Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система высших федеральных органов государственной власти 2 страница




Общегражданские суды среднего звена образуются во всех субъектах Федерации. Это суды разных наименований: Верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды в городах Москве и Санкт‑Петербурге, суды автономной области и автономных округов. Но компетенция их схожа. Они рассматривают по существу гражданские и уголовные дела, отличающиеся повышенной сложностью, а также проверяют законность и обоснованность приговоров и иных решений, выносимых судами основного звена. Действия судов среднего звена контролируется непосредственно Верховным судом Российской Федерации.

В систему судов общей юрисдикции входят и военные суды. На них возложено прежде всего разбирательство и разрешение дел о преступлениях, совершаемых военнослужащими и приравненными к ним лицам, а также при определенных условиях – некоторых гражданских дел.

В большинстве случаев в судах общей юрисдикции дела рассматриваются коллегиально с участием представителей народа. Чаще в состав судебных коллегий входят один судья‑профессионал и 12 присяжных заседателей. При согласии подсудимого в этих судах (кроме районных и городских) дело могут рассматривать три судьи‑профессионала.

Параллельно с судами общей юрисдикции в Российской Федерации с 1991 г. действует подсистема арбитражных судов (Конституция, ст. 127). К их ведению отнесено разбирательство дел по экономическим и некоторым другим спорам, связанным в первую очередь с предпринимательской деятельностью. Состоит эта подсистема тоже из судов трех уровней (звеньев).

Основное звено образуют арбитражные суды субъектов Федерации: республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Они уполномочены разрешать по существу почти все дела о спорах, подведомственных арбитражным судам. Они могут также пересматривать в апелляционном порядке (после повторного разбирательства конкретных дел) свои решения.

Арбитражными судами среднего уровня являются федеральные арбитражные суды округов. Всего их создано десять. Задача такого суда – проверять по жалобам заинтересованных лиц законность решений арбитражных судов субъектов Федерации, расположенных на территории округа.

На вершине подсистемы арбитражных судов находится Высший арбитражный суд Российской Федерации, который рассматривает наиболее сложные дела, проверяет законность и обоснованность всех арбитражных судов страны и дает разъяснения по вопросам судебной практики, обязательные для таких судов.

Понятие, основные черты и задачи правоохранительных органов. Признание и защита прав и свобод граждан являются конституционной обязанностью государства, всех его органов, учреждений и организаций. Согласно ст. 45 Конституции Российской Федерации не только утверждается эта обязанность государства, но и каждому гражданину предоставляется право защищать свои права и свободы любыми способами, не запрещенными законом.

Когда нарушение прав и свобод граждан другими лицами или государственными органами, учреждениями и организациями связано с нарушением конкретных правовых норм или возникает необходимость юридической ответственности за преступления или иные правонарушения, а также восстановления справедливости, то эту роль в обществе выполняют правоохранительные органы.

Стоит обратить внимание, что точной формулировки понятия «правоохранительные органы» в законодательных актах и указах Президента РФ нет. Это понятие можно встретить в различных документах ненормативного характера, оно широко применяется как обобщающее для обозначения государственных органов, на которые возложена обязанность осуществления правоохранительной деятельности.

Правоохранительные органы составляют определенным образом обособленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную группу органов государства, имеющих свои четко определенные задачи. Эти задачи состоят либо в восстановлении нарушенного права, например в области гражданских правоотношений, либо в наказании правонарушителя, когда восстановить нарушенное право невозможно, либо когда возможность восстановить нарушенное право имеется, но правонарушитель заслуживает еще и наказания.

Исходя из поставленных перед правоохранительными органами задач, можно сказать, что их деятельность характеризуется специфическими чертами:

– осуществляют свою деятельность только на основании законов и подзаконных актов;

– осуществлять эту деятельность имеют право только лица, работающие в правоохранительных органах;

– законные решения правоохранительных органов имеют юридическую силу и должны выполняться любыми должностными лицами и гражданами.

Для решения этих и других задач, как отмечается в правовой литературе, – и с этим нельзя не согласиться – правоохранительные органы выполняют определенные, только им присущие функции:

– конституционный контроль;

– отправления правосудия;

– прокурорский надзор;

– расследование преступлений;

– оперативно‑розыскная;

– исполнение судебных решений;

– предупреждение преступлений и иных правонарушений.

Все эти функции одновременно характеризуют разделение компетенции данных органов и определяют их структуру и место в системе органов власти и управления. Так, например, Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ с системой судов общей юрисдикции и военных судов, Высший арбитражный суд РФ и нижестоящие арбитражные суды, а также суды субъектов Федерации представляют судебную власть в стране.

Судебная власть. Конституция Российской Федерации устанавливает три вида государственной власти: законодательную, исполнительную и судебную. Согласно ст. 10 все эти органы самостоятельны. Судебная власть – это государственная власть. Отсюда следует, что судебная власть как вид государственной власти принадлежит специальным органам государства – судам, входящим в единую судебную систему России.

Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1‑ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» устанавливает, что судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.

Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом. Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем:

– соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

– применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;

– признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

– законодательного закрепления единства статуса судей;

– финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Основной функцией судебной власти является осуществление правосудия. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается.

