Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общения как коммуникация. Психологические барьеры общения. Средства общения




Социальные стереотипы и предрассудки.

Социальные стереотипы являются частным случаем аттитюда (социальной установки). Они заключаются в том, что какого-либо человека причисляют к определённой соц.группе и далее автоматически приписывают ему все характеристики данной группы игнорируя его человеческую индивидуальность.
Разновидности социальных стереотипов:
1) гендерные стереотипы (пр: если блондинка, значит тупая),
2) физиогномические (толстые - добрые),
3) профессиональные стереотипы (продавец - не честный),
4) национальные,
5) религиозные.
Смысл стереотипов: экономия энергии человека, наличие стереотипов у человека, говорит о низком интеллекте (плохое образование), узком кругозоре и тд.
Источники предрассудков:
1) Социальные источники.
а) соц.неравенство (существуют хозяева и подчинённые),
б) феномен уязвимости в отношении стереотипа; разрушительно влияющее отношение, что кто то подтвердит правильность негативного стереотипа,
в) внутригрупповая пристрастность; тенденция к благосклонному отношению к своей группе. Чем больше группа к которой вы принадлежите, тем больше пристрастность.
2) Эмоциональный источник.
а) фрустрация и агрессия-это "козлы отпущения",
б) потребность в статусе и принадлежности - ощущение превосходства.
3) Когнитивные источники.
а) категоризация, т.е. отнесение людей к разным категориям облегчает их понимание и даёт полую информацию при минимально затраченных усилиях,
б) воспринимаемые сходства и различия; эффект "чужой" группы - они похожи, а мы нет,
в) различительные стимулы (пр: женщина среди мужчин выглядит лучше). Яркие события, люди не похожие на других привлекают внимание,
г) особые случаи, чем меньше знаем группу, тем больше на нас оказывают влияние немногочисленные особые случаи,
д) яркие события-иллюзорные взаимосвязи; ложное восприятие взаимосвязи 2х переменных.

 

Стереотипизация – устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным сокращением при взаимодействии с этим явлением. Термин был введен У. Липпманом в 1922 г., видевшим в этом явлении лишь ложное и неточное представление, используемое пропагандой. Часто встречается стереотип, связанный с групповой принадлежностью человека, например, к какой-либо профессии.
Следствием стереотипизации может быть:
1) упрощение процесса познания другого человека;
2) возникновение предубеждения. Если прошлый опыт был негативным, то человек, связанный с этим опытом, будет при новом восприятии вызывать неприязнь. Зная об эффектах восприятия, человек может использовать это знания в своих целях, создавая у окружающих положительный имидж – воспринимаемый и передаваемый образ личности. Условиями принимаемого имиджа являются: ориентация на социально одобряемые формы поведения, соответствующие социальному контролю, и ориентация на средний класс по социальной стратификации. Выделяют три уровня имиджа: биологический (пол, возраст, здоровье и т. п.), психологический (качества личности, интеллект, эмоциональное состояние и т. д.), социальный (слухи, сплетни).

 

 

 

Общение - межличностный и межгрупповой процесс установления, поддержания и развития контактов между людьми с целью обмени инфо, мыслями, оценками, чувствами, эмоциями, установками, порождаемые пот-ми совместной д-ти. Общение пронизывает всю ч-ую жизнь. Общение - средство реализации межличностных взаимоотношений. Впервые в онтогенезе потребность в общении возникает в 2 месяца (комплекс оживлений). Одна из социально - психологических функций общения - коммуникативная (общение как коммуникация). Коммуникация - любой обмен инфо между людьми. Коммуникативная функция общения предполагает наличие обратной связи между коммуникантами. При восприятии и принятии инфо в соц психологии изучают коммуникативные барьеры, которые мешают восприятию информации. Средства коммуникации: 1. вербальные (речь), 2. невербальные (мимика, жесты, позы): а) оптико - кинетическая с/с (жесты, мимика, пантомимика); б) паралингвистическая с/с знаков (вокализация); в) экстралингвистическая с/с знаков (плач, смех, объем речи, наличие/отсутсвие, длина пауз); г) проксемика (характеристики пространства и времени общения); д) визуалистика (контакт глаз). Не вся получаемая ч-ом информация является для него 100% значимой. Существует понятие личностно значимая информация - может влиять на поведение, изменять что-либо в человеке.

 

Понятие «коммуникация» связано с информационными обменами, которые происходят между людьми в процессе совместной деятельности и общения. Коммуникация - это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации. Действия, целью которых является смысловое восприятие, называют коммуникативными. Главной задачей коммуникации выступает достижение социальной общности. Индивидуальность и уникальность каждого субъекта взаимодействия сохраняются. В более широком философском смысле коммуникация рассматривается как социальный процесс, связанный либо с общением, обменом сведениями, идеями и так далее, либо с передачей содержания от одного сознания к другому посредством знаковых систем.

