Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социология кино. Основные тенденции в кинопотреблении




СОЦИОЛОГИЯ КИНО - - отрасль социологич. знания. В узком смысле С.к. - сфера исследований, целью к-рых является изучение соц.-демографич. структуры кинопублики (пол, возраст, образование, соц. положение), частоты посещения кино, отношения зрителей к определенным фильмам, жанрам, темам и т. д. В широком смысле С.к. - исследование соц. факторов функционирования кино, оказывающих воздействие на его развитие. В этом случае объектом изучения социолога могут быть разные звенья кинематографического процесса - создание, функционирование, восприятие и воздействие кино. С.к. в широком смысле находится в стадии становления. История социологич. изучения кино - это история попыток сделать предметом социологич. изучения тот или иной аспект кино. Первые социологич. исследования кино, проводимые в России юристом А. Заком, представляют собой изучение реакций на фильмы детей и юношества. В 20-е гг. появилось много социологич тег рий, к-рые подчас трудно отделить от эстетиС и психологич. исследований. Напр., в работах А. В. Луначарского, Б. Балаша (Балажа) СМ Эй зенштейна, А. Топоркова, М. Левидова, Н. Ф Агаджановой и др. содержится много идей социологич. характера, сделаны попытки понять социологич., соц.-психологич. и психологич. закономерности функционирования, восприятия и воздействия кино. При этом, несмотря на отдельные позитивные стороны, С.к. 20-х гг. часто оказывалась под воздействием нек-рых ошибочных об-щесоциологич. и общепсихологич. теорий, вроде вульгарной социологии или рефлексологии. Уровень развития обществ. наук сказался и на становлении С.к. в 20-е гг. В связи с односторонним, исключительно гносеологич. подходом к искусству, сменившим в начале 30-х гг. т. н. вульгарную социологию, преобладающую в науке об искусстве 20-х гг., наука о кино до 60-х гг. в основном развивалась в рамках эстетики и искусствознания. Сложившаяся структура взаимодействия кино и публики в соц. контексте почти не исследовалась. Опросы зрителей не проводились. Социологич. вопросы обсуждались лишь в рамках киноведения и не имели самостоятельного значения. Изучение кино сосредоточивалось исключительно на творч. проблемах, обсуждаемых преимущественно в рамках монографий о деятелях кино. Из поля зрения исследователя выпадали проблемы функционирования, восприятия и воздействия фильмов. С 60-х гг. в связи с бурным развитием обществ. наук, с появлением целого ряда новых дисциплин (соц. психологии, семиотики, теории массовой коммуникации, теории культуры и т. д.) разработка С.к. вновь оказалась актуальнейшей проблемой. В С.к. изучаются: частота посещения кино разными соц.-демографич. группами, структура и динамика кинопублики, отношение разлита-соц.-демографич. групп населения к кино, моти вы посещения кино, причины выбора Фильл"; факторы прокатного успеха фильма, изменение структуры свободного времени и влияние на посещаемость кино, улучшение кинообслужива ния, взаимодействие кино и телевидения. В поле зрения социолога находятся стороны кинематографич. процесса, как творчество актера, режиссера, сценариста и т. д. на всех стадиях создания фильма. Однако в отличие от искусствоведа, социолог рассматривает эти стороны творчества под углом зрения ожиданий установок и потребностей публики. Параллельно успешному развитию прикладной социологии происходит разработка социологич. теории кино. Систематизация и осмысление сез-тов прикладных исследований, а также выявление точек соприкосновения С.к. с киноведением эстетикой, психологией, семиотикой кино и т. д. позволит занять этой науке свое место в комплексном исследовании кино. Ск. - развитое направление научн. исследований на Западе. Среди наиболее известных представителей западной С.к. можно назвать З.Кракауэра, Д. Прокопа, Ж. Дюрана, Э. Морена, Д. Джарви и др. На методологии социологич. изучения кино, применяемой в зарубежной С.к., лежит печать господствующих на Западе общесо-циологич. направлений (структурно-функционального метода, неопозитивизма и т. д.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 946; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.