Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция - ведущая форма преподавания в вузе




В вузовском обучении в условиях стационара лекция является основной формой учебных занятий. Чтение лекций поручается обычно самым опытным и теоретически подготовленным ученым — профессорам и доцентам, докторам и кандидатам наук.Лекция помогает ему выбрать правильный, наиболее рациональный путь в своей самостоятельной учебе. Отсюда вытекают и ее функции.Первая функция лекции — информационная.1). Знакомит с отдельной проблемой.2). Раскрывает особенности конкретной темы.3). Адаптирование информации.Лекция для студента — это источник адаптированной к ним научной информации, преподносимой ученым, крайне заинтересованным в том, чтобы студенты поняли и прочувствовали ее так же, как он сам, чтобы они убедились в истинности сказанного и пошли дальше в своей самостоятельной работе с литературой, углубляя и расширяя свое понимание услышанного в лекции.

Вторая функция лекции — ориентирующая.1). В научной литературе. 2). В генезе развития теории.Когда и какими учеными они были разработаны и сформулированы, какими объективными жизненными потребностями они были обусловлены и, наконец, в каком литературном источнике об этом можно прочитать с целью более глубокого их усвоения.Третья функция лекции — разъясняющая, объясняющая.1. Направлена на понимание содержания 2. Работа над понятием.Это прежде всего относится к основным научным понятиям, составляющим стержень преподаваемой темы, излагаемой теории или гипотезы. Перед лектором стоит особая педагогическая задача — сформулировать понятие.Четвертая функция лекции — убеждающая.1. Логика, рассуждения. 2. Четкость мысли лектора.3. Подтверждение, использование реальных фактов.4. Подчеркивание нужности и важности материала.При наличии доказательности все остальные слагаемые лекции как бы обслуживают ее, дают ей материал и аргументы. Доказательность речи лектора может быть обеспечена как реальными фактами, так и силой логики.Пятая функция лекции могла бы быть названа увлекающей:1. Эмоциональность лектора.2. Интересный материал. 3. Идеи высказанные на лекции.Виды лекций:1. Учебно-программная лекция.2. Обзорная лекция. Может быть по всему курсу. Читается перед госэкзаменами. Вопросы рассматриваются кратко.3.Установочная лекция. По организации практики, по методики практики, по особенностям учебной деятельности, особенности обучения в вузе.4. Вводная лекция. Введение в дисциплину.5. Заключительная лекция. Подведение итогов раздела. Систематизирует и уточняет знания студента. Структурная организация лекций:Вступление, введение, основная часть, заключение.Во введении очень важно создать мотивацию, заинтересованность студентов. Перед началом изложения нового материала полезно дать краткий план лекции, показать, как новый материал связан с другими темами, акцентировать внимание на наиболее важных его аспектах. В конце лекции, когда основная часть материала уже изложена, полезно кратко повторить основные моменты.

16. Пути и средства достижения единства обучения, воспитания и развития в процессе преподавания психологических дисциплин. В педагогической психологии имеется ряд проблем, теоретическое и практическое значение которых оправдывает выделение и существование этой области знаний Рассмотрим и обсудим некоторые из них.

Проблема соотношения обучения и развития. Одной из важнейших проблем педагогической психологии является проблема соотношения обучения и психического развития. Рассматриваемая проблема является производной от общенаучной проблемы - проблемы соотношения биологического и социального в человеке или как проблемы генотипической и средовой обусловленности психики и поведения человека Проблема генетических источников психологии и поведения человека является одной из важнейших в психологической и педагогической науках. Ведь от ее правильного решения зависит принципиальное решение вопроса о возможностях обучения и воспитания детей, человека вообще.Как считает современная наука, напрямую воздействовать через обучение и воспитание на генетический аппарат практически невозможно и, следовательно, то, что дано генетически, перевоспитанию не подлежит. С другой стороны, обучение и воспитание сами по себе обладают огромными возможностями в плане психического развития индивида. Проблема соотношения обучения и воспитания. Другая проблема, которая теснейшим образом связана с предыдущей, - это проблема соотношения обучения и воспитания. Процессы обучения и воспитания в единстве своем представляют педагогический процесс, цель которого - образование, развитие и формирование личности. По сути своей, и тот и другой протекают при взаимодействии учителя и ученика, воспитателя и воспитанника, взрослого и ребенка, находящихся в определенных условиях жизни, в определенной среде.

 


17. Структура построения содержания и доказательства в лекции.

