Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функция сотрудничества с другими странами. 8 страница




 

96. Особенности российского правосознания.

Особенности российского правосознания могут быть вы­явлены лишь посредством конкретных исследований. Такие исследования безусловно необходимы: исторический опыт не­опровержимо свидетельствует, что любые политические ре­шения, законы, указы, судебные решения и т.д. оказываются неэффективными, если они противоречат культуре масс, вы­раженной, в частности, в правосознании.

Уже проведенные исследования показали, что в представле­нии населения общество все еще воспринимается как патри­архальная общность – отдаленное эхо русской крестьянской общины. Она всецело определяет жизнь индивида, который не видит себя вне этой коллективной формы своего бытия, и потому должна быть, по его представлениям, устойчивой, не­изменной. Надежность и устойчивость в массовой психологии – весьма близкие понятия. Власть в этой общности воспри­нимается в виде патриархальной формы, в которой Первое Лицо (Царь, Генеральный секретарь ЦК КПСС или Прези­дент) скорее выступает в роли «отца», чем официального гла­вы государства.

Такая власть может все. Она накормит, напоит, оденет, скажет, как надо жить. Напротив, все официальное, форма­лизованное, выходящее за пределы патриархальных структур, встречается с подозрением, воспринимается как чуждое. Здесь и заключено объяснение, почему население, относясь к главе государства как к «своему», не считает своим чиновни­ка, всякого рода «начальство», аппарат власти.

Здесь же заключено объяснение и того, что все исходящее от Первого Лица кажется положительным, правильным, на­дежным в отличие от того, что исходит от чиновников, бюро­кратического аппарата. Указы Президента России «законнее» законов Верховного Совета, хотя бы впоследствии эти указы и отменялись Конституционным судом. Как показывают кон­кретные исследования, наименее легитимными общественным сознанием признаются нормативные акты местных органов государственной власти.

Наконец, этим же можно объяснить, почему в правосозна­нии населения до сих пор сохраняются элементы юридиче­ского нигилизма и анархизма, иногда причудливо сочетаю­щиеся с безграничной верой во всемогущество государства.

С большим сомнением относится большинство населения к частной собственности, особенно к частной собственности на землю. Введение последней зача­стую отождествляется с распродажей России.

Как только обменные начала проникают, например, в семью, она разлагается, приобретает новые качества договор­ного союза, лишаясь сентиментальных покровов. Рыночная система предполагает индивидуализм, инициативу, предпри­имчивость и связанное с ними имущественное и социальное расслоение, которое воспринимается массовым правосознани­ем как несправедливость.

В политическом отношении рыночному хозяйству в наи­большей мере соответствует демократия, которая плохо со­вмещается с массовым сознанием, склонным, к культу Пер­вого Лица и отрицательно относящимся к бюрократическим формам управления на основе закона, а не авторитета на­чальника. Законодательство, создающее юридические осно­вы рынка, демократические формы государственного устрой­ства, остается чуждым правосознанию значительной части населения.

Сложившиеся стереотипы коллективного правосознания, конечно, не остаются неизменными. Под воздействием жиз­ни, пропаганды, реформ, открывающих новые возможности, они размываются, модифицируются. Однако вряд ли огром­ная страна может быстро сбросить с себя ярмо многовековой авторитарной традиции и устремиться навстречу рыночной и политической свободе. Еще большее сомнение вызывает воз­можность скорого формирования новой личности, девизами которой являются «свобода», «частная собственность», «пред­приимчивость». Это увеличивается вероятность несовпаде­ния принимаемых государством законов и права, выражаю­щего нормы массовой культуры. Возникающее здесь противо­речие будет тормозить принятие новых «рыночных законов» и снижать эффективность уже принятых. Лишь преодоление стереотипов массового сознания позволит успешно двигаться к обществу, основанному на обменных отношениях.

97. Правовая культура: понятие, структура, функции.

Правовая культура – это достигнутый уровень развития и правовой (государственно-правовой) организации жизни людей. Правовая культура – специфический социальный институт, выполняющий функции формирования у людей политического и правового сознания, ценностно-правовых установок, а опосредованно и правового поведения.

Виды:

а) правовая культура личности ( это культура отдельного человека), отражающая степень и характер ее прогрессивного развития, обеспечивающего социализацию личности и правомерную деятельность индивида;

б) правовая культура общества – уровень значительности права в рамках определенной страны и цивилизации, Это часть общей культуры, которая показывает уровень правового сознания и правовой активности общества.

