Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Творчество Ж.-Б. М. Валлен Деламонта и А.Ф. Кокоринова




Проблема атрибуции в рус. арх-ре Нового времени.

Дом Пашкова 1784 – 1786г

 

20. Ранний классицизм в арх-ре Москвы.

В декабре 1762г. утверждается Комиссия о каменном строении Петербурга и Москвы.

Быстрое развитие отечественной градостроительной культуры.

Застройка улиц и площадей регламентировалась по высоте.

В 1775г составлен градостроительный план, сохранявший радиально-кольцевую структуру и наметивший систему площадей, полукольцом охвативших Кремль и Китай-город.на месте обветшавших стен Белого города предусматривалось создание кольца бульваров, а позднее в узлах пересечения с радиальными улицами – площадей.

Бланк К. И.

Ансамбль Воспитательного дома на Москворецкой набережной – полность возведен не был, возвели лишь левое каре и главный корпус.

Воскресенский собор в Новоиерусалимском монастыре

Павильон «Эрмитаж» в усадьбе Кусково – 1765 -1767гг

21. Ранний классицизм в арх-ре С.-П.

В декабре 1762г. утверждается Комиссия о каменном строении Петербурга и Москвы.

Быстрое развитие отечественной градостроительной культуры.

Застройка улиц и площадей регламентировалась по высоте. Главные улицы и площади должны были застраиваться образцовыми домами, поставленными вплотную друг к другу.

Архитектурный облик домов определялся несколькими утвержденными образцовыми проектами фасадов, разработанными А. В, Квасовым.

Этажность поднималась до трех-четырех.

Для урегулирования быстро развивающейся Адмиралтейской части А. В. Квасов в 1765г представил градостроительный документ по благоустройству набережных Фонтанки и проекты предмостных площадей в местах ее пересечения с магистралями, идущими из городского центра.

А. Ринальди

Мраморный дворец – 1768-85

В Ораниенбауме – Китайский дворец – 1762-68, дворец Петра III, павильон Катальной горки – 1762-74

Валлен-Деламот Жан-Батист –

Костел Св. Екатерины на Невском проспекте – 1783 – под руководством А. Ринальди.

Северный фасад Малого Эрмитажа – 1764-75

Большой Гостиный Двор – 1761 – по заложенному фундаменту Ф.-Б. Растрелли

Арка «Новой Голландии» - 1765

Фельтен Ю.М.

Здание Большого Эрмитажа

Александровский институт – 1765-75

3 иноверческих церкви в Питере: две лютеранские (св. Анны и св. Екатерины) и армянская церковь. Однокупольные

В России Ж.-Б. М. Валлен Деламонт работал с 1759-75г, приехал в Петербург еще под влиянием декоративной эстетики, существовавшей тогда во Франции.

Костел Св. Екатерины на Невском проспекте – 1783 – под руководством А. Ринальди.

Северный фасад Малого Эрмитажа – 1764-75

Большой Гостиный Двор – 1761 – по заложенному фундаменту Ф.-Б. Растрелли

Арка «Новой Голландии» - 1765

Кокоринов А. Ф. был учеником Коробова. До переезда в Петербург работал в Москве в архитектурной школе Ухтомского. В первом крупном петербургском произведении – двухэтажном дворце Г. А. Демидова – предстал последователем стиля барокко. Но уже в небольшой постройке «увеселительный дом» в Ораниенбаумане отступает от принципов барокко. Дворец президента Академии наук К. Г. Разумовского.

Здание Академии художеств – 1764-88 – при участии Деламонта.

24. Творчество архитекторов Ринальди и Фельтена.

Ринальди Антонио (1710 – 1794) – архитектор раннего классицизма (1760-80 гг.) но с элементами барокко.. В РФ приехал по приглаш. Разумовского. До РФ – его учителем был арх-р Л. Ванвителли (позднее барокко в Италии) – создателя дворца в Казерте. Деятельность в России – наглядно демонстрирует то, как классические арх формы и ясные композ приёмы вытеснили декоративность (влияние российской действительности и общение с русскими зодчими – причины изменения арх мировоззрения).

Постройки:. В Ораниенбауме – Китайский дворец, дворец Петра III, павильон Катальной горки --- это с элементами барокко.) Китайский дворец – барочные приёмы – перспективная живопись, зеркала, лепные гирлянды, обрамление панелей, вставки, паркеты расписные..

