Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выученная беспомощность




Выученная беспомощность. Концепция Селегмана.

Термин выученная беспомощность был предложен психологом Мартином Селигманом в 1964 году. В 1976 году Американская психологическая ассоциация присудила ему престижную премию за это открытие. Что же это такое?

Выученная беспомощность возникает, когда человек (или животное) не может контролировать происходящие с ним события и как-либо повлиять на них. В результате вместо того, чтобы действовать, «беспомощный» не предпринимает попыток победить неблагоприятные обстоятельства.

Мартин Селигман проводил опыты над собаками, которые были разделены на 3 группы. Собаки в первой группе могли, нажимая носом на рычаг, повлиять на то, будут бить их током или нет. Собаки во второй группе не могли повлиять на то, будут ли их бить током. Собак в третьей группе вообще никто не бил током. Когда исследователи научили собак реагировать на звуковой сигнал (сопровождающийся ударами тока у первой и второй групп), то они переместили их в специальную клетку, в которой собака могла легко перепрыгнуть через невысокое ограждение в ту зону, где не было электрического тока. Собаки из первой и третьей групп так и сделали. А собаки из второй группы (выученно беспомощные) просто легли на пол и стали выть, хотя могли избежать неприятных для себя ощущений.

В школе иногда возникают ситуации, когда все старания ученика исправить свои оценки не приводят к желаемому результату. Иногда это происходит из-за конфликта с преподавателем, иногда – по другим причинам. В идеале обучение бывает успешным тогда, когда четко понятно, как оценивается работа и как можно исправить ошибки. Если же у учащегося нет возможности улучшить свои оценки, то может укрепиться нежелание решать проблему. (Как ни странно, выученная беспомощность возникает и в другой ситуации – когда на любое действие учитель реагирует одинаково позитивно. В этом случае у учащихся нет стимула к дальнейшему развитию и совершенствованию – зачем стараться, если это всё равно «зря»?)

Если абитуриент не верит в свои силы, то, возможно, он и не будет даже пытаться поступить, например, в вуз с высоким конкурсом или рейтингом. Зачем, если не получится? Однако практика показывает, что иногда люди, не задумывающиеся о том, насколько малы их шансы на поступление, успешно поступали в самые престижные вузы. А кто-то вместо этого пошел не туда, куда хотел, просто потому, что не верил, что есть хотя бы какие-то шансы. Сейчас, когда есть возможность подавать документы сразу в несколько вузов, особенно важно понимать, не действует ли на вас выученная беспомощность. Задайте себе простой вопрос: «Почему я так считаю?» Можете записать приходящие в голову варианты ответов и проверить их на соответствие реальности.

Очень часто поступающие в вузы прислушиваются к мнению родителей, учителей и друзей. Это правильно, однако любые мнения могут быть предвзятыми. Может, стоит получше познакомиться с требованиями к поступающим?

Причины возникновения выученной беспомощности

1. Отсутствие последствий. Любое наше действие требует обратной связи. Так, учитель поясняет, как должна была решаться та самая задача по математике и возможны ли другие варианты решения. Если же разбора задач не происходит, то обучение будет несистемным. Не сформируется понимание того, как работают изучаемые правила и как выбирать варианты решений.

2. Однообразие последствий. Если на любые попытки учащегося независимо от результата следует одна и та же реакция (только «Садись, два!» или «Молодец»), то теряется мотивация к дальнейшему обучению. Последствия должны быть адекватными происходящему. Строить процесс подготовки к поступлению надо так, чтобы видеть свое продвижение к поставленной цели. В случае повторения одного и того же результата независимо от затраченных усилий необходимо что-то менять. Например, если никак не удается победить в олимпиаде, возможно, следует хотя бы оценить свой прогресс – скажем, количество правильно решенных задач должно возрастать по мере подготовки.

3. Отсутствие видимой связи между действиями и их последствиями. Очень важно, чтобы в процессе подготовки было понятно, что влияет на конечный результат, а что – нет. Иногда учителя излишне придирчивы, например, к красоте почерка или аккуратности выполнения задания, и, сколько бы учащийся ни старался улучшить навыки решения определенных задач, он не получает хорошей оценки. В одном из экспериментов двум группам испытуемых предложили найти закономерность в рисунке, состоящем из линий. Одной группе оценки ставили за правильно решенную задачу, а второй группе – в случайном порядке. В результате спустя некоторое время количество верных ответов в первой группе возросло, а во второй многие испытуемые либо отказались дальше участвовать в эксперименте, либо стали чаще ошибаться.

Как избавиться от выученной беспомощности?

Ставьте себе четкие цели. Вам необходимо подготовиться к экзамену? Выясните, какие темы входят в этот предмет, насколько глубоко необходимо их знать (иногда знания бывают слишком поверхностными), определите сроки освоения предмета и т. д.

Очень часто люди делают одни и те же ошибки:

1. Ставят перед собой нереальные цели (выучить китайский язык за 1 ночь, запомнить 1 миллион слов и т.д.). Цели должны отвечать так называемому правилу SMART – быть конкретными, измеримыми, достижимыми, реалистичными и зафиксированными во времени. Лучше 100 раз похвалить себя за небольшие достижения, чем поддаться перфекционизму и постоянно сравнивать с каким-либо недостижимым идеалом.

2. Выбирают неправильные способы для достижения цели. Часто цели можно достичь более чем одним способом. И не всегда самый короткий и простой способ на самом деле оказывается таковым. Например, чтобы научиться говорить на иностранном языке, нужно практиковаться в общении (желательно – устно, но можно и письменно). Выполнение бесконечных упражнений на освоение грамматических правил, безусловно, полезно, но оно очень мало способствует выработке навыка спонтанного разговора. Если нужно научиться решать сложные математические задачи – то необходимо развивать способности, начиная с простых заданий и постепенно переходя к более сложным. Если необходимо запомнить сведения из гуманитарных наук, то понадобится читать интересную информацию, связанную с темой, и грамотно структурировать знания, чтобы не запутаться в обилии фактов и цифр.

3. Занижают свою самооценку. Не сравнивайте себя с другими – только с самими собой! Замечайте, как вы постепенно продвигаетесь к намеченной цели. Время от времени сверяйте ваше представление об успехе в освоении знаний с оценками внешних экспертов. Самооценка должна быть адекватной. Вы можете попытаться претендовать на что-то, превышающее ваши знания (иногда фактор случайности играет свою роль – и некоторым абитуриентам банально везет), но если вы преуменьшите свои возможности, то, скорее всего, не будете сильно гордиться полученным результатом.

Если вы ловите себя на негативных эмоциях (отчаяние, раздражение, гнев, неверие в свои силы) – вспомните: кто и когда сказал вам, что вы не сможете поступить в хороший вуз или что у вас нет способностей? Иногда люди говорят подобные вещи сгоряча, не подумав о тех последствиях, которые могут вызвать их слова.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 531; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.