Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общение как интеракция




 

Общение - межличностный и межгрупповой процесс установления, поддержания и развития контактов между людьми с целью обмени инфо, мыслями, оценками, чувствами, эмоциями, установками, порождаемые пот-ми совместной д-ти. Общение пронизывает всю ч-ую жизнь. Общение - средство реализации межличностных взаимоотношений. Впервые в онтогенезе потребность в общении возникает в 2 месяца (комплекс оживлений). Одна из социально - психологических функций общения - интерактивная (общение как интеракция) - совместные действия людей. Занимается изучением форм организации совместной деятельности, типов взаимодействия в группах. Формы организации совместной деятельности в группе (по Уманскому).
1. Совместно-индивидуальная форма. Это форма деятельности ориентированна на общий предмет труда: т.е группа создает общий результат на основе индивидуального вклада каждого участника группы. Например: учителя одной школы. Каждый работает индивидуально, но вместе создают учебный процесс. Бригада чертежников, кот работая совместно -выполняют индивидуальную работу.
2. совместно-последовательная форма (конвейер). Когда один человек, выполнив свою работу по конвейеру, передает другому, др.др. При второй форме так же имеется общий предмет труда, но кроме этого имеется специально-ориентированный предмет труда.
3. совместно-взаимодействующая форма. Участники группы выполняют одновременно несколько действий или операций на одном и тои же предмете труда, но при этом каждый имеет свою узкую специализацию, т.е. выполняют некие действия. Нпрмр: сборка автомобиля на конвейере. Бригада хирургов. Это самая сложная форма взаимодействия, т.к. надо распределить роли и не мешать др. др. Требует слаженности и сработанности.
2.2.2 Типы взаимодействия группы
1. Бездействия, отсутствие совместного действия в группе. Обычно встречается на первых этапах формирования группы. Если группа существует долго, а бездействие сохраняется, то это неестественная ситуация.
2. Содействие. Наличие в группе отдельных совместных действий или операций для достижения общей цели.
3. Соучастие. Этот тип взаимодействия предполагает эмоциональную заинтересованность и эмоциональную включенность группы в совместную деятельность.
4. Кооперация. Сотрудничество. Это форма межличностного взаимодействия, которая характеризуется сознательным объединением усилий участников для достижения совместной цели при одновременном распределении между ними функций, ролей, обязанностей. Характеризует высокоразвитую группу, с высоким уровнем групповой сплоченности. Этот тип используют довольно часто.
5. Конкуренция (соперничество). Имеет 2 противоположные по содержанию формы А) не антогонистическое соперничество (соревнование). Соревнование- форма совместной деятельности, в процессе которой каждый участник стремится достичь лучших результатов, при этом другие участники рассматриваются как конкуренты, которых нужно ликвидировать. Соревнование проводится по ранее оговоренным и указанным правилам.
Б) антогонистическое соперничество- такая форма межличностного взаимодействия, когда индивидуальные или групповые цели достигаются в условиях противоборства с другими людьми или группами, добивающихся этих же целей. Имеет 2 разновидности: + противодействие- открытые, явные действия направленные против достижения другой стороной одинаковых целей. Открытая форма конфронтации. + противостояние- носит длительный характер, скрытые/открытые формы, использует самые различные приемы нечестной игры. Нпрмр: шантаж.
В рамках интеракции изучают стили общения, конфликтное и бесконфликтное общение. В зарубежной соц психологии была создана теория символического интеракционизма. Это напрвление связано с именем Г. Мида. Мид пришел к выводу, что в становлении "Я" решающую роль играет взаимодействие. Но становление "Я" происходит во взаимодействии не потому, что люди есть простые р-ии на мнения других, а потому, что в этих ситуациях формируется Лть, в них она осознает себя, не просто смотрясь в других, но действуя совместно с ними. Моделью таких ситуаций является игра, которая у Мида выступает в 2х формах: play и game. В игре человек выбирает для себя так называемого значимого другого и ориентируется на то, как он воспринимается этим значимым другим. В соответствии с этим у ч-ка формируется и представление о себе самом, о своем "Я". Символический интеракционизм острее других теоретических ориентаций соц психологии поставил вопрос о соц детерминантах взаимодействия, о его роли для формирования Лти. Слабость концепции в том, что она по существу не различает в общении двух таких сторон, как обмен инфо и организация совместной д-ти.

 

 

49. Соотношение категорий «общение» и «деятельность».

