КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эконом. система. Виды эконом. систем
Эконом. сис-ма - совокупность всех эконом. процессов, совершающих в общ-ве на основе действующих в нем имущественных отношений и способов регулирования экон. жизни. Признаки экон. сис-м: · Господствующая форма собственности · Способ принятия экон. решений по основным вопросам экономики Элементы экономической системы: 1. Социально-экон. производственные отношения, которые сложились на основе форм собственности на экон рес-сы и результаты хоз.деятельности. 2. Хоз. механизм-способ регулирования экон. деятельности на макроуровне. 3. Конкретные экон. связи м/д хоз. субъектами. Экон. сис-ма имеет трудовые, природные рес-сы, средства про-ва, научно-технические рес-сы, образовательные. В эконом. системе имеется общ-ое разделение труда и специализация про-ва. Экон. системы: · Нерыночные: традиционные, командные · Рыночные: рыночная экономика свободной конкуренции, современная смешанная экономика. Типы экон. сис-м (зависит от формы соб-ти): 1. экон. система с централизованным управлением: функционирует в условиях гос. соб-ти при полном отсутствии частной. Гос-во – распорядитель высшего уровня (чиновники); государствено – административная бюрократия – распорядители; раб. сила - пользователи - про-ли 2. рыночная сис-ма: функционирует на основе частной соб-ти и ее модификаций, пользование объектами кот. формирует про-ля, имеющего высокий про-ный интерес. 3. смешанная экономика: ограничение экон. ф-ий гос-ва. Современной рыночной сис-ме присуще смешанная экон. сис-ма. 15. Сущность рынка и механизм его функционирования. Рынок – это сис-ма экон. отношений, кот. складывается м/д продавцами и покупателями в процессе купли-продажи товаров при помощи денег по ценам устанавливающимся на основе спроса и предложения в результате конкуренции.
Элементы рыноч. механизма: спрос (О), предложение (S), цена (Р), конкуренция (К). Основной причиной формирования рынка явл-ся условия самого товарного про-ва. Учение о рынке - А.Смит. Он сформировал «принцип невидимой руки» - «дай им то, что им нужно, и получишь то, что нужно тебе». Признаки свободного рынка (конкурентного): 1. большое кол-во продавцов и покупателей (свободный вход и выход на рынок; покупатель может купить необходимые товары, опираясь на свой доход). 2. абсолютная мобильность всех рес-в (необходимо движение рес-в от менее к более эффективному про-ву). 3. свободный доступ всех экон. субъектов к инф-и (позволяет участнику рыноч. отношений сделать правильный выбор м/д несколькими вариантами рыноч. отношений: куда выгоднее вложить деньги, купить или продать акции) 4. абсолютная однородность товаров (применение специальных знаков отличия товаров какой либо фирмы от др. товаров и фирм явл-ся неприемлемым). 5. отсутствие возможностей у продавца или покупателя влиять на цену. Ф-и рынка: 1. связующая (связывает продавцов и покуп-лей). 2. инф-ная (ч/з биржи, инфраструктуры можно получить много инф-и). 3. регулирующая (регулирует пропорции про-ва) 4. стимулирующая (цены отражают желания покупателя => про-ль снижает цены) 5. санирующая (очищение) (рынок может сам освободиться от неэффективных про-лей). 19. Равновесие рынка. Равновесная цена. Нарушение равновесия. в т. Е интересы совпадают спрос = предложению. Равновесие означает такое состояние рынка, кот. хар-ся равенством спроса и предложения при данной цене. Ф-и равновесной цены: · инф-ная · распределительная · уравновешивающая · стимулирующая В реальности спрос и предложение постоянно колеблются вокруг цены и равновесия, и если цена складывается выше равновесной, то на рынке избыток => конкуренция заставляет про-ля снижать цены. Если цена складывается ниже цены равновесия величина спроса превышает величину предложения => дефицит товара.
Понижении цены вызовет превышение спроса над предложением, а рост цены – повышение предложения над спросом. Если спрос превышает предложение и он не удовлетворяется, образуется избыточный спрос, или дефицит. Осн. признаками дефицита явл-ся сокращение товарных запасов и появление очередей в отраслях, не имеющих товарных запасов (сфера услуг). Товарные запасы – фонды товаров, уже про-ные и готовые к продаже. Продавцы держат часть товара в запасе, чтобы оперативно реагировать на изменение спроса. Когда запасы умен. ниже запланированного уровня, продавцы пытаются заполнить их, наращивая выпуск. К этому их стимулируют высокие цены, установившиеся на дефицитный товар. Увеличение объемов про-ва и предложения несколько снижает рыночную цену и позволяет потр-лям приобрести большее кол-во товара. В результате рынок приходит в равновесие. 23. Сущность фирмы и ее виды. Фирма – организационная единица бизнеса, осуществляющая производство товаров и оказание услуг с использованием собственных и привлечённых ресурсов с целью получения прибыли. Свойства фирмы: 1. Фирма – покупатель ФП. Организуя про-во, она приобретает труд, капитал, оборудование и т.д. 2. Фирма использует приобретённые ФП для изготовления благ и выступает в качестве продавца своих товаров и услуг. 3. Стремясь получить максимальную прибыль, фирма принимает самостоятельные решения, связанные с про-вом. Виды фирм. Фирмы различаются по форме собственности - частные, гос-ные и общ-ные; по размеру – малые, средние и крупные. Малые (до 5-100 чел.) и средние предприятия образуются в форме индивидуального предпринимателя или товарищества, крупные – в виде АО. Малый бизнес. 1. Малые предприятия – динамично развивающийся сектор эк-ки, т.к. во многих отраслях min издержек достигается при небольших объёмах про-ва. 2. Низкие издержки внутри фирмы, т.е. затраты на подготовку, заключение и реализацию сделок. 3. Динамичны, гибки, способны на быстрое обновление номенклатуры производимых товаров, быстро перевооружаются технически. Малый бизнес – наиболее изменчивый сектор эк-ки. Формы организации малого бизнеса. 1. Индивидуальное предприятие – небольшая фирма, владелец кот. одновременно явл-ся и её главным служащим. Он и работник, и бухгалтер, и управленец. Фирма явл-ся для него осн. источником дохода. По всем обязательствам несёт личную ответственность, имуществен. ответственность распространяется на всё имущество предпринимателя, в том числе и личное. Формы в РФ – Индивидуальной Трудовой Деятельности (основано на собственной трудовой деятельности) и Индивидуальный Частный Предприниматель (используется труд наёмных работников). 2. Товарищество – деятельность основана на объединении паёв участников предприятия. В зависимости от степени имущественной ответственности различают: полное товарищество (участники отвечают по обязательствам предприятия не только его имуществом, но и своим личным); товарищество с ограниченной ответственностью (участники отвечают по обязательствам предприятия только в пределах пая); смешанные товарищества (включают в себя полных и ограниченных участников).
Крупный бизнес. Доля крупных компаний в развитых странах относительно невелика, но их производительность до 50 % от общей. Формы организации крупного бизнеса. 1. Акционерное общество – деятельность основана на объединении капиталов его участников. Свидетельство вложения денег в фирму – акция. Она даёт право на получение дивидендов и управление. Такая форма управления даёт возможность привлекать крупные финансовые рес-сы. Это общество является обществом с ограниченной ответственностью, при ликвидации предприятия акционер теряет только вложенную сумму. Выход акционеров не ведёт к остановке производства. Наиболее устойчивая форма. 2. Закрытое акционерное общ-во – предприятие, капитал кот. распределяется среди замкнутого круга лиц, как правило, членов трудового коллектива и учредителей. Эта форма собственности защищена от захвата со стороны скупкой акций. 3. Открытое акционерное общ-во – акции свободно продаются любому.
Гос-во в рыночной экономике выступает как предприниматель. Оно занято в отраслях, жизненно важных для безопасности страны и в тех предприятиях, которые должны быть сохранены, хотя мало рентабельны. 27. Теории фирмы: традиционная, поведенческая, эволюционная. Фирма – субъект рыноч. эк-ки. В своей деят-ти руководствуется интересами, определяющими её поведение для достижения целей. Эти цели по-разному рассматривают различные теории фирм. Традиционная теория. Она объясняет поведение фирмы стремлением к max-ии прибыли. Основывается на: 1. Соб-ник осуществляет операционный контроль и управляет фирмой. 2. Желание фирмы – max-ть прибыль путем равенства предельных издержек и предельного дохода. Обычно не используется марджинальный подход к оценке своей деятельности, т.к. подсчёт предельных издержек и дохода сложен, сложно выяснить динамику кривой спроса на продукцию фирм под воздействием эластичности спроса по ценам и доходам. В современной рыноч. эк-ке соб-ник привлекает для управления менеджеров. Поэтому теория не в состоянии в соответствии с реалиями объяснить поведение фирмы. Поведенческая Управление осуществляется не соб-ком, а профессиональным менеджером. Цель менеджера – max-я объема продаж и поступающего дохода. Такой подход отражает современную реальность, т.к. в условиях АО владельцы акций явл-ся лишь формальными соб-ками, а управление перепоручается менеджерам. Эта теория реалистична, т.к. зарплата менеджера прямо зависит от выручки. С ростом выручки статус менеджера повышается, т.к. это позволяет внедрять новые методы, расширять её штат. Эволюционная Целью фирмы явл-ся max-я роста фирмы. Соб-ники преследуют цели личного обогащения, стремятся к росту активов. Норма нераспределённой прибыли: вся прибыль фирмы распадается на две части, одна выплачивается в виде дивидендов, др. остаётся нераспределённой и образует фонд развития про-ва. Отношение нераспределённой части прибыли к распределённой образует норму удержания прибыли. Если распределить большую долю прибыли в виде дивидендов, акционеры будут довольны, рыноч. курс акций будет расти, что предохранит фирму от скупки акций конк-тами. Низкая норма накоплений не будет давать возможности для роста фирмы. Если осн. часть прибыли оставить нераспределённой, то дивиденды будут низкими, акционеры недовольны, но возможность для роста фирмы увеличивается. В этом случае акционеры могут начать продавать акции, их курс начнёт падать, появится угроза поглощения фирмы конкурентами. Задача – удерживать max прибыль при достаточной выплате дивидендов. 31. Понятие и основные черты совершенной конкуренции. Термин введен в 19в. У.Джефонсом. Совер. конк-я – экон. ситуация, в кот.: · отдельная единица, выступающая в качестве покупателя или продавца, не может воздействовать на рыночную цену покупаемого или продаваемого продукта. · искусственное ограничение не препятствует фак-м про-ва переходить от одного хоз. субъекта к другому. Условия совер. конк-ного рынка: · наличие множества мелких фирм, доля кот. на рынке отрасли менее 1% продаж. · продукция является однородной · продавцы действуют не зависимо друг от друга · покупатели и продавцы инф-ны о состоянии всего рынка, прежде всего о ценах в любой его части – прозрачность (транспарентность) рынка. · Фирмы могут свободно входить в отрасль и выходить из нее, т.е. осуществляется полная мобильность рес-в. · Существование рынка наличного товара, на кот. продавцы и покупатели встречаются в одно и тоже время, в одном и том же месте · Отсутствие издержек, связанных с совершением сделки м/д произ-лями и пот-лями. Исключается существование биржевых контор, инвестиционных компаний, дилеров и др. посредников · Сбивание цен как орудие конкуренции · Отсутсвие предпочтений пространственного, личного и временного хар-ра Совер. конк-ная фирма – фирма, кот. функционирует на рынке совершен. конкуренции и принимает цену на свою продукцию как заданную рынком, не зависящую от продаваемого его малого объема продукции. Такая фирма приспосабливает затраты и объемы про-ва уже сложившейся на рынке цене. При любой цене выше равновесной спрос = 0, т.е. спрос на продукцию совер. конкур. фирмы абсолютно эластичен. Совокупность фирм, выпускающих одну и ту же стандартную прод-ю образует отрасль. Все фирмы отрасли вместе влияют на объем про-ва и на рыночную цену. Введем понятие валовой доход (TR) – общая сумма поступлений от продажи орпед. кол-ва товара. TR = P*Q AR – средний доход. MR (предельный доход) – доп. доход, кот. приносит доп. единица продукции. Цена задана рынком, она соответствует MR и AR. Преимущества совер. конкур. фирмы: · Оптимальное ценообразование (все фирмы, действуя независимо или одновременно, могут повлиять на цену) · Оптимальное размещение рес-в (средства в наиболее эффективной отрасли) · Оптимальные затраты (фирмы про-дят прод-ю с миним. издержками на единицу прод-и) Недостатки: · Для фирм создается равенство возможностей, но не гарантируется равенство достигаемых результатов · Учитываются издержки, окупаемые фирмами, но не издержки, осуществляемые обществом и связанные с про-вом общ. благ. · Имея большое число фирм, не всегда можно обеспечить концентрацию рес-в, необходимую для развития наукоемких и капиталоемких отраслей, развитие фундаментальных исследований · В полной мере не учитываются потреб-кие предпочтения и вкусы, т.к. отсутствует дифференциация продуктов и услуг
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 612; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |