Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система высших федеральных органов государственной власти 1 страница




Федеративное устройство России

 

По принципам устройства территории и организации власти Россия является федеративным государством. Конституция РФ устанавливает федеративное устройство России, исходя из идеи сохранения ее государственной целостности и закрепления широких прав субъектов Федерации, позволяющих решать вопросы их социально‑экономического и политического развития, а также участвовать в делах Федерации. Конституция РФ – правовая основа Российской Федерации. Хотя Федеративный договор остается основанием для разграничения компетенции между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов (ст. 11), его нормы действуют постольку, поскольку не противоречат Конституции.

В Конституции приводится полный перечень субъектов Российской Федерации (ст. 65). Всего их 89: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов. Россия имеет все признаки суверенного государства. Вместе с тем на ее правовое положение (конституционно‑правовой статус) оказывает влияние ее федеративное устройство.

Основные элементы конституционно‑правового статуса Российской Федерации:

Федеральная учредительная власть, которая состоит в провозглашении принципов конституционного строя, определении конституционного статуса человека и гражданина, установлении формы правления и системы органов государственной власти, а также в решении вопросов об участии РФ в межгосударственных объединениях.

Территориальное верховенство РФ. Территория РФ включает всех ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, а также воздушное пространство над ними. Суверенитет РФ распространяется на всю территорию РФ (ст. 67).

Федеральная правовая система. Принимаемые федеральными органами государственной власти правовые акты составляют правовую систему РФ. Ее вершиной является Конституция РФ. Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ.

 

 

Федеральные органы – Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство, суды РФ – осуществляют государственную власть в Российской Федерации. Они действуют в сферах ведения Российской Федерации и реализуют ее полномочия.

Федеральное гражданство. В Российской Федерации установлено единое гражданство.

 

Федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральная государственная собственность; единая кредитно‑денежная система РФ.

Перечисленные элементы конституционно‑правового статуса РФ составляют материальную основу государственного суверенитета РФ, предназначены для обеспечения деятельности органов государственной власти, ее отдельных структур (например, армии, внутренних войск, пограничных войск). По соглашению Федерации с ее субъектами с целью эффективного управления, а также сохранения национального достояния выделяются объекты общероссийского значения.

Единое рублевое пространство, единые правила кредитования и кредитных счетов, валютного регулирования и валютного контроля обеспечивают экономическую целостность России.

Единые Вооруженные Силы РФ. На них возлагается защита государственного суверенитета и территориальной целостности России.

Единая внешняя политика РФ. РФ определяет основные направления внешнеполитической деятельности, решает вопросы войны и мира.

Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. Республики вправе устанавливать свои государственные языки (ст. 68 ).

Государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом (ст. 70). Столицей России является город Москва.

Рассмотрим вопрос о конституционно‑правовом статусе субъектов РФ. Положение субъекта РФ определяется его нахождением в составе Федерации и теми правами по осуществлению государственной власти, которые он имеет.

Общие признаки присущи названным субъектам Федерации.

Ограниченная учредительная власть субъектов РФ

Пределы власти субъекта Федерации определяются Конституцией РФ, что подтверждает производность власти субъекта от власти Федерации. Являясь составной частью РФ, ее субъект не имеет права выйти из Федерации, в одностороннем порядке изменить свой статус.

Вместе с тем элементы учредительной власти присущи субъектам РФ. Они самостоятельно решают вопрос о своем наименовании, что влечет внесение изменений в Конституцию РФ. Субъекты РФ принимают свои учредительные акты (конституции, уставы) и участвуют в договорном процессе (в подписании Федеративного договора, заключении двусторонних договоров между органами РФ и органами субъектов РФ), что свидетельствует о проявлении учредительной власти субъектами РФ.

 

Территориальные права субъектов РФ

Республики имеют свои конституции, законодательство и иные правовые акты, принимаемые республиканскими органами государственной власти.

Края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа имеют свои уставы, законы и другие акты, составляющие их правовую систему.

В нормотворческой деятельности субъектов Федерации должно соблюдаться обязательное правило о верховенстве Конституции РФ и федеральных законов.

 

Система органов государственной власти субъектов РФ

Такая система устанавливается субъектами РФ самостоятельно, но в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации органов государственной власти, определяемыми Федеральным законом (ст. 77). Согласно принципу разделения властей в субъектах Федерации имеются законодательные (представительные), исполнительные, судебные органы. Субъекты определяют название соответствующих органов и закрепляют их статус в своих конституциях, уставах, законах. Многие республики учредили пост главы государства – Президента.

