Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблемы личности в социальной психологии. Определение личности. Структура личности




Личность — относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и оценке, которую даёт себе сам человек.

Социальная характеристика личности: Личность – индивид, сознательно включенный в межличностные, социальные, трудовые отношения, в предметную деятельность.

Человек рождается индивидом а личностью становиться под влиянием жизни в обществе. В процессе онтогенеза человек развивается не только физически., но и социально, т.е. приобретает необходимые качества для жизни в реальном обществе.

Личность в СП понимается в 2х значениях: 1) Личность как отдельный конкретный человек

2) Личность – структурно-функциональная модель, отражающая социальную жизнь индивида, которая позволяет объяснить и предсказать поведение индивида.

Специфика СП подхода к личности заключается в том, что личность конкретного человека рассматривается обобщенно, как социальный тип, как представитель определенной социальной группы. СП подход подчеркивает социально-типичное в личности.

 

Личностные характеристики человека:

1) Социальные потребности: а) в общении б) познавательные потребности в) аффилиативные потребности (в принадлежности в любви и одобрении) г) потребность в самоутверждении (занятие определенного статуса в обществе) д) потребность в самореализации (найти свое призвание, смысл жизни) е) эстетическая потребность (ощущать чувство прекрасного) ж) потребность совершенствоваться з) потребность в эмоциональных ощущениях, событийности жизни

В отличии от биологических потребностей социальные потребности не передаются по наследству и не проявляются в готовом виде при рождении, а развиваются в течении жизни под влиянием окружающей среды. Человеку необходимо научиться легетивным способом удовлетворять эти потребности

2) Черты характера – формируются постепенно, под влиянием социальной среды на основе свойств темперамента. Черты характера отражают отношение человека к разным сторонам окружающей действительности.

3) Социальные роли человека (семейные, профессиональные, неформальные межличностные)

4) Коммуникативные качества стили общения

5) Жизненные ценности и ценностные ориентации

6) Приверженность социальным нормам как регуляторам поведения

7) Социальные стереотипы

8) Социальные установки

9) Направленность – идеалы убеждения мировоззрение

 

СП структура личности. В СП простой и наиболее удачной структурой личность является структура личности американского психолога Холландера: I ядро личности или образ ЯII Общепсихологические свойства личностиIII Социально-психологические свойства Л

I ядро личности или образ Я состоит из: 1) Самооценка (объективная, завышенная, заниженная)

2) Самоуважение – уровень собственного достоинства, принятие себя как целого. С=Успех/УрП

3) Уровень притязаний (УрП) – стремления индивида к цели такой сложности, которой по его мнению соответствуют его способности. Может быть адекватным, то есть соответствовать способностям индивида, и неадекватным, заниженным или завышенным.

4) Образ Я – квинсистенция самосознания человека, т.е осознания самого себя в качестве субъекта деятельности, при котором представления о самом себе складываются в определенный образ Я.

II Общепсихологические свойства личности Психологическая сторона личности отражает специфику функционирования ее психических процессов, свойств, состояний. Психические процессы - психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности. Психические свойства – наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный уровень поведения и деятельности, типичный для нее. Свойства личности: направленность, темперамент, характер и способности.

III Социально-психологические свойства Личности Эти качества сведены в четыре группы:
1) обеспечивающие развитие и использование социальных способностей (социальной перцепции, воображения, интеллекта, характеристик межличностного оценивания).
2) формирующиеся во взаимодействии членов группы и в результате ее социального влияния.
3) более общие, связанные с социальным поведением и позицией личности (активность, ответственность, склонность к помощи, сотрудничеству).

4) связанные с общепсихологическими и социально-психологическими свойствами (склонность к авторитарному или демократическому способу действия и мышления, к догматическому или открытому отношению к проблемам и т. д.).
Сухов и Бодалев включают в социально-психологическую свойства личности следующие качества: ментальность, ценностно-смысловую сферу, мотивационную сферу, когнитивные характеристики (картины мира); локус контроля; социально-психологическую компетентность личности; статусно-ролевые характеристики личности; эмоционально-психические состояния, социальные чувства личности.

 

Механизмы защиты. Большенству людей хочется иметь привлекательный образ Я. Иногда человек получает негативную информацию о себе, для некоторых людей это угроза их положительному образу Я, и они не готовы принять эту информацию с этой целью на подсознательном уровне они используют т.н. механизмы защиты Я. Открыл изучил и описал Ф.
1) Рационализация – сокрытие от самого себя истинных, но не приемлемых мотивов действий и мыслей. При этом происходит поиск правдоподобных причин для оправдания поступков, вызванных неприемлемыми чувствами и мотивами, для того чтобы обеспечить себе внутренний комфорт и избавиться от внутриличностного кон­фликта.

