Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ценовая политика предприятия и ее значение в принятии финансовых решений. Формирование свободных рыночных цен на продукцию




ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ, БЮДЖЕТИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ТЕКУЩЕГО ПЛАНИРОВАНИЯ, ФИНАНСОВЫЙ РАЗДЕЛ БИЗНЕС-ПЛАНА

Финансовый план – это документ, хар-ий способ достижения фин-х целей пред-тия и увязывающий его доходы и расходы.

Финансовое планирование – это процесс разработки планов по отдельным аспектам фин. деят-ти, обеспечивающий реализацию фин. стратегии пред-тия в предстоящем периоде.

Финансовая стратегия – это сформированная система долгосрочных целей фин. деят-ти пред-тия и наиболее эффективных путей их достижения.

Финансовая политика – это форма реализации фин. стратегии в разрезе отдельных направлений фин. деят-ти.

Значение фин. плана: 1. воплощает выработанные стратег. цели в форму конкретных фин. показ-ей; 2. обеспечивает фин. рес-ми заложенные в плане темпы развития пред-тия; 3. служат инструментом получения фин. поддержки от внеш. инвесторов.

В наиболее общем виде ФП содержит след. разделы: 1. инвестиционная п-ка – п-ка финанс-ия ОС и НМА, долгоср. фин. влож-ий; 2. управ-ие ОК: финанс-ие произв-х запасов, кредитная п-ка (управ-ие ДЗ), управ-ие ДС. 3. дивидентная п-ка и структура источников финанс-ия; 4. фин. прогнозы: дох. и расх. пред-тия, прогнозир. фин. отч-ть (Ф №1, 2), бюджет ДС, потребность в капитале, потребность во внешнем финанс-ии; 5. учетная политика; 6. система управленч-го контроля.

Целью долгосрочного плана является обоснование допустимого с позиции финансовой устойчивости темпа расширения предприятия. Целью краткосрочного плана является обеспечение текущей платежеспособности.

Используемые методы по составлению плана: 1. Расчетно-аналитический, при к-ом базовые показатели корректир-ся на предполаг-ые изменения в базовом периоде (планирование “от достигнутого”). 2. Нормативный – на основе заранее установленных норм и нормативов опред-ся потреб-ть пред-тия в фин. рес-х и источниках их образ-ия (норма АмО, норматив ОбС, ставки налогов и сборов, ставка банк. %, МРОТ). 3. Балансовый состоит в достижении увязки имеющихся в наличии фин. ресурсов и фактической потребности в них (доходы-расходы, затраты-источники финансирования). 4. Денежных потоков???. 5. Оптимизационный: составляется несколько вариантов плановых расчетов, выбирается наиболее вероятный и целесообразный по выдвинутым критериям. 6. Экономико-мат. моделирования, когда взаимосвязь м/у фин. показ-ми и обуславливающими их факторами выражается через ЭММ.

Важнейшим элементом финансового планирования является бюджетирование, которое представляет собой процесс разработки и контроля системы бюджетов: функционального, структурных подразделений, сводного бюджета по предприятию.

Функциональные бюджеты: бюджет ФОТ, б-т МатЗатр., б-т потребления энергии, б-т амортизации, бюджет прочих расходов. Также составляется б-т погашения кредитов и налогов в б-т.

Затем разрабатыв-ся б-ты структ-х подразделений, к-ые объединяют все элементы затрат применительно к каждому цеху, службе, отделу. В рез-те получается сводный б-т пред-тия.

Составляется сводный бюджет доходов и расходов, где в доходной части указана: выручка от реализации продукции, от прочей реал-ции, внереализационные доходы, денежные средства на р/с; в расходной части: оплата закупок, энергии, з/пл, внебюджетные фонды, налоги, погашение кредитов и уплата %.

Разрабатывается генеральный б-т (мастер-бюджет) как система взаимосвязанных операционного, инвестиционного и финансового бюджетов, к-ая охватывает весь денежный оборот пред-тия. Операц. б-т: б-т продаж, б-т произв. запасов, б-т пр-ва, б-т управленческих и коммерческих расх-в. Инвестиц. б-т – это б-т капиталовложений. Фин. б-т вкл-т б-т ДС и баланс. Каждый б-т более низкого ур-ня есть детализация б-та более высокого ур-ня.