С конца 1760-х гг. --- большая стилистическая строгость – пример – Мраморный дворец в Петербурге (1768-85). Многоцветная мраморная и гранитная облицовка фасадов – уникальное явление в РФ. П-образная форма с крыльями – образующими глубокий парадный двор. Фасады (кроме главного) – решены в строгой тектонич. Системе мерного ритма коринфских пилястр большого ордера, высокий цокольный этаж. А главный фасад – с элементами барочной тектоники (скульптурное убранство)

Дворец в Гатчине у Петербурга. Это 3-х этажный с проходной галереей внизу основной корпус, фланкируемый 5-тигранными 6-тиярусными видовыми башнями и дугообразные 2-х этажные крылья, охватывающие парадный двор..

Ринальди выстроил несколько православных храмов – в которых сочетал пятиглавие и высокую многоярусную колокольню. Примеры: Князь-Владимирский собор, собор в Ямбурге.

Создал ряд мемориальных сооружений (в честь победы над турками) – Орловские ворота, Чесменская колонна, Чесменский обелиск.

Фельтен Ю.М. (1730-1801). Из Петербурга. Развивался под влиянием Ф.Б. Растрелли (СОТРУДНИЧАЛ). Стал в 1760 профессором Академии художеств – и его эстетич. взгляды изменились – теперь он творит в рамках раннего классицизма.

Большой Эрмитаж – отличается простотой и явл примером безордерного решения 3-х этажного фасада протяженного.

Александровский институт – дугообразный простой фасад с плоским портиком из 4-х ионических пилястр формирует парадный подъезд. Садовый фасад – имеет пластичный портик на высоком цокольном этаже.

Создал 3 иноверческих церкви в Питере: две лютеранские (св. Анны и св. Екатерины) и армянская церковь. Однокупольные.

Ограда Летнего дворца. Гранитные столбы и цоколь, чугунные звенья,. Простота, пропорциональность, гармония частей и целого.

В честь победы в русско-турецкой войне (Чесменское сражение) – построил церковь, архитектура которой представляет собой свободную интерпретацию готического стиля – Чесменский храм.

25. Строгий классицизм в архитектуре Москвы.

1780-1800 Г..В городах стали строить здания городского управления – т.е. присутственные места, гостиные дворы склады.. торговые комплексы, правильной формы площади, центральный части города застраивались дворянскими и купеческими особняками, а бедных – на окраину перемещали. К концу 1770-х гг. в РФ приглашают архитекторов, скульпторов, декораторов их Италии. Интерес к культуре Древнего Рима – определяющий в развитии русского зодчества. Развитие классицизма на основе античных римских принципов (Андреа Палладио).

Баженов В.И.(1737-1799)

- Большой Кремлёвский дворец (проект) Большой Кремлёвский дворец – в нижней части дворца – массивные опорные стены, которые могли служить подпорными стенами и противостоять давлению больших масс земли (крутой склон). Со стороны реки – 4 этажа, со стороны Кремля – 2 этажа (в этих двух этажах располагались парадные залы и жилые покои – фасад с ионической колоннадой). Баженов создал проект, предполагавший выстроить не только грандиозный дворец, здание коллегий и хозяйственные строения, но и создать ряд площадей, связанных в единую систему парадными улицами.

- Здание коллегий в Кремле.

- Царская загородная резиденция в Царицыно. Баженов придал сооружению выразительность, основанную на классицистической тектонике и пропорциональности, но обогащённую полихромией, стрельчатыми проемами, декоративными элементами. В ансамбль входили 2 2-х этажным дворца, здания для свиты, павильоны, Оперный дом, хоз строения, фигурные вороты, мосты.

- Дом Пашкова (1784-86) Главный корпус имеет 3 этажа с бельведером, 2-х этажные флигели связаны с ним галереями одноэтажными.

- Дом Юшкова на Мясницкой

Казаков М.Ф. (1738-1812).

- Путевой дворец в Москве – Петровский дворец (1775-82). Придал архитектуре дворца и усадебных строений романтический облик, по-своему интерпретирую готическое направление.

- Перестройка баженовского дворца в Царицыне в 1787г.

- Здание Сената в Кремле 1776-87 гг. – яркий пример строгого классицизма. Треугольная конфигурация здания с тремя замкнутыми дворами. Ротонда Сената признана лучшим парадным круглым залом в архитектуре русского классицизма конца XVIII в. Диаметр круглого купола Сената – 24.7м!

- Церковь Филиппа-Митрополита (1777-88) в Москве. Первое сооружение, для которого была использована классическая круглая композиция применительно к православному храму.