2) Отрицание – человек отрицает, что негативная информация относится к нему.

3) Вытеснение — процесс, в результате которого не приемлемые для личности мысли, воспоминания, переживания вытесняются из сознания и переводятся в сферу бессознательного.

4) Проекция — осознанное или бессознательное перенесение соб­ственных свойств, чувств и состояний, не приемлемых для личнос­ти, на внешние объекты.

5) Замещение – неодобряемые мысли или действия человек замещает более одобряемыми.

6) Идентификация – нахождение сходства между собой и более престижным человеком или социальной группой, вследствие чего происходит повышение собственной самооценки.

7) Бегство или уход (реальное бегство, фантазирование)

8) Идеализированное Я (близко к психопатологии) – человек не хочет воспринимать себя объективно, а идеализирует себя и требует от других того же.

9) Обособление — отказ от необходимости думать о возможных негативных последствиях будущих событий и действий.

10) Сублимация — преобразование инстинктивных форм психики (энергии либо агрессии) в более приемлемые для индивида и общества формы

11) Регрессия — возвращение индивида к ранним детским формам поведения, переход на предше­ствующие уровни психического развития.

 

 

28. Проблема образа «Я» в социальной психологии.

По Холландеру: образ Я – квинсистенция самосознания человека, т.е осознания самого себя в качестве субъекта деятельности, при котором представления о самом себе складываются в определенный образ Я.

Я-концепция – совокупность всех представлении индивида о себе, сопряженная с их оценкой.

Когнитивная составляющая – атрибутивные ролевые статусные характеристики индивида

Оценочная составляющая -Самооценка не является постоянной, она изменяется в зависимости от обстоятельств. Источником оценочных знаний различных представлений индивида о себе является его социокультурное окружение, в котором оценочные знания нормативно фиксируются в языковых значениях. Источником оценочных представлений индивида могут быть также социальные реакции на какие-то его проявления и самонаблюдения.

Самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его Я.

Самооценка проявляется в сознательных суждениях индивида, в которых он пытается сформулировать свою значимость. Однако, она скрыто или явно присутствует в любом самоописании.

Наконец, еще один взгляд на природу и формирование самооценки заключается в том, что индивид оценивает успешность своих действий и проявлений через призму идентичности. Индивид испытывает удовлетворение не от того, что он просто что-то делает хорошо, а от того, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо.

Поведенческая составляющая -Нередко прямое, непосредственное выражение установки в поведении модифицируется или вовсе сдерживается в силу его социальной неприемлемости, нравственных сомнений индивида или его страха перед возможными последствиями.

Всякая установка – это эмоционально окрашенное убеждение, связанное с определенным объектом. Особенность Я-концепции как комплекса установок заключается лишь в том, что объектом в данном случае является сам носитель установки.

Факторы, влияющие на развитие Я-концепции:

Значимые другие. Под термином «значимые другие» понимаются люди, которые важны или значимы для ребенка вследствие того, что он чувствует их способность оказывать непосредственное влияние на его жизнь.

Поведение родителей. Тип взаимоотношений, который складывается в семье между ребенком и родителями, является чрезвычайно важным фактором развития Я-концепции. Это объясняется следующими причинами: во-первых, основы Я-концепции закладываются в раннем детстве, когда главными значимыми другими для ребенка являются родители, взаимодействие с которыми обеспечивает обратную связь, необходимую для возникновения и развития представлений о себе; во- вторых, родители имеют уникальную возможность влиять на развитие Я- концепции ребенка, поскольку он зависит от них физически, эмоционально и социально.

Источники формирования «Я-концепции» человека:

  • представление о своем теле (телесное «Я»);
  • язык как развивающаяся способность выражать словами и формировать представления о себе и других людях;
  • субъективная интерпретация обратной связи от значимых других о себе;
  • идентификация с приемлемой моделью половой роли и усвоение связанных с этой ролью стереотипов (мужчина — женщина);
  • практика воспитания детей в семье.

Во многих психологических теориях Я-концепция является одним из центральных понятий. Вместе с тем до сих пор не существует ни ее универсального определения, ни единства в терминологии. Термины, которые одни авторы употребляют для обозначения Я-концепции в целом, другие используют для обозначения ее отдельных элементов. Чтобы внести ясность в терминологию нашего исследования, мы будем пользоваться схемой, предложенной Р.Бернсом, которая, по нашему мнению, с одной стороны наиболее полно отражает структуру Я-концепции, а с другой - упорядочивает терминологию, встречающуюся на страницах психологической литературы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2031; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.