Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История создания и начало развития психологии в БГУ




Создание отделения логики, психологии и русского языка на филологическом факультете БГУ.

Деятельность Центральной психотехнической лаборатории.

Деятельность Л.С. Выготского в педагогическ техникуме г. Гомеля.

Исследования психического развития Л.И. Божович и М.И. Лисиной.

Исследования Л.И. Божович (1908 – 1981) были связаны с процессом формирования личности детей, который она понимала как развитие независимости от окружающей среды, когда поведение человека определяется не внешней ситуацией, но внутренними мотивами.

Проблема развития общения взрослых и детей была в центре внимания М.И. Лисиной (1929 – 1980) и ее сотрудников. Они выделили несколько этапов в этом процессе в течение первых семи лет жизни детей, а также критерии их сформированности и те новообразования в структуре личности и интеллекта, которые напрямую связаны с конкретным этапом общения.

В настоящее время развитие отечественной психологии переживает новый этап, в котором тесно переплетаются практические и теоретические проблемы.

С необходимостью встал вопрос о развитии исследований таких проблем, как психология личности, ее социализация и формирование социальной и личностной идентичности, что привело к расцвету социальной и этнической психологии. Именно эти направления в большей степени нежели когнитивная психология, испытали давление со стороны официальной идеологии.

Перед современной отечественной психологией остро стоят практические вопросы, такие как вопросы диагностики, модификации тестов и психотерапевтических технологий.

 

Лев Семенович Выготский (1896 – 1934) получил признание как один из крупнейших психологов первой половины XX в. Вместе с повышенным интересом к работам Л.С. Выготского, следует отметить, что его труды долгое время не издавались. Закрытость наследия Л.С. Выготского и сведений о его жизни вызвала возникновение мифов вокруг его личности. За свою короткую жизнь (37 лет) он написал более 200 трудов.

Основные биографические данные

Лев Семенович Выготский родился в г. Орше Витебской области 5 ноября 1896 г. по старому стилю. В 1897 г. семья Выготских переехала в Гомель. Всего в семье родителей Льва Семеновича было 8 детей: 3 мальчика и 5 девочек. В Гомеле прошло его детство и школьные годы.

Отец, Семен Львович Выготский (1869 – 1931), был образованным человеком, знал несколько иностранных языков, являлся банковским служащим. Мать, Цицилия Моисеевна (1874–1935), учительница по образованию, свободно владела немецким и французским языками.

Первоначальное образование Л.С. Выготский получил дома. Сдав экстерном экзамены за 5 классов, он поступил в 6-й класс частной мужской гимназии в г. Гомеле. Любимыми предметами были литература и философия.

Гимназию Л.С. Выготский заканчивает с золотой медалью и уезжает в Москву поступать на медицинский факультет Московского Императорского университета, но медицина его не увлекла, и через месяц переводится на юридический факультет.

Однако, интерес к философии и литературе был так велик, что Л.С. Выготский одновременно в 1914 г. поступает на историко-философский факультет народного университета им. А.Л. Шанявского, открытый на средства либерального деятеля народного образования генерала А.Л. Шанявского (1837–1905), где учились все желающие, независимо от пола, национальности, религии. Психологию и педагогику в университете преподавал Павел Петрович Блонский (1884–1941). В период учебы Л.С. Выготский занимался в семинаре Густава Густавовича Шпета (1879–1937).

Завершая учебу в университете им. А.Л. Шанявского, для написания дипломной работы он выбрал свое любимое произведение – «Гамлет». Черновые варианты, занявшие 12 тетрадей, хранятся в архиве в двух вариантах. Целиком «Трагедия о Гамлете, принце Датском, у Шекспира» впервые увидела свет через 52 года после ее написания. Она была опубликована в качестве приложения ко второму изданию книги Л.С. Выготского «Психология искусства» (1968 г.).

Успешно окончив оба университета, в декабре 1917 г. Л.С. Выготский возвратился к семье в Гомель.

