Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов




Исходы конфликтной ситуации (последствия, результаты, их осознание).

Межгрупповые

Между личностью и группой

Межличностные

Внутриличностные

Нереалистические

Реалистические

Деструктивные

Конструктивные

По содержанию:

По характеру участников:

В структуре конфликта выделяют:

· объект (предмет спора);

· субъекты (отдельные индивиды, группы, организации);

· условия протекания конфликта;

· масштаб конфликта (межличностный, локальный, региональный, глобальный);

· стратегии и тактики поведения сторон;

В основе любого конфликта лежит конфликтная ситуация, включающая:

· противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу;

· противоположные цели и средства достижения целей;

Стратегия поведения в конфликте - это ориентация человека (группы) по отношению к конфликту, установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта.

Стратегии поведения:

· Соперничество - навязывания другой стороне выгодного для себя решения.

· Сотрудничество - поиск такого решения, которое удовлетворяло бы обе стороны.

· Компромисс - взаимные уступки в чем-то важном и принципиальном для каждой из сторон.

· Приспособление, уступки - снижение своих требований и принятии позиции оппонента.

· Бездействия - участник находится в ситуации конфликта, но без всяких активных действий с его разрешения.

В случае невозможности предотвращения конфликта возникает задача его регулирование, т.е. управление его ходом с целью наиболее оптимального разрешения противоречий.

Стратегии управления:

· стратегия «выиграть-проиграть» - один участник конфликта становится победителем, а другой проигрывает.

· стратегия «проиграть-проиграть» - cторона-конфликтер идет на проигрыш сознательно, но вместе с тем заставляет и другую сторону потерпеть поражение.

· стратегия «выиграть-выиграть» - cторона-конфликтёр стремится к такому выходу из конфликта, чтобы удовлетворить каждого из участников.

 

 

26. Общности и группы, организация. Феномен "группового сознания". Классификация групп. Психологическая структура группы. Идентификация личности с группой.

Общность – совокупность индивидов, объединенная одинаковыми условиями жизнедеятельности, ценностями, интересами, нормами, социальной связью и осознанием социальной идентичности, выступающая в качестве субъекта социальной жизни. Общность не характеризуется высокой степенью сплоченности ее членов и их устойчивым взаимодействием.
Социальная группа – объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами; это относительно устойчивая совокупность людей, исторически связанная общностью ценностей, целей, средств, либо условий социальной жизнедеятельности.
Организация – объединение людей, предполагающие иерархизацию отношений в группе, дифференциацию функций, целевую направленность и нормативный контроль.

 

Групповое сознание - гипотетический, коллективный, трансцендентный дух или сознание, которое, как считается, характеризует группу или общество. (Кант, Макдугалл)

Коллективное сознание существует независимо от любого отдельного члена группы, но проявляется как синтезируемое создание, когда уровень сплоченности группы достигает некоторой критической величины и организации.

 

Классификация групп по Андреевой:

1) Условные

2) Реальные

a) Лабораторные

b) Естественные

i) Большие

(1) Организованные

(2) Не организованные

ii) Малые

(1) Становящиеся

(2) Коллективные

 

Структура большой социальной группы включает различные психические свойства, психические процессы и психические состояния.

Две составные части структуры:

· психический склад как более устойчивое образование

· эмоциональная сфера как более подвижное динамическое образование

Каждый из этих элементов должен стать предметом специального социально-психологического анализа.

 

Структура малой социальной группы:

· Композиционная подструктура - совокупность социально-психологических характеристик членов группы, чрезвычайно значимых с их точки зрения.

· Подструктура эмоциональных межличностных предпочтений - проявление совокупности реальных межличностных связей ее членов (симпатий и антипатий).

· Коммуникативная подструктура -совокупность позиций членов малой группы в системах информационных потоков, существующих как между ними самими, так и внешней средой, отражающей концентрацию у них того или иного объема различных сведений и знаний.

· Подструктура функциональных отношений - совокупность проявлений различных взаимозависимостей членов малой группы, являющихся следствием способности играть определенную роль и выполнять определенные обязанности.

Идентификация — это социально-психологический механизм познания личностью или группой других людей в ходе непосредственных или опосредованных контактов с ними, при котором осуществляется сравнение или сопоставление внутренних состояний или положения партнеров, а также образцов для подражания со своими психологическими и другими характеристикам.

 

27. Эффекты социального влияния.

 

Роберта Чалдини.

6 основных механизмов социального влияния:

взаимный обмен, обязательство и последовательность, социальное доказательство, благорасположение, авторитет и дефицит.

1. Взаимный обмен.
Когда мы получаем какой-либо подарок, мы начинаем чувствовать себя обязанными по отношению к дарителю. Это делает нас более уступчивыми и склонными подчиняться его требованиям. Правило взаимного обмена имеет несколько важных особенностей.

1) Оно универсально, т.е. чувство долга возникает независимо от качества подарка.

2) Это правило навязывает долги — неважно, хотим мы того или нет, возникает ощущение обязанности.

3) При помощи этого правила можно инициировать неравноценный обмен.

2. Обязательство и последовательность.
Однажды выбрав дорогу, направление, способ действия, человек зачастую оказывается не в силах преодолеть давление правила последовательности и изменить решение, каким бы глупым и нелогичным оно ни казалось.

3. Социальное доказательство.
Чалдини: «Мы считаем свое поведение правильным в данной ситуации, если часто видим других людей, ведущих себя подобным образом».

4. Благорасположение.
Мы обычно охотнее всего соглашаемся выполнять требования тех, кого мы знаем и кто нам нравится. 3 аспекта, формирующие благорасположение: это физическая привлекательность, сходство и похвалы.

5. Авторитет.

3 критерия определения степени авторитетности человека: титул, одежда и атрибуты (вещи, свидетельствующие о социальном статусе). В организациях проблема беспрекословного подчинения даже нерациональным приказам стоит довольно остро. 2 важных следствия этой проблемы: 1) подчиненный снимает с себя ответственность за результаты своих действий, 2) неверный приказ вряд ли будет оспорен или скорректирован.

6. Дефицит.
Ценность чего-либо позитивного в наших глазах существенно увеличивается, когда оно становится недоступным. Механизмы социального влияния универсальны и действенны, и в управленческой деятельности их нельзя ничем заменить.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 894; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.