Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет изучения и задачи культурной антропологии




См. 3, 14.

Мы будем очень благодарны Вам за оставленный отзыв о конкурсе.

Нам очень важно знать ваше мнение о конкурсных заданиях. Какие задания показались легкими? А какие самыми сложными? Что вам не понравилось? Хотели бы вы еще участвовать в подобных конкурсах?

 

 

 

 

Изучающий ИЯ проникает в культуру носителей этого языка и подвергается её воздействию.

На первичную картину мира накладывается вторичная – изучаемого языка.

 

Вторичная картина мира – это картина, не столько отражаемая, сколько создаваемая языком.

Приобщение ко вторичной КМ требует отказа от собственного «я» и приспособления к иностранному видению мира; под её влиянием происходит переформирование личности.

 

Новая КМ высвечивает «новые грани»; преподаватели ИЯ приобретают черты нац. культуры народов-носителей.

 

У билингвов – две КМ, у проф.переводчиков – вторичная КМ накладывается на первичную.

 

 

предмет: становление и развитие культуры человека

 

культурная антропология — наука, изучающая общие проблемы культурного развития человечества, вбирающая в себя знания всех других гумани­тарных наук, изучающая единый процесс культурного становления че­ловека, т.е. аспекта, который делает человека Человеком и отличает его от остального животного мира. У животных есть определенные системы поведения, но нет куль­туры.

Культура как предмет изучения культурной антропологии — это со­вокупность результатов деятельности человеческого общества во всех сферах жизни и всех факторов, составляющих и обусловливающих образ жизни нации, класса, группы людей в определенный период времени. Культурная антропология ис­следует развитие культуры во всех ее аспектах: образ жизни, видение мира, менталитет, национальный характер, результаты духовной, обще­ственной и производственной деятельности человека. Культурная ант­ропология изучает человеческую способность развивать культуру через коммуникацию, в том числе и речевую, рассматривает огромное разнообразие человеческих культур, их взаи­модействие и конфликты. Особое внимание уделяется взаимодействию языка и культуры.

Основные задачи культурной антропологии:

1) разъяснить ту роль, которую культура играет в жизни человека, в его поведении и общении с другими людьми и с другими культурами;

2) ознакомить с идеями и методами этой науки;

3) определить пути, по которым идет развитие культур, их измене­ние, столкновение и взаимодействие;

4) раскрыть взаимосвязь, взаимовлияние и взаимодействие языка и культуры;

5) показать, как культура воздействует на поведение человека, его мировосприятие, мировую систему, личную жизнь, формирование лич­ности и т. п.

Развитие культурной антропологии имеет исключительное значение для современной России, ведь наша страна была отрезана от мира, от других культур в течение нескольких десятилетий. Мы либо вообще не знали о некоторых культурах, либо имели о них искаженное представ­ление. В настоящее время совпали необходимость и возможность изу­чения других культур. Необходимость эта обусловлена новыми для жи­телей России возможностями международного и межкультурного об­щения.

Эта область знания важна для изучающих ино­странные языки, поскольку использование иностранных языков в качестве реального средства общения возможно лишь при условии обшир­ного фонового знания задействованных культур, их развития и взаи­мосвязей — иными словами, при условии знания культурной антро­пологии.

 

10. Лингвокультурология: объект, предмет, цели и задачи.

 

Лингвокультурология изучает взаимодействие культуры и языка, изучение языка в неразрывной связи с культурой, отражает этот процесс как целостность языкового и внеязыкового (культурного) содержания.

 

объект – взаимодействие языка, культуры и человека (создателя культуры посредством языка).

объект лингвокультурологии находится на стыке лингвистики, культурологии, этнографии и психолингвистики.

 

предмет — единицы языка, имеющие символическое, эталонное, образно-метафорическое значение в культуре, обобщающие результаты культурного сознания, зафиксированные в мифах, легендах, ритуалах, обрядах, фольклорных и религиозных дискурсах, поэтических и прозаических худ. текстах, фразеологизмах и метафорах, символах, пословицах, поговорках и т.д.

 

1) безэквивалентная лексика

2) мифологизированные языковые единицы: архетипы и мифологемы, обряды и поверья, ритуалы и обычаи, закрепленные в языке

3) паремиологический фонд языка

4) фразеологический фонд языка

5) эталоны, стереотипы, символы

6) метафоры и образы языка

7) стилистический уклад языков

8) речевое поведение

9) область речевого этикета.

 

общие задачи ЛК:

 

- как культура участвует в образовании языковых концептов;

- к какой части значения языкового знака прикрепляются «культурные смыслы»;

- осознаются ли эти смыслы говорящим и слушающим и как они влияют на речевые стратегии;

- существует ли в реальности культурно-языковая компетенция носителя языка, на основании которой воплощаются в текстах и распознаются носителями языка культурные смыслы

- какова концептосфера, а также дискурсы культуры, ориентированные на репрезентацию носителями одной культуры, множества культур (универсалии); культурная семантика данных языковых знаков, которая формируется на основе взаимодействия двух разных предметных областей - языка и культуры;

- создание понятийного аппарата ЛК, который не только позволил бы анализировать проблему взаимодействия языка и культуры в динамике, но обеспечил бы взаимопонимание в пределах данной научной парадигмы -антропологической, или антропоцентрической.

 

частные задачи ЛК связаны с проблемой перевода, обучения языком, составлением словарей.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2421; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.