Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Наблюдение и визуальная психодиагностика




Классификация методов социально-психологических исследований.

Практические приложения социальной психологии.

Социальная психология включает в себя общие теоретические разделы и прикладные (практические).

Общие теоретические:

  1. Психология малых групп. Особенности малых групп (до 25 человек), контакты групп и процессы в них (лидерство, руководство, конформство)
  2. Психология больших социальных групп (более 50 человек) массовые явления психики. Феномен паники, толпы, распространение слухов, моды. Они возникают благодаря трем механизмам взаимовлияния людей: заражение, внушение, убеждение.
  3. Социальная психология личности. Определение личности, критериев зрелой личности, этапов становления и развития личности в процессе социализации.
  4. Психология межгрупповых отношений. Отношения сотрудничества, конкуренции.
  5. Социальная психология общения и социальное познание. Восприятие людей друг-другом, восприятие мира, общественных процессов, взаимоотношения.

Прикладные разделы:

1. Социальная психология семьи. Выход на практику психологического консультирования, обучения, воспитания.

2. Промышленная социальная психология. Рабочие группы в составе организации.

3. Социальная психология средств массовой коммуникации. Особенности работы СМИ, взаимодействие СМИ и общества.

4. Социальная психология рекламы. Функционирование рекламы, ее влияние, восприятие, средства.

5. Социальная психология искусства, творчества. Изучает искусство и творчество не отдельного человека, а коллективное.

6. Социальная психология этнических общностей.

7. Социально-педагогическая психология. Учебные и воспитательные группы в системе образования.

8. Социальная психология здоровья и здорового образа жизни (новинка).

Весь набор методов социально-психологического исследования можно подразделить на две большие группы: методы исследования и методы воздействия. Последние относятся к специфической области социальной психологии, к «психологии воздействия».Среди методов исследования различают методы сбора информации и методы ее обработки. Методы обработки данных часто не выделяются в специальный блок, поскольку большинство из них не являются

специфичными для социально-психологического исследования.

Основные методы сбора информаци: наблюдение, эксперимент (лабораторный, естественный).

1) Наблюдение - «старый» метод социальной психологии. Главная проблема - обеспечить фиксацию каких-то определенных классов характеристик, чтобы «прочтение» протокола наблюдения было понятно и другому исследователю. Виды: а) сплошное – выборочное б) выключенное – отстраненное в) житейское – научное.

2) Эксперимент — один из основных методов исследования в социальной психологии. Различают два основных вида эксперимента: лабораторный и естественный. Для обоих видов существуют некоторые общие правила, выражающие суть метода, например: произвольное введение экспериментатором независимых переменных и контроль за ними, требование выделения контрольной и экспериментальной групп, чтобы результаты измерений могли быть сравнимы с некоторым эталоном. (Н>Э)

Вспомогательные методы сбора информаци:

1) опросные методы: а) М устного опроса (беседа, интервью, устный опрос) Опросы — распространенный прием в социально-психологических исследованиях. Обычно критические замечания по этому методу выражаются в недоумении по поводу того, как же можно доверять информации, полученной из непосредственных ответов испытуемых, по существу из их самоотчетов. Среди видов опросов наибольшее распространение получают в социальной психологии интервью и анкеты. Главные методологические проблемы заключаются в конструировании вопросника. Первое требование здесь - логика построения.

б) Методы письменного опроса (анкетирование, тестирование) Тест это особого рода испытание, в ходе которого испытуемый выполняет или специально разработанное задание, или отвечает на вопросы, отличающиеся от вопросов анкет или интервью. Вопросы в тестах носят косвенный характер. Смысл последующей обработки состоит в том, чтобы при помощи «ключа» соотнести полученные ответы с определенными параметрами.

3) Социометрия - диагностический метод, служащий для анализа - межличностных отношений в малых группах. При его проведении перед каждым членом группы ставится вопрос, при ответе на который производит последовательный выбор и ранжирование других членов группы. Обычно в качестве подобного вопроса выступает вопрос о членах группы, предпочитаемых в тех или иных ситуациях.

4) Метод экспертных оценок - Метод экспертных оценок представляет собой процедуру, позволяющую группе экспертов приходить к согласию. Эксперты, т.е. компетентные специалисты, практикующие в самых разных, но взаимосвязанных областях деятельности, заполняют подробный вопросник по поводу рассматриваемой проблемы. Они записывают также свои мнения о ней. Каждый эксперт получает затем свод ответов других экспертов, его просят заново рассмотреть свой прогноз и, если он не совпадает с прогнозами других, просят объяснить, почему это так. Процедура повторяется обычно три или четыре раза, пока эксперты не приходят к единому мнению.

