Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологическая коррекция как область деятельности клинических психологов. Основные задачи и направления психологической коррекции




Психологическая коррекция (Психокоррекция) — один из видов психологической помощи (среди других — психологическое консультирование, психологический тренинг, психотерапия); деятельность, направленная на исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств психологического воздействия; а также — деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям. Действия психолога направлены на формирование психологических качеств, исправление особенностей психологического развития.

 

№10 Место и роль клинических психологов в психотерапии. Основные направления современной психотерапии.
Клинический психолог имеет большое значение в психотерапии,он оказывает непосредственное психотерапевтическое влияние на больного.
Психотерапия — основной метод психологической коррекции, осуществляемый клиническим психологом, в общем виде представляющий собой набор техник и методик, применяемых психотерапевтом для проведения изменений психоэмоционального состояния человека, его поведения и коммуникативных паттернов, улучшению его самочувствия и улучшению способности к адаптации в социуме. Экзистенциальная психотерапия. Основной акцент делается не на изучении проявлений психики человека, а на самой его жизни в неразрывной связи с миром и другими людьми.
Системная семейная психотерапия. Человек в этом подходе не является объектом воздействия и клиентом. Клиентом является вся семья, вся семейная система, именно она – объект психотерапевтического воздействия. Клиент-центрированный подход - направление психотерапии, характеризующееся ориентацией терапевта на рефлексию и приятие непосредственных переживаний клиента, стимулированием к свободному выражению мыслей клиента. Трансактный (транзактный) анализ - направление в психологии и психотерапии, созданное Э. Берном.
Его теория трансактного анализа и сценарного программирования зарекомендовала себя как эффективное средство решения различных проблем пациентов. Трансактный анализ ориентирован на выявление «сценариев» жизненных планов индивида, которые часто навязываются родителями. Гештальт-терапия. Гештальт-терапия – это направление психотерапии, которое ставит своими целями расширение осознания человека и посредством этого лучшее понимание и принятие человеком себя, достижение большей внутриличностной целостности, большей наполненности и осмысленности жизни, улучшение контакта с внешним миром, в том числе с окружающими людьми.
Телесно-ориентированная психотерапия. Неотделимость тела от сознания, убеждение в том, что тело является проявлением личности и между ними имеется функциональное единство.
Классический психоанализ – направление психотерапии, основанное на учении З. Фрейда, ставящее в центр внимания движущие силы душевной жизни, мотивы, влечения, смыслы.

№11 Клиническое интервью как метод исследования в клинической психологии. Основные требования к клиническому интервью.
Клиническое интервью — это метод получения информации посредством устного опроса пациента (клиента) и проведения терапевтической беседы при оказании психологической, психиатрической и медицинской помощи. В психиатрии, медицинской психологии, психоанализе и др. психотерапевтических подходах используется для диагностики и помощи клиенту в осознании собственных внутренних проблем и затруднений, конфликтов, бессознательных влечений, скрытых мотивов поведения и пр. Относится к наиболее свободным формам беседы. Причем эмпирическим материалом для психолога-исследователя служит не только содержание рассказа пациента, но и поведенческие реакции последнего: в таких беседах психолог интересуется как явным содержанием ответов, так и невербальными сигналами. Существенная предпосылка успешности клинического интервью — раппорт, установление позитивного контакта между участниками беседы. Это требует от психолога тонкой подстройки к психофизиологическим особенностям клиента, умения говорить «на его языке», приспособляемости к его преобладающим интересам. Иногда клиническое интервью может дать непосредственный психотерапевтический эффект; при этом клиент не только осознает причины своих затруднений, но и определяет пути их преодоления. Часто интервью является первым контактом между врачом и пациентом. Врачи обычно собирают подробную информацию о чувствах и текущих проблемах пациента, о жизненных ситуациях и взаимоотношениях, кроме того, их интересует история жизни пациента. Врачи также могут интересоваться тем, какие надежды на лечение имеет пациент и каковы причины, заставившие его обратиться к врачу.

№12. Нарушения восприятия и клинико-психологический подход к их анализу
Восприятие следует рассматривать как перцептивную деятельность, характеризующуюся обобщенностью и мотивированностью.
Восприятие может оказаться нарушенным в разных характеристиках деятельности — в нарушении обобщения, личностной обусловленности. Эти нарушения проявляются в затрудненности узнавания, в искажениях воспринимаемого материала, в обманах чувств, ложных узнаваниях, в перестройках мотивационной стороны перцептивной деятельности. Остановимся на некоторых из них.
НАРУШЕНИЕ МОТИВАЦИОННОГО КОМПОНЕНТА ВОСПРИЯТИЯ
Роль измененного личностного компонента в восприятии можно выявить разными путями: а) путем анализа расстройств самого процесса восприятия; б) путем создания специального экспериментального приема, позволяющего изменить смыслообразующую функцию мотива восприятия.