в) правовая культура социальной группы, выражающая восприятие права, его ценность и способность быть действенным регулятором общественных отношений в рамках социальной группы, как молодежь, профессиональные группы и т.д.

По своей структуре правовая культура состоит из следующих элементов:

а) право; б) правосознание; в) правоотношения; г) законность и правопорядок; д) правомерная деятельность субъектов.

Показателями правовой культуры общества являются: а) уровень правосознания граждан и должностных лиц, их убежденность в следовании предписаниям правовых норм; б) уровень совершенства законодательства; в) уровень законности и правопорядка; г) уровень работы правоохранительных органов; д) уровень развития юридической техники; е) уровень правотворческой и правореализующей культуры.

Показателями правовой культуры личности выступают: а) знание и понимание права; б) уважение права в силу личного убеждения; в) привычка поступать в соответствии с законом; г) правовая активность; д) правовая психология, е)правовая идеология

Показателями правовой культуры социальных групп выступают: знание, уважение права и законодательства; соблюдение законности; наличие умения пользоваться предоставленной властью; правовое воспитание и обучение; наличие способности по эффективному обеспечению прав и свобод граждан.

Функции правовой культуры: познавательно-преобразовательная, которая связана с теоретической и организаторской деятельностью по формированию правового государства; праворегулятивная, которая направлена на обеспечение устойчивого и эффективного функционирования всех элементов правовой системы и общества в целом; ценностно-нормативная, проявляющаяся в различных, имеющих ценностное значение жизненных фактах, которые отражаются в сознании и поступках людей; правосоциализаторская, посредством которой правовая культура проявляется в формировании правовых качеств личности, организации самовоспитания и правового обучения; коммуникативная, осуществляемая посредством общения граждан в юридической сфере.

98. Типы правовых культур.

Правовая культура – это достигнутый уровень развития и правовой (государственно-правовой) организации жизни людей.

Правовая культура – специфический социальный институт, выполняющий функции формирования у людей политического и правового сознания, ценностно-правовых установок, а опосредованно и правового поведения

Виды:

а) правовая культура личности ( это культура отдельного человека), отражающая степень и характер ее прогрессивного развития, обеспечивающего социализацию личности и правомерную деятельность субъекта;

б) правовая культура общества – уровень значительности права в рамках определенной страны и цивилизации, Это часть общей культуры, которьеклдтгеролоапиео5к4горкукеотая показывает уровень правового сознания и правовой активности общества.

в) правовая культура социальной группы, выражающая восприятие права, его ценность и способность быть действенным регулятором общественных отношений в рамках социальной группы, как молодежь, профессиональные группы и т.д.

 


99. Особенности российской правовой культуры

Отечественная юриспруденция имеет свою специфику и характерные особенности. Во-первых, российской правовой системе на протяжении всей ее истории свойственна неразвитость правовых традиций, несовершенство законодательства. Можно сказать, что в обществе не сложились четкие юридические механизмы, позволяющие говорить об уважении к закону и суду. Наша правовая действительность имеет определенные исторические корни.

В течение длительного времени в российском обществе не существовало благоприятных предпосылок для развития правовой культуры, что объяснялось различными объективными и субъективными факторами: отечественной правовой системе были свойственны не развитые институты конституционализма, характерные для западно-европейской правовой системы, а неуважительное отношение к личности, к ее правам и свободам, низкая роль судебной власти, господство тоталитарного режима советской власти в течение 70 лет и т. д. Большинство населения видит в судебной власти не орган, осуществляющий правосудие и защиту прав граждан от произвола должностных лиц, а лишь место, где человека лишают свободы. Даже в правосознании судей подчас превалирует отнюдь не принцип презумпции невиновности.

В государственно-правовой практике всегда преобладала идея верховенства государства над правом и государственной власти как решающей силы в правотворческой деятельности. Во взаимоотношениях «государство – личность» на первое место всегда ставились интересы государства, а личность рассматривалась как не имеющий социальной ценности элемент в государственной системе. Существует приоритет идеи обязанности, идеи долга перед личностными правами. Для русского человека важнее мораль, религиозные начала, чем идея прав личности, идеи субъективных начал. Это — основная черта русской правовой мысли, правосознания, правовой культуры. Важная черта российского правосознания и правовой культуры – несовместимость права с моралью, совестью. Право ассоциируется с полицейскими мерами. Кроме того, в России существует отрицательное отношение к праву, мнение, что право есть пагубное явление общественной жизни.