В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

К федеральным судам относятся:

Конституционный суд Российской Федерации; Верховный суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

Высший арбитражный суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов Российской Федерации относятся конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации (ст. 4).

Закон о судебной системе провозглашает важный принцип деятельности и самостоятельности судов и независимости судей. Суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции Российской Федерации и закону.

Судьи, присяжные, народные и арбитражные заседатели, участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. Гарантии их независимости устанавливаются Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом (ст. 5).

Важнейший принцип, который устанавливает Закон, – «равенство всех перед законом и судом» (ст. 7). Суды не отдают предпочтения каким‑либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим не предусмотренным федеральным законом основаниям.

Особая роль в выполнении функций, возложенных на суды, отводится судьям, которым доверяется судебная власть и которые осуществляют ее на профессиональной основе. Свои полномочия осуществлять правосудие судьи приобретают в результате их назначения на должность (ст. 11). Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Особенности правового положения отдельных категорий судей определяются федеральными законами, а в случаях, ими предусмотренных, также и законами субъектов Российской Федерации. Отбор кандидатов на должности судей осуществляется на конкурсной основе.

Судья несменяем. Он не может быть назначен (избран) на другую должность или в другой суд без его согласия. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены только по решению соответствующей квалификационной коллегии судей.

Судья неприкосновенен. Гарантии неприкосновенности судьи устанавливаются федеральным законом.

Правовой статус судей в России также определен Законом РФ от 26 июня 1996 г. № 3132‑1 «О статусе судей в Российской Федерации». Согласно ст. 1 данного закона судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны.

Требования и распоряжения судей при осуществлении ими полномочий обязательны для всех без исключения государственных органов, общественных объединений, должностных лиц, других юридических лиц и физических лиц. Информация, документы и их копии, необходимые для осуществления правосудия, представляются по требованию судей безвозмездно. Неисполнение требований и распоряжений судей влечет установленную законом ответственность.

Судебная система. Судебная система – это совокупность всех действующих в России согласно Конституции РФ судов, построенная с учетом федерального и административно‑территориального устройства государства. Структура судебной системы в России установлена законодательными актами в соответствии с Конституцией РФ.

Порядок создания и упразднения судов определен в ст. 17 Федерального конституционного закона о судебной системе. Конституционный суд Российской Федерации, Верховный суд Российской Федерации, Высший арбитражный суд Российской Федерации, созданные в соответствии с Конституцией Российской Федерации, могут быть упразднены только путем внесения поправок в Конституцию Российской Федерации. Другие федеральные суды создаются и упраздняются только федеральным законом.

Должности мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации.

Никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.

Конституционный суд Российской Федерации является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного суда Российской Федерации устанавливаются федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. № 1‑ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды.

Верховный суд Российской Федерации в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, также и в качестве суда первой инстанции.

Верховный суд Российской Федерации является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, военным судам военных округов, флотов, видов и групп войск. Верховный суд Российской Федерации дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Полномочия, порядок образования и деятельности Верховного суда Российской Федерации устанавливаются федеральным конституционным законом.

Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляет другие полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом. Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

Полномочия, порядок образования и деятельности районного суда устанавливаются Федеральным конституционным законом.

Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба.

Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Полномочия, порядок образования и деятельности военных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.

Высший арбитражный суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Высший арбитражный суд Российской Федерации является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к федеральным арбитражным судам округов и арбитражным судам субъектов Российской Федерации. Высший арбитражный суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных Федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью арбитражных судов.

Высший арбитражный суд Российской Федерации рассматривает в соответствии с федеральным законом дела в качестве суда первой инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Высший арбитражный суд Российской Федерации дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Полномочия, порядок образования и деятельности Высшего арбитражного суда Российской Федерации устанавливаются Федеральным конституционным законом.

Федеральный арбитражный суд округа в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам. Федеральный арбитражный суд округа является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного округа арбитражным судам субъектов Российской Федерации.

Полномочия, порядок образования и деятельности федерального арбитражного суда округа устанавливаются федеральным конституционным законом.

Арбитражный суд субъекта Российской Федерации в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и апелляционной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.

Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражного суда субъекта Российской Федерации устанавливаются федеральным конституционным законом.

Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации может создаваться субъектом Российской Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации.

Финансирование конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации производится за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации рассматривает отнесенные к его компетенции вопросы в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Решение конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом.

Мировой судья в пределах своей компетенции рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом от 17 декабря 1998 г. № 188‑ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации».

Судебная реформа в Российской Федерации. Деятельность судов для общества и граждан чрезвычайно важна. Именно в судах люди надеются найти защиту своих прав и интересов. Но если бы правосудие в полной мере удовлетворяло потребности общества и граждан, то такого активного стремления к проведению судебной реформы в России не было бы. Главная цель ее состоит в том, чтобы на деле найти те пути и способы укрепления судебной системы, которые действительно служили бы улучшению правосудия, защите нарушенных прав и интересов граждан нашей страны.