 

№13 Основные клинические феномены нарушений восприятия, их систематизация и диагностическое значение.
Нарушения восприятия:
1. Дереализация, которая проявлялась в изменении чувства реальности, ощущении чуждости окружающего, а также необычайности и странности внешнего мира. Появлялось субъективное впечатление неуловимого своеобразного изменения в окружающем: "все изменилось, стало неясным, размытым, как в тумане". Однозначное отнесение описываемого феномена к расстройствам восприятия представляется сомнительным хотя бы потому, что на первом этапе менялось не столько само восприятие окружающего, сколько отношение к этому восприятию, выражавшееся в попытках интерпретации происходящего вокруг; однако характерным именно для дереализации представляется описание изменений в неопределенных фразах при явном затруднении в подборе слов.
2. Состояния deja vu и jamais vu. И в этом случае отнесение феноменов к кругу обманов восприятия условно, так как речь идет не о нарушении восприятия как такового, а о нарушении соотнесенности воспринимаемого с различными отрезками времени - прошлым и будущим с дезактуализацией текущего настоящего.
3. Аллестезии - расстройства узнавания [2,3]. Для описываемых феноменов было характерно искажение узнавания, когда реальные объекты частично принимались за "объекты" из фантазий, перцепторных предвосхищений или "вещих снов".
4. Количественное изменение в виде усиления, уменьшения или полного исчезновения восприятия стимулов разных модальностей: зрения, слуха (гипер- и гипоакузия), вкуса, обоняния, тактильной чувствительности, проприорецепции.
Изменение восприятия по модальностям отражалось на поведении испытуемых. Имела место избирательная концентрация на стимулах определенной модальности. Ответная реакция появлялась только на сильные раздражители.

№14 Классификация расстройств мышления. Нарушения динамики мыслительных процессов, операционального и личностного звена мышления.
Классификации нарушений мышления в патопсихологии дают возможность более глубоко понять психологическую структуру большинства клинических проявлений мышления, но не заменяют клинических классификаций. Расстройства мышления у больных в психиатрии чаще всего условно подразделяют на две большие группы: количественные.
1. Патология ассоциативного процесса. Большинство ассоциативных расстройств мышления встречаются не в изолированном, "чистом" виде, а в самых разнообразных сочетаниях.1. Нарушения темпа мышления: А) ускоренное мышление — увеличение количества ассоциаций в единицу времени. Б) замедленное мышление — уменьшение количества ассоциаций в единицу времени. Мышление при этом хотя и сохраняет свою целенаправленность, но также становится малопродуктивным — ассоциативный процесс обедняется и скудеет.
2. Нарушения подвижности мышления:A) детализированное мышление — цель рассуждения достигается не по краткому пути, а через множество побочных, второстепенных ассоциаций, несущественных деталей и подробностей, что делает мышление неэкономичным; Б) обстоятельное мышление — выраженная детализация, сочетающаяся с систематическим длительным застреванием на побочных ассоциациях (обстоятельность); B) вязкое мышление — крайняя степень обстоятельности, при которой детализация до такой степени искажает основное направление мысли, что делает ее практически непонятной, а мышление непродуктивным. В ряде случаев "застревание мысли" проявляется в том, что больной на любые вопросы дает один и тот же ответ или однообразно повторяет одну фразу. Например, больного спрашивают: "Как вас зовут?". Он отвечает: "Федор Степанович". Вопрос: "Где вы родились?". Отвечает: "Федор Степанович". Вопрос: "Сколько вам лет?". Ответ: "Федор Степанович". Такое нарушение мышления называют персеверацией.3. Нарушения целенаправленности мышления:А) резонерское мышление — цель рассуждения ускользает от больного, что приводит к "рассуждательству" по несущественному поводу, пустословию, окружающим непонятно, "зачем" он это говорит. Витиеватость мышления — пространные рассуждения с употреблением метафор, сравнений, цитат, терминов, формул и т.п., что не обязательно и даже не нужно для доказательства данной мысли и затрудняет ее понимание, снижает продуктивность мышления; Б) атаксически-ассоциативное мышление — характерно полное отсутствие логической связи между ассоциациями: то, что должно быть объединено, разъединяется, а разнородное соединяется. Соскальзывания мышления — временами возникают внешне объективно немотивированные переходы логически и грамматически правильно построенной мысли одного содержания к другой по ложной, неадекватной ассоциации, несущественному для цели мышления признаку. Разноплановость мышления — постоянная немотивированная смена основания для построения ассоциаций, соскальзывания мышления систематичны, мысль при этом лишается основного содержания, так как в ней иногда объединяются несочетаемые понятия. II. Патология суждений и умозаключений. К этой группе расстройств относятся бредовые, сверхценные, навязчивые и доминирующие идеи.