Социологический аспект понимания коммуникации выявляет специфику средств связи любых объектов материального и духовного мира. Данное понятие часто употребляется применительно к различным средствам массовой передачи информации (средствам массовой

коммуникации). Их широкое распространение и влияние почти на каждого человека породили понятие общего информационного поля, в котором живут современные люди. Как массовый процесс коммуникация представляет собой постоянное распространение информации посредством технических средств связи среди огромных рассредоточенных аудиторий, воздействуя на оценки, мнения и поведение людей.

Коммуникация выступает как особая функция общения, проявляющаяся в передаче и принятии информации. Эта функция играет важную роль в межличност-ных отношениях, поскольку информационные процессы в современном мире определяют значительную часть жизнедеятельности человека. Человек, передающий информацию, - коммуникатор, человек, воспринимающий ее, - реципиент.

В процессе взаимодействия коммуникатор и реципиент меняются местами, поскольку функции передачи и восприятия информации переходят от одного к другому. Однако существуют такие ситуации взаимодействия, когда данные функции жестко закреплены за субъектами в течение определенного времени.

Информационный обмен - глобальное явление, выходящее/за пределы простого человеческого общения. Однако специфика именно, межличностного информационного обмена значительна. Она определяется наличием процесса психологической обратной связи, возникновением коммуникативных барьеров, по- CD явлением феноменов межличностного влияния, CVJ существованием различных уровней передачи информации, влиянием пространства и времени на передачу содержания информации. Сущность процесса психологической обратной связи

состоит в необходимости субъектов выработать единую знаковую систему и единое понимание обсуждаемых вопросов во время общения. Когда человек получает информацию, он ее прежде всего воспринимает, т. е. интерпретирует. Интерпретация зависит не только от самой информации, но и от индивидуального опыта воспринимающего, его знаний и т.д.

 

Перечислим психологические барьеры, которые возникают в процессе общения людей.

Первое впечатление считается одним из барьеров, который может способствовать ошибочному восприятию партнера по общению. Почему? Первое впечатление, по сути, не всегда бывает первым, так как на формирование образа влияет и зрительная, и слуховая память. Следовательно, оно может быть относительно адекватным, соответствовать чертам характера, а может быть ошибочным.

Барьер предвзятости и беспричинной негативной установки. Выражается в следующем: внешне беспричинно человек начинает отрицательно относиться к тому или иному человеку в результате первого впечатления или по каким-то скрытым причинам. Следует установить возможные мотивы появления такого отношения и преодолевать их.

Барьер отрицательной установки, введенной в опыт человека кем-либо из других людей. Вам сообщили отрицательную информацию о ком-то, и складывается негативная установка по отношению к человеку, о котором вам мало что известно, нет опыта личного взаимодействия с ним. Таких негативных установок, привнесенных извне, до вашего личного опыта общения с конкретным человеком надо избегать.К новым людям, с которыми предстоит общаться, надо подходить с оптимистической гипотезой. Не ориентируйтесь в окончательной оценке человека только на мнение других. человека только на мнение других.

Барьер «боязни» контакта с человеком. Бывает, что вам необходимо вступить в непосредственный контакт с человеком, но как-то неловко. Что делать? Попытайтесь спокойно, без эмоций проанализировать, что сдерживает вас в общении, и вы убедитесь, что эти эмоциональные наслоения или субъективны, или носят слишком второстепенный характер. После беседы обязательно проанализируйте успешность разговора и зафиксируйте собственное внимание на том, что ничего страшного не произошло. Обычно такой барьер характерен для людей, испытывающих сложности в общении, имеющих в целом низкий уровень общительности.

Барьер «ожидания непонимания». Вы должны вступить в непосредственноевзаимодействие с человеком в деловом или личностном общении, но вас волнует вопрос: правильно ли вас поймет партнер? Причем здесь нередко исходят из того, что партнер обязательно должен понять неверно. Начинают прогнозировать последствия этого неверного понимания, предвосхищать неприятные ощущения. Необходимо спокойно и обстоятельно проанализировать планируемое вами содержание беседы и по возможности устранить из нее те моменты или эмоциональные аспекты, которые могут вызвать неадекватное толкование ваших намерений. После этого смело вступайте в контакт.

Барьер «возраста» - типичный в системе обыденного общения. Возникает в самых разнообразных сферах человеческого взаимодействия: между взрослыми и детьми (взрослый не понимает, чем живет ребенок, что является причиной многих конфликтов), между людьми разных поколений. Люди постарше нередко осуждают поведение молодых, как бы забывая себя самих в этом возрасте. Молодые раздражаются, посмеиваются. Возникают осложнения в межличностных отношениях. Возрастной барьер в общении опасен и в семейных отношениях, и в системе служебного взаимодействия.{4} Поэтому именно Барьер «возраста» стал темой моего исследования.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 917; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.