Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Истоки гностицизма. Искажение учения о сущности Бога. 4 страница




Самый знаменитый текст Юстиниана по этому поводу - 6-я новелла, адресованная в 535 г. к патриарху Константинопольскому Епифанию. Новелла представляла собой целый свод канонического права, содержащий предписания по таким вопросам, как брачное состояние духовенства, церковная собственность, места проживания епископов, препятствия к рукоположению, юридический статус духовенства, духовное образование и т.д. Канонические правила Юстиниана задали образец на весь средневековый период. прежде всего на практике стремление Юстиниана к единству выразилось в беспощадном подавлении всех религиозных "инакомыслящих". Все остатки язычества были выкорчеваны, а язычникам было приказано креститься под угрозой конфискации имущества. Но сложнее было расправиться с монофизитств, к которому принадлежало большинство населения в Египте и на Востоке. Первой задачей, вставшей перед Юстинианом после восшествия его дяди на престол, было восстановление единства с Римом. Он уже тогда планировал свои походы по отвоеванию у варваров Италии, и поддержка папства для него была вопросом первоочередной важности.

 

Новая политика означала полный отказ от "Энотикона". Местные соборы, подтверждающие

халкидонскую веру, были проведены в Иерусалиме, Риме и в Тире. Халкидонец Павел был избран епископом Антиохийским, а Севиру пришлось Египет. Папе Гормизде было сообщено о всех этих переменах в торжественных письмах. Папа понял силу своей позиции и выдвинул собственные требования - вычеркнуть из диптихов всех, отлученных от Церкви Римом после подписания "Энотикона", - т.е. не только Акакия, но Евфимия и Македония, а также всех восточных епископов, чье служение проходило при режиме "Энотикона". Папские легаты даже привезли в Константинополь декрет для подписания всеми восточными епископами, который на самом деле был торжественным провозглашением римского учения. Византийцы сдались, папский текст был подписан.Так был завершен "акакианский раскол"."Энотикон" был в конце концов отвергнут лишь потому, что он маргинализировал Халкидон, насаждая ряд двусмысленностей. Умеренные монофизиты во главе с Севиром отвергали Халкидон под предлогом того, что он якобы был несторианским, но придерживались христологических позиций, полностью зависимых от св. Кирилла Александрийского. Монофизиты-севириане верили, что Христос был совершенным Богом и совершенным человеком и после соединения природ. Но они признавали лишь то значение слова "природа", которое придавало ему исключительно конкретный смысл, делающий его синонимом слова "ипостась". Они утвержд, что Халкидон, признавая существование двух природ после соединения, неизбежно приводил к выводу, что Христос был не единой Личностью, а двумя, действующими независимо друг от друга.

В 533 г. Юстиниан устроил диспут между православными и монофизитами, который результатов почти не принес. Юстиниан и Феодора воспользовались миролюбивой атмосферой, царившей на собрании, для следующих шагов, направленных на примирение с монофизитами. Юстиниан санкционирует православное употребление теопасхитской формулы, написав гимн"Единородный Сыне", включеный в литургическое. Политика Феодоры по обеспечению церковного единства оказалась неэффективной и из-за неприятия ее римскими папами и из-за того, что привела к трагич результатам: созданию параллельной иерархии и, следовательно, институционализации раскола. Это имело место в Сирии и Египте. Сам патриарх Феодосий Александр рукоположил двух епископов: Феодора, епископа Босры, и Иакова Бар Аддая, епископа Эдесского. Иаков Бар Аддай в течение 35 лет под видом нищего странствовал по всему Востоку и рукополагал епископов. Созданная им монофизитская иерархия с гордостью носит имя своего основателя - Яковитская церковь.

 

31). V Вселенский собор. Осуждение трех глав. Осуждение Оригена. Юстиниан и Вигилий.

Известно, что в 531 г. великий палестинский подвижник, преп. Савва прибыл в Константинополь просить помощи жертвам самарянского восстания, а также пожаловаться на беспорядки, чинимые в его Лавре монахами-оригенистами. Часть оригенистов даже отделилась и создала свой монастырь - Новую Лавру. После смерти св. Саввы оригенисты попытались штурмом взять его Лавру. А через Леонтия Византийского, добившегося расположения императора, они приобрели влияние в столице. Оригенистские споры и беспорядки в Палестине продолжились, и в 543 г. после целого ряда событий сам Юстиниан опубликовал трактат против Оригена и оригенистов. Леонтий Византийский, пытаясь симпатию у императора, предложил ему свое решение христологической проблемы, способное, как он считал, примирить севериан и халкидонцев. Но все верные догадки, как напр использование им термина воипостасность появляются у Леонтия в совсем неправильном контексте.

 

Оригенистическая традиция, представленная Евагрием, разработала особую христологию, основа на фундаментальных метафизических предпосылках Оригена. Как и всякий оригенист, Леонтий верил в предсуществование душ, котор и составляет человеческую природу т.к материя, тело, есть следствие грехопадения. Так как творение было предвечной реальностью, каждая душа до своего явления в падшем мире изначальн пребывает в "сущностном" общении с Богом. Это положение в равной степени относится к человеческой душе Христа, с тем лишь различием, что Его душа была единственной, которая никогда не отпадала от Бога. На христологическом уровне это означает, что предсуществовавший Логос и предсуществовавшая душа-природа вместе составляют ипостасное единство. В системе Оритена воплощение не является принятием человечества Богом, но лишь явлением в материальном мире предвечного единства Бога и человека. Леонтий, резко выступив против несториан и евтихиан, предполагал, что вводимое им понятие "сущностное единство" удовлетворит севериан-монофизитов, а использование слова "ипостась" умиротворит халкидонцев. Однако в 531-543 гг. оригенистская христология воспринималась прежде всего как возрождение антиохийских идей Феодора Мопсуэстийского. Действительно, для оригенистов человечество Христа, Его предсущественная душа отличалась от Логоса не менее, чем душа любого человека, и, следовательно, во Христе не было особого "ипостасного единства", отличного от первоначального состояния всех душ. Более того, согласно оригенистской и евагрианской духовности цель молитвы и монашеской жизни - в возвращении каждой человеческой души к этому восстановленному состоянию единства с Богом. В 543 г. в Константинополе прошел поместный собор под председательством Мины, на котором Ориген был осужден.

 

Монофизиты постоянно обвиняли Халкидонский Собор в несторианстве не столько даже из-за самого ороса, сколько из-за того, что многие халкидонцы затруднялись принять кирилловский теопасхизм, а также из-за того, что Собор официально реабилитировал двух критиков Кирилла - епископов Феодорита и Иву. В 543 г. Юстиниан опубликовал эдикт с осуждением Феодора Мопсуэстийс, ряда писаний Феодорита Киррского и одного письма Ивы Эдесского. Защитники осуждения "трех глав" утвержд, что были осуждены не сами лично Феодорит и Ива, а лишь часть их писаний, которая противоречила учению св. Кирилла. Однако для Запада, занявшего фундаменталистскую "халкидонскую" позицию, это было новое нападение на Халкидон. В этот критический момент Юстиниан осознавал, что дальнейший прогресс его плана зависел от одного человека - папы Вигилия. Однако Вигилий, видя столь единодушное неприятие "трех глав" на Западе, медлил и не давал ответа. Юстиниан послал ему приглашение посетить столицу, от котор папа не смог отказаться. В 548 г. был созван собор из 70 епископов, где папа зачитал написанный им документ "Юдикатум, в котором осуждались "три главы. Однако происшедшее недолго удовлетворяло Юстиниана. Он понял, что папская власть совсем не пользовалась таким авторитетом на Западе, как ему казалось. Большая часть западных епископов напрочь отвергла "Юдикатум". Юстиниан стал готовиться к созыву Вселенского Собора. Тем временем Вигилий вновь переменил позицию, объявив об отзыве "Юдикатума".

 

Собор собрался в Св. Софии в 553 г. На нем присутствовало всего 145 епископов, опять большей частью восточные, в том числе патриархи Константинопольский, Александрийский и Антиохийский и легаты Иерусалимского. Вигилий отказался прибыть на Собор. Главным догматическим деянием V Вселенского Собора было осуждение трех глав: т. е. осуждение личности и учения Феодора Мопсуэстийского, а также неправославных моментов учения Феодорита Киррского и Ивы Эдесского. Свое учение Собор выразил в нескольких анафематизмах, причем осудил не только несторианство и несторианскую тенденцию, но также и монофизитство. Анафематствуя тех, кто употребляет выражение «в двух природах» в несторианском смысле, он также анафематствует и тех, кто говорит «из двух природ» в смысле монофизитском, котор польз умеренные монофизиты, вроде Севира Антиохийского. Христология V Вселенского Собора — это христология, так сказать, вполне гармоничная, где Халкидонское вероопределение понимается в свете учения св. Кирилла. В одном из анафематизмов V Вселенского Собора упоминается Ориген, вернее, только его имя.

 

32). Попытка компромисса православия и монофизитства при императоре Ираклии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 490; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.