Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория потребительского поведения в рыночной экономике. Спрос и полезность. Свойства полезности. Закон убывающей предельной полезности




На поведение потребителя влияют 3 фактора: полезность, доход и цена. Покупатель приобретает товар, потому что он обладает полезностью и необходим для выполнения потребности общества. Поскольку потребность увеличивает количество единиц потребляемого блага, то каждая дополнительная единица приносит ему дополнительную полезность. Любому бесконечно малому количеству соответствует прирост общей полезности. Дополнительная полезность получила название добавочной полезности. Сформулируем закон убывающей предельной полезности: по мере увеличения количества потребляемого товара его предельная полезность имеет тенденцию к сокращению.

TU – общая полезность; MU - предельная полезность; Q – количество товара.

Свойства предельной полезности:

Предельная полезность каждой следующей единицей меньше, чем предыдущей, т.е. предельная полезность носит убывающий характер, потому что между количеством блага и потребностью в нем существует обратная зависимость. Чем больше блага, тем меньше его полезность. Данная функция показывает убывание предельной полезности блага с ростом его количества.

Общая полезность, полученная от потребления данного блага будет равна сумме предельной полезности всех единиц.

Предельная полезность данного блага всегда будет определяться последней имеющейся единицей этого блага.

Вывод: цена блага определяется не общей, а дополнительной полезностью. Поскольку для потребителя предельная полезность блага всегда снижается, то производитель может продать дополнительное количество своей продукции лишь в случае снижения цены.

18. Условия равновесия потребителя на рынке: кардиналистский (количественный) подход и ординалистский (порядковый) подход. Кривые безразличия и бюджетная линия.

Все перечисленные свойства не решают проблемы количественного измерения предельной полезности. В зав-ти от решения данной задачи сторонники разделились на 2 неправления: 1- кардиналисты – количественный подход; 2 – ординалисты – порядковый подход. Кардиналисты в качестве сравнения используют денежные полезности. Инструментом ординалистов являются кривые безразличия.

Кривые безразличия. Для упрощения анализа представим, что в набор входит только два продукта: масло и сыр, и составим таблицу равновесных для нас количеств обоих продуктов:

Масло, кг 4.0 2.5 1.5 1.0 0.5

Сыр, кг 0.5 1.0 1.5 3.5 4.0

Количество товара X, от которого мы готовы отказаться ради увеличения потребления Y, называется предельной нормой замещения товара Y товаром X/

MRS = -ΔX/ΔY, MRS – предельная норма замещения.

Бюджетные линии. Склонность потребителя к покупке того или иного товара еще не означает, что он этот товар купит. Если он явно предпочитает масло сыру, но цена на мало очень высока, потребитель купит сыр. Ограничивают потребление два фактора: цена товара и доход потребителя.

Предположим, что в нашем распоряжении имеется 160 руб., которые мы потратим на покупку масла и сыра. Допустим, что цена масла составляет 20 руб., а сыра -40 руб. за 1 кг. Тогда мы можем графически изобразить бюджетную линию, т.е. все возможные варианты сочетания покупок масла и сыра, сумма затрат на которые составит 160 руб.

19. Реакция потребителя на изменение дохода и цены. Линия «доход – потребление», линия «цена – потребление».

Потребитель всегда делает выбор между различными наборами товаров, руководствуясь своими предпочтениями. Реакция потребителя влияет на изменение дохода, которая отражается на графике доход – потребление. I – доход; С – потребление; Р – цена.

Увеличение денежного дохода означает смещение бюджетной линии вправо. Точки касания кривых безразличной линии К1, К2, К3 показывают последовательность положения равновесия потребителя в соответствии с ростом его дохода. Соединив точки, получим линию доход – потребление. Если линия доход – потребление под углом 45 градусов, то это значит, что с ростом дохода потребитель увеличивает товар непропорционально. Для большинства товаров зависимость между доходом и спросом прямая, т.е. с ростом дохода спрос будет увеличиваться. Однако существуют исключения из закона спроса. Это касается товаров первой необходимости. Поэтому необходимо учитывать влияние изменения дохода на структуру потребительских расходов.

Линия цена – потребление. Величина дохода была переменной, а цена постоянной. Рассмотрим обратную ситуацию, когда цена изменяется, а доход будет постоянным. Допустим, цена товара а снижается. Снижение цены товара А отражается сдвигом линии бюджетного ограничения. Точки S1, S2, S3 – касания бюджетной линии с кривыми безразличия покажут положение равновесия потребителя. Соединив эти точки, получим линию цена – потребление, которая показывает влияние изменения цены на относительную замену одного блага другим.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 344; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.