№15 Методы патопсихологического исследования расстройств мышления
Основные патопсихологические методики, используемые для исследования мышления.
Складывание картинок из отрезков. Методика применяется для исследования интеллектуального уровня и состоит из серии заданий возрастающей сложности. Обследуемому предлагают составить из отрезков 6 рисунков. Первые 3 рисунка разрезаны на 4, а последующие — на большее число частей. Понимание рассказов. Результаты исследований по этой методике свидетельствуют об осмыслении сюжета рассказа и о состоянии памяти обследуемого. Анализируется характер пересказа, умение обследуемого выделить основное и отвлечься от второстепенных деталей, обращается внимание на особенности речи (словарный запас, возможное наличие парафазии, темп речи, особенности построения фразы, лаконичность или, наоборот, чрезмерная обстоятельность). Понимание сюжетных картин. Методика преимущественно направлена на изучение интеллектуального уровня и имеет много общего с предыдущей, однако отличается от нее тем, что в процессе исследования полнее раскрывается ход рассуждений обследуемого и удается более полно оценить особенности механизма осмысления в динамике. Обычно показывают репродукции картин различной сложности, выполненных в реалистической манере. Затруднение понимания сюжетных картин обнаруживается при интеллектуальной недостаточности. Установление последовательности событий применяется для исследования способности к сопоставлению, т. е. к сравнительной оценке нескольких данных, их отношений друг к другу. Классификация. Методика применяется для исследования уровня и характера протекания процесса обобщения и отвлечения, последовательности суждений. Это одна из наиболее диагностически значимых методик для выявления расстройств мышления при шизофрении. Исключение. Направленность методики такая же, как и методики классификации. Существуют также два варианта ее — словесный и предметный. Выделение существенных признаков. С помощью этой методики устанавливают способность обследуемого дифференцировать существенные признаки предметов и явлений от несущественных, второстепенных. Кроме того, наличие ряда заданий, одинаковых по характеру выполнения, позволяет судить о последовательности рассуждений обследуемого, о его «обучаемости» в ситуации исследования. Образование аналогий. При использовании этой методики так же, как и предыдущей, легко обнаруживаются нарушения последовательности суждений, когда больной на время перестает следовать избранному им модусу решения задачи. Различают образование простых и сложных аналогий. В простых аналогиях обследуемому предлагают пару слов. Установив характер отношений между ними, он может образовать аналогичную пару. При этом первое слово образуемой при аналогии пары дано, а второе надо выбрать из 5. Определение и сравнение понятий. Для определения понятия необходимо проанализировать ряд признаков предмета или явления и выделить из них наиболее существенные. Формирование искусственных понятий. Эта методика модифицирована Л. С. Выготским и Л. С. Сахаровым (1930). Методика формирования искусственных понятий позволяет судить об уровне процесса обобщения и отвлечения, о способности обследуемого к целенаправленным и последовательным действиям, об умении вести анализ одновременно в нескольких направлениях, отбрасывать неподкрепленные признаки. Пиктограммы. Методика была вначале предложена для исследования опосредованного запоминания, но представляет значительно большие возможности для определения характера мыслительных процессов и аффективно-личностных особенностей обследуемого. Пиктограмма — рисуночный образ, создаваемый человеком для опосредованного запоминания. С помощью этой методики изучается самостоятельная мыслительная продукция больных. Характерна малая предопределенность, меньшая регламентация процессов мышления условиями опыта. Ассоциативный (словесный) эксперимент. Методика используется для анализа характера ассоциаций и скорости их образования, позволяет изучить некоторые свойства личности обследуемого (выявление значимых словесных реакций, их форм). Подбор слов-антонимов. В результате исследования определяется словарный запас больного, устойчивость избранного им модуса деятельности, состояние внимания. И здесь возможны атактические речевые реакции.

 

№16. Бред как клинический феномен, основные диагностические критерии бреда. Классификация бредовых идей. Роль психологической диагностики при ограничении бредовых идей от заблуждений и суеверий.
Бред — совокупность идей и представлений, умозаключение, возникшее не в результате обработки поступивших сведений и не корректируемое поступающими сведениями.
Диагностические критерии.
A. расстройство сознания со сниженной способностью сосредоточить или переместить внимание с предмета на предмет.
B. изменение познания или развитие нарушений восприятия, не встречавшихся у больного ранее, или развитие деменции.
C. расстройство развивается за короткий период времени и имеет тенденцию колебаться в течение дня.
D. есть данные в истории болезни, или результаты лабораторных методов исследования, свидетельствующие о том, что расстройство вызвано прямыми физиологическим последствиями соматического заболевания.
Классификация бредовых идей проводится по их содержанию: различают идеи преследования, идеи величия, идеи отравления, идеи изобретательства, но как бы ни были различны бредовые идеи, они могут быть сгруппированы в три большие группы: бред величия, бред преследования, примеры которых мы только что приводили, и так называемый депрессивный бред, для которого наиболее типичен бред самообвинения (больной обвиняет себя в преступлениях, которых он никогда не совершал, или обычные проступки принимают в его глазах форму тяжелых преступлений) и самоуничижения (я хуже всех, я не достоин жить на свете, не достоин есть, не достоин пить и т. д.).

