Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Административно-правовое регулирование прохождения государственной гражданской службы




Классификация государственных гражданских служащих.

В настоящее время при множестве действующих нормативных прововых актов о государственной службе целесообразно классифицировать государственных служащих по тем же критериям, по которым классифицируется сама государственная служба. В зависимости от органа государственной власти государственные служащие могут быть разделены на федеральных государственных гражданских служащих и государственных гражданских служащих субъектов РФ. Правовой статус федеральных государственных служащих регламентируется Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в будущем предполагается принятие закона «О федеральной государственной гражданской службе»), Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации», а также иными федеральными нормативными правовыми актами. Правовое положение государственных гражданских служащих субъектов РФ устанавливается законодательными актами, принимаемыми в субъектах Федерации.

В зависимости от групп занимаемых должностей государственной службы можно выделитьгосударственных служащих, занимающих высшие, главные, ведущие, старшие и младшие должности государственной службы.

Если в качестве критерия классификации государственных служащих взять способ поступления на государственную службу, то можно выделить избираемых государственных служащих; назначаемых государственных служащих; служащих, замещающих государственную должность государственной службы по конкурсу.

Все государственные служащие могут быть разделены на две группы: лица, принимающие присягу (военнослужащие, сотрудники таможенных органов, прокурорские работники и др.); служащие, не принимающие присягу (например, служащие отделов и управлений областной администрации).

Если положить в основу деления государственных служащих такой критерий, как специальные профессиональные обязанности и характер государственной службы, то выделяются гражданские государственные служащие и государственные служащие, находящиеся на военной и правоохранительной службе (военнослужащие, сотрудники милиции, должностные лица таможенных органов и пр.).

В соответствии с принципом разделения государственной власти различаются государственные служащие, замещающие государственные должности в органах представительной (законодательной), исполнительной и судебной власти. Здесь же уместно выделить и государственных служащих, занимающих должности в органах прокуратуры, таможенных органах, Счетной палате, Центральной избирательной комиссии и т. д.

По объему должностных полномочий государственные служащие подразделяются на должностных лиц (иногда их называют также сотрудниками государственных органов) и служащих, не являющихся должностными лицами (обычных служащих). Среди государственных служащих, являющихся должностными лицами, следует выделить руководителей и представителей власти. Руководящие служащие (начальники) являются носителями линейной власти по отношению к подчиненным им лицам. Представители власти, как известно, реализуют свои властные полномочия вне зависимости от подчиненности субъектов и применяют меры принуждения к не подчиненным по службе субъектам права (физическим и юридическим лицам). Руководящие служащие часто выполняют функции представителей власти (начальники и заместители начальников органов внутренних дел, государственных инспекций, других контрольно-надзорных органов).

В федеральном государственном органе и государственном органе субъекта РФ ведутся, в том числе на электронных носителях, реестры государственных служащих, которые формируются на основе персональных данных государственных служащих. Сведения, которые внесены в реестр федеральных государственных служащих в федеральном государственном органе и в реестры государственных служащих субъектов РФ в государственных органах субъектов РФ, в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, относятся к сведениям, составляющим государственную тайну, а в иных случаях к сведениям конфиденциального характера.

Реестры федеральных государственных служащих в федеральных государственных органах составляют Реестр федеральных государственных служащих. Реестры государственных гражданских служащих в государственных органах субъекта РФ составляют Реестр государственных гражданских служащих субъекта РФ. Реестр федеральных государственных служащих и реестры государственных гражданских служащих субъекта РФ составляют Сводный реестр государственных служащих Российской Федерации.

Содержание и порядок ведения Реестра федеральных государственных служащих, а также перечень сведений, включаемых в Сводный реестр государственных служащих Российской Федерации, устанавливаются Президентом РФ.

Статья 43 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определяет порядок ведения представителем нанимателя реестра государственных гражданских служащих Российской Федерации. Реестры федеральных государственных гражданских служащих в федеральных государственных органах и реестры государственных гражданских служащих субъектов РФ образуют Сводный реестр государственных гражданских служащих Российской Федерации, порядок ведения которого утверждается указом Президента РФ.