В начале января 1919 г. Л.С. Выготский отдает себя практической работе в области культуры и народного образования. Педагогическую деятельность он начинает с преподавания литературы в только что открывшейся трудовой школе г. Гомеля. В дальнейшем Л.С. Выготский начал преподавать психологию. Он ведет курсы общей, экспериментальной, детской и педагогической психологии в ряде Гомельских учебных заведений: школах, педтехникуме, на учительских курсах, где работал в области культуры и образования.

После переезда в Москву Л.С. Выготский завершает прежние исследования и начинает интенсивно развивать проблемы педагогической психологии и дефектологии с разработки проблемы сознания и установления взаимосвязи психологии и физиологии, заниматься критическим анализом течений психологии того времени.

Умер Л.С. Выготский 11 июня 1934 г. от туберкулеза, похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Техникум был создан в 1921 г. с целью подготовки школьных работников. Л.С. Выготский работал там с 1922 г., вел логику и все курсы психологии. 3 мая 1923 г. на педсовете он предложил организовать кабинет экспериментальной психологии. Свои предложения он сформулировал в докладе, где определил задачи кабинета.

Деятельность кабинета была многоаспектной: учебная, исследовательская, методическая. Поскольку архивный материал, связанный с работой Льва Семеновича в техникуме, никогда ранее не публиковался, приводим протокольную запись этого доклада полностью.

Об организации психологического школьного кабинета при педтехникуме.

Задачи и характер кабинета:

Демонстрация психологических опытов при прохождении курса психологии (общей и педагогической).

Лаборатория для научных исследований первичного характера и для практических занятий по экспериментальной педагогике и психологии слушателей педагогических учебных заведений.

Кабинет экспериментального исследования ребенка, дефективных детей по указанию детских учреждений, нуждающихся в индивидуальном психологическом исследовании, опытных детских домов. Установление научных форм и методов наблюдения за детьми и составление характеристик по научной системе при участии или консультации доктора-психолога И.М. Петельчица.

Руководство работой и разработка самостоятельных обследований по изучению и учету школ и учебных заведений всех типов, учебного опыта школьной методики, психологии учащихся, анкеты, разработка и проведение, составление характеристик, опытная проверка по поручению школ методических приемов и других педагогических методов.

На педагогическом совете 24 мая 1923 г., когда повторно слушался вопрос о психологическом кабинете, было принято решение приобрести в Москве необходимые приборы. Работа кабинета начиналась фактически на пустом месте: не было соответствующей материальной базы. Но, тем не менее, эта работа была так организована, что уже к осени были проведены экспериментальные исследования, которые оказались очень результативными. Итоги исследований стали основой для доклада на педсовете техникума 10 октября 1923 г., отчет о проделанном строился с учетом выполнения пунктов намеченной в плане работы.

По инициативе Л.С. Выготского был организован психолог кабинет, широко поставивший обследование учащихся школ и детей из детских домов. В тоже время Выготский сост консультантом-психологом при одной из школ.

Результаты экспериментальных исследований, проведенных в психологическом кабинете педагогического техникума, были оформлены Л.С. Выготским в виде пяти научных работ. Одна из этих работ легла в основу опубликованной позднее статьи «О влиянии речевого ритма на дыхание». Другая – «Экспериментальное исследование воспитания новых речевых рефлексов по способу связывания с комплексом» – так и не вышла в свет. С тремя из них Л.С. Выготский выступил на II Всероссийском съезде по психоневрологии, который проходил в Петрограде в январе 1924 г.
Л.С. Выготский, делегат от Гомельского ГубОНО, выступил с докладами: «Методика рефлексологического и психологического исследования», «Как надо сейчас преподавать психологию», «Результаты анкеты о настроениях учащихся в учебных классах Гомельских школ в 1923 г.».

Доклад Л.С. Выготского произвел столь значительное впечатление на А.Р. Лурия, что он убедил директора института К.Н. Корнилова пригласить
Л.С. Выготского на работу.

