Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Задачи преподавателя на семинаре




Факторы, влияющие на учебный процесс

Группы факторов, находящихся в поле внимания преподавателя Индикаторы
Содержание и процесс занятия Адекватность целям занятия, логичность разворачивания процесса, полнота, достаточность, понятность для студентов
Индивиды (отдельные студенты) Мотивация на участие в работе, понимание материала, динамика продвижения в теме, индивидуально-психологические особенности
Группы студентов Ролевая структура группы, групповая динамика (феномены лидерства, конфликты)
Другие факторы: физиология, размер группы, состав учебной группы, индивидуальные способности, другие условия Фактическое состояние аудитории; физиологические ритмы и концентрация внимания; организация пространства в аудитории, способствующего эффективному диалогу; количество слушателей; технические средства обучения

Вопросы, которые целесообразно использовать преподавателю на семинарском занятии.

1. По форме: а) открытые, предполагающие развернутый ответ, предоставляющие студенту возможность использовать разные способы представления теоретического материала; б) закрытые, но они, как правило, провоцируют аудиторию к переходу диалога в экзаменационную форму и ухудшают творческий потенциал учебной группы.

2. По адресности: вопрос из аудитории и адресованный в аудиторию. При проведении семинаров целесообразно использовать обе формы, так как это способствует развитию диалога между преподавателем и студентами (учащимися).

3. По целевой направленности вопросы могут быть: оценочными или наводящими. Эти два типа вопросов целесообразно использовать последовательно, предлагая наводящий вопрос в качестве помощи затрудняющемуся студенту (учащемуся).

Задачи Возможный инструментарий
"установление правил ведения семинара - дается преподавателем - формируется группой
Четкая формулировка вопросов для обсуждения - на уровне понятий и терминов для обучающих семинаров - на уровне проблем для развивающих семинаров, игровых методов и тренингов
Подведение промежуточных итогов - визуализация - обобщение информации (преподавателем или студентом)
Побуждение участников к выступлению - специальные вопросы, адресованные пассивным студентам - принцип обязательности выступления
Контроль за ходом обсуждения и вмешательство в случае нарушения правил или отклонения от темы - апелляция к исходной теме - выдача уточняющей или дополняющей информации - вопросы к слушателям
Управление темпом семинара, активизация в момент замедления - хронометраж (сопоставление с программой) - вопросы к конкретным студентам - постановка проблемных или провокационных вопросов - апелляция к лидеру
Подведение итогов, обобщение полученных результатов, выделение открытых или нерешенных проблем - визуализация (по ходу работы) - монолог преподавателя - высказывание участников группы

Использование тестирования. Уровни усвоения: 1 уровень - различение, узнавание. Показывает формальное знакомство с объектом, человек не может воспроизвести полученные знания, но способен опознать, различить и соотнести объекты и процессы. 2 уровень – запоминание. Обучающийся может пересказать содержание определенного текста правила, формулировки закона, но может и не понимать сути. 3 уровень – понимание. Предполагает нахождение существенных признаков и связей исследуемых предметов и явлений на основе анализа и синтеза, применение правил логического умозаключения, установление сходства и различия. 4 уровень - умения и навыки. Обучающийся умеет применять на практике полученные теоретические знания, решает задачи с использованием усвоенных законов и правил, вскрывает причинно- следственные связи при разборе теоретического материала, умеет теоретические положения связать с жизнью. 5 уровень – перенос. Обучающийся дает ответ на любой вопрос, решает любую задачу или пример, которые могут быть ему предложены по программе, конструирует новые способы деятельности, находит новые, оригинальные подходы к решению задачи.

Таксономия Блума: полезная схема, которая помогает соотнести вопросы с определенной категорией; идет от простейшего к наиболее сложному; предполагает, что в «основании пирамиды» находятся знания.

Три нижних уровня НАВЫКИ
Знание Повторение или распознавание информации Примеры заданий: составить список, выделить, рассказать, показать, назвать
Понимание Схватьшание (понимание) смысла информационных материалов Примеры заданий: описать, объяснить, определить признаки, формулировать по-другому
Использование Применение в сходной ситуации Примеры заданий: применить, проиллюстрировать, решить
Триверхних уровни НАВЫКИ
Анализ Определить части и структуру Типы заданий: проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия
Синтез Соединить части по-новому Типы заданий: создать, придумать дизайн, разработать, составить план
Оценка Оценить значимость на основе критериев Типы заданий: представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать

 

Для повышения эффективности семинара преподаватель должен овладеть техникой вопросов, внедрением в практику нетрадиционных методов активного обучения (игровое проектирование, анализ конкретных ситуаций). Несомненно, что эффективность семинарских занятий по социологическим дисциплинам можно повысить посредством современных технологий обучения с применением игровых методов (оргдеятельностные игры, деловые игры, ролевые игры, тренинги), метода «Портфолио» и других.

Примерная схема анализа семинарского занятия

1. Тип семинара, обусловленность его целями, содержанием, уровнем подготовки студентов.

2. Актуальность темы, ее воспитательно-образовательное значение.

3.Методика подготовки семинара, ее ориентированность на привлечение к активному участию большинства обучаемых: своевременность информирования студентов о цели, теме и плане семинара, продуманность плана, внесение корректив в него в соответствии с пожеланиями обучаемых; система подготовки, а именно: подбор основной и дополнительной литературы, характер консультации, работа консультантов, творческих групп, алгоритмов (как работать с литературой, как писать тезисы, как готовить доклады, как выступать); разработка системы дифференцированных заданий (подготовка докладов, оппонирование, задания для сбора дополнительных материалов, подготовка схем, таблиц, графиков, демонстраций и т.д.).

4. Методика проведения семинара, ее направленность на раскрытие творческих возможностей студентов: четкость определения темы и цели семинара; психологическая подготовка обучающихся к обсуждению вопросов; формы стимулирования их активности и познавательного интереса; соотношение деятельности преподавателя и студентов; краткость и целенаправленность вводного слова преподавателя, уместность и продуманность замечаний и коррекций, организация коллективного обсуждения, дискуссии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1019; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.