Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функция сотрудничества с другими странами. 4 страница




Конст.Суд РФ, выступающий как су­дебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независи­мо осуществляющий судебную власть посредством конституционного су­допроизводства

ВС РФ, являющийся «высшим су­дебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции» (ст. 126 КРФ);

ВАС РФ, выступающий как высший судебный орган «по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами» (ст. 127 КРФ).

Гос. власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы гос. власти. Разграничение предметов ведения и полномочий м/д органами гос. власти РФ и органами гос. власти субъектов РФ осуществляется Конст. РФ и договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

В системе высших властных структур современного Рос. го­с-ва особое место занимает институт президентства. Президент является главой государства. Он выступает как гарант Конституции, а также «прав и свобод челове­ка и гражданина», принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности; определяет основные направления внут­ренней и внешней политики гос.; обеспечивает «согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти» (ст. 80 Конституции РФ).

50.Исторические предпосылки права.

Возникновение права — закономерное следствие услож­нения общественных взаимосвязей, углубления и обостре­ния социальных противоречий и конфликтов.

История общества, всех его институтов – объективный процесс, не зависящий от воли и сознания отдельного челове­ка. Это означает, что такие социальные явления, как государ­ство и право, никто не изобретал и не основывал. Они – результат естественно-исторического развития обще­ства как социального организма.

Табу (запрет) – примитивное право (регулированный дарообмен) – архаичное право (выделение четких разделений на судебные процедуры) – обычное право (записанное) – современное право (четкая организация, разделение судебных прецедентов, формальное равенство).

Прообразом юридической формы в условиях ро­дового общества, не знавшего права, были правила, которые сложились и функционировали в виде обычаев. Они сформи­ровались в результате обобще­ния многочисленных актов поведения, с чьей помощью люди пытались удовлетворять свои потребности. Те поступки, ко­торые не приводили к необходимому результату, правилами поведения не становились, они осуждались обще­ством и требовали запрета. Запрет – табу – одно из первых правил пове­дения людей. Поступки, действия, которые приводили к желаемым целям, многократно повторяясь, ста­новились обычаем. Передаваясь от поколения к поколению, обычаи закреплялись через традицию и превращались в по­стоянно действующие нормы.

В качестве постоянного правила поведения обычай стано­вится фактом коллективного сознания членов рода. Он не был писаным, а передавался от одного родича к другому, в процессе непосредственного общения, в прак­тике хозяйствования, управления или быта. Факт коллективного сознания обычай выражал первые зародыши понимания должного и поэтому обеспечивался коллективными мерами.

Архаическое законо­дательство почти полностью ограничивается санкциями за гражданские и уголовные правонарушения (штрафы, наказания), примером м.б. (Законы XII таблиц, «Русская Правда», «Салическая правда» и др.),

Родовой, обычай имеет сугубо локальный характер, ограничивая свое действие коллективом людей, свя­занных общим происхождением, т.е. родственников.

Совсем иной смысл причинение вреда индивиду приобре­тает тогда, когда он становится звеном такой социальной си­стемы, которая основана на обменных отношениях. Рынок – вот то, что объединяет всех обменивающихся индивидов и что является необходимым условием существования каждого, а стало быть, и существования всех как элементов обществен­ного целого.

Появление на месте кровнородственных связей обме­на как средства объединения людей в новый тип общества и, следовательно, замена личных отношений родства обществен­ными – такова первая и самая общая предпосылка возникно­вения права.

Если общество основано на вещных связях, то его члены нуждаются в нормальном функционировании рынка как фундамента не только общества в целом, но их собственного личного бытия. Поэтому объективные усло­вия рыночного обмена – главное, что должно быть закреп­лено в праве.

Личная свобода – первое условие товарообмена, подлежащее юридической защите, но этого

недостаточно, чтобы произошел акт об­мена. Необходимо иметь товар и возможность определять его судьбу. Для этого свободный индивид должен стать частным собственником. Стало быть, частная собственность – второе условие существования рынка, которое требует пра­вового закрепления и охраны.

Характеру обменных отношений должно соответствовать и равенство сторон рыночных связей - третье условие, подлежащее закреплению в праве. Если товаровла­дельцы неравноправны, тот, кто обладает большими полно­мочиями, в состоянии нарушить эквивалентность обмена и получить выгоды, экономическим законам рынка не соответ­ствующие.