Контроль за исполнением б-та возлагается на фин. службы подразделений и финансово-эк. службу пред-тия.

Бюджетирование позволяет адаптироваться к изменению внешних усл-ий. Гибко управлять затратами. Выявлять места и причины перерасхода затрат, контролировать соблюдение б-та, что в целом повышает конкурентоспособность пред-тия, а, следовательно, его инвестиц. привлек-ть.

Оперативное ФП включает составление платежного календаря, кассового плана, расчет потребности в краткосрочных кредитах (составляется б-т чистых денежных потоков).

Платежный календарь составляется с шагом: день, неделя, декада, мес., квартал. Интервал определяется периодичностью основных платежей, охватывает все расходы и поступления в наличной и безналичной форме, включает взаимоотношения с бюджетом и банками.

Состоит из двух частей: 1. Расходы и отчисления (оплата счетов, погашение кредитов). 2. Доходы и поступления (выручка, инкассация ДЗ, поступления кредита, остаток денежных средств на р/с и в кассе).

Превышение 1 над 2, компенсируется передвижкой части платежей на другое время, ускорение отгрузки и реализация продукции.

Превышение 2 над 1, обеспечивает наполнение р/с денежными средствами, что означает большую платежесп-ть в предстоящем периоде.

Следует также разрабатывать налоговый календарь, чтобы избежать просрочки при уплате налогов.

Кассовый план – план оборота наличных денег, разрабатывается на квартал, представляется в банк, у к-го пред-тие находится на расчетно-кассовом обслуживании. Затем банк составляет свой кассовый план по обслуживанию клиентов в установленные сроки. Пред-тиям кассовый план необходим для контроля за поступлением и расходованием наличности. Содержит 4 раздела: 1. Поступление наличных. 2. Расход наличных. 3. Расчет з/пл с учетом удержаний и выплат соц. хар-ра. 4. Календарь выдачи з/пл по установленным срокам.

При выявлении потребности в краткосрочном кредите (на осн-ии графика поступления от продаж, графика выплат, бюджета ЧДП) составляется план краткосрочного финансирования, позволяющего наиболее экономным способом удовлетворить выявленную потребность в ДС. Возможны варианты: продажа рын. ц/б, продажа ДЗ (факторинг), заем под залог запасов, растягивание периода оплаты счетов поставщиков, банковский кредит.

Финансовый раздел бизнес-плана.

Финансовый план является завершающим и ключевым разделом бизнес-плана.

Исходной информацией для него служат результаты маркетинговых исследований, план реализации и производственный план, а также ряд принятых допущений (о ставках налогов, нормах амортизации, учетной ставке рефинансирования ЦБ, увеличении минимально з/пл, темпах инфляции).

Разработка финансового плана начинается с планирования данных отчета о прибылях и убытках, что позволяет выявить возможность самофинансирования, т.е. объем ЧП, затем составляется смета капиталовложений (инвестиционный план) и обосновывается потребность в ОбС.

Затем рассматривается источники внешнего финансирования. Рассматриваются альтернативные схемы финансирования и оцениваются последствия каждой из них, выбирается оптимальная.

На каждом интервале планируется 3 формы: 1. Отчет о прибылях и убытках. 2. Отчет о движении денежных средств. 3. Балансовый отчет.

Они позволяют дать оценку прогнозируемого фин. состояния пред-тия в каждом временном интервале.

В бизнес планировании особенно важен второй документ, в котором представлены приток и отток денежных средств по каждому из 3-х видов деятельности: производственная, инвестиционная, финансовая.

Цель подготовки такого отчета – обеспечение неотрицательного сальдо денежных средств в каждом интервале, что означает ликвидность проекта (способность отвечать по долгам).

Завершающим является расчет порога рентабельности (т. безубыточности), запас финансовой прочности и дисконтированных показателей оценки экономической эффективности инвестиций, с последующим анализом чувствительности в рамках которого выявляется влияние инфляции и риска на эффективность инвестиций.

Состоит как бы из двух разделов: финансовая часть (потоки) и инвестиционная деятельность.

