Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исследования в области психологии Б.М. Теплова




Психология запоминания А.А. Смирнова

Еще одним важным центром психологии был Психологический институт, возглавляемый А.А. Смирновым (1894 – 1980). В его собственных экспериментальных исследованиях центральное место заняли проблемы психологии запоминания. В этом направлении он выделял два основных вида запоминания: произвольное и непроизвольное. Между этими «полярными» формами существуют промежуточные, и в процессе деятельности происходит переход от одних в другие. В своих исследованиях направленности запоминания А.А. Смирнов глубоко изучил ряд его параметров: полноту, точность, последовательность. Основное значение он придавал мотивации запоминания.

Работы Б.М. Теплова (1896 – 1965) были связаны с исследованием восприятия, анализа реакций, вызываемых различными цветами и звуками. Еще в 1921 – 1925 гг., будучи начальником отдела опытных станций научных исследований Высшей школы военной маскировки, Б.М. Теплов руководил физической и психофизической лабораториями, которые изучали зрительное восприятие в применении к запросам военного ведомства – способы маскировки, военного строительства.

Анализ изменения цвета при различной интенсивности окраски, а также изменения контуров и фигур при их различном расположении помог получить важные данные о свойствах зрительного восприятия. Эти материалы позднее вошли в работы
Б.М. Теплова, посвященные архитектуре. В своих исследованиях он стремился изучать механизм возникновения не просто образа, но «эмоционального», «эстетического» образа, который формирует «культурную память» человека, его эстетические и этические пристрастия и установки.

В работе «Проблемы индивидуальных различий» (1961) Б.М. Теплов четко разграничил задатки как природные предпосылки становления способностей и сами способности как психические качества, необходимые для успешного исполнения деятельности. В своих исследованиях
Б.М. Теплов наряду со способностями выделил одаренность, понимая под ней такое сочетание способностей, которое определяет успешность деятельности. Он исходил из того, что успешность может быть достигнута различными путями. Относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможности успешного выполнения даже такой деятельности, которая наиболее тесно связана с этой способностью. Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, хорошо развитыми у данного человека. Таким образом, Б.М. Теплов рассматривал способности не изолировано друг от друга, а как целостную систему, в которой выделить какую-либо способность в качестве самостоятельной можно лишь в аналитических целях.

В последний период жизни Б.М. Теплов выдвинул серьезную программу диагностики типологических свойств. На основе этой программы сложилась крупная научная школа дифференциальной психофизиологии, важнейшим вкладом которой стало раскрытие свойств нервной системы, присущих человеку. Особенно значимая роль в развитии исследований, проводимых этой школой, принадлежит В.Д. Небылицыну (1930 – 1972), который, к сожалению, не смог довести до конца начатые работы.

 

 

81.Концепции развивающего обучения (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов,
Д.Б. Эльконин).

П.Я. Гальперин изучал развитие внутренней умственной деятельности. Он считал, что из трех компонентов действия – ориентировки, исполнения и контроля – наибольшее значение имеет ориентировка. Правильно заданная ориентировочная основа позволяет с первого раза выполнить действие безошибочно. Так же как и Б. Скиннер, П.Я. Гальперин пришел к выводу, что при ориентировке и контроле наибольшее значение имеет поэтапность действия и возможность контроля хода его выполнения. Однако, если у
Б. Скиннера процесс решения задачи, так же как и контроль за ее выполнением, остается всегда внешним, у П.Я. Гальперина происходит постепенная интеориоризация действия и превращение его во внутреннее, умственное. Поэтому теория П.Я. Гальперина получила название теории поэтапного формирования умственных действий. В то же время
П.Я. Гальперин, исследуя разные способы задания ориентировочной основы, пришел к выводу о значении проблемного обучения.

В.В. Давыдов и Д.Б. Эльконин, развивая идеи П.Я. Гальперина, создали новое направление в отечественной психологии – психологию формирования мыслительной деятельности учащихся.

Однако главные работы Д.Б. Эльконина были посвящены проблемам игровой деятельности и периодизации. Он выделил структуру игровой деятельности, в число основных элементов которой вошли сюжет (во что играют), содержание (как играют), роль, воображаемая ситуация, правило, игровые действия и операции, игровые отношения.

Большое значение имела и разработанная Д.Б. Элькониным периодизация, в которой он выделил две стороны в деятельности – познавательную и мотивационную. Эти стороны существуют в каждой ведущей деятельности, но развиваются неравномерно, чередуясь по темпу развития в каждом возрастном периоде.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2245; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.