Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции науки в жизни общества и ее роль в обучении и формировании исследователя




Роль науки в образовании распространяется на все компоненты образовательного процесса: цели, средства, результаты, принципы, формы и методы.

Образовательный процесс выступает в качестве исходной территории, на которой происходит подготовка человека к жизнедеятельности в данном обществе, формирование зрелой личности, встреча индивида с наукой.

Целостный процесс образования должен служить интересам общества и личности.

Процесс образования предполагает приобщение к базовым ценностям культуры и объединяет в себе обучение и воспитание.

Влияние науки на процесс образования ведет к выделению следующих уровней:

1) предполагает освоение логики учебного предмета

2) совокупности дисциплин данного учебного курса

3) отвечает за формирование содержания на основании пройденных дисциплин

4) ставит задачи интегрирования содержательного потенциала знания по внутреннюю смысловую структуру личности

5) свидетельствует о сущностном ядре личности, как результате интегрального и направленного образовательного процесса.

В настоящее время отмечаются многочисленные негативы современного образовательного процесса, потеря качества из-за приписанных в него отношений коммерциализации.

Главной функцией науки является производство научно-теоретического знания. Многообразные функции науки можно проследить в процессе ее исторического становления. Так, античная наука демонстрировала значимость функций наблюдения, описания и объяснения. Изменения картины мира под воздействием и в результате развития наук указывало на мировоззренческую функцию науки. В современном мире научное знание составляет существенную основу и ядро формирования мировоззрения личности.

Как социокультурный феномен наука всегда опиралась на сложившиеся в обществе культурные традиции, нормы и ценности. Познавательная деятельность была всегда вплетена в бытие культуры. Отсюда становится понятной культурная и технологическая функции науки, которые связаны с обработкой и возделыванием человеческого материала, т.е. субъекта практической и познавательной деятельности.

Культурная функция науки несводима только к оценке результатов научной деятельности, которые составляют также и совокупный потенциал культуры. Культурная функция науки обнаруживает себя как процесс формирования человека в качестве субъекта деятельности и познания.Индивид застает уже готовыми средства и способы познания, приобщаясь к ним в процессе социализации.

Наука в функции фактора социальной регуляции воздействует на потребности общества, становится необходимым условием рационального управления. Любая инновация требует аргументированного научного обоснования. Проявление регулятивной функции науки осуществляется через сложившуюся в данном обществе систему образования, воспитания, обучения и подключения членов общества к исследовательской деятельности и этосу науки.

Отвечая на экономические потребности общества, наука реализует себя в функции непосредственной производительной силы, направленной на умножение производительных ресурсов общества. Она выступает в качестве важнейшего фактора хозяйственно-культурного развития социума.

Наука в функции производительной силы, состоя на службе торгово-промышленного капитала, не может реализовать свою универсальность,а застревает на получении прибыли. Поэтому существуют многочисленные негативные последствия промышленного применения науки в виде экологии.

Наука имеет не только положительные, но и негативные последствия своего развития, что обязывает подвергать ее результаты многократной экспертизе. Часто возникают ситуации, когда наука теряет нравственный и гуманистический смысл.

Наука проявляет себя в функции социальной силы при решении глобальных проблем современности.

Исследователи обращают внимание на проективно-конструктивную функцию науки, поскольку она предваряет фазу реального практического преобразования.

Так как главная цель науки всегда связана с производством и систематизацией объективных знаний, то основной конституирующей здание науки является функция производства истинного знания.

13. Возникновение науки: преднаука и собственно наука, ее основные периоды.

1) ПРОТОГЕНЕЗ – этап развития, предшествует возникновению того или иного процесса (преднаука).

Протогенез связан с формированием преднауки, представляет собой достаточно длительный этап перехода научному познанию. Преднаука вплетена в современную жизнь, не выходит за рамки обыденного познания, является ответом на запрос практики.

Особенности преднауки:

1) преднаучное знание ориентировано на потребности общества

2) при изучении окружающей действительности пользовались эмпирическими образами, а не теоретическими моделями

3) не использовались логические доказательств для получения знания

Лица, генерирующие преднаучное знание, очерчивались рамками кастовости субъекта.

Этапы развития науки:

1 этап – древняя Греция – возникновение науки в социуме с провозглашением геометрии, как науки об измерении земли.

А)работали не с реальными предметами, не с эмпирическим объектом, а с математическими моделями – абстракциями.

Б) Из всех понятий выводились аксиома и опираясь на них с помощью логического обоснования выводили новые понятия.

2 этап – Средневековая европейская наука – наука превратилась в служанку богословия. Противоборство между номиналистами (единичные вещи) и реалистами (универсальные вещи).

- научное знание ориентируется на теологизм

- ориентировано на специфическое обслуживание интересов ограниченного числа

- возникают научные школы, провозглашается приоритет эмпирического познания в исследовании окружающей действительности.

3 этап: Новоевропейская классическая наука (15-16 вв).

- Культура постепенно освобождается от господства церкви.

- первые попытки убрать схоластику догматизм

- интенсивное развитие экономики

- лавиноообразный интерес к научному знанию.

Особенности периода:

- научная мысльначинает фокусироваться на получение объективно истинного знания с уклоном в практическую полезность

- попытка анализа и синтеза рациональных зерен преднауки

- начинают преобладать экспериментальные знания

- наука формируется как социальный институт (ВУЗы, научные книги)

- начинают выделяться технические и социально-гуманитарные науки Огюст Конт

4 этап: 20 век – набирает силу неклассическая наука

5 этап: постнеклассическая наука – современный этап развития научного познания.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1373; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.