Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды восприятия. Особенности восприятия пространства, времени, движения




Существует несколько классификаций видов восприятия.

По модальности:

- осязательное

- зрительное

- слуховое и т.д. …

По форме движения материи:

- восприятие времени

- восприятие пространства

- восприятие движения

Каждый вид восприятия имеет свои отличительные особенности (например, в осязательном наиболее главным является двигательный компонент и в процессе узнавания предмета идет упор на последовательное получение все большего числа информации – отдельных ощущений, в зрительном же – упор на целостное восприятие объекта). Особенно это касается восприятия времени, пространства, движения. [Лурия]

Восприятие пространства включает в себя восприятие расстояния, направления, величины и формы. Оно развивается в онтогенезе. Изначально нам дано лишь чувство протяженности, ощущение того, что пространство протяженно. Положение же предмета в пространстве определяется в отношении к другим предметам, т.е. восприятие пространства обязательно включает в себя осознание более или менее сложной системы отношений, отражающих соотношения вещей в реальном пространстве.

В зрительном восприятии пространства определяющую роль играют своеобразные «глубинные ощущения», получаемые от раздражения не вполне соответствующих точек сетчатки. (восприятие обоими глазами удаленного объекта, проекции этого объекта на сетчатку отдельного глаза – различны). Сведение глаз на предмете – конвергенция. Восприятие глубины пространства обеспечивается аккомодацией – изменением кривизны хрусталика. При монокулярном восприятии пространства (т.е. одним глазом) оценки получаются менее точными.

Соотношение воспринимаемой величины объекта с его объективной величиной может говорить об удаленности предмета. Однако это возможно только если рядом с этим объектом находятся другие предметы, известной нам величины.

Направление, в котором мы видим объект, определяется местом его отображения на сетчатке и положением тела, головы и глаз по отношению к нему. Вертикальное положение тела по отношению к горизонтальной плоскости земли является исходным моментом для определения направления, а также соотношение осознания положения себя и конечной цели/предмета (если речь идет о том, чтобы дойти из точки А в точку Б).

Воспринимаемая величина предметов зависит от их угловой величины и расстояния, с которого они наблюдаются. Зная величину предмета, мы по его угловой величине определяем расстояние, и наоборот, зная расстояние, мы можем определить его размеры. Так, смотря в бинокль, мы видим приближенные, но не увеличенные предметы, а смотря через лупу – увеличенными, но не приближенными. Развивающаяся в результате опыта способность глаза сравнивать пространственные величины, направления и удаленность объекта именуется глазомером. У человека трехмерный глазомер.

В восприятии формы ведущую роль играют глубинные ощущения. Предметы, находящиеся вблизи от обозревателя вследствие насыщенности глубинными ощущениями кажутся чуть меньшими, а следовательно, расположенными чуть дальше. И, напротив, объекты, расположенные вдали, воспринимаются более плоскостно и кажутся больше и ближе, чем на самом деле. При восприятии художественных живописных изображений на плоскости возникает обратное явление. (в отдалении картина выглядит более объемной чем вблизи)

Восприятие движения — очень сложный процесс, природа которого еще не вполне выяснена. Смещение же точки по отношению к положе­нию нашего тела указывает нам на ее передвижение в объективном простран­стве. Восприятие движения в глубину пространства, которое экспериментально еще почти не исследовалось, возникает вследствие смещения не вполне соответ­ствующих точек на сетчатке вправо или влево. Таким образом, некоторую роль в восприятии движения играет движение глаз, которое приходится производить, чтобы следить за движущимся предметом. Однако восприятие движения не мо­жет быть объяснено только движением глаз: мы воспринимаем одновременно движение в двух взаимно противоположных направлениях, хотя глаз, очевидно, не может двигаться одновременно в противоположные стороны. С другой стороны, впечатление движения может возникнуть при отсутствии реального дви­жения, если через небольшие временные паузы чередовать на экране ряд изобра­жений, воспроизводящих определенные следующие друг за другом фазы движе­ния объекта. Это так называемый стробоскопический эффект.

В восприятии движения, несомненно, значительную роль играют косвенные признаки, создающие опосредованное впечатление движения. Так, впечатление движения может вызвать необычайное для покоящегося тела положение частей фигуры (поднятая нога, отведенная, как бы замахнувшаяся рука, согнутые вер­хушки деревьев и т. п.).

Теории движения разбиваются в основном на две группы. Первая группа теорий выводит восприятие движения из элементарных, следующих друг за другом зрительных ощущений отдельных точек, через которые проходит движение, и утверждает, что восприятие движения возникает вследствие слияния этих элементарных зрительных ощущений (В. Вундт).

Теории второй группы утверждают, что восприятие движения имеет специфическое каче­ство, несводимое к таким элементарным ощущениям. Представители этой теории говорят, что, подобно тому как, например, мелодия является не простой суммой звуков, а отличным от них качественно специфическим целым, так и восприятие движения несводимо к сумме составля­ющих это восприятие элементарных зрительных ощущений. Из этого положения исходит теория гештальтпсихологии. Ее разрабатывал главным образом М. Вертгеймер.

Исследования Кролика показали влияние на восприятие движения прошлого опыта. (движение на картинке объекта, который обычно в реальной жизни двигается – автомобиль, велосипед и прочее).