Предусмотрено специальное и равное представительство субъектов РФ в Совете Федерации (одной из палат Федерального Собрания РФ). Каждый субъект направляет в нее по два представителя. В Государственной Думе (другой палате Федерального Собрания РФ) субъекты представлены в той части, которая формировалась по одномандатным избирательным округам в зависимости от численности населения и по нормам, определяемыми федеральными актами.

Субъекты РФ имеют свой бюджет, собственность соответствующего уровня (республиканскую, краевую, областную и т. д.).

Названные элементы статуса субъектов РФ составляют материальную основу осуществления ими их государственной власти. Субъекты РФ выступают самостоятельными участниками международных отношений и внешнеэкономических связей. Однако их международная правосубъектность ограничена полномочиями, определяемыми федеральной властью. Основной проблемой в Федерации является разграничение компетенции (предметов ведения и полномочий) между федерацией и ее субъектами (ст. 72).

В обновленной России ее субъекты получили широкие права и самостоятельность во всех областях социально‑экономической, культурной и политической жизни. Однако в федеративном государстве должно обеспечиваться государственное единство. Для этого федеральные органы наделены необходимыми правами в наиболее значимых сферах осуществления государственной власти. Предметы ведения и полномочия РФ составляют федеральную компетенцию. Она осуществляется как исключительно органами федеральной власти, так и совместно с органами федерации.

Разграничение компетенции между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ может осуществляться в двусторонних договорах. Основным их правовым назначением является разграничение полномочий в сфере совместного ведения РФ и конкретно ее субъекта, а также определение важнейших направлений сотрудничества. Рассматриваемые договоры конкретизируют конституционные положения и не должны противоречить Конституции РФ.

Кроме того, в сфере исполнительной власти субъекты Федерации могут получать дополнительно некоторые полномочия, если они в соответствии с двусторонним соглашением переданы им федеральными органами. Возможен и обратный порядок: по соглашению органы исполнительной власти субъектов Федерации передают федеральным исполнительным органам свои конкретные полномочия (ст. 78).

 

Президент Российской Федерации

 

Основы конституционного статуса Президента РФ. Конституция Российской Федерации в главе 4 определяет правовой статус Президента Российской Федерации. Место Президента РФ в системе федеральных государственных органов власти определяется его статусом главы государства. В связи с этим он выполняет следующие функции:

является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласование власти (ст. 80).

Президент РФ как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Свои полномочия Президент получает непосредственно от народа. Он избирается на четыре года гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Избранным может быть гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет. Порядок выборов Президента РФ определяется Федеральным законом (ст. 81).

Досрочное прекращение полномочий Президента возможно в нескольких случаях: отставка, стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, отрешение от должности (ст. 92).

Гарантией против установления режима личной власти является положение Конституции о невозможности занятия должности Президента РФ одним и тем же лицом более двух сроков подряд (ст. 81).

Вступление в должность Президента РФ связано с принесением им в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного суда присяги, текст которой определен Конституцией РФ (ст. 82).

Полномочия Президента РФ определены Конституцией РФ (ст. 83–90 и некоторые другие). Их можно классифицировать по нескольким группам.

Полномочия Президента РФ в связи с формированием федеральных органов государственной власти и Аппарата Президента: назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; принимает решение об отставке Правительства РФ; по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров; представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ и ставит перед ней вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ; Представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ; Высшего арбитражного суда РФ, кандидатуру Генерального прокурора РФ; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора; формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ; формирует администрацию Президента РФ; назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ.

Полномочия Президента РФ в связи с деятельностью Федерального Собрания: назначает выборы Государственной Думы; назначает референдум; вносит законопроекты в Государственную Думу; подписывает и обнародует федеральные законы; обращается к Федеральному Собранию с ежегодным посланием о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Президент РФ может распустить Государственную Думу в трех случаях: а) после трехкратного отклонения представленных Президентом РФ кандидатур Председателя Правительства РФ; б) если Государственная Дума в течение трех месяцев после выражения ею недоверия Правительству РФ повторно выразит такое недоверие; в) если Государственная Дума отказывает в доверии Правительству после постановки такого вопроса Председателем Правительства РФ.