Прохождение государственной службы — это длящийся процесс, который для государственных служащих, замещающих должности ка­тегорий «Б» и «В», выражается в последовательной смене этих долж­ностей начиная с момента поступления на службу и до увольнения с нее. В течение этого временного отрезка реализуется административ­но-правовой статус государственного служащего.

Прохождение государственной службы регулируется двумя видами правовых актов. Они различаются между собой по характеру вызывае­мых ими правовых последствий.

Первый из них составляют нормативные правовые акты, устанавли­вающие общий для всех граждан России порядок (правила, условия) прохождения государственной службы. Ими определяется порядок приема на государственную службу, прохождения испытательного срока, особенности условий государственной службы, порядок прове­дения аттестации, замещения должностей, присвоения квалификаци­онных разрядов, ученых степеней, ученых званий, почетных званий и других вопросов прохождения службы.

Второй вид правовых актов — это индивидуальные акты, представ­ляющие собой один из видов юридических фактов, т. е. таких факти­ческих обстоятельств, которые порождают, изменяют или прекращают государственно-служебные отношения для одного конкретного граж­данина.

Согласно Федеральному закону от 31 июля 1995 г., право поступле­ния на государственную службу имеют граждане России не моложе 18 лет, владеющие государственным языком, имеющие профессио­нальное образование и отвечающие другим установленным для них требованиям.

Общие положения о равенстве прав граждан на замещение государ­ственной должности не исключают некоторых специальных ограни­чений.

Так, гражданин не может быть принят на государственную службу и находиться на ней в случаях:

признания его решением суда, вступившим в законную силу, недее­способным или ограниченно дееспособным;

лишения его решением суда права занимать государственные долж­ности в течение определенного срока;

наличия подтвержденного заключением медицинского учрежде­ния заболевания, препятствующего исполнению должностных обя­занностей;

отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведени­ям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с исполь­зованием таких сведений;

близкого родства или свойства с государственным служащим, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

наличия гражданства иностранного государства;

отказа от предоставления сведений о доходах и об имуществе, при­надлежащем ему на праве собственности.

После представления требуемых документов поступление гражда­нина на государственную службу оформляется приказом по государст­венному органу о назначении его на государственную должность госу­дарственной службы. Этот приказ — юридический акт, являющийся основанием для вступления гражданина в должность с предоставлени­ем ему общих прав и возложением на него обязанностей государствен­ного служащего согласно Федеральному закону «Об основах государст­венной службы Российской Федерации», а также конкретных долж­ностных прав и обязанностей, предусмотренных соответствующим по­ложением о государственном органе или должностной инструкцией. Приказ оформляется по установленной форме.

Различаются три варианта назначения впервые или вновь поступаю­щих на государственную службу в зависимости от характера замещае­мых ими должностей.

1. На государственные должности государственной службы катего­рии «Б» назначение производится по представлению лиц, замещающих должности категории «А», либо уполномоченных лиц или государст­венных органов. Порядок подбора кандидатур для назначения на долж­ности категории «В» определяется соответствующим государственным органом или лицом, замещающим государственную должность катего­рии «А», в соответствии с федеральными нормативными правовыми актами и нормативными правовыми актами субъектов Федерации.

2. На государственные должности государственной службы 1-й группы (младшие) категории «В» впервые или вновь поступающие на государственную службу граждане назначаются соответствующим ру­ководителем. Порядок подбора кандидатур определяется федеральны­ми нормативными правовыми актами и актами субъектов Федерации.

3. На государственные должности государственной службы 2, 3,4 и 5-й групп (старшие, ведущие, главные и высшие) категории «В» лиц, впервые или вновь поступающих на государственную службу, назнача­ют по результатам конкурса на замещение вакантных должностей.

Сущность и порядок назначения определены Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» и По­ложением о проведении конкурса на замещение вакантной государст­венной должности федеральной государственной службы, утвержден­ным Указом Президента от 29 апреля 1996 г.* Переход на конкурсную систему стал возможен в связи с повышением престижа государствен­ной службы, когда желающих работать в государственном аппарате стало больше, чем это требуется. Введение конкурсного порядка заме­щения вакантных должностей явилось важным шагом на пути созда­ния высокопрофессионального корпуса государственных служащих.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1657; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.