 

Методы ценообразования на пред-ии решают 3 задачи: 1) каждое пред-тие должно покрывать затраты связанные с деят-тью; 2) пред-тие должно получать прибыль достаточную для развития; 3) учитывать, в условиях конкуренции цена зависит от цен конкурентов на товар. Политика ценообразования, ориентированная на издержки, ставит целью покрытие расходов. Способ расчета себестоимости по статьям калькуляции наиболее распространенным в практике ценообразования на пред-тии. Обеспечивает учет и планирование полных затрат на производство и реализацию продукции. В странах с развитой экономикой применяется система учета затрат "директ-костинг", затраты делятся на переменные и постоянные. Расчет себестоимости инструментов связан с ценообразованием - калькуляция. Затратно ориентированное ценообразование не создает сложностей в случае, если цена не играет большой роли для потребителя, а если предприятие относиться к предприятиям с невыгодной структурой затрат обусловленной технологией, способ ценообразования несет риск удаления от рынка.

Из методов ценообразования ориентированных на издержки применяют: 1) метод полных издержек; 2) метод возврата инвестиций; 3) метод маргинальных издержек. Метод полных издержек: превышении цены над издержками. Предприятие использует его путем добавления к издержкам определенного процента (рентабельности). Недостатком является: отсутствие учета текущего спроса, покупательной оценки и конкуренции. Преимущества: а) более понятен предпринимателям, т. к. они не имеют возможности иметь службы по изучению спроса и прогнозированию; б) при исп-нии в отрасли цены приобретают тенденцию к выравниванию.

Метод рентабельности инвестиций. Предприятие устанавливает цену, чтобы она обеспечила уровень возврата инвестиций. Применяется в транспорте, общепите, образовании. Предположим вложения 1000, и уровень возврата 20%, тогда каждый год на себестоимость будет распределяться 20% вложенных средств. Иногда дополняется определенными точками безубыточности, который дает необходимый уровень объема продаж. Недостатки: не учитывает конъюнктуры рынка; предприятие ориентируется на внутренние факторы. Преимущество: гарантия возврата затрат.

Метод маргинальных издержек: использование системы затрат - "директ-костинг". Формирование цены путем добавления к общей величине переменных затрат суммы расходов, которая покрывает условно-постоянные расходы и обеспечивает нормальный уровень маргинальной прибыли. Рассчитанный уровень цены ориентирует предприятие на планируемый объем маргинальной прибыли. Он определяет верхний и нижний предел цены. Верхний обеспечивает возмещение затрат и получение прибыли, а нижний ориентирован на покрытие переменных затрат. Достоинства: более ориентирован на спрос.

Ценообразование на предприятии сложный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных этапов сбора и систематического анализа инф о рынке, обоснования целей ценовой политики на определенный период, выбора методов ценообразования, установления конкретного уровня цены и формирования системы скидок и надбавок к цене, корректировки ценового поведения в зависимости от рыночной конъюнктуры.

Ценовая политика – механизм или модель принятия ре­шений о поведении предприятия на основных типах рынков для достижения поставленных целей хоз деятельности.

Задачи и механизм разработки ценовой политики. Предприятие определяет схему разработки ценовой политики из целей и задач развития фирмы, орга­низационной структуры и методов управления, установившихся традиций на предприятии, уровня издержек и др. внутренних факторов, состояния и развития предприни­мательской среды, т.е. внешних факторов.

При разработке ценовой политики решаются вопросы: 1) в каких случаях необходимо использовать ценовую политику; 2) когда необходимо отреагировать с помощью цены на рыночную политику конкурентов; 3) какими мерами ценовой политики сопровождаться введение нового продукта; 4) по каким товарам необходимо изменить цены; 5) на каких рынках надо проводить активную ценовую политику, изменить ценовую стратегию; 6) как распределить во времени ценовые изменения; 7) какими ценовыми мерами можно усилить эффективность сбыта, 8) как учесть в ценовой политике внутренние и внешние ограничения деятельности.