 

17. Нарушения памяти при психических расстройствах: феноменологические проявления. Типология амнезий. Корсаковский синдром. Расстройства памяти.
Память - особый вид психической деятельности, связанный с восприятием (рецепцией), удержанием (ретенцией) и воспроизведением (репродукцией) информации. Патология памяти, называемая общим термином дисмнезия, в психиатрической практике выражается в гипермнезии, гипомнезии, амнезии и парамнезии.
Амнезия - отсутствие памяти - занимает более значительное место, чем гипер- и гипомнезия в клинике психических заболеваний. Амнезия бывает общей, распространяющейся на достаточно большой временной период, или частичной, когда она касается лишь каких-то определенных воспоминаний (например, переводчик восточных языков после травмы черепа напрочь забыл на полгода японский язык, которым свободно владел ранее, но который откровенно не любил. Его же любимый корейский язык совершенно не пострадал. В данном случае можно говорить лишь о частичной амнезии). Амнезии могут подвергнуться также приобретенные специальные знания и умения, например способность рисовать или водить машину. Выделяют несколько разновидностей амнезии. Ретроградная амнезия - отсутствие памяти на период до начала заболевания. Например, больной, получивший травму черепа, может забыть все, что происходило с ним в течение недели до получения травмы.
Антероградная амнезия - потеря памяти на период после возникновения заболевания. Продолжительность как ретро-, так и антероградной амнезии может варьировать от нескольких часов до нескольких месяцев.
Ретроантероградная амнезия охватывает более или менее длительный период выпадения памяти до и после, например, травмы черепа.
Фиксационная амнезия заключается в неспособности больного удержать и зафиксировать поступающую информацию.
Прогрессирующая амнезия характеризуется, как и гипомнезия, постепенным ослаблением памяти по закону Рибо-Джексона от настоящего к прошлому.
Тотальная амнезия - это выпадение из памяти всей информации, которая только была у больного, включая даже сведения о себе. Такой больной не знает, как его зовут, сколько ему лет, где он живет, есть ли у него родители, другими словами, он не помнит ничего. Тотальная амнезия может быть при выраженной травме черепа, особенно в военных условиях, реже она встречается и при функциональных заболеваниях (при выраженных стрессовых ситуациях).
Палимпсест - выпадение из памяти отдельных событий в состоянии алкогольного опьянения.
Истерическая амнезия - провалы в памяти, касающиеся неприятных, невыгодных для больного фактов и событий. Развивается по типу вытеснения не только у больных, но и у здоровых, но акцентуированных по истерическому типу личностей. Если провалы памяти по истерическому типу возникают у субъекта, не имеющего в преморбиде истерических черт, такая дисмнезия называется скотомизацией.
Синдром Корсакова включает в себя триаду симптомов: фиксационную амнезию, парамнезию и амнестическую дезориентировку во времени или месте. Этот синдром описан С. С. Корсаковым в 1887 г. при алкогольном полиневритическом психозе. Он получил название своего первооткрывателя и был выявлен при очень многих психических заболеваниях, кроме шизофрении.

18. Методы психологического исследования нарушений кратковременной и долговременной памяти.
В современной психологии все отдельные опыты с памятью человека сводятся, в основном, к тому, что испытуемый тем или иным способом усваивает материал, а затем, спустя некоторое количество времени, его воспроизводит, узнаёт усвоенное. В каждом конкретном случае выбор предмета или метода исследования зависит от конкретной задачи, которая стоит перед экспериментатором.
Экспериментальное изучение памяти заключается обычно в том, что испытуемому предъявляют для запоминания тот или иной стимульный материал, который спустя некоторое время он должен узнать или воспроизвести. В этих экспериментах всегда имеется четыре переменных:
1) вариации стимульного материала и способа его предъявления испытуемому;
2) вариации способа запоминания стимульного материала;
3) вариации интервала между запоминанием и воспроизведением (или узнаванием);
4) вариации способа воспроизведения запечатленного материала.
Измерение объёма кратковременной памяти
Кратковременная память представляет собой такой её вид, который характеризуется очень кратким сохранением материала после однократного непродолжительного восприятия и только немедленным воспроизведением. Для измерения объёма кратковременной памяти могут использоваться различные методики.
«Метод Джекобса». Этот метод проводится на цифровом материале и представляет собой следующую работу. Испытуемому предъявляются последовательно семь рядов цифр, которые содержат от 4 до 10 элементов. Ряды цифр составляются случайно. Экспериментатор по одному разу читает по очереди каждый ряд, начиная с самого короткого. После прочтения каждого ряда, через 2-3 секунды, испытуемые письменно воспроизводят в протоколе элементы рядов.
Ещё одна методика определения кратковременной памяти разработана Л.С. Мучником и В.М. Смирновым («Определение индекса кратковременной памяти&#187 . В первой части предложенного ими теста задания выполняются по методу Джекобса. Во второй части опыта определяется объём оперативной памяти, для чего испытуемому предъявляют случайные однозначные числа, которые он должен попарно складывать в уме и запоминать результаты сложения. После окончания испытуемый должен воспроизвести все результаты подсчётов. По окончании двух опытов подсчитывается по специальной формуле индекс кратковременной памяти.
Методика «Измерение объёма кратковременной памяти методом определения отсутствующего элемента». Испытуемые предварительно знакомятся с рядом стимулов, которые используются в эксперименте. Затем эти стимулы предъявляются им в случайном порядке. Задача испытуемого состоит в том, чтобы определить, какой из элементов ряда отсутствует в предъявленной последовательности. В качестве стимулов для запоминания могут выступать числовые ряды, слова и др. В заключении эксперимента делаются выводы об объёме кратковременной памяти.
Для исследования кратковременной и долговременной памяти у детей дошкольного возраста используют методику А.Р. Лурия,методику математической статистики через коэффициент Стьюдента.
Методика А. Р. Лурия -экспериментально-психологическая методика, направленная на исследование влияний побочной (интерферирующей) деятельности на удержание запомнившегося материала. Изучает ретроактивную и проактивную интерференцию, возникающие в связи с гомогенной (заучивание другого материала) и гетерогенной (выполнение счетных операций, рисование) деятельностью в интервалах мнестической пробы.
Для псих. изучения долговременной памяти используются похожие методик, как и для кратковременной.

