Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политическая культура общества: понятие, структура




политическая культура – это исторически обусловленная совокупность общепринятых способов политического взаимодейст­вия и регулирующих их правил и норм, отражающая социальный опыт, традиции и интересы социальных субъектов в виде системы фундаментальных политических ценностей, установок и моделей по­ведения. Структура политической культуры может быть представлена совокупностью следующих элементов:

Культура политического сознания Культура политического поведения Культура функционирования политических институтов
Политические представления и убеждения Культура политического участия Культура электорального процесса
Политические ценности, традиции, обычаи и нормы Культура политической деятельности Культура принятия и реализации политиче­ских решений
Политические установки   Культура восприятия и регулирования социально-политических конфликтов

35. Функции политической культуры.Политическая культура выполняет в обществе определенные функции: идентификации, реализуя потребность человека в принадлежности к сообществу, группе;ориентации, объясняя смысл политических явлений;адаптации и социализации через приобщение к навыкам политического поведения;интеграции, направленной на сохранение ценностей и объединение вокруг них различных групп;коммуникации, осуществляя взаимодействие субъектов и инсти­тутов на основе стереотипов, мифов и символов.

36. Типология политической культуры. Политическая культура любой общности формируется под воздействием разнообразных факторов. Это предопределяет и многообразие типов политической культуры. В основе типологии политической культуры лежат те или иные критерии. Приведем основные. Интегрированная политическая культура- Тенденция к единству в представлениях граждан относительно функционирования и возможностей политической системы страны с низким уровнем конфликтного и политического насилия; преобладание гражданских процедур в разрешении конфликтов; лояльность по отношению к существующему политическому режиму. Фрагментарная политическая культура- Отсутствие согласия граждан относительно политического устройства общества; расхождение в вопросах понимания власти; § социальная разобщенность; отсутствие доверия между отдельными группами; отсутствие лояльности к государственным структурам; высокая степень конфликтности;применение насилия; нестабильность правительств. Демократическая политическая культура- Ориентация на подлинно демократические ценности и идеалы; правовое государство; гражданское общество. Авторитарная политическая культура- Ориентация на определяющую роль государства и одной партии в обществе; соответствующие методы и формы правления, контроля за политической жизнью и участием в ней; государственные интересы важнее интересов отдельных людей, социальных групп; к основным ценностям относятся единая идеология, порядок и единство, поддержка государственной политики. Тоталитарная политическая культура- Направляемые и контролируемые государством формы участия людей в политике; жестко идеологизированные стереотипы поведения; лояльная ориентированность на официальные институты и символы; политический язык формализован и идеологически жестко определен.

37. Особенности политической культуры в условиях современной Украины.Национальная политика определяет судьбу наций, объясняет исторический смысл и назначение государства. Сегодня пытаются по-новому прочитать национальную историю. Отбрасывается все то, что не укладывается в политические концепции.. Нас привлекают благами цивилизации, нам прививают масс-культуру. И никого из проводников западных ценностей не интересует, насколько они отвечают ментальным структурам и культурно-историческим традициям. Рынок политических услуг сегодня претерпевает значительные трансформации - не только идеи и взгляды стали товаром, товаром стала страна. Политики решают свои проблемы за счет национальных интересов, и Украину рассматривают как объект продажи для глобального рынка. Сегодня имеет место трансформация общечеловеческих ценностей, замена их на временные, искусственные. Политика «омассовления», «оскотивления» общества, народных масс – это вина элиты, которая так и не смогла стать национальной, вина элиты культурной, которая со стороны наблюдает, как идея творения уступает жажде разрушения и уничтожения, вина элиты технической, которая устранилась от политического строительства соборного украинского государства. Вместо возможности использовать исторические достояния, вдохновляться традиционными духовными и культурными ценностями, носителями которых является народ, а проводниками - национальная элита, - сплошная подмена понятий. Жизнь как политика, а политика как шоу, - составляют сегодня основу бытия рядового украинца. Ментальные структуры украинской наций не защищены перед цивилизационным нашествием псевдомифов и псевдоценностей.