Полномочия Президента РФ в связи с деятельностью Правительства: имеет право председательствовать на заседании Правительства; издает указы, определяющие основные направления деятельности Правительства РФ; может отменять постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам.

Полномочия Президента РФ в сфере внешнеполитической деятельности Российской Федерации: определяет основные направления внешней политики государства и осуществляет руководство такой политикой; ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ; подписывает ратификационные грамоты; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

Полномочия Президента РФ в сфере военной политики, обороны и в связи с чрезвычайными обстоятельствами: утверждает военную доктрину; является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ; присваивает высшие воинские звания; в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе; при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Как глава государства Президент РФ выступает своего рода арбитром в споре между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации, а также между органами государственной власти субъектов РФ. Для этого он может прибегать к согласительным процедурам, а также передавать разрешение споров на рассмотрение соответствующего суда.

Свои полномочия Президент РФ осуществляет, издавая указы и распоряжения, которые не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам и обязательны для исполнения на всей территории РФ (ст. 90). Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью (ст. 91).

Отрешение Президента РФ от должности возможно в связи с государственной изменой или совершением им иного тяжкого преступления. В Конституции РФ определяется процедура такого отрешения (ст. 93).

Обвинение выдвигается Государственной Думой, которая принимает решение об этом двумя третями голосов от общего числа ее депутатов по инициативе не менее одной трети ее состава. Решение Государственной Думы подтверждается заключением Верховного суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключением Конституционного суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

Решение об отрешении от должности Президента РФ принимает Совет Федерации при голосовании, приводимом в том же порядке, что и в Государственной Думе при выдвижении обвинения против Президента РФ.

Совет Федерации должен принять решение об отрешении Президента РФ от должности в срок, не превышающий трех месяцев после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента.

 

Федеральное Собрание Российской Федерации

 

Основы конституционного статуса Федерального Собрания Российской Федерации. Конституция РФ в главе 5 определяет статус Федерального Собрания как парламента Российской Федерации, представительного и законодательного органа Российской Федерации (ст. 94). Это постоянно действующий орган. Федеральное Собрание состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы, которые заседают раздельно. Основная функция Федерального Собрания – принятие законов (ст. 95).

Принципом формирования Совета Федерации является представительство субъектов Федерации. Каждый из 89 субъектов независимо от их статуса представлен в Совете Федерации двумя членами: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Государственная Дума состоит из 450 депутатов (ст. 95). Конституция РФ установила срок деятельности Государственной Думы – четыре года (ст. 96).

Каждая из палат имеет свои полномочия. К ведению Совета Федерации относятся следующие полномочия (ст. 102):

– утверждение изменения границ между субъектами РФ;

– утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения;

– решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ;

– назначение выборов Президента РФ;

– отрешение Президента РФ от должности;

– назначение на должность судей Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ;

– назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;

– назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

 

Государственная Дума имеет следующие полномочия (ст. 103):

– дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;

– решение вопроса о доверии Правительству РФ;

– назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ, Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

– объявление амнистии;

– выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Процедура принятия закона в Федеральном Собрании называется законодательным процессом. Он состоит из нескольких стадий, которые регулируются Конституцией и регламентами Государственной Думы и Совета Федерации.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой (ст. 105). Совет Федерации участвует в принятии законов путем одобрения их.

Законодательный процесс начинается с законодательной инициативы (ст. 104). Правом законодательной инициативы обладают Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов Федерации. По вопросам своего ведения такое право имеют Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ; Высший арбитражный суд РФ. Проекты федеральных законов вносятся в Государственную Думу.

Обсуждение законопроектов, которое проходит в Государственной Думе и Совете Федерации, является второй стадией законодательного процесса. Она подробно регулируется регламентами палат Федерального Собрания, состоит из нескольких чтений, позволяющих всесторонне обсудить проект закона.

Принятие закона – следующая стадия законодательного процесса. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Установлены особые правила принятия федеральных конституционных законов. За них должно проголосовать не менее двух третей общего числа депутатов Государственной Думы. Далее они обязательно направляются в Совет Федерации, где должны получить одобрение не менее трех четвертей от общего числа членов Совета Федерации.

После принятия закона Государственной Думой он в течение пяти дней передается в Совет Федерации. Совет Федерации одобряет закон большинством голосов своих членов. Если Совет Федерации в течение четырнадцати дней не рассмотрит закон, он считается одобренным. Если же Совет Федерации отклонит федеральный закон, для преодоления возникших между палатами разногласий может создаваться согласительная комиссия. После этого федеральный закон повторно рассматривается Государственной Думой.

