Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Человек. Индивид. Индивидуальность. Личность




Издревле(начиная с древнеиндийской, древнекитайской, античной философии) проблема человека занимала умы философов. Данная про­блема становится еще более актуальной в XX веке, когда новыми фак­торами жизни человека стала научно-техническая революция и человеческая личность рискует нивелироваться "в тисках" информационно-техногенного общества.

Человек- особое существо, явление природы, обладающее, с одной стороны, биологическим началом(приближающим его к высшим мле­копитающим), с другой стороны, духовным- способностью к глубо­кому абстрактному мышлению, членораздельной речи(что отличает его от животных), высокой обучаемости, усвоению достижений куль­туры, высокому уровню социальной(общественной) организации.

Проблема личности есть одна из центральных во всей системе гуманитарного знания. И каждая из теоретических дисциплин, изучающих личность, по-своему очерчивает ее образ, выражая его в специфических понятиях, под собственным углом зрения.

По-своему анализирует проблему личности философия. Не случайно в структуре философского знания, в системе философ­ской антропологии, обозначилась такая ветвь, как «персона­лизм»–философская концепция личности и ее универсального статуса, свободного развития.

С позиций философского персонализма личность не есть объект среди других объектов, вещь среди других вещей. Ее нель­зя познать извне. Личность есть та единственная цельность, ко­торую мы и познаем, и создаем изнутри. Российский персона­лизм(Н. Бердяев) рассматривает личность как нечто неповтори­мое, уникальное, самоценное. Ее должно понимать лишь из нее самой, а не из чего-либо внешнего(природа, социальность, даже трансцендентное). Суть личности в ее свободе. Она есть духовная реальность, торжество свободы над рабством, победа над тя­жестью мира.

Большинство философов считали, что инди­вид становится личностью, не замыкаясь в себе, а вступая в сложные отношения с Другими, обнаруживаясь в ансамбле об­щественных отношений, представая как социальный индивид.

Исходя из того, что в разных теоретических построениях лич­ность «смотрится» не одинаково, можно утверждать с той или иной мерой доказательности, что каждый индивид–личность, и наоборот, что не все могут полагаться как личности. Так, для юриста новорожденный есть личность, защищенная законом и обладающая некоторой совокупностью прав(имущественных, правом на защиту достоинства и т.п.). А для педагога или психо­лога новорожденный это только потенция полноценной личнос­ти, ему еще надо «выделаться», стать личностью.

В философской гуманистике все же принято всех живущих полагать личностями, независимо от любых различий(возрас­тных, этнических, наличия или отсутствия таланта и т.д.). Даже ушедшие от нас «в мир иной» тоже личности. Уважение к покой­ным–это неотъемлемая черта любой гуманистически ориенти­рованной культуры.

Иногда предлагают(М.С. Каган) развести три понятия, характеризующие отдельного человека, таким образом:

Индивид –это обозначение человека, взятого как «особь», единичный предста­витель вида «гомо сапиенс»;

Личность –это социологическая трактовка индивида, включающая в себя обретение им набора социокультурных ролей и вызревание во внутреннем мире совокупности ценностных ориентаций.

Для характеристики духовного начала человека на протяжении многих веков используется понятие "личность"- совокупность врожденных и приобретенных духовных свойств человека, его внутреннее духовное содержание.

Личность - это врожденные качества человека, развитые и приобретен­ные в социальной среде, совокупность знаний, навыков, ценностей, целей.

Индивидуальность –это культурологическое видение индивида, при котором на первый план выходит его самобытность, неповторимость, оригинальность, его «самость» и незаменимость.

Таким образом, человек- это социально-биологическое существо, причем в условиях современной цивилизации в силу воспитания, законов, моральных норм социальное начало человека контролирует биологическое.

Жизнь, развитие, воспитание в обществе- ключевое условие нормаль­ного развития человека, развития в нем всевозможных качеств, превращения в личность. Известны случаи, когда люди с рождения жили вне человеческого общества, воспитывались среди животных. В таких случаях из двух начал, социального и биологического, в человеке оставалось толь­ко одно- биологическое. Такие люди усваивали привычки животных, те­ряли способность к членораздельной речи, сильно отставали в умствен­ном развитии и даже после возвращения в человеческое общество не приживались в нем. Это еще раз доказывает социально-биологическую природу человека, то есть то, что человек, в котором не заложено соци­альных навыков воспитания человеческого общества, обладающий только биологическим началом, перестает быть полноценным человеком и даже не достигает уровня животных(например, у которых он воспитывался).

