Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы религиозных верований и практик




Религия

Религию можно охарактеризовать как сложное многоуровневое социальное образование,

специфика и смысл существования которого определяются потребностью общества в священном.

Как считал Эмиль Дюркгейм, в основе религии лежат верования и действия, связанные с

явлениями духовными, священными, а не мирскими.

Священноеэто те аспекты социальной реальности, которые отделены от сферы

обыденного и являются запретными.

Мирское (профанное)это те аспекты социальной реальности, которые носят

обычный и повседневный характер.

Таким образом, священное — это нечто исключительное, таинственное, внушающее трепет

и даже потенциально опасное — оно выходит за рамки привычного и обыденного. К

священному можно приблизиться только через ритуалсоциальное действие, предписанное

правилами поведения в присутствии священного.

Социолог Рис Макджи предлагает схему: простой супранатурализм, анимизм, теизм и

систему абстрактных идеалов.

Простой супранатурализм преобладал в доиндустриальных обществах. Он включал в

себя понятие маны — неопределенной, безличной сверхъестественной силы, которая

существует в природе. С помощью маны люди пытались не умилостивить духов или богов и

добиться от них содействия, а заставить сверхчеловеческую силу поступать по их желанию,

манипулируя ею чисто механически. Например, считалось, что тому, кто носит с собой лапку

кролика, сопутствует удача; степень удачи зависит от цвета и веса лапки. Человеку

достаточно было просто носить лапку с собой.

Анимизм предполагает веру в духов или потусторонние существа. Люди видят духов в

животных, растениях, камнях, реках, а иногда и в себе подобных. Поскольку духи

персонифицированы и действуют, руководствуясь эмоциональными мотивами, люди при

обращении к ним обычно используют те же приемы, что и в человеческих отношениях. Духов

любят, наказывают, почитают, одаривают, а лесть, подкуп и обман могут считаться столь же

эффективными, как и благоговение. Кроме того, сверхъестественную силу часто покоряют с

помощью ритуалов, чтобы заставить духов действовать нужным человеку образом.

Теизм — вера в могущественных богов, которые заинтересованы в человеческих делах и

требуют поклонения. Иудаизм, христианство и ислам — это формы монотеизма, или веры в

одного бога. У них имеются религиозные организации, религиозные лидеры, или

священнослужители, и священные писания. Древнегреческая религия и индуизм

(распространенный главным образом в Индии) — это виды политеизма, или веры во

множество богов, имеющих относительно одинаковую власть. Индуистские божества, которым

поклоняются племена, деревни или касты, связаны с определенным местом. (домом, полем

или горой) или предметом (животным или деревом).

Абстрактные идеалы в некоторых религиях находятся на первом плане. Они ставят своей

целью моральное и духовное совершенство. К этому типу принадлежат многие азиатские

религии, включая даосизм, конфуцианство и буддизм. Приверженцы такого подхода отвергают

все теологические представления о Боге, рае, аде и бессмертии, стремясь к добру здесь и

сейчас. Рай рассматривается как идеальное общество на Земле, а ад — как мир, в котором

царят войны, болезни и невежество. Душа — это человеческая личность, а бессмертие — дела,

продолжающие существовать после смерти.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 608; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.