В России вместо личной свободы всегда признавалась идея служения государю (отечеству), вместо равенства – идея иерархии, вместо формального равенства и свободы – идея долга, служения, уважения к рангу. Это основные ценности российской действительности. Характерной особенностью правовой культуры в России можно считать и то, что в российском обществе всегда господствовала идея подчинения права идеологии. Государственная власть поддерживала господствующую идеологию с помощью юридических средств, а последняя, в свою очередь, весьма активно влияла на право, на правоприменительную практику, что отрицательно сказывалось на совершенствовании правовых институтов, на механизме правового регулирования. Укоренившаяся на протяжении веков православная идеология, а потом и господство «марксистско-ленинского» мировоззрения в течение семидесятилетней истории советской власти, выражавшееся в несоответствии между официальной пропагандой и реальной жизнью, между законодательством и юридической практикой, прочно закрепили такую традицию отечественной юриспруденции, как следование в нормотворческой деятельности и в правоприменительной практике идеологическим догмам в ущерб объективным тенденциям общественного развития, в том числе и правовой действительности. Другой своеобразной чертой, присущей российской правовой действительности, является ее смешанный евразийский характер. Для отечественной правовой системы характерны черты и европейской цивилизации, и восточной культуры с присущими ей коллективистскими началами. Смешанная природа российского права не всегда способствовала его стабильности и согласованности правовых институтов.

Все эти качества российской правовой системы требуют постоянного внимания и учета в правоприменительной практике. Без этого невозможно цивилизованное решение вопросов эффективного правового регулирования общественных отношений, утверждение правопорядка и законности.

100. Основные школы правопонимания.

Правопонимание – это научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению.

Субъектом правопонимания всегда выступает конкретный человек, например: а) гражданин; б) юрист-профессионал; в) ученый, занимающийся изучением права. Правопонимание всегда субъективно, оригинально, хотя представления о праве могут совпадать у группы лиц и у целых слоев, классов.

Объектом правопонимания могут быть право конкретного общества, отрасль, институт права, отдельные правовые нормы.

Содержание правопонимания составляют знания субъекта о его правах и обязанностях, конкретных и общих правовых дозволениях, запретах, а также оценка и отношение к ним как справедливым или несправедливым. В зависимости от уровня культуры, методической оснащенности субъекта и выбора предмета изучения право-понимание может быть полным или неполным, правильным или искаженным, положительным или отрицательным.

Образ права, сложившийся у наших предшественников и выразившийся в виде той или иной концепции, оказывает влияние на формирование правопонимания у потомков. В зависимости от того, что рассматривается в качестве источника правообразования, - государство или природа человека, различают естественную и позитивистскую теории права. И в зависимости от того, в чем усматривалась основа (базовый элемент) права - норма права, правосознание, правоотношение, - сформировались нормативистская, психологическая и социологическая теории. 1) Юридический позитивизм (направление в юриспруденции, сторонники которого ограничивают за­дачи юридической науки изучением по­зитивного права). Позитивизм построен на изучении внешних проявлений права. Норма права оформляется в виде закона. Юрист считает изучением права – изучения законов; Онователем был Джон Остин; 2) Нормативистская школа права в наиболее полной степени была сформулирована в XX в. Представителями ее были: Р. Штаммлер, П.И. Новгородцев, Г. Кельзен и другие. В данном учении исходным (по теории Кельзена) является представление о праве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится "основная (суверенная) норма", принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме большей юридической силы; 3) Школа естественного права. (Представителями ее являются Т. Гоббс, Дж. Локк, Монтескье, Руссо, А.Н. Радищев и другие.) Основано на том, что разделяется право и закон. Наряду с позитивным правом, т.е. законами, принимаемыми государством, существует высшее, "естественное" право, свойственное человеку от рождения. Это данные от природы неотъемлемые права человека (право на жизнь, свободу, семью, собственность), которые выступают критериями права позитивного; 4) Психологическая теория права признает конкретную психическую реальность - правовые эмоции человека. Представители: Л.И. Петражицкий, А. Росс, И. Рейснер и другие. Основными идеями этой доктрины являются: а) психика людей - фактор, определяющий развитие общества, в том числе его мораль, право, государство; б) понятие и сущность права выводятся не из деятельности законодателя, а прежде всего из психологических закономерностей - правовых эмоций людей, которые носят императивно-атрибутивный характер, т.е. представляют собой переживания чувства, связанного с правомочием на что-то (атрибутивная норма), и чувства обязанности сделать что-то (императивная норма); 5) Социологическая школа права. Е. Эрлих, Жени, С.А. Муромцев, Р. Паунд считаются ее ведущими представителями. Социологическая теория права: право следует искать не в норме или психике, а в реальной жизни. В основу понятия права положено общественное отношение, защищенное государством. Нормы закона, правосознание не отрицаются, но и не признаются правом. Они являются признаками права, а само право - это порядок в общественных отношениях, в действиях людей. Выявить суть такого порядка, разрешить спор в той или иной конкретной ситуации призваны судебные или административные органы.