Итак, предпосылка возникновения права в его развитых формах – рынок, требующий свободы и равенства частных собственников – субъектов обмена. Обменные отношения по мере вытеснения кровнородственных объединяют людей в об­щество на новой основе. Их закрепле­ние и охрана приобретают общественное значение и осуществляются не с помощью локальных норм первобытного коллектива, а посредством установления общих правил пове­дения. Все субъекты обмена на рынке равны, и потому пра­вила поведения в одинаковой мере распространяются на всех. Закрепляя выкристаллизовавшиеся в процессе общественной практики регулярно осуществляющиеся, устойчивые отноше­ния и такое поведение их участников, которое обеспечивает эту устойчивость, они становятся необходимой формой упо­рядочения нового общественного строя. Такова модель воз­никновения права, но реализуется она не сразу.

 

51.Признаки права.

Право – это система установленных или санкционированных государством общеобязательных, формально определенных правил общего характера (норм), обеспеченных государством.

Признаки права выражают его качество, т.е. то, что отличает его от всех других общественных явлений. Определяя право, теория, прежде всего, указывает на его нормативность, т.е. право есть совокупность норм. Это мера свободы человека. Право представляет определенную совокупность правил поведения. Право состоит из норм властного характера.

Общеобязательность (право обязательно и универсально), регулирует наиболее важные общественные отношения, т.е. те отношения позволяющие сохранить целостность общества. Право обязательно для всех, кому оно адресовано, и в равной степени.

Возможностью государственного при­нуждения в случае неисполнения (не соблюдения) права.

За нарушение требований правовых предписаний государством опре­деляются меры юридической ответственности, предполагающие примене­ние к нарушителям наказаний, вид и размер которых определяется в зако­нодательном порядке. Право исходит от государства, то есть принимается, санкционируется государством. Государство – основной субъект правотворческой деятельности.

Общезначимость право регулирует и охраняет наиболее важные для абсолютного большинства членов сообщества общественные отношения. Именно высо­кая социальная значимость этих отношений позволяет рассматривать их в качестве общезначимых.

Формальная определённость. Нормы права имеют внешнюю форму выражения – нормативно-правовой акт. Правовые предписания выражаются в определенных государством формах (в форме обычаев, прецедентов, договоров, нормативно-правовых актов и т.д.).

Многократность применения. Право – абстрактно, и может применяться неоднократно к различным случаям жизни, носящим определённые в праве объективные и субъективные признаки

52. Функции права.

Функции права – основные направления воздействия права на общественные отношения, в которых выражается сущность и социальное назначение права. Функции права характеризуют действие права. Выделяют: общесоциальные и специально-юридические. К общесоциальным относятся: Экономическая - регулирование экономических отношений, упорядочивает производственные отношения, закрепляет формы собственности, определяет механизм распределения общественного богатства и т.п.; политическая – регулирование политических отношений. Право в своих нормах закрепляет политический строй общества, механизм функционирования государства, регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы и пр.; воспитательная - право, отражая определенную идеологию, оказывает специфическое педагогическое воздействие на лиц, формирует у субъектов мотивы правомерного поведения; коммуникативная – поддерживает связи между объектами и субъектами государственного управления. Право, являясь информационной системой, выступает способом связи между субъектом и объектом управления, специфическим "посредником" между законодателем и обществом, между творцами правовых предписаний и физическими или юридическими лицами.

Специально- юридические: регулятивная - направление правового воздействия, которое выражается в установлении позитивных правил поведения, то есть в предоставлении субъективных прав и возложении юридических обязанностей. Регулятивная функция делится на регулятивно-статическую которая выражается в воздействии права на общественные отношения путём их закрепления; проявляется в установлении правового статуса, компетенции органов государства и должностных лиц, правосубъектность граждан и юридических лиц и регулятивно-динамическую с помощью, которой право определяет, каким должно быть будущее поведение людей. Эта функция осуществляется с помощью обязывающих норм. Так, законодательством установлены обязанности, выполнить воинский долг, платить налоги, соблюдать трудовую дисциплину, выполнять обязательства по договору и т.д. И Охранительная - охрана общественных отношений путем применения специальных охранительных норм. Формами осуществления охранительной функции права выступают: установление обязанностей, запретов, приостановлений, мер пресечения, мер принуждения; фиксация негативных санкций - наказаний и процедуры их реализации.

