Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психология отношений В.Н. Мясищева




Методологические принципы психологической науки в СССР.

Важным направлением и результатом развития психологии в анализируемый период являлось углубление и конкретизация теоретических и методологических оснований психологии как науки.

К ключевым позициям теоретико-методологического поиска можно отнести:

1) Дальнейшая разработка совокупности методологических принципов, лежащих в основе психологической науки. Она включает:

- принцип диалектико-материалистического детерминизма (причинная обусловленность любого психического явления объективным материальным миром);

- принцип единства личности, сознания и деятельности (сознание - личностно и деятельно, личность - сознательна и деятельна, деятельность - сознательна и личностна);

- принцип отражения (все психические явления – результаты непосредственного или опосредованного психического отражения, содержание которого детерминировано объективным миром);

- принцип развития (постепенное и скачкообразное усложнение психики как в процессуальном, так и содержательном аспектах);

- принцип иерархичности психики (все психические явления рассматриваются как ступени, включенные в иерархическую лестницу, где нижние ступени подчинены и управляются высшими, а высшие, включая в себя низшие в измененном виде и опираясь на них, к ним не сводятся);

- личностный принцип (индивидуальный подход к человеку как личности и понимание ее как отражающей системы, определяющей все другие психические явления),

- принцип единства теории, эксперимента и практики (эксперимент, опираясь на теорию, проверяет и уточняет последнюю, и, вместе с ней, подтверждается практикой как высшим критерием истины).

2) Разрешение вопроса о предмете психологии как самостоятельной научной дисциплине.

3) Выявление и формулировка основных законов и закономерностей психической деятельности.

4) Систематизация и уточнение категориально-понятийного аппарата психологической науки.

В целом можно с достаточными основаниями утверждать, что в период с конца 60-х по конец 80-х гг. окончательно завершается формирование теоретико-методологических основ психологической науки в СССР, а сама психология укрепляет свои позиции в системе наук.

В ХХ в. (главным образом, до 80-х гг.) развитие психологии во многом определилось идеями, заложенными в работах В.М. Бехтерева и
Л.С. Выготского. В трудах Б.Г. Ананьева (1907 – 1972) и В.Н. Мясищева (1893 – 1973) закладывались основы комплексного исследования человека, его психофизической природы, его отношений с миром.

Возглавляя в 20-е годы лабораторию индивидуальной рефлексологии, В.Н. Мясищев открыл важные закономерности становления индивидуального стиля деятельности, выделил и описал несколько типов личности. Он доказывал, что психология личности должна основываться на данных типологии и дифференциальной психологии. В.Н. Мясищевым был предложен новый подход, называемый им психологией отношений. При этом отношения понимались как сознательные, избирательные связи человека с окружающим миром и с самим собой, которые влияют на его личностные качества и реализуются в деятельности. Такой цельный подход к личности, по мнению В.Н. Мясищева, обеспечивал динамическое понимание личности как единства субъекта и объекта. В его последних работах развивалась идея о том, что настоящее, превращаясь постоянно в прошлое, в опыт, одновременно становится потенциалом будущего поведения личности.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1275; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.