101. Юридический позитивизм.

Позитивизм юридичес­кий (лат. positivus - положитель­ный) - направление в юриспруденции, сторонники которого ограничивают за­дачи юридической науки изучением по­зитивного права.

Возникновение юридического позитивизма относится к первой трети XIX в. и было связано с процессами утверждения промышленно­го капитализма в странах Западной Ев­ропы. Решающую роль при этом сыгра­ли процессы формирования в наиболее развитых странах национального рынка, потребовавшие ликвидации пережитков средневекового партикуляризма, расши­рения сферы законодательного регули­рования общественных связей и уста­новления единого для всей страны пра­вопорядка. На этой почве сложились ранние концепции юридического позитивизма (далее ЮП), для которых были характерны идеи верховенства за­кона как источника права, отождествле­ние правовых норм с предписаниями го­сударственной власти. ЮП пришел на смену доктринам естественного права, господствовавшим в правовой мысли Западной Европы XVII — XVIII вв.

Начало теоретическому обоснова­нию ЮП положил английский юрист Джон Остин (1790—1859), последо­ватель утилитаризма И. Бентама. В 1832 г. он опубликовал книгу «Опре­деление предмета юриспруденции» — первую часть своих лекций, прочитан­ных в Лондонском университете. Полно­стью его «Лекции по юриспруденции. или философии позитивного права» были изданы посмертно, в 1863 г. Под влиянием работ Остина в правовой на­уке Англии и США сформировалась шко­ла. получившая название аналитической юриспруденции. К ней принадлежали Э.Ч. Кларк, Т. Холланд, В. Маркой, Дж. Сальмонд, М. Амос и др.

Предметом юриспруденции, по Остину. является позитивное право. Остин не отрицал естественное право и оценоч­ный подход к законам, действующим в государстве, но вывел эти проблемы за рамки юридической науки. Согласно его взглядам, существует несколько видов законов: а) божественные законы (дан­ный термин представлялся ему более точным, чем естественное право); б) за­коны позитивной морали, основанные на мнениях (например, законы чести):

в) позитивные законы, установленные политической властью. Эти законы, со­ответственно, изучают такие науки, как этика или деонтология (к ее ведению относятся вопросы критики позитивных за­конов с точки зрения божественного пра­ва), наука морали и юриспруденция. За­дачу юридической науки Остин видел в том, чтобы построить систему взаимо­связанных правовых понятий — источ­ника права, юридической обязанности, правонарушения, санкции и т.д. — пу­тем анализа их содержания и логическо­го объема.

Остин стремился отделить правове­дение от смежных областей знания, ис­ключить из юридической науки пробле­мы этико-философского порядка. Юри­спруденция, писал он, «имеет дело с по­зитивными законами, или законами в строгом смысле слова, без рассмотрения того, хороши они или плохи». Впослед­ствии эти идеи широко использовались сторонниками ЮП, выступавшими за разграничение теории права и науки по­литики права как самостоятельных юри­дических дисциплин.

