КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Непрерывное образование как условие развития самообразования
Основной идеей непрерывного образования является обучение человека в течение всей его жизни, а общая и профессиональная подготовка - это неотъемлемая составная часть этой жизни. Следовательно, начиная со школы, мы должны заботиться о привитии учащимся умений самостоятельно овладевать знаниями, формировать у них потребность в самообразовании, учить применять приобретенные знания и умения на практике. Под системой непрерывного образования понимается комплекс государственных и общественных образовательных учреждений, обеспечивающих организационное и содержательное единство, преемственную взаимосвязь всех звеньев образования, совместно и скоординировано решающих задачи воспитания, общего и среднего профессионального образования, а также профессиональной подготовки каждого человека с учетом актуальных и перспективных общественных потребностей, удовлетворяющих его стремление к самообразованию, всестороннему и гармоничному развитию на протяжении жизни. Ориентированность личности на самообразование способствует индивидуализации образования, культивированию навыков самостоятельного получения знаний, умению в больших потоках информации находить необходимые источники и работать с ними. Самообразование должно стать эффективным средством, способствующим выработке у личности психологической установки на постоянное обучение в течение всей жизни. Всем специалистам необходимо обладать хорошей подготовкой в области фундаментальных наук и способностью постоянно, на протяжении всей жизни учиться и переучиваться. Критериям проверки качества такой работы в большинстве случаев выступает жизнь, то есть повседневная деятельность человека, применяющего полученные знания. Очевидно, что человек, не нуждающийся в новых знаниях, самообразованием заниматься не будет. Никто не может гарантировать, что, окончив профессиональное образовательное учреждение любого уровня, получив звание специалиста, человек будет заниматься самообразованием. Самообразование, самостоятельное образование - приобретение систематических знаний в какой-либо области, предполагающее непосредственный личный интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельностью изучения материала. В обобщенном виде можно выделить следующие причины повышения роли самообразования: • Информационное общество базируется на производстве нового знания, его широком распространении и потреблении. • В новом информационном способе развития источник производительности заключается в технологии генерирования знаний, обработки информации и символической коммуникации. • Знания являются неисчерпаемым ресурсом, в отличие от природных и человеческих. Реорганизация производства и распространения знаний, изменение способов коммуникации позволяет преобразовать горы информации в эффективные знания. • Индивидуально-личностный процесс преобразования информации в знания (самообразование) становится ведущим видом деятельности в информационную эпоху. • В информационном обществе резко возрастает роль образования, которое обеспечивает получение нового знания и обучает человека навыкам самообразования. • Социальная структура информационного общества характеризуется высоким удельным весом групп, прямо связанных с процессами производства, распределения и потребления информации. • Ведущим видом деятельности в информационном обществе становится работа с информацией, которая по своей природе является разновидностью самообразования. Новые информационные и коммуникативные средства меняют принципы организации и функционирования самообразования. С их помощью оно в качестве активной составляющей внедряется во многие виды деятельности. Компьютерные технологии не только обеспечивают доступность и разнообразие информации, но и активизируют самообразовательные процессы, сопутствующие производственной, научной, управленческой, организационной, образовательной, досуговой деятельности. Однако проблема управления и социального контроля самообразовательной деятельности несет в себе и негативные черты. Самообразование может сопровождаться усилением информационной зависимости, углублением процессов отчуждения личности, т.к. в рамках информационного общества, «давления» на человека новой техники и технологии предполагается значительное ослабление самоидентификации и сведение личности к набору ролей в сфере производства, обмена и потребления знаний. Самообразование имеет противоречивую природу, особенно при переходе к информационному обществу: 1. этот вид деятельности свободен и демократичен, поскольку он является следствием свободного выбора субъектом видов самообразовательной деятельности. 