 

19. Виды нарушений сознания при различных патологических состояниях.
Сознание - это высшая форма отражения действительности и умение целенаправленно воздействовать на нее.
Патология сознания сопровождает многие психические и тяжелые соматические заболевания, но во всех случаях она укладывается в пять синдромов нарушенного сознания: оглушение, делирий, онейроид, сумеречное помрачение сознания, аменция. Появление этих синдромов свидетельствует об утяжелении клинической картины заболевания, это реакция мозга на ту или иную эндогенную или экзогенную вредность.
Оглушение, характеризуется повышением порога возбудимости и обеднением психической активности в виде замедления психических процессов в целом, затруднением контактов с окружающими. Из всего потока информации вызывают ответные реакции только те раздражители, сила которых превышает обычный для человека порог восприятия. Различают три степени оглушения: обнубиляцию, сопор и кому.
Делирий - это один из самых распространенных синдромов нарушенного сознания. В своей выраженной форме он характеризуется наплывом ярких иллюзий и галлюцинаций, дезориентировкой во времени и месте, развитием бредоподобных и бредовых идей преследования, наличием выраженного аффекта страха, тревоги и сильным двигательным возбуждением. Развивается постепенно или остро.
Выделяют неразвернутый (абортивный), профессиональный и мусситирующий делирий.
Онейроидное помрачение сознания (онейроид, сновидное, грезоподобное нарушение сознания) напоминает сон наяву - это помрачение сознания с наплывом непроизвольно наступающих фантастических представлений. Отмечается дезориентировка в месте и времени и двойная ориентировка в собственной личности, больной понимает, что он находится в больнице, но в то же время - командир космического корабля, несущегося в другие галактики, а окружающие его пациенты и медицинский персонал воспринимаются как коллеги-космонавты и встречающие корабль представители иных цивилизаций.
Сумеречное помрачение сознания -этот синдром характеризуется внезапным началом, наличием выраженного напряженного аффекта беспричинной злобы и ярости, иллюзорно-галлюцинаторной симптоматикой, вторичным бредом преследования и отношения, дезориентировкой в месте и времени.
Сумеречное помрачение сознания отмечается при органическом поражении головного мозга, эпилепсии, патологическом опьянении и некоторых других заболеваниях. Встречается также упорядоченное сумеречное помрачение сознания без бреда, галлюцинаций и злобы. Это так называемый амбулаторный автоматизм. Различают следующие степени сумеречного помрачения сознания: сомнамбулизм,фуга.
Аменция (аментивное помрачение сознания) - глубокая степень нарушения сознания характеризуется бессвязностью всех видов психической деятельности. Отмечается грубая дезориентировка во времени, месте и собственной личности, больные тревожны, растеряны, не могут понять, что происходит вокруг, не знают своего имени, адреса, своего возраста, не узнают себя в зеркале, у них отмечается речевое возбуждение. Аменция чаще всего наблюдается при инфекционных, соматогенных и интоксикационных психозах, но может отмечаться также при шизофрении и органических психозах.

20. Психомоторные расстройства при патологических состояниях, их феноменологические проявления, систематика и диагностическое значение.
Психомоторные расстройства (МКБ 308.2) – нарушение экспрессивного двигательного поведения, которое может наблюдаться при различных нервных и психических заболеваниях. Примерами психомоторных расстройств являются парамимия, тики, ступор, стереотипии, кататония, тремор и дискинезия. Термин "психомоторный эпилептический припадок" ранее использовался для обозначения эпилептических припадков, характеризующихся главным образом проявлениями психомоторного автоматизма. В настоящее время рекомендуется заменить термин "психомоторный эпилептический припадок" термином "припадок автоматизма эпилептический".
Парамимия (paramimia; греч. para — около + mimia — подражание)— несоответствие мимики переживаемым эмоциям или ситуации, гримасы.
Тик — быстрое, стереотипное кратковременное насильственное движение. Ступор (от лат. stupor — оцепенелость, неподвижность), состояние обездвиженности и молчания; симптом психических болезней. Больной не реагирует ни на происходящее вокруг, ни на боль, не отвечает на вопросы, отказывается от еды, застывает в одной позе.
Стереотипия (Stereotyp- упорное повторение какого-либо сложного, но бессмысленного действия, которое каждый раз выполняется тем же самым способом, что и раньше. Стереотипия часто наблюдается при кататонии и детском аутизме; иногда она является отдельным проявлением задержки психического развития.
Кататони?ческий синдро?м (кататони?я) (др.-греч.????????? — натягивать, напрягать) — психопатологический синдром (группа синдромов), основным клиническим проявлением которого являются двигательные расстройства.
Тре?мор (лат. tremor — дрожание) —а) быстрые, ритмические, с частотой около 10 Гц., движения конечностей или туловища, вызванные мышечными сокращениями и связанные с временной задержкой корректирующей афферентной импульсации, в силу чего реализация движения и сохранение позы происходит за счет постоянной подстройки движений к какому-то среднему значению. При утомлении и сильных эмоциях, а также при патологии нервной системы происходит существенное усиление тремора. В частности, патологический тремор (тремор покоя) наблюдается при болезни Паркинсона.
Дискинезия - общий термин для обозначения нарушения координированной двигательной активности, в том числе и внутренних органов.
Диагностическое значение психомоторных расстройств очень велико, особо на ранних стадиях, это позволяет либо вообще ликвидировать эти проявления, либо уменшить их явность проявления.

21. Нарушения речи в клинике локальных поражения мозга. Изменения речевой деятельности при психопатологических состояниях.
Расстройства речи Алалия - потеря способности говорить. Афазия - расстройство речи, при котором частично или полностью утрачивается способность пользоваться словами для выражения своих мыслей при сохранности артикуляции речи. Моторная афазия - нарушение активной речи как устной, так и письменной. Сенсорная афазия - нарушение понимания чужой речи. Амнестическая афазия - забывание названий предметов, имен, при этом забытое название слов заменяется его описанием. Например, забыв слово "нож", больной говорит: "Это то, чем режут". Парафазия вербальная - употребление вместо отдельных слов других, не имеющих отношение к смыслу речи. Парафазия литеральная - замена отдельных слогов или звуков другими, отсутствующими в данном слове, перестановка отдельных слогов, звуков в конкретном слове. Брадифазия - замедление речи, отмечается при заторможенности мышления в рамках депрессивного синдрома. Вербигерация - многократное повторение отдельных слов или фраз. Дизартрия - неспособность к адекватной артикуляции речи, смазанная, запинающаяся, спотыкающаяся речь. Заикание - нарушение плавности речи в виде судорожного расстройства координации речевого акта, повторение отдельных слогов с выраженными трудностями в их произнесении. Косноязычие (дислалия) - расстройство речи, характеризующееся неправильным произношением отдельных звуков (пропуском, заменой другим звуком). Логоклония - спастическое, многократное повторение отдельных слогов произносимого слова. Повышение громкости речи (вплоть до крика) отмечается у больных в маниакальном состоянии и при ажитированной депрессии, в результате перенапряжения голос становится сиплым или совсем пропадает. Изменение модуляции речи выражается в напыщенности, патетичности или бесцветности, монотонности речи (утрата речевой мелодии). Олигофазия - чрезвычайное снижение количества используемых в речи слов, обеднение словарного запаса. Шизофазия - разорванная речь, бессмысленный набор отдельных слов, оформленных в грамматически правильное предложение. Инкогеренция - бессмысленный набор произносимых слов, не оформленный в грамматически правильное предложение. Символическая речь - придание словам и выражениям особого, отвлеченного, исключительного (понятного лишь самому больному) смысла вместо общеупотребительного. Криптолалия - создание больным собственного языка или особого шифра (криптография). Неологизмы - создание больным изобретенных им слов (часто символического значения), смысл которых понятен только самому больному. Логорея - очень быстрая, практически непрерывная многословная речь с преобладанием в содержании ассоциаций по созвучию или по контрасту. Эхолалия - повторение услышанных слов по типу стереотипии. Мутизм - активный и пассивный отказ от речи (молчание). Наблюдается в картине ступора, а также как изолированное психическое расстройство у детей (элективный мутизм).