- Церковь Голицынской больницы в Москве (1796-1801). Купол с двумя оболочками!

- Здание Университета на Моховой (1786-93). Баженов и Казаков. 8-ми колонный портик на высоком цоколе и плоский купол перекрывающий Актовый зал в виде полуротонды.

- Дом Благородного собрания (1784. Первая перистильная композиция парадного зала общественного назначения в РФ.

- Дом Демидова ( 1779-91)

- Дом Барышникова (1797-1802) – палладианский тип усадьбы

- Усадьба Губина (1793)

На фоне массовой застройки Москвы заметно выделялись классицистические произведения Бланка, Баженова и Казакова …но и здания др зодчих – Кригскомиссариат – Н.Н.Легран, Военный госпиталь – И.В.Еготов, Странноприимный дом Н.П.Шереметьева, Старый Гостиный двор- Дж. Кваренги.

Подмосковные усадебные ансамбли – Останкино, Кусково, Суханово, Никольское-Гагарино.

 

26. Строгий классицизм в архитектуре Санкт-Петербурга.

1780-1800 Г. К концу 1770-х гг. в РФ приглашают архитекторов, скульпторов, декораторов их Италии. Интерес к культуре Древнего Рима – определяющий в развитии русского зодчества. Академия Художеств успешно готовила отечественных архитекторов(Баженов, Волков, Старов), лучших – в Италию и во Францию. (Львов), или приглашённые из-за границы – Ч. Камерон, В. Бренна, Д. Кваренги). Развитие классицизма на основе античных римских принципов (Андреа Палладио).

Баженов В. И. (1737-1799)

Строятся и общественные здания и частные дома и пригородные усадьбы.

С.-П. облагораживается с целью придания ему репрезентативности: гранитные набережные, облицовка кирпичом стен невской стороны Петропавловской крепости, памятники – важный градостроительный элемент.(памятник Петру I – Фальконе и Колло)

Старов И. Е. (1745-1808)

- 2 усадьбы Демидовых по схемам Палладио.

- Таврический дворец. Главный фасадна Неву. Прорытый канал, который объединял реку и гавань перед главным портиком. Все помещения соединены под одной крышей и соединены галереями. Основной 2-х этажный объём дворца с куполом возвыш. Над одноэтажными галереями и невысокими крыльями. В портиках на гл. фасаде – колонны дорического ордера. Парадные залы украшались монументальной живописью.

- Троицкий собор. Трёхнефное здание базиликального типа с высоким подкупольным барабаном перед алтарной апсидой и 2-мя квадратными колокольнями. (Гробница А. Невского).

Волков Ф. И. (1755-1803) - Морской кадетский корпус (1796-98),- ограда Таврического дворца

Львов Н.А. (1751 – 1803) - Невские ворота Петропавловской крепости и ансамбль Главного Почтамта

- Особняк Державина

Камерон Ч. (1730-е-1812) - «Холодные бани» (с «Агатовыми комнатами» в Царском селе. – Камеронова Галерея (1783-86), - Дворец в Павловске, - Горбатый мостик, павильон «Трёх граций»..

Бренна В. –(1745-1820)

Кваренги Дж.(1744-1817)

- Англ. Дворец в Петергофе, Эрмитажный театр, здание Академии Наук. Эти произведения отличаются русским национальным характером из-за своей пластичности, органичной связи с окружением, масштабности, колоритности. Худ. Образы его построек формировались искл по канонам и средствами классич арх-ры

- Дача Безбородко (усадьба палладианского типа)

-Ассигнационный банк, Смольный институт

- Конногвардейский манеж.

- Александровский дворец в царском селе (1792-96).

27. Творчество архитектора Казакова М.Ф.

Казаков Матвей Фёдорович (1738-1812). Образование получил в арх школе Ухтомского в Москве. За рубеж не выезжал. Работал в Твери, затем 7 лет работал под руководством Баженова (проект Кремлёвского дворца). С 1770-х – самостоятельная работа.

Путевой дворец в МосквеПетровский дворец (1775-82). Придал архитектуре дворца и усадебных строений романтический облик, по-своему интерпретирую готическое направление.

Перестройка баженовского дворца в Царицыне в 1787г.

Здание Сената в Кремле 1776-87 гг. – яркий пример строгого классицизма. Треугольная конфигурация здания с тремя замкнутыми дворами. Ротонда Сената признана лучшим парадным круглым залом в архитектуре русского классицизма конца XVIII в. Диаметр круглого купола Сената – 24.7м!

Церковь Филиппа-Митрополита (1777-88) в Москве. Первое сооружение, для которого была использована классическая круглая композиция применительно к православному храму.

Храм-мавзолей Барышникова в Николо-Погорелом (1784-1802)

Церковь Голицынской больницы в Москве (1796-1801). Купол с двумя оболочками!

Здание Университета на Моховой (1786-93). Баженов и Казаков. 8-ми колонный портик на высоком цоколе и плоский купол перекрывающий Актовый зал в виде полуротонды.

Дом Благородного собрания (1784. Первая перистильная композиция парадного зала общественного назначения в РФ.

Усадьба Губина (1793)

Дом Барышникова (1797-1802) – палладианский тип усадьбы

Дом Демидова (1779-91)

Казаков был архитектором, градостроителем и как инженер выступал новатором.

В 1805 г – школа Казакова была превращена в Архитектурное училище – прародителя МАрхИ!

28. Творчество архитектора В.И.Баженова

Баженов В. И. (1737-99). Учился в арх школе Ухтомского и в гимназии Московского Университета, потом работал у Чевакинского, учился в Италии и Франции где его талант был признан, по приезду стал академиком Академию Художеств, а потом вице-президентом. Первые работы: здание петербургского Арсенала (проект Смольного института), сооружение Большого Кремлёвского дворца и здание коллегий в Кремле Москвы

Большой Кремлёвский дворец – в нижней части дворца – массивные опорные стены, которые могли служить подпорными стенами и противостоять давлению больших масс земли (крутой склон). Со стороны реки – 4 этажа, со стороны Кремля – 2 этажа (в этих двух этажах располагались парадные залы и жилые покои – фасад с ионической колоннадой). Баженов создал проект, предполагавший выстроить не только грандиозный дворец, здание коллегий и хозяйственные строения, но и создать ряд площадей, связанных в единую систему парадными улицами.. Но от проекта Екатерина отказалась – т.к. этот проект был всего лишь средством укрепления гос. Престижа Екатерина II. Дворец был не нужен – т.к. столицей являлась е Москва, а Петербург.. Плюс к этому – крестьянская война под руководством Е. Пугачёва. Но, не смотря на это, проект перестройки Кремля показал наглядно реальность воплощения регулярных градостроительных принципов.

Создание в Царицыно загородную царскую дворцово-парковую резиденцию. Екатерина: «В готической вкусе!». Баженов придал сооружению выразительность, основанную на классицистической тектонике и пропорциональности, но обогащённую полихромией, стрельчатыми проемами, декоративными элементами. В ансамбль входили 2 2-х этажным дворца, здания для свиты, павильоны, Оперный дом, хоз строения, фигурные вороты, мосты. Екатерина отказалась от дворца и отстранила Баженова от работы.

Баженов работает над частными проектами домов в Москве.

Дом Пашкова (1784-86). Главный корпус имеет 3 этажа с бельведером, 2-х этажные флигели связаны с ним галереями одноэтажными.

Дом Юшкова (конец 1780-х – конец 90-х) на Мясницкой.

Проект Михайловского замка.

В своих произведениях В.И.Баженов выступает как своеобразный интерпретатор классицизма, не повторяя виденного им во Франции и Италии. Его постройки представляют собой творчески переработанный сплав впечатлений полученных им в период формирования его художественного кредо.

29. «Романтическое» направление в архитектуре классицизма.

Классические приёмы сдерживали творчество зодчих и, в известной мере, обязывали архитектуру. Поэтому зодчие романтически интерпретировали свои замыслы (преимущественно в усадебном строительстве).

Представители романтических проектов: Баженов и Казаков.

Романтическое течение имело разную художественную образность. Иногда совершенно порывая с классической тектоникой, преобразуя формы восточной экзотич арх-ры или западноевропейского средневековья или допетровской русской арх-ры. – течение носило подражательный характер, поверхностно-формальный – стилевая вторичность, ложность. (псевдорусский стиль, псевокитайский («китайщина») - Крестовый мост (1776-79) в Царском Селе, ансамбль Китайской деревни (1782-98) в Царском Селе(Неелов, Камерон, Ринальди), псевдоготика – конный двор в поместье Голицыных, строение в усадьбе Царицыно (Баженов)). Обращение архитекторов к романтическим источникам объяснялась чаще всего интересами соотв. кругов - заказчиков, на которые влияние оказывали политич. события (пример – победа на юге вызвала интерес к Турецкой арх.).