2. самообразовательная деятельность может оказываться в информационной зависимости, учитывая феномены власти и контроля над информацией. Сущностные характеристики самообразования: • самообразование — это вид свободной, творческой деятельности; • самообразование — внеинституциональная деятельность; • самообразование имеет тесную связь с образованием как системой и социальным институтом, являясь компонентом образования, видом специально организованной, систематической, институциональной деятельности; • самообразование — вид непрерывного образования; • самообразование — способ самоконструирования личности. С точки зрения социологического подхода, самообразование есть вид свободной деятельности личности (социальной группы), характеризующийся свободным выбором занятий, связанных с повышением культурного, образовательного, профессионального, научного уровней и направленных на удовлетворение ее духовных потребностей и реализацию потребностей в социализации и самореализации. Функции самообразования различных уровней имеют свою специфику на разных уровнях общества как социальной системы. В индивидуально-личностной сфере самообразование воздействует на формирование структуры знания и деятельности личности. Это достигается посредством процессов индивидуализации, индивидуально-личностной идентификации, самореализации, саморазвития и саморегуляции. На уровне социальной общности (группы) функции самообразования проявляются двояко: 1. через воздействие социальной общности на личность (функции социализации, социальной идентификации); 2. через влияние самообразовательной деятельности личности на жизнедеятельность самой социальной общности (функции регуляции ее нормативных, структурных характеристик, системы деятельности). Виды самообразования: 1. по критерию временной локализации самообразование осуществляется: · в рабочее время · в свободное время. Самообразование в рабочее время связано с достижением каких-либо профессиональных, производственных целей и задач, тогда как самообразование в свободное время может быть связано либо с ними, либо с решением проблем совсем иного характера (общегуманитарного, культурного, получения наслаждения от чтения, работы над собой и т. д.). 2. по критерию направленности самообразования: · профессиональное; · бщеразвивающее самообразование. Они связаны с достижением целей: производственно-профессиональных либо общегуманитарных, культурных, гедонистических и т.д. 3. временная характеристика самообразования может различаться в зависимости от посвящаемого ему объема времени. Близкими к приведенным видам являются: · регламентируемое · нерегламентируемое самообразование. 4.с точки зрения пространственной локализации самообразование может осуществляться на работе, дома, в общественных учреждениях, предназначенных для этой деятельности (библиотеки и т.д.). 5. по типу организации: · институционализированное · неинституционализированное самообразовании. В первом случае имеется в виду наличие учреждений и организаций, обеспечивающих Процесс самообразования именно в них. Во втором — этот процесс протекает вне рамок таких учреждений и организаций, то есть в контексте повседневности. 6. по сферам самообразования: профессиональным, социокультурным, религиозным, нравственным, экономическим, правовым, семейно-бытовым и пр. Временная и пространственная локализация самообразования лишь задает условия и формы его осуществления, главными же критериями служат содержательные и субъектные. Среди содержательных критериев выделим целевые, показывающие, ради достижения каких целей осуществляется самообразование. Эти цели могут относиться к профессиональному росту, повышению культурного уровня, выход на новые рубежи осведомленности в какой-либо сфере знания. Содержательным критерием классификации самообразования может стать любой элемент структуры личности: потребности, интересы, мотивы, ценностные ориентации, установки, обусловливающие самообразовательную деятельность личности. Среди субъектных критериев выделяют: · социальные группы и слои, для которых этот вид деятельности является необходимым, поскольку без него они не в состоянии выполнить свои главные социальные роли — педагога, предпринимателя, ученого, журналиста, учащегося, художника (артиста) и др. · социальные группы, для которых самообразование как вид деятельности, как элемент их образа жизни не характерен. Это не значит, что оно вообще не присутствует в способе деятельности людей, занятых на работах с монотонным или тяжелым физическим трудом. Их основные профессиональные роли не требуют самообразования, но в образе жизни представителей таких групп оно может иметь место. · социальные группы и слои, для которых самообразование является средством социальной (профессиональной) мобильности, перехода в новый социальный (профессиональный) статус. Возрастной критерий, в соответствии с которым выделяются особенности самообразования детей, подростков, молодежи, взрослого населения. Самообразование характеризуется как система видов деятельности социального субъекта: • прогностическая — когда самообразование субъекта ориентировано на прогнозируемые результаты, вести к будущему развитию системы отношений и характера знания в любой сфере жизнедеятельности личности; • адаптивный — в его основе лежат инструментальные потребности в приспособлении к сложившимся социальным условиям; • «самореализационный» — ведущая цель которого саморазвитие субъекта; • конструктивистский — как форма самоконструирования субъекта самообразованиия. Институциональное получение профильного образования: - профессиональная подготовка, получение новой профессии - профессиональная переподготовка - получение второго высшего образования - курсы, обучение персонала - курсы личностного самообразования - профессиональный рост
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 10079; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |