Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специфика теоретического познания




Строение развитой естественнонаучной теории можно изобразить как сложную, иерархически организованную систему теоретических схем и законов, где теоретические схемы образуют своеобразный скелет теории.

Онтология уровня – мир чистых сущностей, мыслительных, идеальных объектов, которые искусственно формулируются.

Существуют 2 видения этого мира:

А) искусственные конструкции не имеют самостоятельной жизни и формируются для целей конкретного исследования и соответствующей отрасли знания в целом.

Б) идеальные конструкции реально существуют и отражаются на эмпирическом уровне исследования.

2 способа конструирования идеальных объектов: абстрагирование и идеализация.

1. Движение мысли от эмпирического объекта к отбрасыванию отдельных элементов этого объекта и «запределеванию» др. элементов. Итог: формирование качественно нового мысленного объекта.

2. Введение в мысленное пространство объекта по определению (идеального объекта).

Источником теоретического знания является индивидуальное или коллективное сознание, которое формирует идеальные объекты.

Уровни теоретического познания:

А) Частные теоретические модели и законы, кот обслуживают достаточно ограниченную область явлений. Модель всегда присутствует внутри теории как некая схема исследуемого объекта. Последняя является своеобразной клеточкой любой теории.

Б) Развитые научные теории, кот позволяют формулировать фундаментальные законы развития объекта.

Теоретическая модель и формулируемый относительно нее теоретический закон является организацией теоретических знаний на каждом из ее подуровней.

Теоретические модели утроены:

Элементы - абстрактные объекты, которые находятся в строго определенных связях друг с другом. Они могут быть применены для описания реальных ситуаций и опыта, если модель обоснована в качестве выражения существенных связей действительности, проявляющихся в таких ситуациях. (признаки абстрактных объектов, образующих теоретич. модель выражаются в форме физ. величин, а отношения между ними-в форме связей между величинами).

Формулировки теоретических законов непосредственно относятся к системе абстрактных объектов. Лишь в той мере, в какой построенные из них теоретические схемы представляют сущностные связи исследуемой реальности, соответствующие законы могут быть применимы к ее описанию.

Каждая теоретическая схема и сформулированный вокруг нее закон имеют границы своей применимости (например, закон идеального газа не подходит для ситуации с большими давлениями)

Формулировка новых теоретических законов позволяет расширить возможности теоретического описания исследуемой реальности. Но для этого нужно вводить новую систему идеализации (абстрактных объектов), которые образуют в своих связях соответствующую теоретическую схему.

Теоретическое познание отражает явление и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, постигаемых путем рациональной обработки данных эмпирического знания. Эта обработка осуществляется с помощью систем абстракций высшего порядка - понятия, умозаключения, законы, категории, принципы.

Важнейшая задача теоретического познания - достижение объективной истины во всей ее конкретности и полноте содержания. При этом особенно широко используются такие познавательные приемы и средства, как абстрагирование, идеализация, синтез - объединение полученных в результате анализа элементов в систему, дедукция - движение познания от общего к частному, восхождение от абстрактного к конкретному и др.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 411; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.