Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сдерживающая фискальная политика




СДЕРЖИВАЮЩАЯ ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА — мероприятия правительства, направленные на сокращение правительственных закупок или на рост чистых налогов, проводимые для борьбы с инфляцией.

В зависимости от цели проводится стимулирующая или сдерживающая

фискальная политика. В периоды спада производства необходимо увеличивать

государственные расходы, снижать налоги или делать и то и другое, т.е.

проводить стимулирующую (экспансионистскую) политику. В краткосрочном

периоде она смягчает экономический цикл. В долгосрочном –снижение налогов может привести к стимулированию экономического роста. Так было в 80-е годы в

развитых странах, где налоговые реформы, в результате которых были снижены

ставки налога на прибыль корпораций, подоходного налога, способствовали

подъему экономики.

В целях снижения темпов инфляции реализуют сдерживающую

(рестрикционистскую) фискальную политику. Она заключается в сокращении

государственных расходов, увеличении налогов или в сочетании тех и других

мер. В краткосрочном периоде сдерживающая политика позволяет сократить

совокупный спрос и тем самым помогает снижению инфляции спроса. В

долгосрочном периоде она может привести к спаду производства и росту

безработицы.

Чтобы выяснить, правильна ли проводимая правительством фискальная

политика, необходимо оценить ее результаты. Наиболее часто в этих целях

используют состояние государственного бюджета, так как осуществление

фискальной политики сопровождается ростом или сокращением бюджетных

дефицитов или излишков. Однако судить по этим показателям о действенности

проводимой дискреционной политики достаточно сложно. Это объясняется тем,

что, с одной стороны, фактические бюджетные дефициты и излишки могут

изменятся вследствие целенаправленного изменения государственных расходов и

налогов, а, с другой стороны, на их размеры могут повлиять изменения объема

национального продукта, доходов, что обусловлено существованием встроенной

стабильности. Чтобы разделить эти причины и иметь возможность оценить

правильность принимаемых мер, используют бюджет полной занятости. Он

показывает, какими были бы дефицит или излишек государственного бюджета,

если бы экономика функционировала в условиях полной занятости

Изменение бюджета полной занятости показывает, как влияет проводимая

фискальная политика на изменение совокупного спроса. Рост дефицита или

сокращение излишка бюджета полной занятости свидетельствуют о проведении

стимулирующей фискальной политики, направленной на расширение совокупного

спроса. Наоборот, сокращение дефицита или увеличение излишка бюджета полной

занятости являются результатом реализации сдерживающей фискальной политики,

цель которой – сокращение совокупного спроса.

 

25) Модель Сэя и ее критика. Эффект «храповика» (графический анализ).

Закон Сэя - предложение порождает свой собственный спрос.Все,что требуется делать собственникам предприятий для продажи продукции при полной занятости,-это производить данную продукцию;закон Сэя гарантирует,что расходы на потребление будут достаточными для успешной реаизации.

Совокупное предложение рождает адекватный совокупный спрос: AS=AD.

Если часть AD уйдёт в сбережения (S), уменьшится потребление, и AS будет больше AD. Если сбережения превратятся в инвестиции (I), то AS=AD, S=I. Это осуществляется на денежном рынке.

Критика. Нет гарантии,что получатели дохода израсходуют его полностью.Какую-то часть можно сберечь,поэтому она не найдет отражения в спросе.Сбережения вызывают недостаточность потребления.В результате-непроданные товары,сокращение производства,безработица и снижение доходов.

«Эффект храповика» - тенденция уровня цен к повышению в случае возрастания совокупного спроса; или к сохранению стабильности в случае сокращения совокупного спроса.

С точки зрения Кейнса, цены имеют одностороннюю эластичность в сторону повышения и крайне слабую или вообще никакую в сторону понижения.

Сложность состоит в том, что цены как на товары, так и на ресурсы становятся негибкими и не проявляют тенденции к снижению. Экономические показатели, раз возросшие, не обязательно снижаются, по крайней мере до первоначального уровня. Поэтому некоторые экономисты усматривают в такой тенденции эффект храповика (храповик — это механизм, который позволяет крутить колесо вперед, но не назад). Суть эффекта храповика состоит в том, что цены легко повышаются, но с трудом понижаются (см. рис. 7).

Рис 7. Эффект храповика

Эффект храповика показывает, что увеличение совокупного спроса повышает уровень цен, а при уменьшении спроса не всегда происходит падение цен в течение короткого периода.

 

 

26)Взаимодействие кредитно-денежной и фискальной политики: графический анализ.

После кризиса и депрессии 30-х г.г. в США резко усилилось всеобщее осознание роли бюджета как мощного фактора влияния на состояние экономики в государстве. На данный момент в хозяйственной политике федеральный бюджет исполняется с наибольшей активностью в качестве орудия финансовойстабилизации и стимулятора экономического роста. Стала привычной общая методика повышения налогов и уменьшения государственных расходов при необходимости обуздать инфляционные тенденции и, напротив, применения пониженных налогов и увеличение расходов в целях борьбы с хозяйственнымспадом.Итак, для повышения конечной результативности регулирования рыночной экономики целесообразно сочетать мероприятия фискальной и кредитно-денежной политик, а именно: расширение государственных закупок на рынке благ согласовывать с мерами Центрального кредитного учреждения по увеличению ликвидности, а сокращение номинального количества денег - с ростом налогообложения или сокращением государственных расходов. Необходимость использования смешанной политики возникает и в тех случаях, когда нужно достичь нескольких определённых альтернативных целей одновременно. Когдастабилизационная политика направлена на достижение одной цели (или нескольких комплементарных целей), тогда фискальная и монетарная политики могут быть однонаправленными - обе либо экспансионистские, либо рестриктивные – и благодаря этому эффективность их совместных действий заметно усиливается. Ноесли требуется реализовать одновременно две цели - субституты, то приходится сочетать рестриктивный вариант одной из политик с экспансионистским вариантом другой.В качестве примеров практического применения и рассмотрения связи между фискальной и монетарной политиками, рассмотрим несколько ситуаций с помощью их использования.· Монетаристский анализ обеспечивает очевидный и прямой путь, по которому монетарная политика воздействует и на выпуск, и на цену. Но существует ли для монетариста возможность также достичь полной управляемости фискальной политикой? Да, существует, так как фискальная политика может воздействовать на ставку процента, и это очень важно. Посмотрим, как это происходит. Что произойдёт с реальным выпуском и ценой, например, при росте государственных расходов на товары и услуги? Мы знаем то, что и реальный ВВП(Y), и уровень цен (Р) растут, и, что номинальный ВВП также растёт. Но в то же время, анализируя спрос на деньги, мы можем сказать, что рост номинального ВВП сдвигает кривую денежного спроса вправо. Без изменения кривой предложения денег, ставка процента должна вырасти. Таким образом, расширительная фискальная политика увеличивает процентные ставки. Если правительство использует свои инструменты (госрасходы и налоги) в противоположном направлении, происходит тот же самый процесс, но только наоборот. Уменьшающийся выпуск и (возможно) уменьшающийся уровень цен сдвигают кривую спроса на деньги влево. С фиксированной кривой предложения денег, равновесие на денежном рынке ведёт к более низкой процентной ставке. Таким образом: "Монетарная политика не единственная политика, воздействующая на ставку процента. Фискальная политика также воздействует на процентные ставки. А именно: изменения в государственных расходах или снижение налоговых ставок естественно сдвигают ставки процента вверх, в то время как рестриктивная фискальная политика естественно сдвигает ставки процента вниз" Тот факт, что фискальная политика воздействует на процентную ставку, даёт ей право на жизнь в монетаристской модели, несмотря на то, что уравнение обмена M*V=P*Y не содержит среди своих переменных ни государственныхрасходов (G), ни налогов (T). Любая фискальная политика, которую кейнсианцы назвали бы расширительной - высокие госрасходы и низкие налоги и т. п. - увеличивает ставку процента. А растущая ставка процента увеличивает скорость денежного обращения, так как люди хотят держать у себя как можно меньшеналичности в то время, как процент, который они могли бы заработать в альтернативных источниках растёт. Так, через термин скорости обращения денег в тождестве М*V=P*Y мы можем говорить о функционировании фискальной политики в монетарных рамках. Уравнение обмена подразумевает, что номинальный ВВП должен расти, когда, например, государственные расходы увеличиваются (даже если М фиксировано), так как скорость обращения денегдостаточно высока. И наоборот, инструменты сдерживающей фискальной политики, такие как увеличение налогов и уменьшение госрасходов, снижают количество денег, на которые предъявляется спрос, и снижают процентные ставки. Последовательный спад скорости денежного обращения снижает доход (из уравнения денежного обмена), так как скорость обращения денег, предлагаемых в экономике значительно меньше.· Проблемы сбалансированности государственного бюджета стоит перед американским правительством уже долгое время, и немаловажную роль в этом вопросе играют инструменты фискальной политики. Предположим, что правительство будет следовать ей (политике), если её целью будет продолжительная балансировка бюджета. Если частные расходы падают по каким-либо причинам, мультипликатор сдвигает кривую ВВП вниз. Так как налоговые поступления от фирм и домохозяйств падают по причине уменьшения ВВП, бюджетное равновесие теряется, и мы получаем дефицит. Для того, чтобы вернуть необходимое равновесие, правительство должно либо понизить государственные расходы, либо увеличить налоги - в зависимости от проводимой политики. Исходя из этого, можно судить о том, что: попытки сбалансировать бюджет продлят и ухудшат период рецессии, балансировка бюджета может также привести к недостаточно эффективной фискальной политике в условияхбума. Поэтому эффективная фискальная политика зависит, кроме всего прочего, от работы инструментов монетарной политики. В зависимости от целей и работытех или иных инструментов каждая политика действует по-своему, то естьсбалансированный бюджет может быть присущ одной монетарной политике, дефицитили излишек - другой. Проиллюстрируем это утверждение на примере. Допустим,Конгресс и президент считают, что в случае сбалансированного бюджета кривыесовокупного предложения и спроса будут пересекаться на уровне полной занятости.В этом случае сбалансированный бюджет будет результатом той самой эффективнойфискальной политикой. ·