Восприятие времени у человека представляет собой сложный процесс. В восприятии времени различают:

1) чувственную осно­ву непосредственное ощущение длительности, обусловленное в основном висцеральной чувствительностью

2) собственно восприятие времени, развивающее­ся на этой чувственной органической основе.

Подобно тому как в отношении про­странства мы различаем элементарную протяженность и собственно простран­ство, в отношении времени нужно таким образом различать два понятия — длительность и собственно время, но с тем, чтобы, различая, связать их в едином целом.

В собственно восприятии времени различают: а) восприятие временной длительности и б) восприятие временной последовательности. Как одно, так и другое включает в единстве и взаимопроникновении и непосредственные, и опосредованные компоненты.

У нас имеется некоторое непосредственное переживание, ощущение, или «чув­ство», времени. Оно обусловлено органическими ощущениями и связано с рит­мичностью основных процессов органической жизни — пульса, дыхания и т.д. Значительную роль в «чувстве», или ощущении, времени играют, по-види­мому, необратимые химические реакции в нервной системе.

Небольшие промежутки времени, заполненные, например, рассматриванием какой-нибудь картинки, по их истечении обычно, как показали опыты ряда ис­следователей, более или менее сильно переоцениваются, большие — недооцени­ваются Эти данные можно обобщить в закон заполненного временного отрезка: чем более заполненным и, значит, расчлененным на маленькие интервалы является отрезок времени, тем более длительным он представляется. Этот закон определяет закономерность отклонения психологического времени воспомина­ния прошлого от объективного времени.

Для времени переживания настоящего имеет место обратное положение. Ес­ли прошедшее время в воспоминании кажется нам тем более длительным, чем оно было богаче событиями, и тем короче, чем более оно было пустым, то в отношении текущего времени наоборот: чем оно беднее событиями и чем одно­образнее его течение, тем более длительным, «тягучим» оно является в пере­живании; чем богаче и содержательнее его заполнение, тем незаметнее оно про­текает, тем меньше кажется его длительность. В этом расчленении закона запол­ненного временного отрезка на два противоположных по своему содержанию положения сказывается качественная специфика прошлого и настоящего. Прош­лое объективировано в своем содержании и целиком определяется им; события в нем внеположны: они тем самым расчленяют время и этим удлиняют его для переживания. В настоящем, как бы ни было велико его заполнение, поскольку оно переживается как настоящее, оно по существу смыкается в переживании в одно единство; заполняющими его событиями оно не расчленяется именно постольку, поскольку оно переживается как настоящее. При незаполнении же пе­реживаемого времени в переживании обычно создается томительное напряже­ние, так что внимание концентрируется на самом течении времени, которое в результате как бы удлиняется.

По мере того как в переживаемом времени выступает на первый план уста­новка на будущее, снова видоизменяются закономерности, определяющие пере­живаемую длительность. Время ожидания желательного события в непосред­ственном переживании томительно удлиняется, нежелательного — мучительно сокращается. В первом случае время никогда не течет достаточно быстро, во втором — оно всегда протекает слишком быстро. Переживаемая длительность отклоняется от объективного времени в сторону, обратную господствующей у субъекта направленности. Роль этого фактора, связанного с эмоциональным ха­рактером переживания, можно зафиксировать как закон эмоционально детер­минированной оценки времени.

В субъективной недооценке или переоценке временных интервалов, по дан­ным ряда исследователей, наблюдаются некоторые возрастные различия: и не­дооценка маленьких и переоценка больших промежутков времени оказалась в среднем у детей и подростков больше, чем у взрослых. У взрослых переоценка минутных промежутков достигла 133%, у детей, подростков и юношей в возра­сте от 7 до 19 лет она доходила до 175%.

Характерной особенностью времени является его необратимость.

Мы можем вернуться к тому месту пространства, от которого мы ушли, но мы не можем вернуть то время, которое прошло.

Установление объективного порядка или однозначной, необратимой после­довательности событий во времени предполагает раскрытие причинной зави­симости между ними.

Именно на основании причинных зависимостей мы обычно опосредованно решаем вопрос об объективной последовательности событий.

Помимо установления порядка или последовательности предшествующего и последующего, временная локализация включает определение величины интер­валов, их отделяющих. Знание того, что такое день как временной интервал, включает в себя знание того, что день — это такая-то часть столетия, года, ме­сяца и т. д., что в дне столько-то часов, минут и т. д. Притом, чтобы подлинно реализовать значение этой количественной характеристики, необходимо устано­вить правильное соотношение между этой количественной характеристикой и ее качественным заполнением, т. е. правильно осознать реальную, содержатель­ную вместимость часа, дня и т. д.

Поскольку время — направленная величина (вектор), однозначное его опре­деление предполагает не только систему единиц измерений (секунда, минута, час, сутки, месяц, год, столетие), но и постоянную отправную точку, от которой ведется счет. В этом время радикально отличается от пространства. В пространстве все точки равноправны. Во времени должна быть одна привилегированная точка.

Естественной отправной точкой во времени является настоящее, это «теперь», которое разделяет время на предшествующее ему прошлое и последующее будущее.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 7918; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.