30. Дворцово – парковый ансамбль в Царицыно. Этапы строительства

Ансамбль построен в подмосковном селе Черная грязь, переименованном в Царицыно В.И.Баженовым в 1775-1785 гг. Екатерина II поручила строительство резиденции в «готическом вкусе», следуя увлечению стилизаторской романтической архитектурой. Под словом «готическое» в то время понималось все неоклассическое. В.И.Баженов истолковал его крайне своеобразно. Всем строениям ансамбля он придал необычайную выразительность, основанную все же на классической тектонике и пропорциональности, но обогащенную полихромией (красный кирпич, белокаменные детали), живописными стрельчатыми проемами и некоторыми декоративными элементами, связывающими большинство построек Царицынского ансамбля с полихромными образами русского зодчества XVIIв.

На обширной местности был образован парк, в котором Баженов расположил дворцы и многие парковые строения. В него вошли два одинаковых двухэтажных дворца для Екатерины II и цесаревича Павла, здания для свиты (Кавалерские корпуса), павильоны (в том числе полукруглый личный павильон императрицы), оперный дом, хозяйственные строения, фигурные ворота, мосты. Единственным старым сооружением осталась небольшая церковь.

Летом 1785 г. Екатерина II осмотрела почти завершенные строения и выразила недовольство архитектору. По ее мнению дворец был слишком тяжел, тесен и недостаточно светел. В 1786г. дворец был разобран, а в 1787 г. вновь строился по проекту М.Ф.Казакова. однако дворец, как и парковые постройки, достроен так и не был; и ныне все они представляют романтические руины.

33. Развитие городской усадьбы в архитектуре классицизма.

Самым ярким примером усадебной архитектуры русского классицизма XVII в является дом Пашкова. В.И.Баженов сразу же после строительства Царицына приступил к разработке проектов частных строений по заказам московского дворянства. Дом Пашкова выстроен в 1784-1786 гг. дом пришлось разместить на стесненном участке в центре Москвы, что и определило компактную и оригинальную планировочную композицию.

Усадебное строительство не ограничивалось государством, а потому заказчики всецело доверяли архитекторам, которые могли свободно выражать свое творческое кредо.

В данном случае Баженов использовал композиционную систему парижских отелей с замкнутыми курдонерами и французскую трактовку ордера. В архитектуре дома Пашкова В.И.Баженов выступил блестящим интерпретатором французского классицизма.

Еще из усадебных построек Баженова можно отметить дом Юшкова (к1780-н1790) на Мясницкой улице, с красиво закругленным углом, охваченным ионической колоннадой (дом со временем был частично искажен).

В 1775 был утвержден новый генплан Москвы, что стимулировало частновладельческую жилую застройку. Активное участие в этой области принимал М.Ф.Казаков. К этому времени окончательно выработались два объемно-планировочных типа композиции городских усадеб: первый – основной жилой дом и флигели расположены по красной линии улицы, образуя трехчастную систему (усадьба Губина); второй – жилая усадьба с открытым парадным двором – курдонером, охваченный крыльями дома или флигелями по принципу палладианских вилл (дом Барышникова).

34. Развитие загородной усадьбы в архитектуре классицизма.

Характеристика московского зодчества была б неполной, если бы мы не рассмотрели архитектуру подмосковных усадебных ансамблей Останкино, Кусково, Никольское-Гагарино, Суханово, Архангельское. Манифест «О вольности дворянской» (1762г), освободивший помещиков от обязательного отъезда на военную службу, явился решающей предпосылкой для развертывания усадебного строительства. Поместья вокруг Москвы расширялись, перестраивались и благоустраивались. Именитые владельцы усадеб: Шереметьевы, Юсуповы, Голицыны – во всем стремились подражать замечательным царским дворцово – парковым ансамблям Петербурга, следуя художественным тенденциям классицизма.

Обычный состав усадебных построек определялся хозяйственным и культурным укладом жизни владельца и его материальными возможностями. Обязательными усадебными постройками были: господский дом, парковые павильоны, беседки, мостики, парки с водными протоками и прудами, в состав усадьбы могла входить еще и церковь

В усадебно - парковых ансамблях придерживались двух положений:

1. в усадьбах всегда предусматривался парадный подъезд

2. если раньше парки имели регулярную структуру, то с 1770-х в России распространяется пейзажно-иррегулярный парк

Обычно усадебные ансамбли создавались в течение длительного времени, подвергались зачастую перестройкам в связи с изменением вкусов и даже по прихоти их владельцев. На усадебное строительство государственная регламентация не распространялась.