 

27)Денежный мультипликатор: сущность, схема действия и графический анализ.

Денежный мультипликатор – это величина, обратная резервной норме.

Мультипликатор=1/Rn∙100%

Для определения максимальной величины возрастания Sm мы должны избыточные резервы умножить на денежный мультипликатор.

Ex: Дано Sm=700

Общ. рез.=200

Rn=5%

Текущий вклад=100

Найти: Sm’, можно ли дать кредит на 200?

1) Мультиплпкатор=1/5∙100%=20

2) Обязательный резерв = 5 (от 100)

Избыточный резерв = 200-5 = 195

∆Sm1=195∙20=3900

Sm’=700+3900=4600

Ответ: 4600; нет, т.к. избыточный резерв равен 195.

Рассматривая процесс депозитного расширения, мы предположили, что: 1) деньги не покидают банковскую сферу и не оседают в виде наличности, 2) кредитные возможности используются банками полностью и 3) предложение денег определяется только поведением банковского сектора. Однако, изучая предложение денег, следует иметь в виду, что на его величину оказывает влияние поведение домохозяйств и фирм (небанковского сектора), а также важно учесть тот факт, что коммерческие банки могут использовать свои кредитные возможности не полностью, оставляя у себя избыточные резервы, которые они не выдают в кредит. И при таких условиях изменение величины депозитов имеет мультипликативный эффект, однако его величина будет иной. Выведем формулу денежного мультипликатора