Оценочная функция позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо решений и поступков. Особую роль в реализации оценочной функции играют охранительные и поощрительные нормы, в которых в общем виде содержится отрицательная или положительная оценка тех или иных возможных действий.

 

53. Право и другие социальные нормы.

Право – это система установленных или санкционированных государством общеобязательных, формально определенных правил общего характера (норм), обеспеченных государством.

Социальные нормы – это правила поведения, используемые для регулирования общественных отношений. К ним относят правовые; моральные; политические; эстетические; религиозные; корпоративные; нормы обычаев.

Нормы морали - это обусловленная природой человека и общества система социального регулирования, основывающаяся на нравственности и регулирующая нравственные аспекты поведения человека в обществе, обеспеченная возможностью общественного одобрения или порицания. При этом мораль возникает стихийно, но государством не санкционируется. Регулятивное взаимодействие права и морали достаточно отчётливо выражено в юридических текстах. Так, в законодательных текстах нередко использование оценочных понятий нравственного характера (недостойное поведение, цинизм, честь и т. п.). Это свидетельствует о том, что, с одной стороны, моральные нормы могут выполнять функции оснований юридической оценки, а с другой – нарушение моральных принципов общества является в некоторых случаях достаточным для наступления правовых последствий (санкций).

Обычаи представляют собой общие правила, возникающие в результате постоянного воспроизводства конкретных образцов поведения и деятельности и в силу длительности своего существования вошедшие в привычку людей. Содержание обычая – это сам образец поведения, а формой его фиксации является привычка, поведенческая традиция. Обычные нормы в отличие от права или морали предполагают не согласование действий и предписаний, а воспроизведение предписанного поведения. Взаимоотношение права и обычая возможно в трёх формах: 1) Юридические нормы поддерживают обычаи, полезные с точки зрения общества и государства, создают условия для их реализации; 2) Юридические нормы могут служить вытеснению вредных с точки зрения общества обычаев; 3) Юридические нормы безразличны к действующим обычаям (большинство). От обычая отличается форма права – правовой обычай. При взаимодействия права и обычая сама обычная норма не имеет значения, а имеет значение конкретное поведение. В правовом обычае юридическое значение придаётся именно норме, существующей без её текстуального оформления.

Корпоративные нормы. Под ними понимаются правила поведения, создаваемые в организованных сообществах, распространяющиеся на его членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного сообщества. Корпоративные нормы имеют иную природу, нежели право. Предметом их регулирования являются отношения, не урегулированные юридически. Они принадлежат структурным единицам гражданского общества и отражают специфику их природы. По формальным признакам (письменная форма, системность, процедура принятия) они похожи на юридические, но они не обладают общеобязательностью, не обеспечиваются государственным принуждением. Этим они отличаются от локальных норм права.

Нормы права - это общеобязательное правило поведения, установленное и санкционированное государством и охраняемое им.

Политические нормы - это общие правила поведения, регулирующие отношения м/д социальными группами, нациями, связанные с осуществлением государственной власти, способом организации и деятельности гос-ва.

Экономические нормы - это правила поведения, регулирующие общественные отношения связанные с производством, распределением и потреблением материальных благ.

54. Признаки правовых норм.

Норма права – общеобязательное правило поведения, являющееся мерой свободы и ответственности формально равных субъектов общественных отношений и обеспечивающееся принудительной силой государственной власти.

Юридическая норма – база правового регулирования, является первичной составной частью права и, вследствие этого, характеризуется всеми признаки пра­ва.

На её основе возникают субъективные права и юридические обязанности. (1) Норма права устанавливает круг общественных отношений, на которые распространяется действие норм; (2) устанавливает круг участников (субъектов) правоотношений, тем самым решает вопросы правосубъектности; (3) определяет содержание общественных отношений, содержание поведения субъектов; (4) устанавливает обстоятельства, с которыми связывается возникновение, изменение или прекращение правоотношения; (5) устанавливают юридические средства, которые обеспечивают возможное или должное поведение.