Т.о., проведенные Л.С. Выготским в 1919 – 1924 гг. исследования в области педагог психологии, разработка им проблем психологии искусства, эксперимент работы в психолог кабинете при Гомельском педагогическом техникуме дали возможность подготовить ряд статей и первые крупные произведения Л.С. Выготского – «Педагогическая психология» и «Психология искусства». В гомельский период жизни и деятельности Л.С. Выготский сформировался как самостоятельный ученый, способный вести теоретическую и экспериментальную работу.

86. Общие тенденции развития психологии в 1920 ‑ 1930-е гг. в БССР.

Развитие психолог науки в период 20-30-х годов происходило в основном в рамках педологии. Педология (наука о ребенке) в начале XX в. базировалась на работах психологов А.П. Нечаева, Г.И. Россолимо,
И.А. Сикорского, К.И. Поворина, педагогов П.Ф. Лесгафта, Ф.Ф. Эрисмана. Педология ставила задачу помочь в обучении и воспитании человека нового общества. Первый педологический съезд состоялся в конце
1928 – начале 1929 г. На съезде была выработана общая платформа развития отечественной детской психологии.

Новое понимание психического развития было разработано Михаилом Яковлевичем Басовым (1892 – 1931). М.Я. Басов разработал методику наблюдения за детьми дошкольного возраста. Он ввел в советскую психологию термин «деятельность», считая, что человек – «активный деятель в среде», настаивал на социокультурной и исторической обусловленности индивидуального поведения. Его книга «Общие вопросы педологии» (1931) внесла вклад в педагогическую и психологическую науки.

Начало 20-х гг. было также периодом появления первых высших учебных заведений в послереволюционной Беларуси. До революции 1917 г. психология была представлена лишь в учебных заведениях современных России и Украины. Поскольку первое высшее заведение – БГУ – было создано в 1921 г. Первоначально задача подготовки кадров республики решалась путем приглашения специалистов из ведущих научных центров страны.

Так, в январе 1921 г. Центральный исполнительский комитет (ЦИК) Белоруссии обращается к научным сотрудникам страны с призывом принять участие в создании университета в Минске и дальнейшей работе в нем.

Одним из первых профессоров, специализирующихся в области психологии был В.Н. Ивановский.

Научная деятельность:

В период работы в БГУ В.Н. Ивановский написал монографию «Методологич введение в науку и философию» (1923), где предложил свою классификацию наук, разделив их на теоретические и практические. К практическим наукам он относил и психологию. Об этой классификации упоминает Л.С. Выготский в статье «Исторический смысл психологического кризиса» и присоединяется к характеристике психологии как естественной науки в этом широком смысле слова.

В деятельности В.Н. Ивановского в БГУ примечательным является написание первой оригинальной учебной программы под названием «Программа по психологии, фундаментальной логике, истории научного мировоззрения и истории Белоруссии» на 1923/24 учебный год.

Деятельность П.Я. Панкевича по развитию педагогики
и психологии в Беларуси

Научная деятельность:

В период работы П.Я. Панкевича в БГУ проводились психологические исследования, имевшие прикладное значение для улучшения работы самого университета. П.Я. Панкевич был первым директором научно-исследовательского института педагогики и педологии, в создании которого он принимал непосредственное участие. Институт был открыт в октябре 1929 г. в Минске. Ныне Национальный институт образования является ведущим научно-исследовательским учреждением Республики Беларусь в области психологических, педагогических и социально-экономических наук.

Деятельность С.Я. Вольфсона.

Научная деятельность:

Основные труды С.Я. Вольфсона: «Плеханов», «Интеллигенция как социально-экономическая категория», «Социология брака и семьи», «Семья и брак в их историческом развитии». Две последних книги раскрывают социологическую специфику такого социального института как семья и содержат элементы психологических знаний. Поэтому, можно утверждать, что профессор С.Я. Вольфсон внес определенный вклад в становление психологии в Беларуси.

Впервые мысль об организации в БССР психотехнической лаборатории возникла на одном из организационных собраний Всебелорусской Ассоциации научной организации труда. Предлагалось с осени 1925 г. провести первые психотехнические исследования и начать работу по профотбору и профконсультации. Было предложено организовать краткосрочные курсы по научной организации труда и психотехнике. Лаборатория начала работать с 1925 г. под руководством профессора
С.М. Василейского и при активном участии сотрудников этой лаборатории
А.А. Гайворовского и С.М. Вержбаловича.

В архивах за 1924 г. содержатся материалы, связанные с рассмотрением вопроса о создании психотехнической лаборатории. Психотехника – это практическое направление начала XX в. в развитии психологии. Л.С. Выготский подчеркивал, что ведущая роль в развитии психологической науки принадлежит психологии труда, психотехнике, ее общей проблематике.

За время существования психотехнической лаборатории был опубликован целый ряд печатных работ, в частности: С.М. Василейским: «Введение в теорию и технику психологических, педологических и психотехнических исследований» и «Опыт психотехнической квалификации автобусных шоферов»; А.А. Гайворовским: «Очерк методологии профессиографии», «Основы психотехники политпросветработы», «Методы профотбора», «Развитие круга общежизненного и общекультурного опыта современного ребенка» и «Вопросник для психологической характеристики профессий (переработка Липмановского вопросника)»; С.М. Василейским, А.А. Гайворовским, С.М. Вержбаловичем: «Из теории и практики профконсультации и профориентации».

Кроме того, лабораторией был сконструирован ряд тестов, из которых можно отметить следующие: тесты на наблюдательность, картографическую память и точность восприятия, тест на знание слов и объектов, тест на исследование круга литературного опыта, тест Бурдона.

Деятельность С.М. Василейского на посту заведующего психотехнической лабораторией

Разносторонняя деятельность С.М. Василейского в Беларуси особенно активно развивалась в период 1925 – 1928 гг., когда он возглавлял психотехническую лабораторию в Минске. Под руководством
С.М. Василейского сотрудниками лаборатории была проделана большая работа.

Результаты научной деятельности профессора С.М. Василейского получили отражение в ряде его печатных работ по вопросам психологии труда, профориентации и профконсультации. В 1927 г. С.М. Василейским была опубликована книга «Введение в теорию и технику психологических, педолого-педагогических и психотехнических исследований»; в 1928 г. – «Статистический метод в применении к психологии, педагогике и психотехнике».

В 1929 г. С.М. Василейским, А.А. Гайворовским, С.М. Вержбаловичем было издано фундаментальное исследование «Из теории и практики профориентации и профконсультации». В книге раскрываются психологические основы профориентации, профконсультации и профотбора, дается анализ теории тестирования и приемов их практического применения, детально характеризуются методика и техника выявления пригодности человека к профессии.

Профессор С.М. Василейский также исследовал вопросы психологии детского мышления. Результаты этих исследований получили отражение в работе «Экспериментально-психологическое исследование мышления у детей».

Деятельность А.А. Гайворовского в психотехнической лаборатории.

Большинство работ А.А. Гайворовского посвящено вопросам психологии профориентации и профотбора, а также методам исследования этой проблемы. Так, в 1929 г. им вместе с С.М. Василейским и
С.М. Вержбаловичем было опубликовано фундаментальное исследование «Из теории и практики профориентации и профконсультации». Однако,
А.А. Гайворовский не ограничивался лишь вопросами профориентации. Например, вместе с другими исследователями он изучал психологию детей.

Он внес немалый вклад в развитие психологической культуры в Беларуси. Особое значение имела опубликованная под редакцией и с предисловием К.Н. Корнилова книга А.А. Гайворовского «Основы психотехники политпросветработы», которая была издана секцией научных работников БССР в 1928 г.

В 1928 г. в Минске вышла книга А.А. Гайворовского «Психотехника и библиотечное дело». В ней он рассматривает вопросы психологии читателя и методы изучения его личности. А.А. Гайворовский поднимал такие проблемы, как исследование круга литературного опыта читателей, изучение их индивидуальности и влияние этой индивидуальности на запросы и интересы людей: что читают и мнение о прочитанном, какая связь между умственной одаренностью и читаемостью.

Также А.А. Гайворовским были сформулированы общегигиенические правила организации труда, общепсихологические правила и положения организации умственного труда, индивидуально-психологические правила их организации.

Научные труды (статьи в различных журналах): «Психолого-педагогические предпосылки обучения взрослых»; «Методы профотбора»; «Единый лекционный план»; «Этика Ф.М. Достоевского»; «Психология взрослого малокультурного человека».

Деятельность С.М. Вержбаловича в психотехнической лаборатории

С момента открытия в 1925 г. Центральной психотехнической лаборатории С.М. Вержбалович являлся ее постоянным сотрудником.

В качестве основных обязанностей С.М. Вержбаловича было составление психограмм наиболее востребованных специальностей того времени: шофера, вагоновожатого, слесаря, рабочего и других, проведение консультаций по профессиональной ориентации учащейся молодежи в минских школах. В 1929 г. он выступал на белорусском радио в передачах, посвященных проблемам профконсультации, раскрывал специфику наиболее распространенных профессий, объяснял требования, предъявляемые к будущим специалистам.

Поскольку психотехническая лаборатория была тесно связана с кафедрой психологии БГУ, то С.М. Вержбалович участвовал в проведении занятий по психологии на педагогическом факультете БГУ. Он принимал активное участие в работе Белорусской ассоциации научной организации труда (НОТ), вначале как член президиума и секретарь этой Ассоциации, а с мая 1927 г. по октябрь 1929 г. – как ответственный секретарь Белорусской ассоциации НОТ.

В итоге можно отметить, что С.М. Вержбалович является одним из родоначальников практической психологии в Беларуси.

 

В 1947 г. на филологическом факультете БГУ открылось отделение логики, психологии и русского языка, которое просуществовало до 1955 г. Одним из организаторов этого отделения и его заведующей была Елена Павловна Ересь.

Научная деятельность.

Е.П. Ересь внесла значительный вклад в развитие психологической науки Беларуси. Она является автором 30 крупных теоретических и практических трудов по проблемам общей, возрастной и педагогической психологии. Ею были изданы книги: «Индивидуальный подход к учащимся в процессе учебно-воспитательной работы», «Способности и их развитие у детей», «Недисциплинированность школьников, ее причины и пути устранения», «Воспитание характера», «Внимание и его воспитание у детей», «Организация внимания в учебно-воспитательном процессе», «Организация внимания в учебно-воспитательном процессе», «Индивидуальный подход к учащимся в процессе учебно-воспитательной работы».

Е.П. Ересь – автор известных учебников по психологии, в частности, главы «Темперамент» в учебном пособии «Психология», вышедшим в Москве под ред. К.Н. Корнилова, Б.М. Теплова и Л.М. Шварца (1941), глав «Внимание», «Темперамент», «Способности» в учебнике психологии для студентов заочников педагогических институтов, вышедшем в Минске под общей ред. А.А. Зарудной (1970). Некоторые публикации Е.П. Ересь были переведены на иностранные языки.

С именем Е.П. Ересь связано создание в Беларуси республиканского Товарищества (Общества) психологов в 1960 г. Она была почетным членом общества психологов СССР, первым из белорусских психологов членом ученого совета по защите кандидатских диссертаций по психологии и педагогике в нашей республике при МГПИ им. М. Горького (1967).

Таким образом, научные интересы Е.П. Ересь лежали в области психологии личности, индивидуальных различий, темперамента, взаимосвязи темперамента и характера, воли и способностей, индивидуального
подхода к учащимся в процессе учебно-воспитательной работы, недисциплинированности школьников, внимания и его организации в процессе обучения.