Общепсихологическая теория деятельности, признанная в отечественной психологии, располагает принципами и для социально-психологического исследования.
По Л. И. Уманскому, в процессе совместной деятельности возможны три формы взаимодействия:
1) каждый участник независимо от других делает свою часть общей работы – совместно-индивидуальная деятельность;
2) общая задача выполняется последовательно каждым участником – совместно-последовательная деятельность;
3) одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными – совместно-взаимодействующая деятельность. При организации совместной деятельности важно, чтобы субъекты по-настоящему сотрудничали. Для этого они должны знать права и обязанности друг друга, при этом знание, имеющееся у одного участника, не должно сильно отличаться от знаний других участников деятельности. В результате взаимодействия возникают отношения подчинения – сопротивления, солидарности – противодействия и другие, определяющиеся волевыми качествами субъектов, их статусами, авторитетом, социальными ролями и тому подобное, что и характеризует место личности в организационной структуре совместной деятельности. По Н. Н. Обозову, эти межличностные отношения своей эмоциональной основой «окрашивают» взаимодействие, но даже при негативной окраске взаимодействие осуществляется.
Организуя взаимодействие, важно учитывать то, как осознается каждым участником его вклад в общую деятельность. Это возможно при наличии взаимопонимания между субъектами, что во многом определяется имеющейся у человека системой ценностей, считает А.У. Хараш.
Системы ценностных ориентаций формируются на личностном уровне. Центральным мотивом являются либо интересы социальной общности, бескорыстия, не предполагающие реального вознаграждения – альтруизм, либо индивидуальные интересы безотносительно к интересам других – эгоизм, либо соблюдается баланс интересов индивидуальных и общественных. Рассмотрение альтруизма и эгоизма как противоположных ценностей не всегда оправдан, так как в реальных жизненных ситуациях альтруизм одного может приводить к развитию эгоизма у другого.
Функционально-ролевые взаимосвязи
в совместной деятельности определяют выбор форм общения. Например, руководитель согласно своей функциональной роли чаще прибегает к приказам, просьбам, санкциям.
Каждая общность людей имеет свои средства воздействия в различных формах коллективной деятельности, в которых отражаются социально-психологические особенности образа жизни: обычаи, традиции, обряды, ритуалы, праздники, песни, танцы, художественная литература и т. д.

Наиболее признанным в отечественной социальной психологии считается объяснение процесса становления личности через развитие трех сфер: деятельности, общения, самосознания.
По мнению А. Н. Леонтьева, на всем протяжении своего развития человек расширяет «каталог» деятельностей, т. е. осваивает разнообразные виды деятельности. В период этого освоения индивид осуществляет три процесса:
1) ориентировка в системе связей, которые существуют между различными видами. Человек осознает значимость той или иной деятельности, т. е. осуществляет личностный выбор деятельности;
2) центрирование вокруг главного, выбранного, соподчинение ему всех остальных дея-тельностей;
3) освоение новых ролей и осмысление их значимости.
При прохождении этих этапов человек расширяет свои возможности как субъект деятельности.
С позиций такого подхода экспериментальное изучение процесса становления личности сосредоточено в основном на исследовании механизмов ориентации личности в системе деятельностей, мотивационных выборах, реже – на процессах целеобразования.
Общение – также рассматривается со стороны его расширения и углубления. Расширение общения – умножение контактов человека с другими людьми, изменение содержания общения в различные возрастные периоды. Углубление – переход от монологического общения к диалогическому, децентрация, т. е. умение ориентироваться на партнера, более точное его восприятие.
Экспериментальные исследования, изучающие значимость общения в социализации личности, нацелены на рассмотрение обстоятельств, при которых происходит умножение связей, а также их значения для индивида.
Третья сфера социализации – развитие самосознания личности. Как утверждает И. С. Кон, процесс социализации означает становление в человеке образа его «я»: отделение «я» от деятельности, интерпретация «я», соответствие этой интерпретации с интерпретациями, которые дают личности другие люди.
Экспериментальные исследования показали, что образ «я» не возникает у человека сразу же после рождения, а складывается на протяжении всей жизни под влиянием социальных процессов.
По Г. М. Андреевой, самосознание – это сложный психологический процесс, включающий: самоопределение (поиск позиции в жизни), самореализацию (активность в разных сферах), самоутверждение (достижение, удовлетворенность), самооценку. При этом важно помнить, что самосознание не есть простой перечень составляющих его компонентов, а понимание личностью себя как некой целостности, собственной идентичности.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1033; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.