Признаки нормы права: 1) общеобязательность - она представляет собой властное предписание государства относительно возможного и должного поведения Правило поведения общего характера. Рассчитано на неопределённое число общих случаев. Адресуется всем и каждому (в определённых случаях), что позволяет отличать норму права от индивидуального распоряжения, которое действует один раз и на определённых лиц. 2) Формальная определённость - она выражается в письменной форме в официальных документах Указывает на чёткость, на точность определения прав и обязанностей субъектов. 3) Исходит от общества и государства и выступает в качестве властного предписания, веления. 4) Охраняется принудительной силой государства; 5)предоставительно- обязывающий характер – она не только предоставляет одним субъектам права, но и возлагает на других субъектов обязанности, ибо нельзя реализовать право без обязанности и обязанности без права; Норма права – форма определения и закрепления прав и обязанностей. Нормы права определяют диапазон свободы участников правоотношения. Именно с возложением прав и обязанностей и возможно правовое регулирование.

55. Структура правовых норм.

Понятие. – Гипотеза. – Диспозиция. – Санкция. – Норма логическая и норма-предписание.

Структура правовой нормы есть логически согласованное её внутреннее строение, обусловленное фактическими общественными отношениями, характеризуемое наличием взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, реально выраженное в нормативно-правовых актах. Это внутреннее строение нормы, связь образующих её элементов. Традиционно выделяют три компонента: гипотеза, диспозиция, санкция.

Гипотеза (предположение «если») указывает на условия возникновения прав и обязанностей. Это – элемент правовой нормы, указывающий на условия, при которых возникают права и обязанности. Иными словами, гипотеза содержит указание на конкретные жизненные обстоятельства, при которых данная норма вступает в действие.

Диспозиция (распоряжение «то») – указание на сами права и обязанности. Этот элемент представляет собой “сердцевину” правовой нормы, указывает на само правило поведения (права и обязанности участников, предусмотренные гипотезой данной нормы).

Санкция (взыскание «иначе») есть последствия нарушения диспозиции. Это – элемент правовой нормы, определяющий меру государственного взыскания (поощрения), которая применяется к нарушителю прав и обязанностей (к выполнившему их), предусмотренных диспозицией.

Ряд авторов полагает, что норма права состоит из 3 элементов, другие – только из 2. Следовательно, выделяют логическую норму и норму-предписание. Норма-предписание – цельное, логически завершённое и формально закреплённое властное веление. Воплощает веление в виде цельного нормативного положения, посвящённого конкретному вопросу правового регулирования. Состоит из 2 элементов. Первый – всегда гипотеза. По второму элементу нормы делятся на охранительные (санкция) и регулятивные (диспозиция). Логическая норма – выявляемое логическим путём общее правило, которое включает органические связи между нормативными предписаниями и обладает полным набором свойств, раскрывающих регулятивную структуру нормы. Содержит 3 элемента. Отражает все способы воздействия норм на общественные отношения, хотя она выводится логическим путём, это есть реально существующее в праве образование. Недостающие элементы отыскиваются в других статьях или других нормативно-правовых актах.

Таким образом, структура правовой нормы есть логи­чески согласованное ее внутреннее строение, обусловлен­ное фактическими общественными отношениями, харак­теризуемое наличием взаимосвязанных и взаимодейству­ющих элементов, реально выраженное в нормативно-пра­вовых актах.

56. Гипотеза правовой нормы.

Норма права состоит из трех элементов: гипотезы, диспози­ции и санкции.

Гипотеза (предположение «если») указывает на условия возникновения прав и обязанностей. Это – элемент правовой нормы, указывающий на условия, при которых возникают права и обязанности. Иными словами, гипотеза содержит указание на конкретные жизненные обстоятельства, при которых данная норма вступает в действие. Условия – правомерное поведение или событие (в охранительных нормах – правонарушение).

Виды:

По форме выражения:

абстрактные (используют обобщающие формулировки),

казуистические (детально описывает обстоятельство действия нормы).

По строению:

простые (одно обстоятельство),

сложные (2 и более обстоятельств, каждое из которых должно быть соблюдено),

альтернативные (несколько обстоятельств, одного из которых достаточно для действия правовой нормы).

