Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Назначение, устройство и принцип действия машины постоянного тока




Ключевые моменты при разработке стратегии сервисного обслуживания

 

  1. При разработке самого изделия необходимо максимально учитывать проблемы, связанные с его обслуживанием.
  2. Проблемы обслуживания включают в себя:

¾ объем услуг и их качество

¾ сегментирование предложения услуг

¾ оценка конкуренции

  1. На протяжении жизненного цикла услуг система управления ими должна меняться
  2. Для контроля качества сервисных услуг надо использовать метод таинственного покупателя

Назначение:

Так как область промышленного тока весьма широка, то машина постоянного тока выполняется для работы в режимах генератора и двигателя в широком диапазоне мощности, напряжения, скорости вращения и т.п.

Устройство:

1) Индуктор – неподвижная часть, состоящая из стального ярма и прикрепленных к ярму болтами полюсов. В машинах постоянного тока ярмо выполняет также функцию станины, то есть является конструктивной основой всей машины.

Основные полюса создают основной магнитный поток машины и набираются из неизолированных друг от друга листов электротехнической стали. Нижняя, уширенная часть полюса называется полюсным наконечником. На основных полюсах располагается обмотка возбуждения (ОВ), постоянный ток в которой собственно и создаёт основной магнитный поток. Расположенная на полюсе обмотка возбуждения разбивается на 2-4 катушки для лучшего охлаждения. Катушки ОВ соединяются так, чтобы вдоль расточки северные и южные полюса чередовались. Если имеется достаточно места, то между основными полюсами помещаются небольшие добавочные полюса. Они предназначены для безыскровой работы коллектора и обычно выполняются массивными.

2) Вращающаяся часть машины включает в себя якорь и коллектор.

Якорь предназначен для преобразования электрической энергии в механическую или обратно и представляет собой цилиндр, прикрепленный к валу непосредственно или посредством якорной втулки. Якорь состоит из сердечника и обмотки, уложенной в пазах сердечника. Сердечник выполняется из штампованных зубчатых дисков электротехнической стали или у более мощных машин составляется из штампованных сегментов электротехнической стали. Сегменты стали якоря имеют гнёзда для так называемых ласточкиных хвостов, с помощью которых сегменты крепятся к корпусу якоря, выполненного из листового стального проката. Сердечник имеет аксиальные и/или радиальные вентиляционные каналы.

Каждый конец обмотки якоря соединён через соединительные проводники – «петушки» – с медной коллекторной пластиной толщиной 3-15 мм. Коллекторные пластины изолированы друг от друга, имеют трапецеидальное сечение и скрепляются нажимными фланцами в кольцо. Весь коллектор наглухо крепится на валу.

3) Неподвижный щёточный аппарат служит для снятия тока с вращающихся коллекторных пластин и состоит из щёток, щёткодержателей, щёточных пальцев, щёточной траверсы и токособирающих шин.

Угольнографитовые или металлоугольные щётки закрепляются в обойме щёткодержателя и пружиной прижимаются к пластинам коллектора. Несколько щёток работают параллельно на одной пластине коллектора и укрепляются на цилиндрическом или призматическом щёточном пальце. Палец и его щётки соединены гибким проводником. Число пальцев обычно равно числу коллекторных пластин и соответственно числу главных полюсов машины.

Все пальцы крепятся на щёточной траверсе и изолированы от неё. Траверса устанавливается на подшипниках или в машинах большой мощности прикрепляется к станине. Предусматривается возможность поворота траверсы для установки щёток в необходимое положение.

Все щётки одной полярности соединяются между собой сборными шинами, от которых затем идут отводы к зажимам машины.

Принцип действия:

Постоянный ток в ОВ создаёт постоянное во времени магнитное поле B. Пусть у машины два полюса (северный и южный), и поле B направлено вертикально сверху вниз.

1) Генератор.

Пусть якорь генератора вращается по часовой стрелке с постоянной окружной скоростью υ. В проводнике обмотки якоря индуктируется ЭДС вращения, направление которой определяется по правилу правой руки для векторов E, B и υ.

α – угол между плоскостью витка (контура) обмотки якоря и индукцией магнитного поля.

Виток состоит из двух проводников. ЭДС обоих проводников направлена в одну сторону вдоль обмотки.

При равномерном вращении якоря угол α пропорционален времени t, таким образом ЭДС Ea будет иметь синусоидальную во времени форму:

Очевидно, что частота ЭДС (частота изменения полярности ЭДС) в случае многополюсной машины при чередующейся полярности полюсов равна:

Синусоидальная форма ЭДС и тока искажается по причине нестрогой вертикальности индукции магнитного поля B, но, разложив несинусоидальную форму в ряд гармоник, можно выделить первую (основную) гармонику частоты f. В многополюсной машине индукция магнитного поля B, исходящая из полюсного наконечника, направлена практически радиально машине, поэтому форма ЭДС близка к прямоугольной.

Если обмотка якоря посредством щёток замкнута через внешнюю нагрузку, то в обмотке потечёт синусоидальный ток Ia той же частоты f. Направление тока совпадает с направлением ЭДС, тогда напряжение на зажимах якоря:

Кроме того, взаимодействие тока в витке обмотки якоря и магнитного поля B породит пару сил Ампера (э/м момент сил), направление которых определяется по правилу левой руки для векторов B, Ia, Fпр (силы направлены против вращения якоря):

β – угол между B и Ia.

Электромагнитный момент Mэм тормозит генератор:

Ток во внешней цепи генератора отличен от синусоидального тока Ia. Это достигается благодаря устройству коллектора. При повороте якоря и коллектора на одно полюсное деление коллекторная пластина под щёткой меняется на пластину противоположной полярности, в то же время меняется полярность тока в обмотке. Таким образом переменный ток, снимаемый определённой щёткой не меняет свою полярность, то есть он пульсирующий. Применение пульсирующего тока весьма ограничено, поэтому используют более сложные по устройству обмотки якоря и коллекторы для того, чтобы получить постоянный ток. Можно сделать вывод, что в генераторе коллектор является механическим выпрямителем тока.

2) Двигатель.

Подадим синусоидальное напряжение Ua на зажимы якоря так, чтобы якорь по-прежнему вращался по часовой стрелке. (В двигателе коллектор работает как инвертор тока, то есть он преобразовывает постоянный ток во внешней цепи в переменный ток в обмотке якоря.)

Синусоидальное напряжение Ua создаёт синусоидальный ток Ia, который, взаимодействуя с магнитным полем B, создаёт движущий момент Mэм. Поэтому условное направление Ua и Ia в двигателе противоположно их направлению в генераторе.

Момент Mэм двигателя вращает якорь по часовой стрелке, поэтому ЭДС обмотки якоря Ea направлена также как и в генераторе. В отличие от генератора в двигателе ток противоположно направлен ЭДС, поэтому ЭДС называют противоЭДС.

Хотя условное направление Ua изменилось полярность напряжения на зажимах двигателя и, соответственно, полярность щёток осталась прежней.

Вывод: Для изменения режима работы машины постоянного тока необходимо изменение направления тока в обмотке якоря Ia.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1211; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.