Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сознание как предмет психологии, метод интроспекции для исследования сознания




Рене Декарт (1596-1650 гг.) – выдающийся французский философ и математик. Отправной точкой для Декарта послужил вопрос о критериях достоверного знания. Сомнению может быть подвергнуто всё, кроме самого акта сомнения, ибо он выступает для субъекта как существующий факт, в котором он не может сомневаться. Сомнение есть деятельность мысли, сомнение существует как истина, такой же истиной должно стать и существование мышления: если я я сомневаюсь, значит я мыслю. По аналогии со схемой кровообращения Декарт рассматривает работу нервной системы, что позволяет ему выдвинуть идею безусловного рефлекса. Ведущий тезис учения о животных – машинообразность всего поведения животных. В целом в поведении и деятельности человека Декарт выделяет три уровня. Первый связан с протеканием безусловно-рефлекторных актов, когда животные духи своим движением вызывают колебания шишковидной железы. Второй уровень – страсти души, или восприятия, представляемые душе вещами. Третий уровень – чистые мышление и вол, с которыми связано созерцание высших идей и осуществление произвольных актов. Рефлекторное учение Декарта привело к отказу от представлений о душе как особой организующей и управляющей поведением человека и животных сущности. То, что со времён Аристотеля называли растительной и животной душами, стало выступать как действие рефлекторной машины. Новым содержанием наполнилось и понятие души, а за психическим понималось только непосредственно осознаваемое. Так было положено начало для интроспективного понимания предмета психологии.

Френсис Бэкон (1561 -1626). Заложил основы эмпирического изучения явлений сознания. Бэкон своим творчеством завершает этап “психология как наука о душе” и открывает новый этап – “психология как наука о сознании”. Он первым разделил душу и жизнь (“жизненность” и “Душевность”). Призывал отказаться от пустых изучений метафизических вопросов о сущности, бессмертии, частях и т.п. души, и перейти к непосредственному изучению психических явлений и процессов как таковых. Предлагает единую науку о человеке, частью которой является психология: философия человека рассматривает человека как такового, гражданская философия изучает человека во взаимодействии с другими людьми. Человек обладает душой и телом. Тело – жилище души. Науки: · о душе · о теле · о теле и душе
Учение о душе. Душа разделяется на рациональную (высшую, человеческую) и чувствующую (животную).

Бэкон верит в возможность знания и познания, но признает его ограничения. Эти ограничения (ошибки, фундаментальные трудности) – призраки или идолы. 4 типа:

· идолы рода – в самой природе человека, поскольку все восприятия как чувства, так и ума покоятся на аналогии человека, а не аналогии мира.

· идолы пещеры – заблуждения отдельного человека. В частности, люди любят теории, которые они счиают своими или те, к которым они привыкли. Истину же следует искать в свете опыта природы, который вечен.
· идолы площади – возникают в силу взаимной связанности и сообщества людей. Напр., громкие и торжественные диспуты ученых часто превращаются в споры о словах.

· идолы театра – вселились в души людей из разных догматов философии, а так же из превратных законов доказательств.

Предметом исследования является не душа, как субстанция, но ее проявления.

Идейным отцом метода интроспекции считают Дж. Локка (1632-1704). Первое, что человек обнаруживает в себе – его собственное сознание. Единственный способ изучение психологии – интроспекция, т.к. процессы сознания непосредственно открыты субъекты и, в то же время, скрыты от внешнего наблюдателя. Человек никогда не сможет проникнуть в сознание другого. Психолог может проводить психологические исследования только над самим собой.

Дж. Локк утверждает, что существует возможность раздвоения психики. Душевная деятельность может протекать на 2 уровнях: 1 – восприятия, мысли, желания, 2 – наблюдения этих восприятий, мыслей, желаний. Деятельность первого уровня есть у всех, деятельность второго уровня требует развития, упражнений, без неё невозможно познания душевной деятельности.

Основным методом являлся метод интроспекции.

Рефлексию как метод выделяет Дж. Локк: деятельность человеческого ума: мышление, сомнение, вера, рассуждение, познание, желание – познаётся с помощью особого внутреннего чувства – рефлексии. Это «наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность».

В конце 19 – начале 20 века начинают активно проводится эксперименты. Самые значительные – эксперименты В.Вундта с метрономом, направленные на определение ритмичности сознания, объёма сознания и выделение субъективных его элементов.

Система психологии Вундта была впервые им изложена в книге «Очерк психологии» в 1896 году. Предметом психологии он видит непосредственные и объективные опытные знания о психике. Подобно естественным наукам психология должна опираться на два основных метода: наблюдение и эксперимент.

Теория Вильгельма Вундта состоит из 3 основных разделов:

1. учение о психических элементах

Психические элементы – это простейшие, далее не разложимые мельчайшие единицы чувствования, познания («атомы сознания»), например, ощущения тепла, красного и т.д. Элементы сознания – это ощущения и чувствования. Ощущения различаются качественно (модальность) и количественно (интенсивность). Для чувствований Вундт создаёт «трёхмерную теорию чувств»: любое ощущение можно количественно «разложить» на три оси: 1. возбуждение-успокоение 2. напряжение-разрядка 3. неудовлетворенность-удовлетворение.

На основе психических элементов возникают сложные психические образования. Вундт разделяет их на представления и душевные движения. Представления разделяются на интенсивные, в которых один элемент связан со всеми другими одинаково; пространственные, где отношения элементов определяются жесткой последовательностью; временные, в которых отношения определяет порядок следования элементов. Душевные движения, или сложные чувствования, Вундт подразделяет на 2 общих класса: интенсивные движения и экстенсивные движения. Интенсивные движения входят в состав процесса представления. Экстенсивные движения Вундт подразделяет на аффекты и волевые процессы.

2. учение о связях между психическими элементами и о продуктах этих связей.

Виды связей между психическими элементами:

1. ассоциации – связи, которые пассивно устанавливаются сознанием в виду близости, сходства предметов и т.д.

Ассоциации делятся на:

Одновременные (процессы восприятия): по слиянию, по ассимиляции/диссимиляции, по компликации

Последовательные (процессы памяти): узнавание, воспоминание.

2. апперцепции – это связи, активно устанавливаемые сознанием. Апперцепции делятся на:

Простые: по сходству, различию, тождеству

Сложные: аналитические, синтетические

3. учение о законах психической жизни

В результате развития психологии сознания появлялись многочисленные проблемы и трудности.

Психология сознания не достигла успехов, и к концу первой четверти двадцатого века, практически, перестала существовать. Для этого были причины:

1. исследования были ограничены таким узким кругом явлений, как содержания и состояния сознания.

2. идея разложения психики на простейшие элементы была ложной. Выявились «нечувственные» элементы сознания, такие как чистые движения мысли

3. ограниченным был основной метод психологии сознания – интроспекция. Начали выявляться неосознаваемые, скрытые для интроспекции причины психических явлений. Невозможной оказалась идея раздвоения сознания. Кроме того, интроспекция поставляет нам факты в сильно искаженном виде.

В наши дни методы самонаблюдения также используются, но только в рамках экспериментов как материал для научного анализа, и требуется обычный ответ в обычных терминах.

В результате развития психологии сознания появлялись многочисленные проблемы и трудности. Психология сознания не достигла успехов, и к концу первой четверти двадцатого века, практически, перестала существовать. Для этого были причины:

1. исследования были ограничены таким узким кругом явлений, как содержания и состояния сознания.

2. идея разложения психики на простейшие элементы была ложной. Выявились «нечувственные» элементы сознания, такие как чистые движения мысли

3. ограниченным был основной метод психологии сознания – интроспекция. Начали выявляться неосознаваемые, скрытые для интроспекции причины психических явлений. Невозможной оказалась идея раздвоения сознания. Кроме того, интроспекция поставляет нам факты в сильно искаженном виде.

В наши дни методы самонаблюдения также используются, но только в рамках экспериментов как материал для научного анализа, и требуется обычный ответ в обычных терминах

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 3469; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.