Особенностью усадебного строительства под Москвой и в провинции являлось то, что в большинстве случаев оно не только осуществлялось крепостными мастерами – умельцами, но и замыслы усадебных ансамблей тоже принадлежали крепостным архитекторам, из которых лишь некоторые получали волю и пробивались в Академию художеств или обучались в командах В.И.Баженова и М.Ф.Казакова либо в Архитектурной школе при Экспедиции кремлевского строения.

35. Императорские дворцы и резиденции в эпоху классицизма (Екатерины II, Павла I, Александра I)

Екатерина II была увлечена величием и красотой античного зодчества. Она мечтала окружить себя овеществленной античностью. Не найдя удовлетворительного ответа у французских архитекторов, она решила обратиться к первоисточникам в Риме, к итальянским архитекторам. С конца 1770-х гг в Россию стали приезжать архитекторы, художники, скульпторы и декораторы из Италии. В то же время академия художеств готовила и отечественных мастеров.

Дворец в Гатчине (1766-1781) А.Ринальди.=Северный фасад Малого Эрмитажа (1764-1775) Ж.-Б. Вален – Деламот. =Резиденция в Царицыно, Баженов, потом продолжил Казаков.=Дворцовый ансамбль в Пеле (уничтожен Павлом I)=Приоратский дворец в Гатчине. Построен по велению Павла I (последние годы XVIII)=Холодные бани, Камерон=Резиденция в Павловске 1782, Камерон=Александровский дворец 1792-1796, Кваренги=План Екатерининского парка в Царском селе, Кваренги=Китайский дворец 1762-1768, Ринальди

В.И.Баженов.

Ансамбль Царицыно построен в подмосковном селе Черная грязь, переименованном в Царицыно В.И.Баженовым в 1775-1785 гг. Екатерина II поручила строительство резиденции в «готическом вкусе», следуя увлечению стилизаторской романтической архитектурой. Под словом «готическое» в то время понималось все неоклассическое. В.И.Баженов истолковал его крайне своеобразно. Всем строениям ансамбля он придал необычайную выразительность, основанную все же на классической тектонике и пропорциональности, но обогащенную полихромией (красный кирпич, белокаменные детали), живописными стрельчатыми проемами и некоторыми декоративными элементами, связывающими большинство построек Царицынского ансамбля с полихромными образами русского зодчества XVIIв.

Михайловский замок. Первоначально разработан по поручению Павла для постройки в Гатчине. Но замок был выстроен в Петербурге (1797 - 1800) уже без участия зодчего, строителем замка был архитектор В.Ф.Бренн, который внес существенные изменения в трактовку фасада

В своих произведениях В.И.Баженов выступает как своеобразный интерпретатор классицизма, не повторяя виденного им во Франции и Италии. Его постройки представляют собой творчески переработанный сплав впечатлений полученных им в период формирования его художественного кредо.

М.Ф.Казаков

Путевой дворец в Москве (Петровский) (1775-1782). Усадебный ансамбль имеющий романтический облик, по-своему интерпретирует готическое направление. Дворец имеет ярко выраженный национальный характер, символизирует допетровскую Москву.

Ф.Казие, Ф.Кампорези, П.И. Аргунов, А.Ф.Миронов, Г.Е.Дикушин

Дворец в Останкино является результатом совместного творчества, продолжавшегося около десяти лет.

 

36.Общественные постройки в архитектуре русского классицизма.

Возникла необходимость возведения казенных и частновладельческих сооружений

(гостиные дворы, рынки, ярморочные комплексы, контрактовые дома, лавки, биржи, банки). Гос.власть ослабила вооруженными протестами крестьян и ремесленников против эксплуатации крепостников. Строят преимущественно места, губернаторские дома, больницы, казармы.

Большой гостиный двор 1757, Растрелли. Склады «Новая Голландия» 1765, Ж.-Б. Вален-Деламот. Воспитательный дом. К.Бланк, Голицынская больница 1796-1801, Казаков. Университет на Моховой 1775, Казаков. Дом благородного собрания 1784. Здание Академии наук 1783-1789, Кваренги. Ассигнационный банк 1783-1790, Кваренги. Академия художеств 1764, Кокоринов, Военный госпиталь 1798-1802, Еготов.

37. Храмовое строительство в русском классицизме. Типы церковных сооружений

Ринальди. Несколько православных храмов, особенностью которых является сочетание в одной слитной композиции вновь утвердившегося еще в период барокко пятиглавия и высокой многоярусной колокольни. Владимирский собор, собор в Ямбурге, Исаакиевский собор (недостроен).