Государственная Дума при несогласии с решением Совета Федерации при повторном голосовании для принятия закона должна получить не менее двух третей голосов от общего числа депутатов.

Конституция перечисляет вопросы, по которым должны быть обязательно приняты законы, рассмотренные Советом Федерации (ст. 106). Это: федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, финансовое, валютное кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, ратификация и денонсация международных договоров РФ, статус и защита государственной границы РФ, вопросы войны и мира. В отношении других законов действует правило: если в течение четырнадцати дней Совет Федерации не приступил к рассмотрению закона, направленного ему Государственной Думой, закон считается принятым по умолчанию.

Последняя стадия законодательного процесса – подписание и обнародование федерального закона. Президент подписывает закон в течение четырнадцати дней. Если в течение этого времени он отклонит закон, то Государственная Дума и Совет Федерации повторно, в установленном порядке, будут рассматривать закон. В случае одобрения его в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы закон должен быть подписан в течение семи дней и обнародован. Федеральный конституционный закон подлежит обязательному подписанию Президентом РФ и не может быть им отклонен.

Депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации обладают особым статусом. Они имеют права, позволяющие им активно работать в палатах Федерального Собрания, несут обязанности, обладают неприкосновенностью.

 

Органы исполнительной власти Российской Федерации

Правительство Российской Федерации, его структура и полномочия

 

Статус Правительства России закреплен в главе 6 Конституции Российской Федерации. Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации (ст. 110). В состав Правительства входят Председатель Правительства РФ, его заместители и федеральные министры.

Порядок формирования Правительства РФ весьма сложен. В нем участвуют Президент РФ, Государственная Дума, Председатель Правительства РФ. Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ с согласия Государственной Думы (ст. 111).

Конституцией РФ предусмотрено, что Правительство РФ слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ, который предлагает Государственной Думе кандидатуру нового Председателя Правительства не позднее двухнедельного срока после вступления в должность. Такой же срок установлен для внесения Президентом РФ предложения о кандидатуре Председателя Правительства РФ в случае отставки Правительства РФ.

Государственная Дума должна рассмотреть предложение Президента РФ о кандидатуре Председателя Правительства РФ в течение недели и может ее отклонить. Если Государственная Дума трижды отклоняет кандидатуры, представленные Президентом РФ, последний сам назначает Председателя Правительства РФ, одновременно распускает Государственную Думу и назначает новые выборы (ст. 111).

После назначения на должность Председатель Правительства в недельный срок представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти (ст. 112). Эти предложения оформляются указом Президента РФ.

Председатель Правительства РФ предлагает Президенту РФ кандидатуры для назначения на должность заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.

Председатель Правительства РФ, являясь высшим должностным лицом государства в исполнительной власти, определяет основные направления деятельности Правительства РФ и организует его работу, руководствуясь при этом Конституцией РФ, федеральными законами и указами Президента РФ (ст. 112).

Срок полномочий Правительства РФ связан с выборами Президента РФ. По общим правилам он начинается после формирования Правительства РФ вновь избранным Президентом РФ и заканчивается формированием нового Правительства РФ Президентом РФ, избранным на новых выборах.

Однако возможны случаи досрочного прекращения полномочий Правительства РФ. Это связано с отставкой Правительства или выражением ему недоверия (ст. 117).

Правительство РФ может само подать в отставку, которая либо принимается, либо отклоняется Президентом РФ. Непосредственно Президент РФ имеет право принять решение об отставке Правительства РФ.

Недоверие Правительству может выразить Государственная Дума. При этом она либо сама ставит вопрос о недоверии Правительству РФ, либо Правительство РФ ставит перед Государственной Думой вопрос о доверии ему. Постановление о недоверии Правительству Государственная Дума принимает большинством голосов от общего числа его депутатов. Окончательное решение после голосования в Государственной Думе о недоверии Правительству РФ принимает Президент РФ. Он либо объявляет об отставке Правительства РФ, либо не соглашается с решением Государственной Думы. В последнем случае Государственная Дума может вновь обратиться к тому же вопросу, и если в течение трех месяцев она повторно выразит недоверие Правительству РФ, то Президент РФ или объявляет об отставке Правительства РФ, или распускает Государственную Думу.

