Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сознание в естественных науках и философии




 

Сознание человека возникло и развивалось в общественный период его

существования, и история становления сознания не выходит, вероятно, за

рамки тех нескольких десятков тысяч лет, которые мы относим к истории

человеческого общества. Главным условием возникновения и развития

человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная

речью орудийная деятельность людей, и одновременно с этим - необходимое её

условие. Это такая деятельность, которая требует кооперации, общения и

взаимодействия людей друг с другом. Она предполагает создание такого

продукта, который всеми участниками совместной деятельности сознается как

цель их сотрудничества.

 

Сознание, как любое зеркало, отражает окружающую действительность, и

собственное «Я» человека в том числе. Здесь речь идет о разновидности

сознания - о самосознании. То есть у человека есть отчетливое различение

субъекта и объекта - того, что принадлежит «Я» и «не-Я». Человек, впервые в

истории органического мира выделившийся из него и противопоставивший себя

ему, сохраняет в своем сознании это противопоставление и различие. Он -

единственный среди живых существ способен осуществлять самопознание и

самоанализ, т.е. обратить психическую деятельность на исследование самого

себя: человек производит сознательную самооценку своих поступков и себя

самого в целом. Отделение «Я» от «не-Я» - путь, который проходит каждый

человек в детстве, осуществляется в процессе формирования самосознания

человека. Без «Я» нет сознания, поэтому оно присуще только людям.

Кроме себя человек способен видеть и других, способен отделять свое «Я» и

от «Ты». Для него эти два понятия неравнозначны, что является одной из черт

сознания - бидоминантностью. Бидоминантность выражает ценностную

саморегуляцию сознания, внутренний механизм самооценки и выбора.

Общественный труд и общение давали как раз ту информацию, по которой и

происходил анализ «Я» и окружающих. Также в бидоминантности сознания,

анализе «Я» и сравнении его с другими лежит резерв саморазвития личности.

 

В область бессознательного входят:

. Психические явления, возникающие во сне (сновидения). Если

посмотреть определение сна в биологии, то можно прочитать, что это

состояние характеризуется отключенностью сознания. Истолкованием

снов занимались очень многие люди – от гадалок до психоаналитиков,

так как в снах содержится неискаженная сущность человека, правда,

завуалированная различными образами. Психоанализом снов занимался

З. Фрейд. В своих книгах он рассматривал практически любые сны как

следствие сексуальной дисгармонии. Со столь нетрадиционным подходом,

он был не понят при жизни, однако со временем интерес к его трудам

стал нарастать, и сегодня его теория является одной из самых

известных. Более подробно эта тема рассмотрена в разделе «Основные

направления в психологии».

. Ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально

воздействующими раздражителями (“субсенсорные” или “субцептивные”

реакции). Например, одни реагируют головными болями на магнитные

бури, а здоровье других зависит от солнечных циклов.

. Бессознательное запоминание фактов и событий, сопровождающихся

сильным эмоциональным резонансом. А также бессознательное забывание

безразличной и бесполезной нам информации.

. Движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению

автоматизировавшиеся и поэтому более неосознаваемые. Сюда относятся

сложные профессиональные движения машинистки, художника или

пианиста.

. Некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует сознание

цели. Например, неоднократно было доказано влияние гипноза как

мощного фактора побуждения к, казалось бы, бесполезному действию.

. К бессознательным явлениям относятся и некоторые патологические

явления, возникающие в психике больного человека: бред, галлюцинации

и т. д. Они могут возникать при сильных воздействиях на нервную

систему – болезнью, психотропным или галюциногенным веществом.

. Состояния, не связанные с серьезными психическими нарушениями,

например навязчивые мысли (обсессии). Это состояние испытывал каждый

человек. Об таких состояниях говорят, что «мысли сами лезут в

голову». Например, перед экзаменом постоянно думаешь о возможном

течении событий; все могут сказать, что иногда к нам «привязываются

мелодии» и т.д.

Литература:

 

1) Введение в психологию. Москва: «Академия», 1996.

2) Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону:

«Феникс», 1995.

3) Философский энциклопедический словарь. Москва: Сов. Энциклопедия,

1983.

4) «Информация. Сознание. Мозг». Д.И. Дубровский Москва: «Высшая

школа», 1980.

5) «Проблема сознания и философское призвание». М.К.Мамардашвили.

Москва, 1988.

6) «Психология бессознательного». Зигмунд Фрейд, 1990.

7) «Психоанализ и русская мысль». Зигмунд Фрейд,1994.

8) «Психологический анализ культурных установок». Джордж Хендерсон.

Москва: «Добросвет», 1997.

9) Аристотель: Собрание сочинений. Москва: «Мысль», 1976.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 433; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.