Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социология музыки: понятие музыкальной жизни общества, типы отношения к музыке, функция музыки в современном обществе




Социология музыки (франц. sociologie, букв. - учение об обществе, от лат. societas - общество и греч. logos - слово, учение) - наука о взаимодействии музыки и общества и влиянии конкретных форм её общественного бытования на музыкальное творчество, исполнительство и публику.

Социология музыки изучает общие закономерности развития музыкальных культур и их историческую типологию, формы музыкальной жизни общества, различные виды музыкальной деятельности (профессиональные и самодеятельные, фольклор), особенности музыкальной коммуникации в разных социальных условиях, формирование музыкальных потребностей и интересов различных социальных групп общества, закономерности исполнит. трактовок музыкальных произведений, проблемы доступности и популярности музыкальных произведений.

Марксистская социология, наука об искусстве, в том числе социология музыки, занимается исследованием механизмов формирования художественных вкусов для решения прежде всего практических задач по эстетическому воспитанию в социалистическом обществе.

Социология музыки сформировалась на стыке музыковедения, социологии, психологии и эстетики. В качестве одного из разделов она входит в социологию искусства. Теоретико-методологической основой марксистской социологии музыки служит исторический и диалектический материализм. Социология музыки требует рассмотрения музыки как социально обусловленного явления, включая исследование того, каким образом отражаются в её содержании и форме жизнь общества, мировоззрение композитора. Методологические и методические принципы подобного рассмотрения (т. н. социология, метод) в музыковедении начали формироваться ещё в домарксистский период, но именно марксизм явился подлинно научной основой социологии музыки.

В социологии музыки можно выделить три направления. Теоретическая социология музыки занимается изучением общих закономерностей взаимодействия музыки и общества, типологии музыкальных культур. Историческая социология музыка изучает и обобщает факты истории музыкальной жизни общества. В сферу эмпирической (конкретной, практической или прикладной) социологии музыки входит исследование и обобщение фактов, относящихся к роли музыки в современном обществе (изучение статистич. отчётов о посещаемости концертов, о продаже грампластинок, о работе самодеятельности, непосредственное наблюдение над музыкальной жизнью, всякого рода опросы, анкеты, интервью и др.).

Отдельные мысли о взаимосвязях музыки и обществ. жизни содержались уже в трудах античных философов, прежде всего Платона и Аристотеля. Они рассматривали социальные функции музыки, её воспитатательную роль, её взаимоотношения со слушателями, отметили роль музыки в управлении государством, в организации общественной жизни и формировании нравственных качеств личности. Аристотель выдвинул идею различного применения в общественной жизни музыки ("Политика") и наряду с Платоном ("Законы") затронул вопрос о типологии публики. В трудах средневековых авторов даётся классификация видов музыкального искусства, исходящая из социальных функций и условий бытования музыки (Йоханнес де Грохео, кон. 13 - нач. 14 вв.). В эпоху Возрождения сфера общественного применения музыки заметно расширилась, музыка стала самостоятельным искусством. В 15-16 вв. в трудах нидерландца Й.Тинкториса, итальянцев Б.Кастильоне, К. Бартоли, Э. Ботригари рассматривались конкретные формы бытования музыки. Испанский композитор и теоретик Ф. Салинас охарактеризовал различные жанры народной и бытовой музыки, ритмические особенности которых связывались автором с их жизненным предназначением. Традиция описаний общественного музыкального быта была продолжена в 17 в. теоретиком М. Преториусом, который отметил, в частности, что признаки различных музыкальных жанров зависят от их применения. В 17-18 вв. с развитием музыкально-общественной жизни, открытием общедоступных концертов и театров предметом наблюдений становятся социальное положение и условия деятельности исполнителей и композиторов. Сведения об этом содержатся в трудах ряда музыкантов (И. Кунау, Б. Марчелло, Ч. Бёрни и др.). Особое место было уделено публике. Так, Э. Артеага определил социальные типы слушателей и зрителей. Деятели немецкого и французского Просвещения И. Шейбе, Д`Аламбер, А. Гретри писали о социальных функциях музыки. Под влиянием Великой французской революции и в результате утверждения капиталистического строя в Западной Европе в конце 18-19 вв. взаимоотношения музыки и общества приобрели новый характер. С одной стороны, произошла демократизация музыкальной жизни: расширился круг слушателей, с другой - резко усилилась зависимость музыкантов от антрепренёров и издателей, преследующих чисто коммерческие цели, обострился конфликт между искусством и запросами буржуазной публики. В статьях Э. Т. А. Гофмана, К. М. Вебера, Р. Шумана нашли отражение взаимоотношения композитора и публики, отмечено бесправное, униженное положение музыканта в буржуазном обществе. Особенно много внимания этому вопросу уделяли Ф. Лист и Г. Берлиоз.