22. Нарушения личности при аддиктивном поведении. Искажения мотивационных установок при химических и нехимических зависимостях.

Аддиктивное поведение характеризуется широким спектром патологии различной степени тяжести - от поведения, граничащего с нормальным, до тяжелой психологической и биологической зависимости. Происхождение термина аддикция восходит к рабской зависимости. Анализ истории болезни больных алкоголизмом отчетливо отражает выраженные изменения их личности. Поведение аддиктов в межличностных отношениях характеризует ряд основных общих особенностей: Сниженная переносимость трудностей обуславливается наличием гедонистической установки (стремлением к немедленному получению удовольствия, удовлетворению своих желаний). Скрытый комплекс неполноценности находит свое отражение “в частых сменах настроения, неуверенности, избегании ситуаций, в которых их способности могут быть объективно проверенными”. Поверхностный характер социабельности и ее ограниченность во времени сочетаются с обостренным стремлением произвести на окружающих положительное впечатление. Алкогольные аддикты, например, производят иногда впечатление своим специфическим юмором на алкогольную тематику, рассказами о своих похождениях, приукрашивая свои рассказы деталями, не имеющими никакого отношения к действительности. Стремление говорить неправду. Аддикты часто не сдерживают своих обещаний, отличаются необязательностью, несоблюдением договоров. [С моей точки зрения, никто, даже и наркоманы, не стремится говорить неправду. Лживость наркоманов имеет первой причиной страх перед последствиями правдивого признания, второй – непроизвольное следование привычному "лживому" стереотипу поведения. Необязательность наркоманов – другая, отдельная от лживости характеристика аддиктивной личности, связанная именно с неспособностью и нежеланием переносить какие бы то ни было трудности, то есть гедонистической установкой (п.1) – С.Б.] Стремление обвинять невиновных, (даже если известно, что человек на самом деле не виноват). Уход от ответственности в принятии решений и взваливание ее на других, поиск оправдательных аргументов в нужный момент. Стереотипность, повторяемость поведения. Сложивший стереотип поведения легко предсказуем, но его трудно изменить. Зависимость проявляется в виде подчинения влиянию других людей с аддиктивной направленностью. Иногда наблюдается пассивность, отсутствие самостоятельности, стремление к получению поддержки.
Тревожность у аддиктов тесно связана с комплексом неполноценности, зависимости. Особенность состоит в том, что в кризисных ситуациях тревожность может отступать на второй план, в то время как в обычной жизни она может возникать без видимых причин или при событиях, не являющихся действительным поводом для переживаний.