Иногда, гипотезы подразделяют на односторонние и дву­сторонние. Односторонней является гипотеза, которая в качестве основания применения нормы называет только право­мерные, или, напротив, неправомерные обстоятельства. На­пример, все нормы особенной части УК РФ имеют од­носторонние гипотезы. Двусторонние гипотезы включают в себя указание как на правомерные, так и на неправомерные обстоятельства, приводящие в действие данную юридическую норму. При этом, конечно, предполагается, что правовые ре­зультаты будут различными в зависимости от характера тех обстоятельств, которые заставили «работать» тот или иной нормативный акт.
57. Диспозиция правовой нормы.

Норма права состоит из трех элементов: гипотезы, диспози­ции и санкции.

Диспозиция (распоряжение «то») – указание на сами права и обязанности. Этот элемент представляет собой “сердцевину” правовой нормы, указывает на само правило поведения (права и обязанности участников, предусмотренные гипотезой данной нормы).

Виды:

по способу выражения правил поведения простые (содержат простое указание на поведение),

описательные (содержат развёрнутую характеристику, существенные признаки поведения),

ссылочные (отсылают к другой норме данного правового акта),

бланкетные (отсылают к норме, содержащейся в другом правовом акте).

По составу:

простые (одно правило поведения),

сложные (несколько правил поведения, выполняемые в совокупности),

альтернативные (несколько правил поведения, из которых достаточно выполнить одно).

По форме выражения:

абстрактные (предусматривает определенный тип поведения),

казуальные (перечисляет конкретные предписываемые, разрешаемые или запрещаемые действия).

 

 


58. Санкция правовой нормы.

Норма права состоит из трех элементов: гипотезы, диспози­ции и санкции.

Санкция (взыскание «иначе») есть последствия нарушения диспозиции. Это – элемент правовой нормы, определяющий меру государственного взыскания (поощрения), которая применяется к нарушителю прав и обязанностей (к выполнившему их), предусмотренных диспозицией.

Виды:

По степени определённости:

Абсолютно определённые (санкция определяется однозначно),

относительно определённые (устанавливаются верхний и нижний пределы колебаний санкций; при этом могут быть санкции без нижнего предела и без верхнего предела), альтернативные (могут быть применены различные виды наказаний).

Кумулятивная (несколько санкций различного рода и гос. орган, их применяющий, вправе их соединить)

По характеру реакции государства:

Карательные, штрафные (лишение свободы, штраф, выговор);

Меры предупредительного воздействия (привод, арест, задержание в качестве подозреваемого в совершении преступления и т.д.);

Меры защиты (восстановление в должности на прежней работе рабочих и служащих, ранее незаконно уволенных и др.)

 

 


59. Понятие и структура правоотношений.

Понятие. – Признаки. – Структура.

Правоотношение – это разновидность общественных отношений, юридическая связь между его участниками, которые взаимодействуют посредством реализации гарантированных законом прав и обязанностей.

Признаки: 1) Тесная связь правоотношений и правовых норм. С одной стороны, нормы права – общие модели поведения людей. Правоотношение реализует нормы права. С другой стороны, на правоотношение влияет логическая структура правовой нормы. Гипотеза – условия возникновения, изменения и прекращения правоотношений (юридические факты). Диспозиция – права и обязанности участников правоотношения, определённые запреты и ограничения. Санкция образует правоохранительное правоотношение, когда участники правоотношения нарушают запреты или отказываются от выполнения юридических обязанностей. 2) Социально-волевой характер правоотношений. Участники, как правило, самостоятельно начинают правоотношение, своей волей пользуются правами и исполняют обязанности. 3) Взаимное наделение правами и обязанностями участников правоотношений.

Структура правоотношения. В неё включаются: субъект, объект, содержание, а также юридические факты. Субъекты правоотношения – это граждане и организации (включая государство), которые в соответствии с нормами права являются носителями субъективных прав и юридических обязанностей. Для субъектов характерна право- и дееспособность. Объекты правоотношения – это то, на что направлена деятельность субъектов правоотношения. Это не есть блага, которые являются предметом правоотношения, скорее, это – действия обязанных субъектов по удовлетворению определённых потребностей управомоченных лиц. В содержание правоотношения входят субъективные права (предусмотренная законом и охраняемая государством возможность субъекта удовлетворять по своему усмотрению интересы, предусмотренные объективным правом, то есть мера возможного поведения субъекта) и юридические обязанности (предусмотренная законодательством и охраняемая государством необходимость должного поведения в интересах управомоченного субъекта, то есть мера должного поведения субъекта). Юридические факты – конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Формулируется в гипотезах правовых норм.