По учению Остина. позитивное пра­во состоит из императивных велений или приказов суверенной государственной власти. Право есть «совокупность норм, установленных политическими верха­ми». Его источник — воля суверена (в Англии суверенитет принадлежит ко­ролю, пэрам и электорату палаты об­щин). Как подчеркивал Остин. суверен не связан принятыми законами, так как в любой момент может их изменить — в противном случае он не суверен. Огра­ничениями государственной власти в действительности служат божественное право и мораль. В концепции Остина были разработаны основы императивной теории права, согласно которой законы государства обращены исключительно к подвластным и не способны ограничить волю суверена. Международное право, по этой теории, содержит лишь нормы морали, поскольку в нем нет императив­ных предписаний.

В первой половине XIX в. идеи ЮП получили распространение во Франции, где была проведена наиболее полная для того времени кодификация права. Гос­подствующее положение во француз­ском правоведении занимали тогда кон­цепции экзегезов — комментаторов Ко­декса Наполеона (А. Дюрантон. Ш. Ту­лье, Ф. Лоран, Ш. Демоломб и др.). Отождествив право с законом, экзегезы свели задачи юридической науки к фор­мально-догматическому описанию и ком­ментированию действующего законода­тельства. Результатом их творчества явились многотомные постатейные ком­ментарии к Гражданскому кодексу (А. Дюрантон написал «Курс француз­ского права в последовательности статей Гражданского кодекса» в 19 томах; I Ш. Демоломб — «Курс Кодекса Наполеона» — 31 том). Экзегезы уделяли мно­го внимания анализу правовых норм приемам и способам толкования законов, но крайне редко обращались к общетеоретическим и методологическим) проблемам правовой науки.

Сфера распространения ЮП значительно расширилась во второй половине XIX в., когда позитивистские доктри­ны утвердились в правоведении европей­ских стран. К тому же времени относит­ся зарождение ЮП в России. Виднейши­ми его представителями являлись: в Гер­мании — Карл Бергбом. во Франции — Аремар Эсмен. в России— Габриэль Феликсович Шершеневич.

ЮП претерпел в этот период ряд изменений. Во-первых, позитивисты конца XIX — начала XX в. стремились расширить философско-методологическое обоснование своих концепций, в том числе за счет положений, воспринятых из позитивистской философии и социо­логии (например. Г.Ф. Шершеневич со­циологические методы исследования ставил в один ряд с догмой права). Это обстоятельство породило непрекращаю­щуюся до сих пор дискуссию о соотно­шении ЮП с философским позитивиз­мом О. Конта. Г. Спенсера и др. (ранний ЮП не имел связей с позитивистской философией — ее влияние на догмати­ческую юриспруденцию прослеживает­ся лишь с конца XIX в.). Во-вторых, на рубеже XIX—XX вв. последователи ЮП отказались от многих положений импе­ративной теории права и разработали концепцию правового самоограничения государства. Согласно последней, нормы "позитивного права обращены к самому государству. ЮП. приобрел тем самым более последовательный характер. В нем появляются доктрины, полностью отри­цающие естественное право (К. Берг­бом), выделяются идеи создания «чистой теории права» (Э. Рогэн, Бельгия}. В свя­зи с этим наметилась тенденция к сбли­жению ЮП с концепциями правового го­сударства и господства права. В-третьих. принципы ЮП с конца XIX в. получают распространение в науке международно­го права, что приводит к отказу от преж­них учений, отождествлявших право с законами государства. Со временем в ЮП утверждаются идеи так называемо­го монистического подхода к праву, т.е. трактовка международного права и на­циональных правовых систем как струк­турных элементов единого правопо­рядка.

Развитие ЮП в XX в. главным обра­зом было связано с такими доктринами, как нормативизм и лингвистическая теория Г. Харта.


102. Нормативизм в праве.

Нормативистская теория права в наиболее полной степени была сформулирована в XX в. Представителями ее были: Р. Штаммлер, П.И. Новгородцев, Г. Кельзен и другие.

Основные идеи данного учения заключаются в следующем:

1) исходным (в частности, для концепции Кельзена) является представление о праве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится "основная (суверенная) норма", принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме большей юридической силы;

2) по Кельзену, право - это сфера должного, а не сущего. Оно, таким образом, не имеет обоснования вне сферы норм долженствования и его сила зависит от логичности и стройности системы юридических правил поведения. Поэтому Кельзен считал, что юридическая наука должна изучать право в "чистом виде", вне связи с политическими, социально-экономическими и другими оценками;

3) в основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты - решения судов, договоры, предписания администрации, которые также включаются в понятие права и которые тоже должны соответствовать основной (прежде всего конституционной) норме.

