Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понимание способностей в отечественной психологии




История учений о способностях в различных направлениях психологической науки.

Термин «способности» трактуется неоднозначно. Если суммировать все подходы к пониманию способностей, то их можно свести к трём группам.

1. Способности – это совокупность всевозможных психических процессов и состояний. Это наиболее старое и широкое трактование.

2. Способности – это высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков (ЗУН), обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности.

3. Способности – это нечто, что не сводится к ЗУН, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование.

Философская основа понимания способностей была заложена Аристотелем. В своём трактате «О душе» он писал о способностях как о потенциальных возможностях психики.

Одна из наиболее распространённых точек зрения в понимании способностей – их биологическая обусловленность и их зависимость от наследственных характеристик:

1. Проявление способностей на ранних этапах детства. Когда воздействие обучения и воспитания ещё не может быть определяющим.

2. Способности связаны с массой мозга человека.

3. Наследование способностей связано с френологией Галля.

4. Гальтон объяснял наследование способностей исходя из принципов эволюционной теории Ч.Дарвина. Анализируя биографию известных людей, заключил, что совершенствование человеческой природы и развитых людей. Представители элиты превосходят представителей социальных низов; женщины менее способны, чем мужчины.

5. Исследования династий и поколений людей, у которых проявлялись яркие способности.

Вторая точка зрения: особенности способностей целиком определяются посредством воспитания и обучения. Ещё в XVIII века Гюльвеций провозгласил, что посредством воспитания можно сформировать гениальность. Сторонники этого направления ссылаются на случай, когда дети самых отсталых племён, получив образование, проявляли гениальность. Конечным выводом этой теории можно считать то. Что у человека можно сформировать любые способности. Это определяется той интеллектуальной программой деятельности, которая формируется у человека в детстве.

Третья точка зрения: способности человека по своей природе биосоциальны. В отечественной психологии наиболее значимый вклад в проблему внёс Б.М.Теплов.

Б.М.Теплов выделял 3 основных признака понятия способности:

1. Способности – это индивидуально-психологические особенности, которые отличают одного человека от другого.

2. Способности – это не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или многих деятельностей.

3. Понятие «способность» не сводится к тем ЗУН, которые уже выработаны у данного человека.

Таким образом, способности – это индивидуально-психологические особенности личности, которые являются условиями успешного осуществления деятельности и динамики освоения ЗУН.

Позиции:

1. Недопустимо отождествление способностей и ЗУН.

2. От способностей зависит лёгкость и быстрота приобретения ЗУН.

3. Приобретение знаний содействует дальнейшему развитию способностей. Способности являются лишь возможностью для приобретения ЗУН. Эти способности превращаются в действительность в результате упорного труда. Недостаток тяги к деятельности является недостатком самой способности.

Способности обнаруживаются в динамике приобретения ЗУН и не могут существовать иначе как в постоянном развитии. Способность, которая не развивается, со временем утрачивается. Только благодаря систематическим упражнениям мы поддерживаем и развиваем у себя соответствующие способности.

Б.Г.Ананьев считал, что способности и их развитие связаны непосредственно с развитием личности и её характера. Способности по Б.Г.Ананьеву включены в характер и их развитие представляет собой единый, хотя и противоречивый, процесс. Он связывал способности с развитием высших психических функций.

Месищев и Ковалёв понимали под способностями ансамбль свойств, который включает систему личностных отношений, а также эмоциональные и волевые способности.

Щадрилов: «Способности, как свойства функциональной системы, реализующих отдельные психические функции и имеющих индивидуальную меру выраженности, которая проявляется в успешном и качественном своеобразии освоения и реализации отдельных психических функций».

Дружинин:

Приобретение знаний (1) -> приобретение и сохранение знаний -> применение -> ПЗ (1).

Применение знаний – это способность, отождествляемая с интеллектом (способность решать задачи на основе имеющихся знаний).

Обучаемость характеризует систему приобретения знаний.

Процесс приобретения знаний связан с креативностью (общая творческая способность).

Таким образом, интеллект, обучение и креативность – это составляющие способностей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2750; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.