Ю.Фельтен 1770е церковь Св.Анны, ц.Св.Екатерины. Неприметный атрибут их однокупольных образов, иная вариация классического портика.

Церкви возводились в административно – торговых центрах на создаваемых правильной формы площадях.

М.Казаков. церковь Филиппа Митрополита (1777-1788). Первое сооружение с классической круглой композицией применительно к православному храму.

И.Старов. Троицкий собор в Александро-Невской лавре. Трехнефное здание базиликального типа с высоким надкупольным барабаном.

Н.Львов. Собор в Торжке. Квадратное центрическое пятиглавое сооружение, с большим центральным куполом. Церковь в Валдае и мавзолей в Никольском

38. Промышленная архитектура в русском классицизме.

Новая Голландия – единственный из 42 островов Санкт-Петербурга, созданный людьми. Новая Голландия – это первый военный порт России, который был основан по указу Петра I 21 сентября 1721 года. Отдельные расположенные здесь здания считаются ценнейшими памятниками промышленной архитектуры XVIII века. Всего здесь 26 зданий общей площадью 68 тысяч квадратных метров.

Новая Голландия – уникальный памятник промышленной архитектуры раннего классицизма. Треугольный в плане остров площадью 7,6 га, образованный Мойкой и прорытыми по судостроительным надобностям Крюковым и Адмиралтейским каналами, возник в районе верфей в петровскую эпоху и тогда же получил название Новая Голландия. В 1730-х годах здесь построили деревянные склады для сушки и хранения корабельного леса, а в 1765–1780 годах их заменили каменными. В основу складского комплекса, окружающего остров по периметру, был положен проект выдающегося мастера елизаветинского барокко Саввы Чевакинского: ему, в частности, принадлежала новаторская идея сушить лес стоймя, а не в штабелях, что предохраняло дерево от гниения, отсюда и оригинальная, авангардная для XVIII века конструкция зданий. Отделку фасадов поручили знаменитому архитектору-классицисту Жану Батисту Валлен-Деламоту.

Другой представитель Академии художеств И.И. Свиязев работал в Перми и основным направлением его творчества было строительство заводов на Урале: он выстроил Оружейную фабрику в Златоусте (1830е), ряд цехов Воткинского завода (1830е), цехи на Юзовском и Мотовилихинском заводах. Он так же написал много трудов по промышленной и гражданской архитектуре.

Участие опытных зодчих в разработке промышленной архитектуры было знамением времени и обусловливалось наступающим капитализмом, а также развитием промышленного строительства. Даже среди образцовых проектов фасадов, разработанных В.П.Стасовым, имеются образцы фасадов фабрик, заводов и фабричных ворот. Это подтверждает также грандиозный архитектурный комплекс оружейного завода (1808-1815гг) в Ижевске С.Е,Дудиным. Огромной протяженности главный фасад цехов решен в принципах высокого классицизма с башней и шпилем на главной оси, навеянными образом башни Адмиралтейства в Петербурге.

39. Творчество Ч.Камерона. (1730-1812)

По происхождению шотландец. Изучал в Италии римскую античность, особенно римские термы. В 1722г издал фундаментальный труд «Термы римлян». В 1779 приехал в Петербург. Екатерина II, восхищенная познаниями и декоративным искусством зодчего, стала давать ему многие поручения по украшению царскосельской резиденции и для создания новой в Павловске. Увлеченная античностью, она требовала воссоздать атмосферу древнего Рима, и Ч.Камерон с 1780г занимался строительством так называемых терм, воспроизводя в миниатюре хорошо изученные им римские термы.

Ч.Камерон построил в Большом (Екатерининском) дворце двухэтажный корпус с «холодными банями» и «агатовыми комнатами». Они связаны овальной колонной лоджией – вестибюлем с «висячим садом».

В 1783 – 1786 гг был создан ансамбль Камероновой галереи, «терм» и «висячего сада».

Ч.Камерон также работал над формированием царской резиденции в Павловске. Дворец, парк и ряд павильонов в нем созданы по его проектам и под личным наблюдением. Композиционно – планировочная схема дворцового ансамбля воплотила палладианскую систему итальянских вилл в русской интерпретации. Павловском дворцовом ансамбле продолжена тенденция, проводима М.Ф.Казаковым и И.Е.Старовым, - приспособления композиционных схем палладианских вилл к русским условиям усадебного строительства. Все постройки оформлены Ч.Камероном с присущим его манере изяществом и искусством субъективной интерпретации классики.

