам патологических нарушений онтогенеза относится патохарактерологическое формирование личности - аномалия развития эмоционально-волевой сферы с наличием стойких аффективных изменений и вегетативных дисфункций, вызванная длительными неблагоприятными условиями воспитания и возникшая в результате патологически закрепившихся реакций протеста, имитации, отказа, оппозиции (Ковалев, Личко).

 

http://vprosvet.ru/biblioteka/problema-vzaimodeystviya/ там что-то есть.

Да, хорошая статья, прочтите. Интересно и по теме пригодится.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 837; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.