38. Молодёжь может рассматриваться, с одной стороны, как объект, а с другой, как субъект политики. Как объект политики, молодёжь испытывает на себе влияние политической системы конкретного общества, различные политические партии и организации стремятся всевозможными средствами привлечь молодых людей на свою сторону, использовать её в борьбе за власть и т.п. Как субъект политики, молодёжь в политической жизни общества выступает со своими интересами, стремиться реализовать свои цели, ей свойственна своя система политических ценностей.Активное вхождение молодёжи в политическую жизнь общества предполагает овладение определёнными политическими ценностями, нормами, образцами поведения и способами политической деятельности. Сегодняшняя молодёжь не представляет собой единой политической силы, её электорат раздроблен не только по возрастным, но и по социальным группам, существенно отличающимся по своим интересам. Решающее влияние на политические ориентации молодёжи оказывают средства массовой информации, особенно телевидение. Однако, не имея политического опыта, молодые люди часто становятся жертвами манипулирования их сознанием. Всё это ведёт, с одной стороны, к политической пассивности многих молодых людей, а с другой стороны, к проявлениям радикализма и даже экстремизма в молодёжной среде.

39. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА - система методов, инструментов и форм государственного воздействия на социально-экономические процессы, реализующая тот или иной тип экономической стратегии. Сложная структура развитой рыночной экономики требует применения разнообразных инструментов и мер экономической политики.Включает структурную, инвестиционную, финансово-кредитную, социальную, внешнеэкономическую, научно-техническую, налоговую, бюджетную политику..На современном этапе главной задачей экономической политики государства в индустриально развитых странах становится обеспечение конкурентных преимуществ национальной экономики на мировых рынках. Это достигается, во-первых, путем создания наиболее благоприятных условий для предпринимательства, развития конкурентной рыночной среды. Во-вторых, путем поддержания конкурентоспособности в тех сферах, где эти преимущества по тем или иным причинам не могут быть реализованы при посредстве только механизма свободного рынка. Для выполнения этой задачи используется комплекс мер экономической политики: бюджетно-финансовой, кредитно-денежной, антимонопольной, научно-технической, инновационной, экологической и др.

40.Социальная политика - система мероприятий, проводимых правительством через местные и региональные органы власти, направленных на улучшение качества и уровня жизни больших социальных групп, финансируемых из средств госбюджета и соответствующих либо идеологическим установкам государства на данный момент, либо ценностным ориентациям общества на долговременную перспективу. Объектом социальной политики является все население страны. К субъектами социальной политики относятся органы законодательной и исполнительной власти различных уровней, работодатели в государственном и негосударственном секторах экономики, также профсоюзные и иные общественные организации, которые влияют на разработку государственной социальной политики.Социальная политика является составной частью общей стратегии государства, относящейся к социальной сфере: целенаправленная деятельность по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе; по предоставлению ему социальных гарантий с учетом особенностей различных групп населения страны проводимая правительством, всеми ветвями и органами власти, опирающаяся на широкую общественную поддержку социальная политика предназначена аккумулировать, фокусировать, отражать обстановку в стране и ситуацию в обществе, потребности и цели социального развития.

42. Украина является полиэтническим государством..Главной целью этнополитики является регулирование межэтнических отношений и достижение национальной консолидации в обществе.Законодательство Украины в сфере защиты прав нацменьшинств Украины включает: Конституцию Украины, Закон Украины «О национальных меньшинствах Украины» и др.. В целом, для Украины объективные проблемы национальной жизни можно изложить в следующих пунктах: наша страна многонациональна, однако при этом подавляющая часть населения является этнически однородной, с одновременным расслоением по языковому и религиозному признакам; в Украине существуют региональные проблемы развития традиционных этнических групп (крымские татары, русины и места компактного проживания румын, болгар, венгров, греков); Украина является территорией нелегального транзита мигрантов из СНГ и стран Азии в Европейский союз; Украина предоставляет услуги в сфере высшего образования гражданам ряда стран (Сирия, Ливан, Нигерия, Китай и др.). В то же время у нас отсутствует ряд проблем, характерных для национальной жизни иных стран СНГ – нет массовой трудовой миграции, отсутствует вооруженный этнический сепаратизм, нет процессов этнической экспансии. Можно указать такие основные рекомендации по приведению в соответствие европейским стандартам энтополитики Украины: разработка государственной концепции этнополитического развития Украины; усовершенствование нормативно-правовой базы в вопросах государственного финансирования национально-культурных обществ; функционирование национальных учебных заведений; восстановление национальной топонимики; вопросы охраны памятников исторического наследия, являющихся духовными ценностями нацменьшинств в Украине.

43. Глобальные проблемы все очевидней приобретают ярко выраженную политическую окраску, и их решение все более перемещается в сферу политики.