Прошло более полувека, но проблемы, освещенные в книгах и статьях Е.П. Ересь, сохраняют свою актуальность и сегодня.

Деятельность выпускников филологического факультета БГУ
Р.И. Водейко, И.М. Розета, М.С. Клевчени, А.Н. Широковой и др.

Рэм Иосифович Водейко родился 20 ноября 1928 г. в г. Минске в семье педагогов. После окончания школы он поступил в Ленинградский университет на физический факультет. Однако из-за тяжелой болезни ему пришлось прервать учебу и вернуться в Минск (1947 г.) В это же время на филологическом факультете БГУ открыли новое отделение – логики, психологии и русского языка, куда и поступил Р.И. Водейко. Его первым преподавателем психологии была Е.П. Ересь.

В 1953 г. Р.И. Водейко закончил БГУ. В этом же году ученым советом университета был рекомендован в аспирантуру Минского государственного пединститута по специальности «Психология», которую закончил в 1956 г.

В 1960 г. под редакцией Р.И. Водейко издан сборник «Первые успехи», обобщающий опыт работы лучших учителей и воспитателей школ-интернатов республики. Как член оргкомитета, он принимал участие в создании Белорусского отделения общества психологов СССР, был избран секретарем Президиума республиканского совета этого общества.

С сентября 1960 г. Р.И. Водейко работает в БГУ. До 1964 г. он занимал должность преподавателя кафедры педагогики и психологии. В течение двух лет (1962 – 1964 гг.) находился в рабочей командировке на Кубе, где обучал кубинскую молодежь в Институте русского языка им. М. Горького. Завершив работу на Кубе, в 1964 г. Р.И. Водейко вернулся в Минск и до 1970 г. работал в БГУ на кафедре педагогики и психологии уже в должности старшего преподавателя.

В 1968 г. Р.И. Водейко защитил диссертацию по психологии на соискание ученой степени кандидата наук на тему «Ранние этапы онтогенеза речи». Научным руководителем диссертации был доктор педагогических наук действительный член Академии педагогических наук СССР, профессор Б.Г. Ананьев. По материалам диссертации было опубликовано восемь работ.

В январе 1976 г. в университете была впервые открыта самостоятельная общеуниверситетская кафедра психологии. Р.И. Водейко был назначен исполняющим обязанности заведующего этой кафедрой, а в марте 1977 г. избран на конкурсной основе на должность заведующего кафедрой психологии. В общей сложности Рэм Иосифович заведовал кафедрой 17 лет, до 1992 г. С декабря 1992 г. Р.И. Водейко является профессором кафедры психологии.

Михаил Семенович Клевченя родился 16 ноября 1929 г. в Брестской области. После окончания школы в 1947 г. поступил на филологический факультет БГУ, на отделение логики, психологии и русского языка. В университете 4 года был старостой психологического кружка, которым руководила Е.П. Ересь. Окончил БГУ в 1952 г. с присвоением квалификации преподавателя логики, психологии и русского языка.

В 1959 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Исследование развития литературных знаний и связь их с личным опытом учащихся». Руководителем был Б.Г. Ананьев.

С 1961 г. работает на кафедре психологии в Минском пединституте
им. М. Горького, ныне БГПУ им. М. Танка. В последнее десятилетие вел курсы дифференциальной психологии, истории психологии, психологии высшей школы, спецкурсы: психология одаренных детей, психологические основы профориентации учащихся, индивидуальные различия учащихся, современные концепции обучения, практическая психология.

В начале 70-х годов работал в лаборатории проблем высшего образования. Под редакцией М.С. Клевчени изданы пять сборников по вопросам подготовки студентов к воспитательной работе.

