КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Значение речи в жизни человека
Исследования творческого мышления (Я.А.Пономарев), способы активизации и развития творческого мышления. Дж. Гилфор делит мышление на конвергентное и дивергентное. Конвергентное мышление может быть репродуктивным и творческим. Дивергентное мышление – это креативность. Креативность – это вид творческого мышления. Она может иметь разную степень развития: творческие учебные способности, собственно креативность, одаренность, талант, гениальность. Креативное мышление включает в себя: § Ремесленный аспект: беглость, разработанность, компиляция. § Творческий аспект – оригинальность. Оригинальность может быть как для себя, так и для других. Оригинальность для других, виды: i. Крейзитивность (девиантная оригинальность) + произвол ii. Эстетическое чувство (чувство гармонии) iii. Чувствительность к недостаткам, интеллектуальная инициативна iv. Осмысленная оригинальность: переопределение (интерпретация) и проницательность (глубина проникновения) Механизм творческого мышления – использование косвенных, побочных продуктов, в том числе из прошлого опыта. Я.А. Пономарёв при исследовании творческого мышления использовал метод подсказки: перед человеком ставилась задача, которую нельзя решить традиционными методами. Он заходил в тупик, и в этот момент ему давалась очень косвенная подсказка, с помощью которой можно было найти новое, творческое решение. В связи с этим были выделены этапы творческого решения задачи: 1. сознательный процесс решения задачи, который не приводит к результату. 2. период инкубации 3. «озарение», основанное на использовании прошлого неосознаваемого опыта или побочных объектов. Механизмы творческого мышления активно исследовались в гештальт-психологии.
Речь – это форма общения опосредованная языком. Речь – это средство, с помощью которого происходит опосредствование остальных психических процессов. Речь индивидуальна, в то время, как язык является общим для всех его носителей. Единица речевого мышления – слово. Физиологическая основа речи – левое полушарие головного мозга. В височных долях находится центр Вернике, центр распознавания речи. В лобной доле – центр Брока, центр воспроизведения речи. Свойства речи: 1. содержательность 2. выразительность 3. связность 4. ситуативность Функции речи: 1. общение, воздействие на другого человека 2. обобщение. Слово выступает как исгнал, понятие, указатель на предмет 3. воздействие на самого себя, регуляция своей психической деятельности: произвольность внимания, памяти, воображения. Теории речи: 1. эгоцентрическая (Пиаже, Выготский) 2. теория научения. У человека есть врождённая потребность к подражанию. 3. теория Хомского: в мозге существуют структуры, определяющие врождённую способность каждого человека к усвоению речи. 4. когнитивная теория. Развитие речи зависит от присущей ребёнку с рождения способности воспринимать и интеллектуально перерабатывать информацию. Слово – единица речевого мышления. Оно включает в себя 2 составляющие: · семантика (содержание). Сюда входят: ¾ значение слова. Открывается в слове объективно. Значения устойчивы и определяются языком. ¾ Индивидуальный смысл слова. Отличается у разных людей. Формируется и меняется в течение жизни. · материальный носитель ¾ звук ¾ материальный носитель: речедвигательный голосовой аппарат / движения руки при письме + активность головного мозга ¾ графический носитель Нарушение речи – афазия. Афазия может быть как психической (нарушение понимания и воспроизведения речи), так и физической, или моторной (нарушение артикуляции речи).
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1430; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |