Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Планирование. Сущность планирования и прогнозироавния




Прогнозирование

Сущность планирования и прогнозироавния

Прог-е – процесс разработки научно обоснованного суждения о возможных и наиболее вероятных состояниях нац.эк-ки в будущем и об альтер-ых путях и сроках осуществления этого будущего состояния.

Эк-й прогноз представляет собой кач-ю и колич-ю харак-ку ожидаемых и желаемых вариантов действия СЭС в будущем,кот. сторится на основе двух основных базовых предположений: 1. на основе закономерной связи прошлого,наст., и будущего в развитии СЭС. 2. с обязательным учетом случайных отклонений в развитии СЭС,кот. м. случится как во времени, так и в пространстве.

В сист.ГРЭ прог-е выступает как сист.научных исследований кач-го и кол-го харак-ра,кот.направлено на: 1. выяснение тенденций развития нац.эк-ки. 2. поиск оптимальных путей и сценариев достижения нац-х эк-х целей.

Сущность эк-го прог-я в сист. ГРЭ заключается в формировании необхож-й инфор-ции и сведений о вероятных состояниях нац.эк-ки в будущем на основе кот-х правит-во принимает необходимые эке решения.

Принципы прогнозир-я: 1. системность прогноза. 2. единство политики и эк-ки. 3. гаучная обоснованность прогноза. 4. адекватность или соответствие прогнозов объективным закономерностям. 5. вариантность прогноз-я, или альтернативность. 6. целенаправленность прогн-я.

План-е - целенапрвленная активная деятельность гос-ва по регулированию процесса общественного воспроизв-ва, кот. охватывает: 1. разработку общей концепции и стратегич-х,нац – х, сок-эк-х целей. 2. разработку плана соц-эк-го развития страны. 3. разработку меры прямого и косвенного воздействия гос-ва, напрвленных на достижение поставленных целей.

Вотличие от прог-я планир-е выступает как предопределение будущего, построения активного образа нац.эк-ки и обоснования модели желаемого и намечаемого состояния нац.эк-ки.

План,как основная модель нац.эк-ки выступает как система взаимосвязанных упарвлен-х решений, в кот-х четко и однозначно фиксир-ся: 1. целевые показатели – важнейшие соц.эк-е индикаторы. 2. приоритеты соц.эк.развития на планируемый горизонт. 3. этапы и сроки достижения цели. 4. способы достижения целей (задачи, средства и методы распределения ресурсов и оценка ожидаемых результатов).

Планир-е является завершающим этапом соц.эк. прогноз-я в процессе кот. принимаются конкретные управлен-е решения и точные, однозначные рекомендации в рамках выбранной альтернативы или сценария развития.

Индик-е планир-е – процесс заблоговременного принятия и оценки взаимосвязанной совокуп-ти решений в ситуации когда предполг-ся, что желаемое сост-е в будущем врыд ли наступет, если не принять соответ-их мер и что приняв соответ-е меры м. увеличить вероятность благоприятного исхода.

Вывод: в соврем-х эк-х системах сформир-сь 4 осн-е модели общенац-го планир-я: директивное, индикативное, регулятивное, индикативное.

Эти модели различаются по нескольким осн-ым параметрам: 1. цель и содержание плана. 2. степень директивности плана и формы контроля его выполнения. 3. взаимодействие с рынком.


 

13. Организация планирования и прогнозирования на макроуровне эту херню прочитай, а диктовать то что в 12))

Основанием для разработки прогноза является постановление Правительства, которое выходит в начале года, предшествующего прогнозному периоду. Опираясь на этот документ министерство экономики, разрабатывает основные показатели прогноза (включающие около 10 основных макроэкономических показателей), как правило, в двух-трех вариантах, которые в комплекте с методическими материалами доводятся до министерств, ведомств и регионов в начале весны.

С учетом этих исходных показателей министерства, ведомства и регионы разрабатывают более детальные прогнозы и направляют их в Минэкономики к концу весны – началу лета. На следующем этапе Минэкономики обобщает полученную информацию, уточняет и согласовывает прогнозные параметры и формирует прогноз социально-экономического развития. Он направляется в правительство и может быть уточнен, исходя из новых установок.

После этого прогноз одобряется решением правительства и становится основой для разработки проекта бюджета. Этот этап завершается примерно в июне.

Министерство финансов на основе согласованных прогнозных показателей разрабатывает проект государственного бюджета и направляет его в федеральное правительство.