В мае 1974 г. читал лекции по вопросам педагогической психологии учителям и студентам в Чехословакии. В 1974 – 1975 гг. находился в Англии в качестве стипендиата ЮНЕСКО. Изучал опыт британской системы профориентации работы в школах. В 1977 г. руководил производственно-ознакомительной практикой группы студентов в Польше. В 1978 г. принимал участие в работе семинара экспертов ЮНЕСКО в Париже по вопросам оценивания знаний, умений, личностного роста учащихся и студентов. С 1979 по 1984 гг. работал в Афганистане, Кабульской академии, открытой ЮНЕСКО. В 1996 г. изучал опыт психологической подготовки учителей в Манчестерском университете (Англия). Среди учеников М.С. Клевчени – С.Л. Богомаз, Е.Н. Колодич, М.Ф. Бакунович.

Исаак Моисеевич Розет (1927–1992) является одним из первых выпускников отделения логики, психологии и русского языка БГУ. Родился он в Витебской области. После окончания БГУ преподавал в школах
г. Минска. В 1963 г. защитил кандидатскую диссертацию. Всего им опубликовано около 100 работ. Особое внимание он уделял эвристической, продуктивной умственной деятельности. Изучал влияние воображения, фантазии на умственную деятельность. Долгие годы он занимался изучением продуктивной умственной деятельности, результаты этой работы обобщены в монографии «Психология фантазии», которая была издана в 1991 г.

Экспериментально И.М. Розетом фантазия была изучена при помощи следующих методик: необычное употребление предметов; предвидение последствий; заголовки к рассказам; тест Роршаха; ТАТ; сочинение рассказа; разгадывание ахроматических чернильных пятен. Книга была переведена на ряд иностранных языков: испанский, польский, английский.

Говоря о его деятельности, нельзя не отметить его известные работы: «Отражение психической реальности в особенности лексики», «К вопросу о возможности обучения решать математические задачи», «О математическом моделировании вероятностной концепции припоминания», «Нелингвистическая реальность, роль нелингвистических стимулов. Семантика».

Анна Борисовна Широкова родилась 29 мая 1931 г. в г. Минске. Окончила среднюю школу в 1950 г. После окончания школы она поступает в БГУ на отделение логики, психологии и русского языка, где преподавали такие известные психологи, как Е.П. Ересь, Н.Г. Медведева и другие. После окончания университета А.Б. Широкова работала 7 лет в Минском горкоме комсомола, занималась студенческими коллективами. В 1962 г. она поступила в аспирантуру на кафедру психологии. Тема кандидатской диссертации: «Зависимость положения ребенка в межличностных отношениях от особенностей его личности и поведения» (научный руководитель Л.И. Божович).

С 1965 г. по 1981 г. А.Б. Широкова работает в МГПИ им. М. Горького. В 1981 г. была приглашена в институт иностранных языков, где по конкурсу избирается заведующей кафедрой психологии. В настоящее время является доцентом этой кафедры. Разрабатывала такие учебные курсы, как общая и возрастная психология, педагогическая, социальная психология, а также психология управления. В данный момент работает над проблемой формирования личности и педагогического общения в системе педагогического образования. А.Н. Широкова издала более 60 печатных работ, в том числе 2 книги в соавторстве с А.М. Кухарчук и несколько с
Я.Л. Коломинским.

В период руководства кафедры А.Б. Широковой совместно с сотрудниками были проведены исследования следующих тем: «Пути совершенствования профессионально-психологической подготовки студентов языкового вуза» и «Психология общения на родном и иностранном языках». По данной тематике было опубликовано более 160 статей и методических материалов.

В настоящее время под ее руководством ведутся исследования социально-перцептивных компонентов профессиональной деятельности учителя иностранного языка. Разработаны курсы: «Психология высшей школы», «Психология общения», «Психология управления», которые преподаются в контексте бакалаврской и магистерской подготовки студентам МГЛУ.

Таким образом, деятельность выпускников отделения логики, психологии и русского языка БГУ была многогранной, и даже на примере только четырех его представителей видна существенная роль, которую они сыграли и продолжают играть в развитии психологии в Беларуси.

