Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация обучения информатике в школе. Школьный кабинет вычислительной техники (назначение и оборудование). Организация работы в КВТ




Учебно-методическое обеспечение школьного курса информатики. Программные средства учебного назначения (направления использования, структура технологии применения программных средств в учебном процессе, критерии эффективности этой технологии).

Учебно-методическое обеспечение школьного курса информатики (школьные учебники, периодические методические издания, методические пособия по информатике для учителей). Требования к школьным учебникам.

Безмашинный и машинный варианты преподавания информатики в 80-90 годы.

Безмашинный вариант курса информатики.

 

В основу разработки ПЕРВОЙ ПРОГРАММЫ ШКОЛЬНОГО КУРСА «ОИВТ» (1985г.) были положены три базовых понятия: информация, алгоритм, ЭВМ. Эти понятия и составляли концептуальную основу первой версии содержания школьного предмета информатики, именно этой системой понятий определялся обязательный для усвоения учащимися объем теоретической подготовки.

Курс ОИВТ осуществлялся в двух старших классах средней школы (по действующему в то время учебному плану). В 10 классе на изучение курса отводилось 34 часа (1 час в неделю). В 11 классе в зависимости от организации практической работы школьников на ЭВМ объем и содержание курса дифференцировались на два варианта – полный и краткий:

- полный курс (68 часов) – для школ, располагающих вычислительной техникой, либо имеющих возможность организовать систематические занятия школьников в других организациях;

- краткий курс (34 часа) – для школ, не имеющих такой возможности.

В результате изучения первой части курса (10 класс) учащийся должен был получить представление об информатике как науке, о методах и средствах решения задач на ЭВМ, взаимосвязи информатики и вычислительной техники.

Важнейшее понятие первой части курса – понятие алгоритма, важнейшее умение – представить решение задачи в виде алгоритма и записать его на алгоритмическом языке. Далее учащиеся знакомились с этапами решения задач на ЭВМ.

Содержание второй части курса (11 класс) развивало и обогащало понятия, введенные на первом году обучения информатике, закладывало научные основы для формирования всех основных компонентов компьютерной грамотности учащихся. Получали развитие приобретенные в первой части курса первоначальные сведения об устройстве ЭВМ. Вместе с тем центральное место во второй части курса занимал раздел программирования, при изучении которого завершалось формирование знаний учащихся об основных алгоритмических структурах, умений применять эти знания для построения алгоритмов решения задач. Осуществлялось знакомство учащихся с основными областями применения ЭВМ, формировались представления о компьютерах, как средстве повышения эффективности деятельности человека.

Основным средством описания алгоритмов, заложенным в самой программе курса и последовательно используемом в обеих частях пробного курса являлся специально разработанный УЧЕБНЫЙ АЛГОРИТМИЧЕСКИЙ ЯЗЫК (разработан под руководством А.П. Ершова). Обладая определенной свободой записей, учебный алгоритмический язык позволяет, тем не менее, познакомиться со всеми основными понятиями и методами алгоритмизации. Кроме того он обладает целым рядом дидактических преимуществ, например, перед языком программирования Бейсиком, широко распространенным в то время:

1. Русская (или национальная) лексика. Служебные слова языка пишутся на русском (или родном) языке и понятны школьнику.

2. Структурность. Внутренняя структурная единица алгоритмического языка – составная команда – обеспечивает единство структуры алгоритма и его записи, что наилучшим образом соответствует операционному мышлению человека.

3. Независимость от ЭВМ. В алгоритмическом языке нет деталей, связанных с устройством машины, что позволяет сосредоточить внимание на алгоритмической сути решаемых задач.

Первый вариант программы школьного курса информатики едва ли не подавляющую часть учебного времени отводил на алгоритмизацию и программирование, ориентировался на «безмашинный» вариант обучения.

Машинный вариант курса информатики.

 

Первая учебная программа «машинного» варианта ОИВТ была опубликована в 1986 г. Важным элементом этой программы является впервые официально объявленный примерный перечень программного обеспечения в поддержку курса ОИВТ:

1. Базовое программное обеспечение школьной ЭВМ (операционная система, файловая система, текстовый редактор).

2. Языковая система программирования с библиотекой стандартных программ и системой отладки.

3. Клавиатурный тренажер.

4. Простой редактор текстов.

5. Простой графический редактор.

6. Учебный интерпретатор алгоритмического языка.

7. Учебная база данных.

8. Учебная система обработки электронных таблиц.

9. Демонстрационный пакет для предварительного знакомства с ЭВМ.

10. и т.д.

Пакет программных средств по обеспечению программных средств по обеспечению курса ОИВТ стал фактически первым прототипом более общего понятия «пакет программных средств по учебной дисциплине».

Концептуально содержание новой версии курса ОИВТ отличалось от прежней его трактовки не более чем погружением в компьютерную практику. Концепция содержания, заложенная в программе «машинного варианта», была практически реализована в нескольких подготовленных на её основе учебных пособиях (учебники А.Г. Кушниренко, В.А. Каймина, А.Г. Гейна).

Появление этой серии учебных пособий вызвало поток достаточно жесткой критики, которая относилась скорее к программе, их породившей, и была направлена преимущественно на гипертрофированную в курсе ОИВТ линию алгоритмизации и программирования и слабое продвижение в части развития фундаментальных основ школьного предмета информатики.

 

Как видим, на втором этапе развития школьного курса информатики выполнялась только одна из всех общеобразовательных функций учебного предмета. Отмечался явный уклон курса информатики в сторону изучения прикладных вопросов (алгоритмизации и программирования.

13. Проблема места курса информатики в учебных планах школ. В 1989-1890 Министерством образования школе было предложено 15 вариантов программы. Курс информатики как отдельный предмет отсутствовал во всех 15 вариантов, вместо него была «Математика, информатика и вычислительная техника». Учителя как правило придерживались своей политике. В 1993 был введен базисный учебный план. Данный план состоял из федерального компонента (инвариантная часть и вариантная) Информатики не нашлось места в федеральному компонента 1935. 2004 информатика вошла в ЭГЭ. В настоящие время школа может работать по базисному плану 1998 или 2004.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.