В кон. 19 - нач. 20 вв. музыкальный быт различных эпох и народов становится предметом систематического изучения. Появляются книги "Музыкальные вопросы эпохи" ("Musikalische Zeitfragen", 1903) Г. Кречмара, "Немецкая музыкальная жизнь. Опыт музыкально-социологического рассмотрения..." ("Das deutsche Musikleben...", 1916) П. Беккера, "Музыкальные проблемы современности и их разрешение" ("Die musikalischen Probleme der Gegenwart und ihre Lцsung", 1920) К. Блессингера, к-рые Б. В. Асафьев назвал "своего рода пропилеями в музыкально-социологических проблемах", а также книги X. Мозера, Ж. Комбарьё. Среди наиболее значительных музыковедческих трудов начале 20 в., наметивших социологический подход к музыке, - очерк "Симфония от Бетховена до Малера" ("Die Sinfonie von Beethoven bis Mahler", 1918) Беккера.

К этому времени много отдельных социологических наблюдений накопила и русская мысль о музыке. Так, А. Н. Серов в работе "Музыка. Обзор современного состояния музыкального искусства в России и за границей" (1858) поставил вопросы, связанные с функциями музыки в общественном быту и воздействием условий жизни на содержание и стиль музыкального творчества, обратился к проблеме взаимовлияния жанра и стиля муз. произв. В. В. Стасов и П. И. Чайковский в критич. работах оставили живые зарисовки музыкального быта различных слоев населения. Большое место в русской музыкальной критике занимали вопросы восприятия музыки публикой. В конце 19 - нач. 20 вв. начинается разработка некоторых музыкально-социологических проблем в теоретическом плане.

В 1921 вышла книга одного из основоположников буржуазной социологии музыки, оказавшего значительное влияние на развитие западно-европейской социологии культуры, - М. Вебера "Рациональные и социологические основы музыки ". Как отмечал А. В. Луначарский ("О социологическом методе в истории и теории музыки ", 1925), работа Вебера представляла собой "лишь этюд, подход к общим границам темы". Она привлекала богатым фактическим материалом, вместе с тем страдала налётом вульгарного социологизма и ущербностью методологических принципов (неокантианство). В Западной Европе идеи Вебера получили развитие начиная с 1950-60-х гг., когда появились многочисленные труды по социологии музыки. В своём большинстве западно-европейские учёные отказываются от трактовки социологии музыки как самостоятельной науки и рассматривают её как ответвления музыковедения, эмпирической социологии или музыкальной эстетики. Так, К. Блаукопф (Австрия) трактует социологию музыки как учение о социальных проблемах истории и теории музыки, которое должно дополнить традиционные области музыковедения. А. Зильберман, Г. Энгель (ФРГ) занимаются изучением распространения и потребления музыки в обществе и отношения к ней различных общественных слоев аудитории. Они накопили фактический материал, относящийся к социальному и экономическому положению музыкантов в различные эпохи ("Музыка и общество" Г. Энгеля, 1960, и др.), но отказались от теоретических обобщений эмпирического материала. В трудах Т. Адорно (ФРГ) социология музыки получила в основном теоретическое освещение в традициях немецкой философской мысли о музыке и по существу растворилась в музыкальной эстетике. В своих книгах "Философия новой музыки " ("Philosophie der Neuen Musik", 1958), "Введение в социологию музыки " (1962) Адорно рассматривал социальные функции музыки, типологию слушателей, проблемы современного музыкального быта, вопросы отражения в музыке классовой структуры общества, специфики содержания и история, эволюции отдельных жанров, национального характера музфкального творчества. Особое внимание он уделял критике буржуазной "массовой культуры". Однако острая критика её проводилась Адорно с позиций защитника элитарных форм искусства.