Говоря о главных итогах судебной реформы, Президент РФ подчеркнул: «Самостоятельная судебная власть в России, несмотря ни на какие проблемы, все‑таки состоялась. Мы можем и должны это констатировать. В базовых параметрах концепция судебной реформы реализована»[2].

Он проиллюстрировал это утверждение рядом примеров: в России сегодня действуют Конституционный суд, уставные суды субъектов Российской Федерации, суды общей юрисдикции, военные и арбитражные суды, воссоздан институт судебных приставов. Кроме того, пусть пока лишь в нескольких регионах, но уже работают суды присяжных. К отправлению правосудия приступили 1066 мировых судей.

Концепция судебной реформы была утверждена нашим парламентом по предложению Президента России в 1991 г. Концепция судебной реформы нашла свое отражение в Конституции 1993 г., в федеральных конституционных законах.

Самое главное состоит в том, как справедливо указал председатель совета Исследовательского центра частного права при Президенте Российской Федерации В.Ф. Яковлев, что реализованы исходные принципиальные положения, которые заложены в фундамент этой концепции. Они нашли выражение, например, в организации системы арбитражных судов, внедрении начал состязательности процесса, введении апелляционного и кассационного порядка обжалования судебных решений, создании судебных округов и формировании судебных инстанций, не связанных с законодательной и исполнительной властью какого‑либо уровня, в системе арбитражных судов (то же сейчас предлагается сделать применительно к административным судам).

Сейчас предпринимаются шаги к тому, чтобы создать административные суды в системе судов общей юрисдикции. Хотя надо сказать, что в системе арбитражных судов административные коллегии были созданы уже 5 лет назад и на сегодняшний день административные дела в общем объеме деятельности арбитражных судов занимают 46 %. Таким образом, по сути, административное судопроизводство уже осуществляется, имеет хорошую организационную основу, наработан большой опыт ее осуществления.

Одним словом, анализ концепции судебной реформы и ее реализации на сегодняшний день показывает, что концепция эта сохранила свою актуальность, свою ценность. В значительной степени она уже реализована.

Вместе с тем нельзя не сказать о том, что этот процесс не завершен: в каких‑то аспектах концепция воплощена примерно наполовину, а в некоторых – почти не начиналась. Поэтому сегодня важно обеспечить последовательную реализацию всех идей существующей концепции. Только после окончания этой работы можно будет объективно оценить все ее плюсы и минусы.

Для этого необходимо в короткие сроки создать государственную целевую программу дальнейшего развития судебной системы. Президент и Правительство поддержали идею подготовки такой программы, и сейчас она находится в стадии разработки.

Прокуратура. В главе 7 Конституции России, посвященной судебной власти, содержится также норма о прокуратуре – особом виде государственных органов. Отнесение прокуратуры к судебной ветви власти в тексте Основного закона не совсем верно отражает место этого вида органов в системе разделения властей.

Органы прокуратуры РФ осуществляют надзор за законностью в Российской Федерации. С судебными органами прокуратуру связывает лишь выполнение названными органами правоохранительной функции, осуществление полномочий по защите прав граждан. Однако в остальном задачи у прокуратуры иные, чем у суда, другие у нее и организационные формы деятельности, процессуальные правила работы.

Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации (ст. 129). Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ, как сказано в Конституции РФ, определяются Федеральным законом.

Важнейшим законом, определяющим статус прокуратуры, является федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации».

Основной задачей прокуратуры является обеспечение верховенства закона, единства законности на всей территории Российской Федерации. Для ее выполнения прокуратура организована как единая централизованная система, в которую входят Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов Федерации, специализированные прокуратуры (например, транспортная, природоохранная), военная прокуратура, а также территориальные прокуратуры (в городах, районах). Все звенья органов прокуратуры связаны отношениями подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору.

Генеральный прокурор назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента. Срок его полномочий – 5 лет. Все иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором. Лишь в отношении прокуроров субъектов Федерации существует правило, согласно которому назначение на такие должности происходит по согласованию с этими субъектами (ст. 129).

Законом определяются полномочия прокуратуры. К ним, в частности, относятся следующие: надзор за исполнением законов, прав и свобод человека федеральными министерствами, ведомствами, законодательными и исполнительными органами субъектов Федерации, органами местного самоуправления и некоторыми другими органами и лицами; уголовное преследование в соответствии с уголовно‑процессуальным законодательством; координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и др.

Прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:

надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно‑розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

надзор за исполнением законов судебными приставами;

надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно‑процессуальным законодательством Российской Федерации;

координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. № 168‑ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» устанавливает, что прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами (далее – суды), опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

Прокуратура Российской Федерации принимает участие в правотворческой деятельности. Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 17 ноября 1995 г. № 168‑ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации (ст. 3).

Прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов (далее – органы прокуратуры) и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

Органы прокуратуры:

осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами;

действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также законодательства Российской Федерации о государственной и иной специально охраняемой законом тайне;

информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности.

Прокуроры и следователи органов прокуратуры (далее – прокуроры и следователи) не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются. Прокуроры и следователи в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений.

Прокурорские работники не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой.

Прокурор и следователь не обязаны давать какие‑либо объяснения по существу находящихся в их производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 425; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.