В начале осени комплект документов из прогноза социально-экономического развития и проекта федерального бюджета направляется правительством в Государственную Думу. Дума рассматривает, вносит изменения и затем утверждает показатели федерального бюджета.

С учетом уже утвержденного бюджета и текущей информации по экономической ситуации Минэкономики проводит уточнение параметров прогноза и в конце года направляет итоговый документ в правительство.


14, 15.Понятие и сущность структуры, виды экономических структур. На оба вопроса один ответ

Экономика любой страны представляет собой взаимосвязанную совокупность экономик предприятий и корпораций, отраслей и сфер национальной экономики, межотраслевых объединений и регионов. Все эти элементы находятся в иерархическом взаимодействии и исполняют роль подсистем в системе более высокого порядка — национальной экономике. Обязательной характеристикой любой национальной экономики является ее структура. Структура национальной экономики представляет собой устойчивые количественные соотношения между ее составными частями. Различают воспроизводственную, социальную, территориальную структуры и инфраструктуру национальной экономики. Воспроизводственная структура отражает ее деление на наиболее массовые виды экономических субъектов, которые воспроизводятся сами и в результате своей деятельности воспроизводят потоки товаров и услуг между ними. В экономике каждой страны можно выделить три крупные взаимосвязанные группы воспроизводственной структуры: домашние хозяйства, предприятия (предпринимательский бизнес), государство. Социальная структура национальной экономики означает деление ее на секторы — совокупности социально-экономических единиц, объединенных определенными социально-экономическими отношениями. Национальную экономику можно разделить на подобные секторы по группам предприятий, населения, видам труда и другим признакам. Для экономической теории важное значение имеет деление национальной экономики на секторы в соответствии с формами собственности на средства производства (государственный, муниципальный, частный, коллективный, смешанный и др.). Отраслевая структура предполагает деление национальной экономики на отрасли — качественно однородные группы хозяйственных единиц, выполняющие в процессе общественного воспроизводства одинаковые по социально-экономическому содержанию функции. В отраслевой структуре выделяют крупные народнохозяйственные отрасли (промышленность, сельское хозяйство, наука и др., причем каждая из них имеет подотрасли). Отраслевая структура играет важную роль в национальной экономике, т.к. именно в отраслевом "разрезе" осуществляется планирование и прогнозирование, происходит учет статистических данных. Территориальная структура определяется размещением производительных сил на территории страны и означает деление национальной экономики на экономические районы. Инфраструктура включает в себя отрасли, обслуживающие производство. К ним относятся шоссейные и железные дороги, энерго-, водо- и газоснабжение, связь и другие отрасли. Структура внешней торговли характеризуется соотношением различных товарных групп в экспорте и импорте. Структура любой национальной экономики имеет тенденцию к усложнению под влиянием НТП, расширения и углубления разделения труда, специализации производства, возникновения новых видов производства и отмирания старых, а также других факторов.


 

16. Государственная инновационная политика - это составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти РФ в области науки, техники. Государственная инновационная политика в промышленно развитых странах направлена на создание благоприятного экономического климата для осуществления инновационных процессов и является, очевидно, связующим звеном между сферой "чистой" (академической) науки и задачами производства. В целом роль государства в области поддержки инноваций можно свести, никак не претендуя на полноту перечисления, к следующим моментам:

·государство способствует развитию науки, в том числе прикладной, и подготовке научных и инженерных кадров (основной источник инновационных идей);

·в рамках большинства правительственных ведомств существуют разнообразные программы, направленные на повышение инновационной активности бизнеса;

·государственные заказы, преимущественно в форме контрактов, на проведение НИОКР обеспечивают начальный спрос на многие новшества, которые затем находят широкое применение в экономике страны;

·фискальные и прочие элементы государственного регулирования формируют стимулирующее воздействие внешней среды, которые обусловливают эффективность и необходимость инновационных решений отдельных фирм;

·государство выступает в роли посредника в деле организации эффективного взаимодействия академической и прикладной науки, стимулирует кооперацию в области НИОКР промышленных корпораций и университетов.

Меры воздействия государства в области инноваций можно подразделить на прямые и косвенные. Соотношение их определяется экономической ситуацией в стране и избранной в связи с этим концепцией государственного регулирования - с упором на рынок или на централизованное воздействие. Как правило, в период экономического спада характерно преобладание "кейнсианского" подхода к государственной экономической политике, предполагающего чрезвычайно активное вмешательство государства в экономическую жизнь общества; в период подъема экономики берет верх философия консерватизма, отдающего предпочтение игре рыночных сил.