Множество политических партий, общественных организаций и движений, заинтересованных в решении этих проблем, разрабатывая свои политические доктрины, выдвигают собственные программные решения глобальных проблем.

Наиболее ярко и отчетливо связь политики и глобальных проблем прослеживается на примере решения проблемы войны и мира. Концепция “ядерного мира” - ее сторонники, отвергая ядерную войну, стремятся приписать гонке вооружений роль стабилизирующего фактора в международных отношениях. Политические аспекты разработки данной концепции вполне очевидны - любыми способами оправдать непрекращающуюся гонку вооружений. Довольно четко связь политики с глобальными проблемами просматривается и на примере решения экологических проблем. Существенно влияют на формирование экологической политики государства “группы давления” прежде всего крупного капитала. Претворение в жизнь экологической политики государства характеризуется еще одной особенностью: стремлением скрыть истинные масштабы экологических бедствий в собственных странах. Проблемы образования, культуры, национально-этнические проблемы, проблемы развития средств массовой коммуникации во многом зависят от политического курса страны. Общечеловеческие аспекты глобальных проблем предопределили их тесную связь с международной политикой.

Таким образом, преодоление глобальных проблем требует продуманной, взвешенной политики всех государств по развитию международного сотрудничества и их активной деятельности по практической реализации всех намеченных мероприятий.

 

44. Международные отношения - совокупность политических, экономических, дипломатических, военных, культурных, научно-технических и других связей и взаимоотношений между народами, между государствами и объединениями государств. В политике всегда выражаются общезначимые или групповые интересы, а в международной политике – преимущественно национальные интересы. В свою очередь, национальный интерес – это осознание и отражение в деятельности его лидеров коренных потребностей национального государства. Эти потребности выражаются в обеспечении национальной безопасности и условий для самосохранения и развития общества. Под международной политикой можно понимать сферу деятельности субъектов международных отношений, а также приемы и средства международных отношений и внешней политики.
В основе международного сотрудничества, как уровня международных отношений, лежат 5 принципов мирного сосуществования- Уважение территориальной целостности и суверенитета. Ненападение. Невмешательство во внутренние дела друг друга. Равенство и взаимная выгода. Мирное сосуществование. В международных отношениях важную роль играют международные организации. В настоящее время насчитывается более 3 тыс. международных организаций. Организация Объединенных Наций - создана 26 июня 1945 года государствами-победителями во второй мировой войне на учредительной конференции в Сан-Франциско. Тенденции в развитии международных отношений:
1. Интернационализация почти всех сфер общественной жизни.
2. Формирование глобальных проблем.
3. Демилитаризация и демократия.

 

45. Внешняя политика представляет собой деятельность и взаимодействие официальных субъектов, получивших право от имени всего общества выражать национальные интересы на международной арене, избирать соответствующие средства и методы их реализации. В качестве главных субъектов внешней политики выступают государство, его институты, а также политические лидеры и главы государств, а кроме того – неправительственные организации.

Главными целями, которые в своей реализации преследует внешняя политика любого государства, являются охранительная, экономическая, информационно-представительская, регулирующая, а также, выделяемая некоторыми политологами, интеграционная функция.

Внешнеполитическая деятельность осуществляется широким арсеналом средств, основными среди которых следует назвать: политические, включающие прежде всего дипломатию, экономические, т. е. посредством экономических механизмов, военные, используя военный арсенал и пропагандистские средства, т. е. с помощью СМИ.

46. Формами внешнеполитической деятельности государства являются: установление дипломатических отношений с другими государствами (а также снижение их уровня, приостановка, разрыв и даже объявление войны); открытие представительств государства при всемирных и региональных международных организациях или членство в них; сотрудничество с дружественными государству зарубежными политическими партиями, общественными организациями и движениями; осуществление и поддержание контактов с представителями государств, зарубежных партий и движений, с которыми данное государство не имеет дипломатических отношений, но в диалоге с которыми заинтересовано по тем или иным причинам. Уважение территориальной целостности и суверенитета. Ненападение. Невмешательство во внутренние дела друг друга. Равенство и взаимная выгода. Мирное сосуществование-принципы))). В своей внешнеполитической деятельности государства используют следующие основные средства и методы: обмен информацией; обмен визитами на различных уровнях; совместная работа в международных организациях; подготовка и заключение двухсторонних и многосторонних договоров и соглашений по широкому спектру вопросов; подготовка и осуществление частичной или полной блокады; подготовка к войне и обеспечение благоприятной международной обстановки для ведения войны.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1446; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.