5) Групповая оценка личности - отражает общественное мнение о человеке как о члене коллектива. ГОЛ есть статистическая совокупность индивидуальных представлений о человеке. Оценивающие должны находиться с оцениваемым человеком в отношениях личного взаимодействия. Кроме того, желательно, чтобы экспертная группа состояла из людей, занимающих разное положение в официальной и неофициальной структуре коллектива.

 

6) Метод изучения документов - имеет большое значение, поскольку при помощи этого метода возможен анализ продуктов человеческой деятельности. Особая проблема возникает в связи с тем, что интерпретирует документ исследователь, человек со своими собственными, присущими ему индивидуальными психологическими особенностями. Важнейшую роль при изучении документа играет способность к пониманию текста.

7) Метод контент-анализа есть смысл применять только в тех случаях, когда исследователь имеет дело с большим массивом информации.

8) Метод биполярных профилей - использование набора биполярных шкал, где полюса представлены антонимами, в качестве которых чаще всего фигурируют прилагательные (например, быстрый медленный, сильный слабый). При помощи этого метода испытуемым могут оцениваться понятия, социальные установки и стереотипы. Но основные выводы делаются в отношении его самого.

Обучающее-диагностические методы ( используются и как обучающие и как диагностирующие) (Активные методы обучения).

Мозговой штурм (группа принимает решение за определенное время)

Групповая дискуссия (без ограничения времени)

Case-метод [case-случай]. Метод анализа конкретной ситуации. Как индивидуальный, так и групповой вариант. Человеку или группе предлагается профессиональная конфликтная ситуация. Необходимо проанализировать ее, сделать соответствующие выводы.

Ролевые игры.

Деловые игры (сюжет - профессиональная ситуация).

Социально-психологический тренинг. Метод групповой работы, включающий в себя все активные методы обучения. СПТ проводит тренер с определенными обязанностями.

 

 

Наблюдение — описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдение - организованное, целенаправленное, фиксируемое восприятие психических явлений с целью их изучения в определенных условиях.

Объектом наблюдения являются индивид, либо группа индивидов. Предметом же физические проявления интересующего исследователя явления: Вербальное поведение: Содержание речи

Продолжительность речи Интенсивность речи Невербальное поведение: Экспрессия лица, глаз, тела, Выразительные движения Перемещения людей Дистанция между людьми Физические воздействия.

Оно может быть: 1. Непосредственным и опосредованным, 2. Внешним и внутренним, 3. Включенным (которое может быть открытым и закрытым) и невключенным, 4. Прямым и косвенным, 5. Сплошным и выборочным (по определенным параметрам), 6. Полевым (в повседневной жизни) и лабораторным.

По форме наблюдения: Осознанное наблюдение Неосознанное внутреннее наблюдение Неосознанное внешнее наблюдение Наблюдение окружающей среды.

Преимущества метода наблюдении: + Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения. +Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т. д.

+Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов.

Недостатки метода наблюдения - Многочисленность иррелевантных, мешающих факторов.

- Однократность наблюдаемых обстоятельств. - Необходимость классифицировать результаты наблюдения. - Необходимость больших ресурсных затрат (временных, людских, материальных). - Малая репрезентативность для крупных генеральных совокупностей.

 

Визуальная психодиагностика — отрасль психологии кадровой работы, имеющая своей задачей изучение внешних характеристик поведения и облика человека (таких, как; пол, возраст, особенности телосложения, мимики, жестикуляции и др. признаков) в целях проникновения во внутреннее психологическое содержание личности и оптимизации использования индивидуальных возможностей каждого работника. К основным методам визуальной психодиагностики относятся наблюдение, беседа, биографический метод, морфологический и графологический анализ, «телесные» тесты и др.

Три ошибки наблюдения:
1. неточность (искажение объекта при наблюдении). 2. просмотр (пропуск чего либо), 3. мираж (обнаружение того, чего на самом деле не было). Для того, чтобы избежать ошибок при наблюдении: - сравнить данные двух людей, которые наблюдают за одним явлением,
- сравнить данные одного и того же наблюдения, фиксируя сходные события в разное время,
- сравнить данные двух наблюдений, фиксир-х схожее событие в разное время,
- сравнить данные одного набл-я, наблюдающего сходные события.
Визуальная психодиагностика возможность изучения различных соцпсихологических явлений на основе симптоматики.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1506; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.