Происходит то, что А. Н. Леонтьев называл "сдвигом мотива на цель", формируется новый мотив, побуждающий к новой деятельности, а следовательно, и новая потребность (в алкоголе). Так как принятие алкоголя становится целью деятельности больного, то потребность в алкоголе осознается, приобретает определенный личностный смысл. Как следствие приобретения новой потребности (в данном случае патологической, противоречащей общественным интересам) происходят изменения строения его личности: изменяются ее интересы, переживания и стремления.
При алкоголизме у больных меняется не только содержание потребностей и мотивов, но и их структура. Мотивы становятся все менее опосредованными. Как отмечала Л. И. Божович, потребности различаются по своему строению: одни из них имеют прямой, непосредственный характер, другие - опосредованы осознаваемой целью. Только в том случае, если потребность осознается, человек может ею управлять. У больных алкоголизмом потребности имеют непосредственный характер, поэтому они неуправляемы - они приобретают строение влечений.
Известно, что чем более опосредован характер потребностей и мотивов, тем отчетливее проявляется их соподчинение, иерархическая связь. Так как у больных ведущим, смыслообразующим мотивом становится употребление алкоголя, потребность в котором носит непосредственный характер, то с развитием алкоголизма у них все больше разрушается прежняя иерархия мотивов. По мере того как алкоголь занимает доминирующие позиции, становится смыслом жизни, прежние установки, интересы отходят на задний план. Работа, семья перестают быть для больного значимыми, рассматриваются только как источник добывания денег на выпивку или тормоз в удовлетворении доминирующей потребности в алкоголе.
Б. С. Братусь указывал, что постепенное нарушение прежней, до болезни сложившейся иерархии потребностей, мотивов и ценностей и формирование взамен ее новой иерархии является центральным пунктом личностной деградации при хроническом алкоголизме. Отходят на задний план и разрушаются высшие потребности и установки личности, сужается круг интересов, больные становятся уплощенными, инактивными, теряются их прежние социальные связи с миром.
Изменение иерархии и опосредованности мотивов означает утерю сложной организации деятельности человека, которая теряет специфически человеческую характеристику: из опосредованной она становится импульсивной.
Изменения мотивационной сферы больных обнаруживаются и в экспериментально-психологическом исследовании. Б. В. Зейгарник и Б. С. Братусем было проведено исследование двух групп больных с энцефалопатией. В первую группу вошли больные с алкогольной энцефалопатией, а во вторую - с травматической. Экспериментально было выявлено сходство изменений познавательной деятельности. Основные различия обнаружились в личностном отношении больных к выполняемой работе.
Больные второй группы (с последствиями травмы) проявляли интерес к работе, адекватно реагировали на замечания экспериментатора. Хотя у них отмечались обусловленные травмой аффективные изменения (больные стали более раздражительными, вспыльчивыми), у них не обнаружились грубые изменения личности. У них сохранились адекватная самооценка и уровень притязаний.
Больные алкоголизмом, наоборот, были равнодушны к исследованию и некритичны к своим ошибкам. Порой их поведение напоминало поведение лобных больных, однако некритичность больных алкоголизмом отличается от некритичности при лобных синдромах. Если некритичность лобных больных сочетается с беззаботностью и аспонтанностью, то у больных алкоголизмом неадекватное отношение к ошибкам сочетается с завышенной самооценкой, некритичным переоцениванием своих возможностей и активностью в отстаивании своей правоты.
23. Классические типы неврозов и современная неврозология. Психологические аспекты невротических расстройств.
Невроз Этот термин, возникший во второй половине XVIII в., первоначально означал болезнь нервов. Позднее, в XIX в., он употреблялся для обозначения «функциональных расстройств», т.е. болезней, возникновение которых связывалось с функциональными нарушениями работы нервной системы, не сопровождаемыми структурными изменениями. С того времени как Фрейд открыл, что один из неврозов, истерия, есть расстройство личности, а не нервов, термин стал использоваться для обозначения именно тех душевных расстройств, которые не являются болезнями нервной системы. Классическая теория различает следующие типы неврозов: Психоневроз обусловлен причинами прошлого и объясним только с позиций личности и истории жизни больного. Имеется три типа психоневроза: конверсионная истерия, истерия тревоги (фобия) и невроз навязчивых состояний. Актуальный невроз обусловлен причинами, имеющими место в настоящее время, и объясняется особенностями сексуальной жизни больного. Травматический невроз вызывается шоком. Нарциссический невроз Невроз, при котором больной не способен к формированию трансфера. Невроз характера «симптомы» этого невроза - черты характера. Инфантильный невроз -невроз у детей и подростков, проявляющийся в смягченной форме; может принять выраженный характер по мере взросления. Классическая теория предполагает, что всем неврозам взрослой жизни предшествовал какой-либо невроз в детстве. Невроз переноса - либо невроз, при котором больной способен к образованию трансфера либо его всепоглощающий интерес к аналитику, развивающийся в ходе лечения психоанализом. Невроз тревоги - или любой невроз, в котором главный симптом - тревога или один из актуальных неврозов. Неврозология— раздел медицины, посвящённый изучению неврозов и их излечению

24. Психопрофилактика и задачи здравоохранения. Первичная, вторичная и третичная психопрофилактика: роль клинического психолога.
Психопрофилактика
Общие для медицины, медицинской психологии и практической психологии направления практической деятельности и разделы программ обучения.
Под психопрофилактикой в медицине «принято понимать систему мероприятий, направленных на изучение психических воздействий на человека, свойств его психики и возможностей предупреждения психогенных и психосоматическихболезней».[1] Различают первичную, вторичную и третичную психопрофилактику.
Первичная психопрофилактика
Она «включает охрану здоровья будущих поколений, изучение и прогнозирование возможных наследственных заболеваний, гигиену брака и зачатия, охрану матери от возможных вредных влияний на плод и организацию родовспоможения,раннее выявление пороков развития у новорождённых, своевременное применение методов лечебно-педагогической коррекции на всех этапах развития».[2]
Вторичная психопрофилактика
Это система «мероприятий, направленных на предупреждение опасного для жизни или неблагоприятного течения уже начавшегося психического или другого заболевания».[2] Выделяют они и дают определение ещё одного вида — третичную профилактику.
Третичная психопрофилактика
«Третичная профилактика — система мероприятий, направленных на предупреждение возникновения инвалидности при хронических заболеваниях. В этом большую роль играет правильное использование лекарственных и других средств, применение лечебной и педагогической коррекции и систематическое использование мер реадаптации».
Задачами развития здравоохранения являются:
- создание условий, возможностей и мотивации населения Российской Федерации для ведения здорового образа жизни;
- переход на современную систему организации медицинской помощи;
- конкретизация государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи;
- создание эффективной модели управления финансовыми ресурсами программы государственных гарантий;
- улучшение лекарственного обеспечения граждан в амбулаторных условиях в рамках системы обязательного медицинского страхования;
- повышение квалификации медицинских работников и создание системы мотивации их к качественному труду;
- развитие медицинской науки и инноваций в здравоохранении;
- информатизация здравоохранения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1247; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.