Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эмоционально-волевая сфера при ДЦП




ДЦП

ДЦП – тяжёлое заболевание НС. Возникает вследствие органического поражения ЦНС под влиянием различных неблагоприятных факторов, воздействующих во внутриутробный период, в момент родов, на первом году жизни. ДЦП проявляется в виде различных двигательных, психических и речевых нарушений.

У детей с ДЦП задержано и нарушено формирование всех двигательных функций: с трудом и опозданием формируется функция удерживания головы, навыки сидения, стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности. Двигательные нарушения оказывают неблагоприятное влияние на формирование психических функций и речи.

При ДЦП наблюдается нарушение мышечного тонуса, ограничение или невозможность произвольных движений (парезы, параличи), наличие насильственных движений (гиперкинезы), тремор, нарушение равновесия и координации движений, нарушение ощущений движений, наличие патологических тонических рефлексов.

Все эти нарушения затрудняют формирование двигательных функций и влияют на развитие познавательной деятельности и речи.

Классификация ДЦП (Семёновой):

1) Спастическая диплегия (болезнь Литтля) – наиболее распространённая форма ДЦП. Повышение мышечного тонуса (спастичность) в конечностях, ограничение силы и объёма движений в сочетании с нередуцированными тоническими рефлексами. Наблюдается перекрещение ног при опоре на пальцы.

Спастико-паретическая дизартрия, ЗРР, моторная алалия. Благоприятный прогноз в преодолении психических и речевых расстройств и неблагоприятный – двигательные функции.

2) Двойная гемиплегия – самая тяжёлая форма ДЦП. Тотальное поражение мозга. Ригидность мышц. Дети не сидят, не стоят, не ходят.

Анартрия, умственная отсталость.

3) Гемипаретическая форма – повреждение конечностей с одной стороны тела. Рука обычно поражается больше, чем нога. Чаще поражается левое полушарие, поэтому правосторонний гемипарез. Паретичная рука приведена к туловищу, кисть сжата в кулак, ограничен объём спонтанных движений – «ходьба сенокосца».

Моторная алалия, дислалия, дисграфия, спастико-паретическая дизартрия. Благоприятный прогноз двигательных функций.

4) Гиперкинетическая форма – поражение подкорковых отделов мозга. Двигательные расстройства проявляются в виде непроизвольных насильственных движений – гиперкинезов. С 4-6 месяцев в мышцах языка, потом тела. Произвольная моторика развивается с большим трудом. Ребёнок долго не может сидеть, стоять, ходить.

Затруднён навык письма, гиперкинетическая дизартрия. Психическое развитие нарушено меньше, чем при других формах ДЦП.

5) атонически-астатическая форма – поражение мозжечка. Низкий мышечный тонус, нарушение равновесия тела в покое и при ходьбе, нарушение ощущения равновесия и координации движений, тремор, гиперметрия (несоразмерность, чрезмерность движений). Тяжёлые двигательные нарушения.

ЗРР, атактическая дизартрия, задержки формирования чтения и письма, алалия.

 

Для детей с ДЦП характерны разнообразные расстройства эмоционально-волевой сферы. У одних детей они проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности; у других – в виде заторможенности, застенчивости, робости; у третьих – состояние полного безразличия, равнодушия, безучастного отношения к окружающим.

У детей с сохранным интеллектом нарушения поведения встречаются реже, чем при умственной отсталости.

У детей с ДЦП отмечаются нарушения личностного развития. Нарушение формирования личности связано с осознанием собственной неполноценности, социальной депривации, неправильного воспитания.

У детей с ДЦП отмечаются такие нарушения личностного развития, как пониженная мотивация к деятельности, страхи передвижения и общения, стремление к ограничению социальных контактов. Причины – изнеживающее воспитание и реакция на свой дефект.

Часто отсутствие уверенности в себе, повышенная внушаемость, иждивенчество.

При сниженном интеллекте – низкий познавательный интерес, недостаточная критичность, слабость волевых усилий, безразличие.

Таким образом, психическое развитие ребёнка с ДЦП характеризуется нарушением формирования познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности.

Перед специалистами, работающими с этими детьми, встаёт важная задача профилактики и коррекции этих нарушений.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 766; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.