Процесс разработки и реализации ценовой политики представить схематично: 1. постановка целей ценообразования, 2. определение спроса и оценка издержек, 3. анализ цен товаров конкурентов, 4. выработка ценовой стратегии, 5. выбор метода ценообразования, 6. установление окончательной цены, 7. разработка системы модификации цен, 8. ценовое поведение на рынке

Постановка целей ценовой политики. На начальном этапе разработки предприятию решить, каких хоз целей стремится достичь с помощью выпуска конкретного товара. Выделяют 3 цели ценовой политики: обеспечение сбыта (выживаемости), максимизация прибыли, удержание рынка.

Обеспечение сбыта (выживаемости) — главная цель предприятий, осуществляющих деятельность в условии жесткой конкуренции, на рынке много производителей аналогичного товара. Выбор цели возможен в случаях, когда спрос потребителей по цене эластичен, когда предприятие ставит задачу добиться max роста объема сбыта и увеличения совокупной прибыли путем снижения дохода с каждой 1 товара. Предприятие может исходить, что увеличение объема реализации сократит относительные издержки производства и сбыта, что дает возможность увеличить сбыт продукции. Предприятие занижает цены — использует цены проникновения — специально занижаемые, способствующие расширению сбыта и захвату доли рынка.

Максимизации прибыли означает, что предприятие стремится max текущую прибыль. Производит оценку спроса и издержек к разным уровням цен и выбирает цену, которая обеспечит max возмещение затрат.

Цель, удержание рынка, предполагает сохранение положения на рынке или благоприятных условий для деятельности, что требует принятия мер для предотвращения спада сбыта и обострения конкурентной борьбы.

Указанныецели ценовой политики являются долгосрочными, рассчитанными на продолжитель­ный период. Кроме долгосрочных предприятие может ставить и краткосрочные цели, относятся: стабилизация рыночной ситуации; снижение влияния изменения цен на спрос; сохранение лидерства в ценах; ограничение потенциальной конкуренции; повышение имиджа предприятия или продукта; стимулирование сбыта товаров, которые занимают слабые позиции на рынке, и т.д.

Закономерности спроса. Исследование закономерностей формирования спроса на продукт является важным элементом в разработке ценовой политики. Закономерности спроса анализируются с помощью кривых спроса и предложения, коэффициентов эластичности по цене. Чем менее эластично реагирует спрос, тем более высокую цену может установить продавец. Чем эластичнее реагирует спрос, тем больше оснований использовать политику снижения цен на продукцию, т. к. это приводит к увеличению объемов сбыта, следовательно, и доходов предприятия. Цены, рассчитанные с учетом эластичности спроса по цене, можно рассматривать как верхнюю границу цены.

Для оценки чувствительности потребителей к ценам используются и др. методы, позволяющие определить психологические, эстетические и др предпочтения покупателей, влияющие на формирование спроса на товар. Оценка издержек. Для осуществления продуманной ценовой политики необходимо анализировать уровень и структуру издер­жек, оценивать средние издержки на единицу продукции, сопоставлять их с планируемым объемом производства и существую­щими на рынке ценами. Если на рынке действует несколько конкурирующих предприятий, необходимо сравнить издержки с издержками основных конкурентов. Издержки производства образуют нижнюю границу цены. Они определяют возможности предприятия в области изменения цен и конкурентной борьбе. Цена не может опускаться ниже границы, отражающей издержки производства и приемлемый для предприятия уровень прибыли, в противном случае производство является экономически невыгодным.

Анализ цен и товаров конкурентов. Разницу между верхней гра­ницей цены, определяемой платежеспособным спросом, и ниж­ней границей, образуемой издержками, называют полем игры предпринимателя по установлению цен. В этом интервале устанавливается конкретная цена на товар. Уровень устанавливаемой цены должен быть сопоставим с це­нами и качеством аналогичных или подобных товаров.

Изучая продукцию конкурентов, их ценовые каталоги, опрашивая покупателей, предприятие должно объективно оценить свои позиции на рынке и корректировать цени на продукцию. Цены могут быть выше, чем у конкурентов, если товар превосходит по качественным характеристикам, и, если потребительские свойства товара уступают характеристикам товаров конкурентов, цены должны быть ниже. Если предлагаемый товар аналогичен товарам основных конкурентов, цена будет близка к ценам товаров конкурентов.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 424; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.