Неподалеку от дворца Ч.Камерон создал несколько архитектурных композиций из павильонов и мостиков. Павильон «Храм Дружбы» (1780-1782), «Колоннада Аполлона», павильон трех граций (1800-1801), горбатый мостик (1799).

41. Творчество И.Е.Старова (1745 - 1808)

Начальные представления об архитектуре он получил в гимназии Московского университета; в 1758-1762 обучался в Академии художеств, после чего в числе лучших воспитанников был направлен за границу, где глубоко изучал античное наследие. В 1768г вернулся на родину, и вскоре ему было присвоено звание академика, а затем и профессора. Первые годы творчества И.Е.Старов посвятил усадебному строительству. Сохранились две усадьбы Демидовых (1770е гг)

К сожалению, два ранних произведения его – усадьба под Тулой – не существует; дворец в Бобриках не был достроен, а в Богородицке разрушен в 1940-х годах фашистами.

И.Е,Старов, как и другие его современники, умело интерпретировал романтические направления. В 1780-х гг в Островках на Неве на даче Г.А.Потемкина он возвел дворец в псевдоготическом духе весьма своеобразной трактовки (разрушен фашистами).

Самым значительным его произведением является Таврический дворец (1783-1789). Дворец является блестящим примером творческой интерпретации палладианской композиционной схемы итальянских вилл применительно к суровым природно – климатическим условиям.

Почти одновременно с Таврическим дворцом с 1785 г Старов по указанию Екатерины сооружает грандиозный дворцовый ансамбль в верховьях Невы – в Пелле. Он состоял из 7 дворцов и множества служебных флигелей. Недостроенный ансамбль в Пелле по приказу Павла I был полностью уничтожен.

Старов также построил Троицкий собор (1778-1790) в Александро – Невской лавре..

Постройка собора имело важное идейно – патриотическое значение, так как под сводами храма находится гробница великого полководца Александра Невского.

В связи со строительством собора И.Е.Старов перед въездом в Лавру создал хоршо организованную площадь с надвратной часовней и домами, фланкирующими выод Невского проспекта на нынешнюю площадь Александра Невского.

И.Е.Старов в 1790-х гг занимался проектированием для южных губерний, в частности разработал планы новых городов Николаева и Екатеринослава (Днепропетровск), в последнем зодчий выстроил дворец наместника края Г.А.Потемкина. Как профессор Старов, вместе с архитектором Волковым занимался воспитанием и обучением будущих зодчих.

43. Творчество Дж.Кваренги.(1744-1817)

Он родился на севере Италии, в провинции Бергамо. В 1779г приехал в Петербург с уже сложившимися художественными взглядами, сформировавшимися в результате глубокого изучения античного архитектурного наследия в Италии и под влиянием великого Андреа Палладио, теоретические принципы которого стали творческим кредо Кваренги. Отъезд его из Италии был обусловлен несоответствием его художественных убеждений медленно отживающим в Риме декоративным тенденциям.

В Петербурге Кваренги начинает тотчас интенсивно строить. Через рисунок он познал национальную специфику русской архитектуры.

Первые постройки сильно овеяны духом палладианства. Это Английский дворец в Петергофе (1784-1794), Эрмитажный театр (1783-1787), здание академии наук (1783-1789).

В творениях Кваренги конца XVIII ярко воплощены черты строгого классицизма, художественные образы его построек формировались исключительно по канона и средствами классической архитектуры. Он часто прибегал к излюбленным колонным портикам, противопоставляя их пластику глади стен.

С начала XIX в его работах все больше появляются новые особенности, свойственные высокому классицизму (обогащение фасадов скульптурными и декоративными убранствами и все большем ансамблевом решении), например Смольный институт, Александровский дворец.

Создавая дворянские усадьбы Кваренги применял палладианскую схему (дача А.А.Безбородко на Неве).

Им же были построены общественные здания в Петербурге (Ассигнационный банк, Смольный институт)

Важное место в творчестве Кваренги занимало создание интерьеров во дворцах, жилых домах и усадьбах, общественных зданиях.

Пожалуй самыми важными постройками Кваренги являются Эрмитажный театр (1790е), здание академии наук (1790), Конногвардейский манеж (1804-1807), здание Смольного института (1806-1808), Триумфальные ворота для встречи героических русских войск, Александровский дворец в Царском селе (1792-1796), здание Старого Гостиного двора (1790-1805). Нельзя не отметить ценнейший графический документ – план Екатерининского парка в Царском селе.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1733; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.123 сек.