60. Содержание правоотношений.

Субъективные права. – Юридические обязанности.

В содержание правоотношения входят субъективные права (предусмотренная законом и охраняемая государством возможность субъекта удовлетворять по своему усмотрению интересы, предусмотренные объективным правом, то есть мера возможного поведения субъекта) и юридические обязанности (предусмотренная законодательством и охраняемая государством необходимость должного поведения в интересах управомоченного субъекта, то есть мера должного поведения субъекта). Однако это есть юридическое содержание. В материальное содержание входит юридическое поведение, которое управомоченный может, а обязанный должен соблюдать. Должное поведение может выступать в виде положительных действий, либо в воздержании от действий. Фактическое содержание – действие. Юридическое содержание есть возможность действия или воздержания от действия. Оно выражается в правах и обязанностях.

Субъективное право состоит из трёх правомочий: 1) На собственное действие <точка зрения: такого права нет, это – свойство человека. Если бы это право было, он бы вступал в правоотношения с самим собой. Есть абсолютное право невмешательства других в правомерные действия>; 2) На требование исполнения обязанностей; 3) Право притязания (защиты) – в тех случаях, когда юридические обязанности не исполняются. Субъективное право – система наличных прав субъектов, отражающих свободу выбора действий. Закрепление свободы, инициативы и самостоятельности лиц есть особая функция субъективного права в механизме правового регулирования.

Юридическая обязанность – обязанность, возложенная на отдельного субъекта, вид и мера должного поведения, возлагаемая на обязанное лицо в целях удовлетворения интересов управомоченного лица. Юридическая обязанность предполагает совокупность юридических фактов и правоотношений. Возникает между государственным органом и правонарушителем.

61. Виды правоотношений.

В зависимости от функций права: регулятивные (возникают на основе правомерного поведения), охранительные (возникают вследствие неправомерного поведения, совершения правонарушения).

В зависимости от отраслевой принадлежности: конституционно-правовые, административно-правовые, земельно-правовые, гражданско-правовые, уголовно-правовые, трудовые правоотношения и многое другое.

В связи с выделением материального и процессуального права: материально-правовые и процессуально-правовые.

В зависимости от характера юридической обязанности: активного типа (на лицо возлагается обязанность совершить некоторые действия – обязанность с положительным содержанием) и пассивного типа (на лицо возлагается обязанность не совершать некоторых действий – обязанность с негативным содержанием).

В зависимости от индивидуализации сторон правоотношения: относительные и абсолютные, общие и конкретные. Относительные правоотношения – это те, в которых точно, поимённо определены (перечислены) все субъекты. Абсолютные – те, в которых точно определена только управомоченная сторона, а обязанным считается всякое иное лицо, чья обязанность состоит в воздержании от нарушения субъективного права. Общие – те правоотношения, которые основаны на общих правах и обязанностях, субъекты которых не имеют поимённой индивидуализации. Положение каждого субъекта отличается особым юридическим состоянием. Основание – например, нормы Конституции. Для возникновения общих отношений не требуется особых юридических фактов: они возникают уже в силу наличия самой нормы. Например, право на жизнь (п. 1 ст. 20 Конституции РФ) предполагает а) наличие живого человека б) на территории РФ. Общие правоотношения носят длящийся характер и характеризуются стабильностью. Индивидуализация такого рода правоотношений проявляется во всеобщности прав и обязанностей. При этом общие правоотношения могут быть основой конкретных – тех, в которых стороны персонифицированы: например, ст. 105 УК РФ подходит к защите права на жизнь более конкретно.

 


62. Юридические факты.

Юридические факты – это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми норма права связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений (формулируется в гипотезах правовых норм). Характеризуются 1) наличием явлений действительности и 2) предусмотренностью их в нормах права. Юридический факт – понятие материально-юридическое. Юридическими фактами могут быть только такие факты, с которыми норма права связывает возникновение, изменение или прекращение правового отношения. Иногда юридическим фактам придаётся самостоятельное значение. В механизме правового регулирования юридический факт должен выразить существование реальных обстоятельств. Это означает, что он приводит в действие норму права. Разрешение любого юридического дела есть анализ нормы, поиск юридических фактов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 317; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.068 сек.