В западно-европейских странах и США разработан ряд вопросов социологии музыки, в том числе методология и соотношение С. м. с др. дисциплинами - Т. Адорно, А. Зильберман, Т. Кнайф, X. Эггебрехт (ФРГ); социальные функции музыки в эпоху империализма и научно-технической революции - Т. Адорно, Г. Энгель, К. Феллерер, К. Малинг (ФРГ), Б. Брук (США); структура музыкальной культуры капиталистических стран, общественное, экономическое и социально-психологическое положение композиторов и музыкантов-исполнителей - А. Зильберман, Г. Энгель, З. Боррис, В. Виора (ФРГ), Дж. Мюллер (США); структура и поведение публики, социальная обусловленность музыкальных вкусов - А. Зильберман, Т. Адорно (ФРГ), П. Фарнсуорт (США) и Ж. Леклерк (Бельгия); взаимоотношения между музыкой и массовыми средствами коммуникации (исследования координирует Междунар. ин-т аудио-визуальной коммуникации и культурного развития в Вене, науч. рук. - К. Блаукопф); музыкальный быт различчных слоев общества - К. Дальхауз (ФРГ), П. Виллис (Великобритания), П. Бодо (Франция); социологические проблемы музыкального фольклора - В. Виора (ФРГ), А. Мерриам, А. Ломакс (США), Д. Карпителли (Италия). В ряде этих работ имеется богатый фактический материал, однако большинство их основано на эклектичных философских методах.

Социология музыкки в СССР и других социалистических странах. В Советском Союзе 20-е гг. стали началом развития социологии музыки. Решающую роль в этом сыграли процессы, происходившие в общественной жизни. Коммунистическая партия и советское государство с первых дней Oктябрьской революции 1917 выдвинули лозунг: "Искусство народу!". Все силы художественной интеллигенции были мобилизованы для осуществления ленинской политики культурной революции. В советских музыкально-социологических работах 20-х гг. выдвинуты проблемы общего характера, касающиеся общественной природы музыки и закономерностей её исторического развития. Особую ценность представляют собой труды А. В. Луначарского. Исходя из активного характера художественного отражения, он рассматривал содержание музыкального искусства как результат взаимодействия индивидуальности композитора с социальной средой. В статье "Социальные истоки музыкального искусства" (1929) Луначарский подчеркнул и то, что искусство является средством коммуникации в обществе. В статьях "Один из сдвигов в искусствоведении" (1926), "Социальные истоки музыкального искусства" (1929), "Новые пути оперы и балета" (1930) он очертил основные функции музыки в обществе, включая эстетически-воспитательные. Луначарский особо выделил способность музыки, как и иск-ва в целом, формировать и преобразовывать психологию общества, он подчёркивал, что музыка во все эпохи была средством общения. Б. Л. Яворский придавал огромное значение связи между творчеством и общественным восприятием. Ещё более значительное место заняли проблемы социологии музыки в трудах Б. В. Асафьева. В статье "О ближайших задачах социологии музыки " (предисловие к книге. "Музыка средневекового города" Г. Мозера, пер. с нем., 1927) Асафьев впервые очертил ряд вопросов, которыми должна заниматься социология музыки, и среди них - общественноые функции музыки, массовая музыкальная культура (в том числе бытовая музыка), взаимодействие города и деревни, закономерности восприятия музыки и развитие музыкального "хозяйства" и "производства" (исполнительство, инструментарий, концертные и театральные организации и т.д.), место музыки в жизни разных общественных групп, эволюция театр. жанров в зависимости от условий бытования музыки. В многочисленных статьях 20-х гг. Асафьев затронул социальные условия бытования музыки в разные эпохи, состояние традиционных и новых бытовых жанров города и деревни. Книга "Музыкальная форма как процесс" Асафьева (1930) содержала плодотворные мысли о взаимосвязи творчества и восприятия в процессе интонирования, показывала, каким образом практика общественного музицирования может влиять на творчество. В предисловии к своей книге "Русская музыка от начала XIX столетия" (1930) Асафьев рассмотрел формы музицирования, характерные для разных общественно-экономических формаций.

В 1920-е гг. в Советском Союзе наряду с теоретическими развернулись конкретно- социологические исследования музыкальной культуры. При Институте истории искусств в Ленинграде впервые в мировой практике был создан Кабинет по изучению музыкального быта (КИМБ). В его организации и работе активное участие принял Р. И. Грубер. Несмотря на достижения, в ряде работ советских музыковедов 1920-х гг. проявились тенденции упрощения сложных проблем, игнорирования специфики художественного творчества, несколько прямолинейного понимания зависимости надстройки от экономич. базиса, т.е. то, что было затем названо вульгарным социологизмом.