Учебная лекция должна иметь четкую и строгую структуру. Исторически сложилось так, что лекция, как правило, состоит из трех частей: вступления (введения), изложения и заключения.1.Вступление (введение) определяет тему, план и цель лекции. Оно призвано заинтересовать и настроить аудиторию, сообщить, в чём заключается предмет лекции и её актуальность, основная идея (проблема, центральный вопрос), связь с предыдущими и последующими занятиями, поставить её основные вопросы. Введение должно быть кратким и целенаправленным.2.Изложение — основная часть лекции, в которой реализуется научное содержание темы, ставятся все узловые вопросы, приводится вся система доказательств с использованием наиболее целесообразных методических приемов. В ходе изложения применяются все формы и способы суждения, аргументации и доказательства. Каждое теоретическое положение должно быть обоснованно и доказано, приводимые формулировки и определения должны быть четкими, насыщенными глубоким содержанием. Все доказательства и разъяснения направлены на достижение поставленной цели, раскрытие основной идеи, содержания и научных выводов. Каждый учебный вопрос заканчивается краткими выводами, логически подводящими обучающихся к следующему вопросу лекции.Количество вопросов в лекции — как правило, от двух до четырёх. Иногда отдельные вопросы делятся на подвопросы, облегчающие изложение и усвоение материала. Слишком дробное членение двухчасовой лекции или, наоборот, чрезмерно большие компоненты нежелательны в логическом и психолого-дидактическом отношении. Длительность её частей должна быть соразмерна с научным значением излагаемых проблем.3.Заключение обобщает в кратких формулировках основные идеи лекции, логически завершая её как целостное. В нём могут даваться рекомендации о порядке дальнейшего изучения основных вопросов лекции самостоятельно по указанной литературе. Все это составляет предмет обдумывания при разработке. Однако отдельные виды традиционных лекций (вводные, заключительные, установочные) имеют свои особенности в содержании и построении, которые необходимо учитывать при отработке плана лекции.


18. Наглядность в преподавании.

Наглядность в обучении способствует тому, что у школьников, благодаря восприятию предметов и процессов окружающего мира, формируются представления, правильно отображающие объективную действительность, и вместе с тем воспринимаемые явления анализируются и обобщаются в связи с учебными задачами.

Использование наглядных средств не только для создания у школьников образных представлений, но и для формирования понятий, для понимания отвлеченных связей и зависимостей — одно из важнейших положений дидактики. Ощущение и понятие — различные ступени единого процесса познания.

Принцип наглядности был значительно обогащен в трудах Г. Песталоцци. Отстаивая необходимость наглядности в обучении, он считал, что органы чувств сами по себе доставляют нам беспорядочные сведения об окружающем мире. Обучение должно уничтожить беспорядочность в наблюдениях, разграничить предметы, а однородные и близкие снова соединить, то есть сформировать у учащихся понятия.

В педагогической системе К. Д. Ушинского использование наглядности в обучении органически связано с преподаванием родного языка. Ушинский считал, что лучшим средством добиться самостоятельности детей в процессе развития дара слова служит наглядность. В современной дидактике понятие наглядности относится к различным видам восприятия (зрительным, слуховым, осязательным и др.). Ни один из видов наглядных пособий не обладает абсолютными преимуществами перед другим. При изучении природы, например, наибольшее значение имеют натуральные объекты и изображения, близкие к натуре, а на уроках грамматики – условные изображения отношений между словами с помощью стрелок, дуг, посредством выделения частей слова разными цветами и т. п. Нередко возникает необходимость использовать различные виды наглядных средств при ознакомлении с одними и теми же вопросами. Очень важно использовать наглядные средства целенаправленно, не загромождать уроки большим количеством наглядных пособий, ибо это мешает учащимся сосредоточиться и обдумать наиболее существенные вопросы. Когда у учащихся имеются необходимые образные представления, следует использовать их для формирования понятий, для развития отвлеченного мышления учащихся. Это правило относится не только к средним и старшим, но и к начальным классам. В практике обучения применение наглядных средств сочетается со словом учителя. Способы сочетания слова и средств наглядности при всем их многообразии составляют несколько основных форм. Одна из них характеризуется тем, что при посредстве слова учитель руководит наблюдением, которое ведут учащиеся, а знания о внешнем облике объекта, о его строении, о протекающих процессах школьники получают из наблюдаемых объектов. Знание учителем форм сочетания слова и средств наглядности, их вариантов и сравнительной эффективности дает возможность творчески применять наглядные средства сообразно поставленной дидактической задаче, особенностям учебного материала и другим конкретным условиям.
19. Работа педагога по подготовке к проведению семинара.