Большое значение для превращения биологического индивида в соци­ально-биологическую личность имеет практика, труд. Только занима­ясь каким-либо определенным делом, причем таким, которое отвеча­ет склонностям и интересам самого человека и полезно для общества, человек может оценить свою социальную значимость, раскрыть все гра­ни своей личности.

При характеристике человеческой личности следует уделить внима­ние такому понятию, как качества личности - врожденные или приоб­ретенные привычки, образ мышления и поведения.

По качествам, их наличию, развитости различают людей. Через каче­ства можно дать характеристику личности человека. В значительной мере качества формируются под влиянием семьи и об­щества.

В философии выделяются позитивные моральные качества: гуманизм;• человечность; честь; совесть; скромность; великодушие; справедливость;• верность;• иные качества. и общественно осуждаемые-негативные: чванливость; цинизм; грубость;• тунеядство; трусость; нигилизм;• иные негативные черты. К общественно полезным качествам относятся: воля; решительность; мудрость;• умение; установки; убеждения; патриотизм.

Человек, как правило, совмещает в себе все виды качеств; одни каче­ства развиты больше, другие- меньше.

Характерной чертой каждого человека, личности является наличие потребностей и интересов.

Потребности- это то, в чем человек чувствует необходимость. Потребности могут быть:

• биологическими(естественными)- в сохранении жизни, питании раз­множении и др.;

• духовными- стремление обогатить внутренний мир, приобщиться к ценностям культуры; материальными- обеспечить достойный уровень жизни;.

• социальными- реализовать профессиональные способности, получить должную оценку со стороны общества.

Потребности- основа деятельности людей, стимул к совершению тех или иных действий. Удовлетворение потребностей- важный компонент человеческого счастья. Значительная доля потребностей(кроме биологических) формируется обществом и может быть реализована в обществе. Каждому обществу соответствует определенный уровень потребностей и возможность их удовлетворить. Чем более развито общество, тем выше качество потребностей.

Интересы - конкретное выражение потребностей, заинтересованность в чем-либо. Совместно с потребностями интересы- также двигатель прогресса. Среди интересов выделяются:

личные(индивидуальные);

групповые;

• классовые(интересы социальных групп- рабочих, учителей, банки­ров, номенклатуры);

• общественные(всего общества, например, в безопасности, правопо­рядке);

государственные

• интересы всего человечества(например, в недопущении ядерной вой­ны, экологической катастрофы и др.). Также интересы могут быть:

материальными и духовными;

нормальными и ненормальными;

долговременными и ближайшими;

разрешенными и неразрешенными;

общими и антагоническими.

Наличие различной иерархии потребностей и интересов, их конфликт, борьба являются внутренним двигателем развития общества. Однако различие интересов способствует прогрессу и не приводит к разрушительным последствиям только в том случае, если потребности и интересы не являются крайне антагонистическими, направленными на взаимоунич­тожение(человека, группы, класса, государства и т. д.), и соотносятся с общими интересами.

Особым аспектом нормальной жизни человека(личности) в обществе является наличие социальных норм.

Социальные нормы- общепринятые в обществе правила, регулирую­щие поведение людей. Социальные нормы имеют жизненно важное значение для общества:

• поддерживают порядок, равновесие в обществе;

• подавляют скрытые, в человеке биологические инстинкты, "окультури­вают" человека;

• помогают человеку приобщиться к жизни общества, социализироваться.

Видами социальных норм являются: «^ нормы морали;

• нормы группы, коллектива;

• специальные(профессиональные) нормы;

• нормы права.

Нормы морали регулируют наиболее общие варианты поведения людей. Они охватывают большой круг общественных отношений, признаны все­ми(или большинством); механизмом обеспечения выполнения требо­ваний моральных норм является сам человек(его совесть) и общество, которое может подвергнуть осуждению нарушителя норм морали.