Денежная масса (М1) состоит из средств на руках у населения (наличные деньги) и средств на текущих банковских счетах (депозиты): М = С + D

Однако центральный банк, который осуществляет контроль за предложением денег не может непосредственно воздействовать на величину предложения денег, поскольку не он определяет величину депозитов, а может только косвенным образом влиять на их величину через изменение нормы резервных требований. Центральный банк регулирует только величину наличности (поскольку он сам ее пускает в обращение) и величину резервов (поскольку они хранятся на его счетах). Сумма наличности и резервов, контролируемых центральным банком, носит название денежной базы (monetary base) или денег повышенной мощности (high-powered money) и обозначается Н: Н = С + R

Каким образом центральный банк может контролировать и регулировать денежную массу? Это оказывается возможным через регулирование величины денежной базы, поскольку денежная масса представляет собой произведение величины денежной базы на величину денежного мультипликатора.

Чтобы вывести денежный мультипликатор, введем следующие понятия: 1) норма резервирования rr (reserve ratio), которая равна отношению величины резервов к величине депозитов: rr = R/D или доле депозитов, помещенных банками в резервы. Она определяется экономической политикой банков и регулирующими их деятельность законами; 2) норма депонирования сr (), которая равна отношению наличности к депозитам: сr = С/D. Она характеризует предпочтения населения в распределении денежных средств между наличными деньгами и банковскими депозитами.

Поскольку С = сr х D, а R = rr х D, то можно записать:

М = С + D = сr х D + D = (сr + 1) х D

Н = С + R = сr х D + rr х D = (сr + rr) х D

Разделим (1) на (2), получим:

М (сr + 1) х D (сr + 1) (cr + 1)

------ = --------------- = ------------ отсюда M = ----------- H

Н (сr + rr) х D (сr + rr) (cr + rr)

(cr + 1)

М = multден x H multден = ----------

(сr + rr)

Величина [(сr + 1)/ (сr + rr)] представляет собой денежный мультипликатор или мультипликатор денежной базы, т.е. коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличится (сократится) денежная масса при увеличении (сокращении) денежной базы на единицу. Как любой мультипликатор, он действует в обе стороны. Если центральный банк хочет увеличить денежную массу, он должен увеличть денежную базу, а если он хочет уменьшить предложение денег, то денежная база должна быть уменьшена. Заметим, что если предположить, что наличность отсутствует (С=0), и все деньги обращаются только в банковской системе, то из денежного мультипликатора мы получим банковский (депозитный) мультипликатор: multD = 1/ rr. Не случайно банковский мультипликатор часто называют «простым денежным мультипликатором», а денежный мультипликатор - сложным денежным мультипликатором или просто денежным мультипликатором

 

 

Величина денежного мультипликатора зависит от нормы резервирования и нормы депонирования. Чем они выше, т.е. чем больше доля резервов, которую банки не выдают в кредит и чем выше доля наличности, которую хранит население на руках, не вкладывая ее на банковские счета, тем величина мультипликатора меньше. Это можно показать на графике, на котором представлено соотношение денежной базы (Н) и денежной массы (М) через денежный мультипликатор, равный: (сr + 1)/(сr + rr) Очевидно, что тангенс угла наклона равен (cr + rr)/(cr + 1) (рис.12.4.).При неизменной величине денежной базы Н1 рост нормы депонирования от сr1 до сr2 сокращает величину денежного мультипликатора и увеличивает наклон кривой денежной массы (предложения денег), в результате предложение денег сокращается от М1 до М2. Чтобы при снижении величины мультипликатора денежная масса не изменилась (сохранилась на уровне М1, центральный банк должен увеличить денежную базу до Н2. Итак, рост нормы депонирования уменьшает величину мультипликатора. Аналогично можно показать, что рост нормы резервирования (увеличения банками доли депозитов, хранимых в виде резервов), т.е. чем больше величина избыточных, не выдаваемых в кредит, банковских резервов, тем меньше величина мультипликатора.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 3168; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.