Успех семинара зависит от качества подготовки к нему как со стороны преподавателя, так со стороны студентов.Подготовка к семинарам включает в себя целый комплекс мероприятий:1.составление тщательно продуманных и утвержденных на кафедре планов с указанием рекомендованной литературы;2.письменные и устные методические указания (рекомендации) студентам к каждому семинару;3.анализ итогов проведенных семинаров в предыдущих семестрах и выработка мер по их совершенствованию;4.подготовку преподавателем личного развернутого плана-проспекта (рабочего плана) семинара;5.проработку литературы и подбор наглядных пособий к очередному семинару;6.предварительное ознакомление с группами студентов, с которыми предстоит работать;7.систематическую помощь студентам в организации самостоятельной работы, в частности, проведение консультаций;8.обсуждение на кафедре (методической секции) вопросов методики проведения семинаров вообще и по отдельным темам в частности;9.организацию кафедрой выставок литературы, наглядных пособий, лучших конспектов и рефератов студентов и т. д.Планирование семинаров. Составление планов обычно поручается наиболее опытным преподавателям. План каждого семинара включает точные и ясные формулировки узловых вопросов, выражающих основное содержание темы, а также перечень обязательной и дополнительной литературы.При составлении планов учитываются рассмотрение наиболее актуальных и трудных вопросов учебной программы, связь с жизнью, практикой, профилем вуза и факультетской специализацией и т. д.Применительно к развернутой беседе вопросы семинарского плана должны отвечать следующим требованиям:1.не повторять дословно формулировки соответствующих пунктов плана лекции и программы учебной дисциплины;2.охватывать суть проблемы и в то же время быть не слишком широкими, строго очерченными в своих границах;3.учитывать научную и профессиональную направленность;4.формулировать вопросы в утвердительной форме (однако возможна и вопросительная форма);5.вопросы плана должны охватывать содержание семинарской темы или тот аспект, который выражен в формулировке обсуждаемой теоретической проблемы;6.формулировка вопроса должна побуждать к работе с литературой.В перечень обязательной литературы включаются, прежде всего, нормативные документы (законы, указы, постановления и др.), затем руководящие документы и т.п., а также учебники и учебные пособия, монографии. Дополнительная литература рассчитана на наиболее подготовленных студентов, интересующихся той или иной проблемой. Поэтому объем ее может быть несколько большим, но не превышать 60–80 страниц.По некоторым темам в планы семинаров можно включать подготовку рефератов (докладов, сообщений) по наиболее сложным вопросам и заблаговременно назначать докладчиков. На выступление с рефератом обычно отводится не более 15 минут, с сообщением–до 10 минут.


20. Основные направления и методы научного исследования по психологическим дисциплинам.
21. Методика проведения семинара по психологическим дисциплинам.

Виды семинаров:1.Дискуссия - спор рядов,препод. против студентов и наоборот.

2.Круглый стол- вопросно-ответный,особенности семинара углубить и закрепить знания,

помочь разобраться в сложных вопросах, выработать умение проверять теорию на практике,контроль за своим материалом.Задачи:Развитие творчесой активности самостоятельного мышления,развитие навыков научно-исслед.Функции: познавательная, стимулирующая, контрольная, воспитательная.Виды: деловые игры,анализ конкретной ситуации,тренинги.Рассмотрим традиционно сложившуюся организацию семинарского занятия (групповую форму).При выступлении студента сохраняется групповой способ общения.Поиски адекватных форм привели к коллективной форме организации семинарского занятия по принципу "круглого стола". На таком семинаре осуществляются сотрудничество и взаимопомощь, каждый студент имеет право на интеллектуальную активность, заинтересован в достижении общей цели семинаров, принимает участие в коллективной выработке выводов и решений. В условиях совместной работы студент занимает активную позицию. Семинар-дискуссия - диалогическое общение участников, в процессе которого через совместное участие обсуждаются и решаются теоретические и практические проблемы курса. На обсуждение выносятся наиболее актуальные проблемные вопросы изучаемой дисциплины. Каждый из участников дискуссии должен научиться точно выражать свои мысли в докладе или выступлении по вопросу, активно отстаивать свою точку зрения, аргументированно возражать, опровергать ошибочную позицию. Особая роль в таком семинаре принадлежит преподавателю. Преподаватель должен:1. Определить круг проблем и вопросов, подлежащих обсуждению.2. Подобрать основную и дополнительную литературу по теме семинара для докладчиков и выступающих.3. Распределять формы участия и функции студентов в коллективной работе.4. Готовить студентов к выбранному ролевому участию.

5. Руководить работой семинара.6.Подводить общий итог дискуссии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1296; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.