Правительство РФ само может выступать инициатором голосования в Государственной Думе о доверии ему. В случае получения отказа о таком доверии Президент в семидневный срок принимает решение либо об отставке Правительства РФ, либо о роспуске Государственной Думы.

Деятельность Правительства РФ по осуществлению исполнительной власти проявляется в его полномочиях. Они перечисляются в Конституции РФ (ст. 114).

Среди них имеются полномочия, касающиеся федерального бюджета (разработка, представление на утверждение Государственной Думе, обеспечение исполнения, а также представление отчета об исполнении).

Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики; единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии.

Правительство РФ осуществляет управление федеральной собственностью. Оно отвечает за обеспечение обороны и государственной безопасности, законности, прав и свобод человека, охраны собственности и общественного порядка, борьбу с преступностью.

 

Конституционные основы судебной системы Российской Федерации

 

Понятие и основные признаки судебной власти. Судебная власть – одна из ветвей государственной власти. Она существенно дополняет то, что призваны делать другие ветви – законодательная и исполнительная. Ее суть проявляется в осуществлении ряда весьма важных функций (полномочий), в частности, конституционного контроля, правосудия по гражданским и уголовным делам, проверки законности и обоснованности действий и решений представительных и исполнительных органов, должностных лиц, обеспечения реализации судебных решений, рассмотрения дел о некоторых административных правонарушениях. Правосудие в России осуществляется только судом (Конституция, ст. 118).

Вся эта работа возлагается на специально создаваемые органы – суды. Специфика судов как органов судебной власти проявляется не только в своеобразии их полномочий, но и в особом порядке формирования (жесткие требования к кандидатам на судейские должности, установленный законом порядок их отбора и выдвижения и т. д.), в средствах обеспечения независимости при принятии решений, установления обязательных для всех организаций, должностных лиц и граждан правил судопроизводства (конституционного, гражданского, арбитражного, уголовного и административного). Судебную власть могут осуществлять только такие суды, которые специально уполномочиваются на это (в их число не входят суды третейские, товарищеские и некоторые иные).

Судьи – независимы и подчиняются только Конституции РФ и законам (Конституция, ст. 120). Судьи несменяемы и обладают неприкосновенностью (Конституция, ст. 121–122). Финансирование судов производится только из федерального бюджета (Конституция, ст. 124).

Систему судов в Российской Федерации можно подразделить на три ветви (подсистемы).

Первая из них включает Конституционный суд Российской Федерации, деятельность и статус которого определяется в ст. 125 Конституции России и в Федеральном законе «О Конституционном суде Российской Федерации». Конституционный суд состоит из 19 судей, которые назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Срок полномочий судей этого органа 12 лет, и предельный возраст, до которого судья может исполнять свои функции, – 70 лет. Этот суд призван выполнять ряд ответственных функций по конституционному контролю: например, разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации, федеральных законов, актов Президента, Совета Федерации, Государственной Думы и Правительства Российской Федерации, а также конституций республик, уставов и иных законов субъектов Федерации; рассматривает в некоторых случаях жалобы граждан; толкует предписание Конституции Российской Федерации.

В субъектах Федерации тоже могут создаваться конституционные суды или подобные им органы. Их функции в определенной мере схожи с функциями Конституционного суда РФ.

Центральное место в судебной системе занимает подсистема судов общей юрисдикции. К ним относятся общегражданские и военные суды. На вершине этой подсистемы находится Верховный суд Российской Федерации. На него возложен судебный надзор за деятельностью всех судов данной ветви. Его разъяснения по вопросам судебной практики обязательны для этих судов. Он также наряду разбирательством уголовных и гражданских дел особой сложности по существу уполномочен проверять законность и обоснованность приговоров и иных решений всех относящихся к данной ветви (подсистеме) судов (ст. 126).

К основным судам относятся суды районов и городов. На долю этих судов приходится рассмотрение гражданских и уголовных дел по существу (в среднем примерно 97–98 % от общего количества), а также всех дел об административных правонарушениях, подведомственных судам. Выполняют они и некоторые другие функции: обеспечивают исполнение всех судебных решений имущественного характера, контролируют законность и обоснованность арестов, продление их сроков, дают или не дают разрешение на прослушивание телефонных переговоров, арест и изъятие почтовой или телеграфной корреспонденции граждан, на производство обысков.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 635; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.