Групповые нормы- особые нормы, регулирующие поведение членов узких коллективов(ими могут быть нормы дружеской компании, кол­лектива, нормы преступной группировки, нормы секты и т. д.).

Специальные(профессиональные) нормы регламентируют поведение представителей тех или иных профессий(например, нормы поведения грузчиков, сезонных рабочих отличаются от норм поведения диплома­тов, особые нормы поведения распространены среди медработников, артистов, военных и т. д.).

Нормы права отличаются от всех иных социальных норм тем, что они:

• устанавливаются особыми уполномоченными госулярственными органами:

• имеют общеобязательный характер;

• формально-определенны(четко сформулированы в письменной форме);

• регулируют четко определенный круг общественных отношений(а не общественные отношения вообще);

• подкреплены принудительной силой государства(возможностью при­менения насилия, санкций со стороны специальных государственных органов в установленном законом порядке по отношению к лицам, их преступившим).

Жизнь человека и общества невозможна бездеятельности- целост­ных, системных, последовательных, направленных на определенный результат действий. Основным видом деятельности является труд.

В современном развитом обществе труд- одна из высших социальных ценностей. Труд при отчуждении человека от средств и результатов тру­да теряет свою мотивацию и социальную привлекательность, стано­вится бременем для человека и отрицательно влияет на личность. На­оборот, приносящий пользу человеку и обществу труд способствует развитию потенциала человека...

Труд сыграл исключительную роль в формировании и развитии челове­ческого сознания, способности человека, в эволюции в целом.

Благодаря труду и его результатам человек выделился из окружающего животного мира, сумел создать высокоорганизованное общество.

Жизненная позиция - отношение человека к окружающему миру, вы­ражающееся в его мыслях и поступках.

Выделяются две основные жизненные позиции:

пассивная (конформистская), направленная на подчинение окружаю­щему миру, следованию обстоятельствам.

активная, направленная на преобразование окружающего мира, конт­роль над ситуацией;

В свою очередь, конформистская жизненная позиция бывает:

• авторитарно-конформистская(человек в своем поведении ориентиру­ется на поведение и взгляды какого-то отдельного, очень влиятельного и авторитетного человека, как правило, руководителя коллектива);

• групповая-конформистская(отдельный человек, как и другие члены группы, жестко придерживается норм, принятых в группе);

• общественно-конформистская(отдельный индивид подчиняется нор­мам общества и "плывет по течению"); данное поведение особенно было свойственно гражданам тоталитарных государств.

Активная жизненная позиция также имеет свои грани:

• активное, самостоятельное поведение по отношению к другим инди­видам, но подчинение лидеру группы;

• подчинение нормам общества, но стремление лидировать в группе, кол­лективе;

• игнорирование общественных норм и активное стремление "найти себя" вне общества- в банде преступников, среди хиппи, в других асоциаль­ных группах;

• непринятие норм общества, но стремление самостоятельно и с помо­щью других изменить всю окружающую действительность(пример: революционеры- Ленин и другие).

Для нормального вхождения человека в общество, для его адаптации, гармоничного существования самого общества необходимо воспита­ние личности.

Воспитание- это приобщение индивида к социальным нормам, духов­ной культуре, подготовка его к труду и будущей жизни.

Воспитание осуществляют, как правило, различные институты обще­ства: семья, школа, группа сверстников, армия, трудовой коллектив, вуз, профессиональное сообщество, общество в целом.

В качестве воспитателя, примера для подражания может выступить от­дельный человек: учитель в школе, авторитетный сверстник, коман­дир, начальник, представитель мира культуры, харизматический по­литический деятель.

Огромную роль в воспитании личности со стороны современного об­щества имеют средства массовой информации, а также достижения ду­ховной и материальной культуры(книги, выставки, технические уст­ройства и т. д.).

Основные цели воспитания:

подготовить человека к жизни в обществе(передать ему материальную, духовную культуру, опыт);

развить общественно ценные качества личности;

стереть или притупить, нейтрализовать осуждаемые в обществе качества;

научить человека взаимодействию с другими людьми;

научить человека труду.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 424; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.