На оба вопроса один ответ

17.18. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УКЛАД — совокупность технологий, характерных для определенного уровня развития производства; в связи с научным и технико-технологическим прогрессом происходит переход от более низких укладов к более высоким, прогрессивным. Жизненный цикл технологического уклада имеет три фазы развития (зарождение и становление, структурная перестройка, отмирание) и определяется периодом примерно в сто лет. Согласно теории длинных волн Кондратьева научно-техническая революция развивается волнообразно, с циклами протяженностью примерно в пятьдесят лет. Известно пять технологических укладов (волн).

Первая волна (1785-1835 гг.) сформировала технологический уклад, основанный на новых технологиях в текстильной промышленности, использовании энергии воды.

Вторая волна (1830-1890 гг.) - ускоренное развитие транспорта (строительство железных дорог, паровое судоходство), возникновение механического производства во всех отраслях на основе парового двигателя.

Третья волна (1880-1940 гг.) базируется на использовании в промышленном производстве электрической энергии, развитии тяжелого машиностроения и электротехнической промышленности на основе использования стального проката, новых открытий в области химии. Были внедрены радиосвязь, телеграф, автомобили. Появились крупные фирмы, картели, синдикаты, тресты. На рынке господствовали монополии. Началась концентрация банковского и финансового капитала.

Четвертая волна (1930-1990 гг.) сформировала уклад, основанный на дальнейшем развитии энергетики с использованием нефти и нефтепродуктов, газа, средств связи, новых синтетических материалов. Это эра массового производства автомобилей, тракторов, самолетов, различных видов вооружения, товаров народного потребления. Появились и широко распространились компьютеры и программные продукты для них, радары. Атом используется в военных и затем в мирных целях. На рынке господствует олигопольная конкуренция. Появились транснациональные и межнациональные компании, которые осуществляли прямые инвестиции в рынки различных стран.

Пятая волна (1985-2035 гг.) опирается на достижения в области микроэлектроники, информатики, биотехнологии, генной инженерии, новых видов энергии, материалов, освоения космического пространства, спутниковой связи и т.п. Происходит переход от разрозненных фирм к единой сети крупных и мелких компаний, соединенных электронной сетью на основе Интернета, осуществляющих тесное взаимодействие в области технологий, контроля качества продукции, планирования инноваций.

К элементам пятого (ныне действующего) технологического уклада относят следующие отрасли: электронную промышленность, вычислительную технику, программное обеспечение, авиационную промышленность, телекоммуникации, информационные услуги, производство и потребление газа. Ядром формирования нового уклада можно назвать биотехнологии, космическую технику, тонкую химию, микроэлектронные компоненты. Основными преимуществами данного технологического уклада по сравнению с предыдущим (четвертым) укладом являются: индивидуализация производства и потребления, преобладание экологических ограничений на энерго- и материалопотребление на основе автоматизации производства, размещение производства и населения в малых городах на основе новых транспортных и телекоммуникационных технологий и др.


 

19. Для решения проблемы привлечения инвестиций в экономику страны необходима серьезная государственная инвестиционная политика, представляющая собой комплекс народнохозяйственных подходов и решений, определяющих объем, структуру и направления использования инвестиций в сферах и отраслях экономики.

Главной задачей государственной инвестиционной политики является формирование благоприятной среды, способствующей привлечению и повышению эффективности использования инвестиционных ресурсов в развитии экономики и социальной среды.

Инвестиционная политика должна быть ориентирована на:

- определение целесообразных для каждого периода времени объемов инвестиций и их структуры: отраслевой, воспроизводственной, технологической, территориальной и по формам собственности;

- выбор приоритетов;

- повышение эффективности инвестиций.

Проще говоря, инвестиционная политика – это деятельность государства, направленная на изыскание источников инвестиций и установление рациональных областей их использования. Цель инвестиционной политики государства заключается в:

- обеспечении структурной перестройки экономики;

- стимулировании предпринимательства и частных инвестиций;

- создании дополнительных рабочих мест;

- привлечении инвестиционных ресурсов из различных источников, включая иностранные инвестиции;

- стимулировании создания негосударственных структур, для аккумулирования денежных сбережений населения на инвестиционные цели;

- создании правовых условий и гарантий для развития ипотечного кредитования;

- развитии лизинга в инвестиционной деятельности;

- поддержке малого и среднего предпринимательства;

- совершенствовании системы льгот и санкций при осуществлении инвестиционного процесса;

- создании условий для становления и развития венчурного инвестирования.


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 733; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.