Для социологии музыки важное значение приобрела теория Асафьева об "интонационном словаре эпохи", как "секрете" популярности и общественного жизнеспособности производства, а также гипотеза об "интонационных кризисах", выдвинутая в его книге "Музыкальная форма как процесс. Книга вторая. "Интонация"" (1947). Вопрос о соотношении композиторского творчества с "жанровым фондом" эпохи был разработан в 30-х гг. А. А. Альшвангом. Им была высказана плодотворная мысль об "обобщении через жанр", получившая дальнейшее развитие в его монографии о П. И. Чайковском (1959). Вопрос о "жанровости" как музыкально-социологической категории разрабатывался также С. С. Скребковым (статья "Проблема музыкального жанра и реализм", 1952).

В качестве самостоят. научной дисциплины социология начиная с 60-х гг. стала разрабатываться в трудах А. Н. Сохора. В его многочисленных статьях и особенно в книге " Социология и музыкальная культура" (1975) дано определение предмета современной марксистской социологии музыки, описаны её задачи, структура и методы, определена система социальных функций музыки, обоснована схема типологизации современной музыкадбной публики. По инициативе Сохора проведён ряд всесоюзных и междунар. конференций по проблемам социологии музыки. Большую активность в области социологии музыки проявила группа музыкальной социологии Московского отделения CK РСФСР, изучающая музыкальные вкусы молодёжи Москвы (Г. Л. Головинский, Э. Е. Алексеев). В кн. "Музыка и слушатель" В. С. Цукермана (1972) обобщены данные конкретных исследований музыкальной жизни Урала, сделана попытка определить такие понятия, как музыкальная культура общества, музыкальные потребности населения. Разрабатываются вопросы социальных функций музыки и её изменения в современных условиях, типологии слушательских групп, классификации и социально-воспитательные роли музыки, передаваемой по радио и телевидению (Г. Л. Головинский, Э. Е. Алексеев, Ю. В. Малышев, А. Л. Клотинь, А. А. Золотов, Г. Ш. Орджоникидзе, Л. И. Левин). Социологические проблемы музыкального фольклора рассматриваются в работах И. И. Земцовского, В. Л. Гошовского и др. Над социологическими и социально-психологическими проблемами восприятия музыки работают Е. Я. Бурлива, Е. В. Назайкинский п др. Вопросы социального функционирования музыкального исполнительства в системе массовых средств распространения музыки затрагиваются в статьях Л. А. Баренбойма, Г. М. Когана, Н. П. Корыхаловой, Ю. В. Капустина и др. Продолжается также характерная для русского классического и современного музыковедения традиция изучения жанров в музыке в связи с их жизненным предназначением и условиями функционирования. Эти проблемы решаются в плане современности, а также исторически. Среди работ этого типа выделяются труды А. Н. Сохора, М. Г. Арановского, Л. А. Мазеля, В. А. Цуккермана.

Ценные достижения в области социологии музыки достигнуты учёными других социалистических стран. Е. Павлов (Болгария), К. Ниман (ГДР) и др. разработали методику изучения публики, её отношения к традиционным и новым средствам распространения музыки. Труды И. Витаньи (Венгрия) посвящены музыкальному быту молодёжи, Я. Урбаньського (Польша) - проблемам музыки на радио и телевидении. В Румынии (К. Брэилою и его школа) выработаны методы социологического изучения музыкального фольклора. Среди теоретических трудов - "Введение в музыкальную социологию" И. Супичича (Югославия, 1964), охватывающее широкий круг проблем этой науки, включая её специфику, методологию, соотношение с традиционным музыкознанием. Под редакцией Супичича с 1970 издаётся журн. "Международное обозрение эстетики и социологии музыки " ("International review of the aesthetics and sociology of music", Загреб). Некоторые общие вопросы социологии музыки рассмотрены в работах Э. Г. Майера, Г. Бесселера, Г. Кнеплера (ГДР), чехосл. учёных Л. Мокри, И. Кресанека, И. Фукача, М. Черны. З. Лисса (Польша) внесла значит. вклад в разработку таких проблем, как социальная обусловленность и историческая изменчивость музыкального восприятия, обществ. оценка музыки, музыкально-культурных традиций. Й. Уйфалушши и Я. Мароти (Венгрия) занимаются изучением социальной типологии слушателей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2580; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.