Достоинства:

верно подчеркивается такое определяющее свойство права, как нормативность, обращается внимание на необходимость иерархии правовых норм по степени их юридической силы;

нормативность в данном подходе органически связана с формальной определенностью права, что существенно облегчает возможность руководствоваться юридическими требованиями (в силу более четких критериев) и позволяет субъектам знакомиться с содержанием последних по тексту нормативных актов;

признаются широкие возможности государства влиять на общественное развитие, ибо именно государство устанавливает и обеспечивает основную норму.

Недостатки:

представителей данной теории критикуют за увлеченность формальной стороной права, что повлекло за собой игнорирование его содержательной стороны (прав личности, нравственных начал юридических норм, соответствия их объективным потребностям общественного развития и т.п.), за то, что они недооценивали связь права с социально-экономическими, политическими и духовными факторами;

признавая тот факт, что основную норму принимает законодатель, Кельзен преувеличивает роль государства в установлении эффективных юридических норм. В силу разных причин оно может удовлетворяться и устаревшими нормами, и однозначно произвольными.


103. Школа естественного права.

Естественная теория наиболее логически завершенную форму получила в период буржуазных революций XVII - XVIII вв. Представителями ее являются Т. Гоббс, Дж. Локк, Монтескье, Руссо, А.Н. Радищев и другие.

Главными идеями этого учения выступают следующие:

1) в рамках данной доктрины разделяется право и закон. Наряду с позитивным правом, т.е. законами, принимаемыми государством, существует высшее, "естественное" право, свойственное человеку от рождения. Это данные от природы неотъемлемые права человека (право на жизнь, свободу, семью, собственность), которые выступают критериями права позитивного;

2) право по существу отождествляется с моралью. По мнению представителей данной теории, такие абстрактные нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство составляют ядро права, определяют собой правотворческий и правоприменительный процессы;

3) источник прав человека содержится не в законодательстве, а в самой "человеческой природе", права даются либо от рождения, либо от Бога.

Достоинства:

это прогрессивная доктрина, под флагом которой совершались первые буржуазные революции, приводившие на смену отжившим феодальным отношениям новый, более свободный строй;

сторонниками естественно-правовой теории верно замечено, что законы могут быть и неправовыми, но они должны приводиться в соответствие с правом, т.е. с такими нравственными ценностями, как справедливость, свобода, равенство и т.п.;

провозглашает источником прав человека либо природу, либо Бога и тем самым выбивает теоретическую почву у произвола чиновников и государственных структур.

Недостатки:

данное понимание права (как абстрактных нравственных ценностей) умаляет его формально-юридические свойства, в результате чего теряется четкий критерий законного и противозаконного, ведь определить это с позиций справедливости, представление о которой может быть разным у различных людей, весьма затруднительно;

такое понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием, которое действительно может быть разным у различных людей.

 


104. Социология права.

Социологическая теория права была сформирована в наиболее законченном виде в XX в. Е. Эрлих, Жени, С.А. Муромцев, Р. Паунд считаются ее ведущими представителями.

Основные идеи заключаются в следующем:

1) разделяют право и закон, хотя делают это не так, как идеологи естественно-правовой доктрины. Право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов. Если закон находится в области должного, то право - в сфере сущего;

2) под правом понимаются юридические действия, практика, правопорядок, применение законов и т.п. Право - это реальное поведение субъектов правоотношений: физических и юридических лиц. Отсюда другое название данной доктрины - теория "живого" права;

3) формулируют такое "живое" право прежде всего судьи в процессе юрисдикционной деятельности. Они "наполняют" законы правом, вынося соответствующие решения и выступая в этом случае субъектами правотворчества.

К плюсам данной теории относятся:

она обращает внимание прежде всего на реализацию права, на сущее, где оно обретает практическое применение;

фиксирует приоритет общественных отношений как содержания права;

хорошо согласуется с ограничением государственного вмешательства в экономику, с децентрализацией управления.

Минусы:

если под правом понимать реализацию законов, реальный правопорядок, то теряются четкие границы между правомерным и неправомерным, ибо сама по себе реализация может быть как законной, так и противозаконной;

в силу переноса центра тяжести правотворческой деятельности на судей и администраторов увеличивается опасность некомпетентного применения права, произвола со стороны корыстных должностных лиц.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 292; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.074 сек.