 

 

БГУ, один из ведущих вузов республики, был основан 11 июля 1921 г. 18 августа 1920 г. коллегия Научного Секретариата Народного Комиссариата Образования РСФСР постановила открыть в Минске Государственный университет в составе следующих факультетов: 1) рабочего; 2) естествознания; 3)медицинского; 4) литературно-филологического.

Для подготов работы по организации БГУ в Минске была создана комиссия, которую возглавил академик Я. Карский. Народный комиссариат просвещения РСФСР создал в Москве комиссию содействия организации БГУ. Однако, открытие БГУ в намеченные сроки не состоялось. Работа по созданию университета в Минске возобновилась после освобождения города от польских войск.

27 декабря 1920 г. несколько человек из комиссии содействия прибыли в Минск и отметили готовность открытия БГУ. В 1921 г. первым проректором БГУ был назначен Владимир Иванович Пичета. Одними из первых преподавателей психологии в университете стали профессор философии: В.И. Ивановский (медицинский факультет) и профессор И.М. Соловьев (факультет общественных наук).

В 1964 г. в БГУ открывается кафедра психологии и педагогики, которую возглавил С.А. Умрейко, а с 1974 г. – профессор М.У. Пискунов. В 1976 г. на базе кафедры психологии и педагогики была создана первая самостоятельная кафедра психологии (заведующий – Р.И. Водейко).

Качественно новый скачок в развитии психолого-педагогической науки в Беларуси связан с именем Степана Андреевича Умрейк о (1908 – 1978).

С ноября 1948 г. он возглавляет научно-исследовательский институт педагогики Министерства просвещения БССР. В 1952 г. успешно защищает кандидатскую диссертацию и назначается заместителем министра просвещения Республики Беларусь. Работу в Министерстве просвещения С.А. Умрейко совмещал с педагогической деятельностью. С 1949 по 1964 г. он преподавал в Минском государственном педагогическом институте, затем в БГУ. В апреле 1964 г. на конкурсной основе был избран заведующим кафедрой педагогики и психологии БГУ, которой руководил до октября 1972 г. В том же году ему присвоено ученое звание профессора. Одновременно с 1967 по 1974 г. он работал в должности проректора БГУ. С 1974 г. и до последних дней жизни являлся профессором-консультантом кафедры педагогики БГУ.

При С.А. Умрейко на кафедре психологии БГУ работали: Р.И. Водейко, Л.А. Гуринович, А.И. Кулак. М.С. Метельский, В.П. Мещеряков,
А.К. Паншина, В.Н. Родионов, А.П. Сманцер, М.З. Янковский.

Кафедра психологии БГУ как самостоятельное учебно-методическое и научное подразделение была организована 10 января 1976 г. на базе кафедры педагогики и психологии. В течение 17 лет кафедра была общеуниверситетской, а с 1993 г. является кафедрой философско-экономического факультета.

В 1993/94 учебном году при активном участии доктора психологических наук, профессора Г.М. Кучинского в БГУ было открыто отделение психологии на философско-экономическом факультете, которое осуществляет подготовку специалистов по следующим специальностям:
1) медицинская и общая психология; 2) социальная психология.

С 1976 г. по 1992 г. кафедру возглавлял кандидат психологических наук, доцент, затем профессор кафедры Рэм Иосифович Водейко. С 1992 г. по 2000 г. – доктор психологических наук, профессор Геннадий Михайлович Кучинский, затем – доктор психологических наук, профессор Игорь Александрович Фурманов.

Основные научно-исследовательские работы, которые были проведены на кафедре психологии БГУ: «Психологические вопросы обучения студентов с помощью автоматизированной, обучающей системы (АОС) на базе ЭВМ»; «Психологические основы эффективной учебной деятельности студентов»; «Психологические аспекты развития профессиональных качеств педагога у студентов университета».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1230; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.443 сек.